Проектно-исследовательская работа моей ученицы 4 Д класса помогла узнать ей о русской игрушке-матрешке. О том, как мастера ее изготавливают, из какого материала, то каким правилам, как украшают изделие и где применяют. Эта работа расширила кругозор о русских народных поделках не только моей ученице, но и всех детей нашего класса, т.к. Оля защищала свой проект сначала в классе,затем в школе..
Вложение | Размер |
---|---|
сокращенный проект матрешка | 181.48 КБ |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«МАТРЕШКА»
Выполнила: Ученица 4 «Д» класса Семенова Оля
Руководитель:уч.нач.классов Овчинникова Е.Г.
Город Улан-Удэ 2020год
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………2 2.Основная часть ……………………………………………………………...3
2.1 История появления матрешки……………………………………………...3
2.2. Матрешка вчера………………………………………………………….....4
2.3. Матрёшка сегодня………………………………………………………….7
3.Практическая часть…………………………………………………………8
4.Заключение ……………………………………………………………………9
5.Литература……………………………………………………………………..9
6.Приложение…………………………………………………………………..10
Введение
Актуальность темы:
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир. Эта игрушка имеет богатую историю, прочные традиции росписи. В современное время матрешка не забыта. Она продолжает жить, изменяться и развиваться вместе с Россией, символом и душой которой она стала.
Объект исследования:
Матрешка – русская деревянная разъемная кукла
Цель работы:
Раскрыть особенности и своеобразие росписи современной матрешки
Гипотеза:
Современной матрешка – это образ и душа современной России, символ русского народного искусства
Задачи:
2.Основная часть
2.1. История появления матрешки.
Уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "Статная дама"» Приложение(1) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера
Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Она считается доброй посланницей дружбы и любви. Она душа России.
Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто с небольшим лет назад её вообще не существовало. Откуда же появилась эта дивная кукла? Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии.
Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму Приложение (2), в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.
Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с черным петухом в руках. Приложение(3) Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше.
Для изготовления матрешки используют древесину таких деревьев как липа, береза, осина, так как их древесина мягкая и удобна в обработке.
Как правило, быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Начинают работу с изготовления самой маленькой неразъемной фигурки. Затем вытачивается нижняя часть второй матрешки, её верх, и так далее, до самой старшей куклы.
После вытачивания поверхность игрушки грунтуют, подготавливают под роспись. Расписные фигурки матрешек лакируют. Под слоем прозрачного лака краски приобретают особую яркость.
Матрешка изображает, прежде всего, образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, большие выразительные глаза, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Изобилие, бесконечность жизни, скорее всего, в этом глубокий смысл популярной игрушки. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен.
Изготовлением и росписью матрешек занимались в московской мастерской «Детское воспитание». Много появилось матрешек после той, первой. В начале 20 века насчитывали более 20 видов матрешек.
Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. Кроме матрешек - девочек и женщин, делали матрешек-мальчиков и отцов семейства. Приложение (4) Одни были «одеты» в национальные платья, другие в исторические костюмы, третьи изображали литературных героев, жениха с невестой, боярина с барыней. Приложение(5).
Матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.
Среди этого матрешечного разнообразия мы бы все равно не нашли знаменитых традиционных матрешек – Сергиев-посадскую, Семеновскую, Полхов-Майданскую, которые появились чуть позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Города Сергиев Посад и Семёнов, село Полховский Майдан – это старинные центры народных ремесел.
Мастера этих центров, увидев новинку – игрушку-матрешку, были покорены ей и взялись за её изготовление и роспись.
Постепенно в этих центрах народных ремесел сложились традиционные типы росписи русской матрёшки.
3.Практическая работа
Исследуя богатую историю этой игрушки, решила создать образ собственной авторской матрешки. Творческую работу я посвятила нашей Бурятии.
Моя матрешка – это буряточка в национальном костюме. Этот образ выполнен по мотивам монголоязычного народа. Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета. Самым впечатляющий -головной убор женщин халха. Главный элемент этого убора - особая причёска, призванная имитировать рога коровы.
И я очень довольна результатом выполненной работы.
Заключение
Матрешка живет и развивается вместе с Россией, где она и родилась. Проходит время, но эта игрушка продолжает радовать и увлекать людей разных поколений.
Её простая форма по-прежнему вдохновляет художников и народных умельцев на создание новых сюжетов для росписи. Приложение 16
Список литературы
1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н.
2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml
4. Матрёшка — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0
5. Русская матрешка. http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm
6. История матрешки.
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0&clid=123049&lr=45
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Как нарисовать ветку ели?
Загадка Бабы-Яги
Знакомимся с плотностью жидкостей