Введение
М. Горький в своё время сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (1).
Данная тема актуальна во все времена, так как школьный музей – это та ниточка, которая связывает настоящее и будущее с прошлым, нашими предками, это наша историческая память.
Музей- результат работы поколения краеведов (учителей и учеников) конца 50-ых – 70-ых годов. В это время создавался основной фонд музея. Прокин А.М., Улиткина Л.А., Черноруцкая Е.В., Малышева Ю.П. – учителя, которые стояли у истоков создания краеведческого музея в нашем лицее. Проект позволяет вспомнить наиболее интересные экспонаты, но и поговорить об актуальной проблеме их сохранности для современного поколения и использовании современных технологий для сохранения печатных изданий, фотографий, окаменелостей.
Цель проекта: привлечь внимание учащихся к наследию, созданному краеведами разных поколений школы №4, воспитать уважение к плодам их работы, истории лопасненского края.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Изучить наиболее интересные и значимые экспонаты из фондов музея МБОУ лицея №4, познакомиться с их историей.
2. Познакомиться с технологиями, позволяющими сохранить экспонаты, печатные фонды музея.
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с краеведческой и исторической литературой.
Методы исследования: анализ, сравнение, исследование литературы, работа с музейными и личными архивами, интервью.
1.Главные экспозиции музея и их история.
Историко-краеведческий музей в лицее №4 находится под опекой Министерства образования, так как представляет собой уникальную коллекцию, которой может похвастаться редкий крупный исторический музей.
В нём хранится более тысячи интереснейших экспонатов. В ходе исследования я изучила историю появления в музее некоторых их них, которые свидетельствуют о глубочайшей древности нашего края. Большую часть экспонатов составляют фрагменты костей животных ледниковой эпохи. Некоторые из них состоят на государственном учете, например – череп шерстистого носорога. (приложение 1)
В доисторические времена, как и вся европейская часть страны, наш край был покрыт мощным ледником, спускавшимся с севера. При таянии ледника возникла долина реки Оки и ее притоков Нары, Протвы, Лопасни. Ледник оставил по берегам рек песчаные морены, огромные залежи гравия.
На песчано-гравийном карьере в полукилометрах от г. Чехова землеройные машины вместе с гравием и песком зачастую поднимали на поверхность кости шерстистых носорогов, бивни и зубы мамонтов, рога древних оленей. Этими находками заинтересовались палеонтологи Москвы.
Каждую неделю, набрав добровольцев из учеников, Алексей Михайлович Прокин организовывал ни что иное, как археологические раскопки.
В 50-60-ые годы учителя и ученики нашей школы часто посещали карьеры. Фрагменты костей приносили в школу и размещали в кабинетах биологии, географии, истории. На фото 2 (приложение 1) мы видим А. М. Прокина с ученицами у Солнышевского карьера. В руках они держат находки, которые и станут первыми экспонатами будущего музея.
На этой фотографии - наиболее активных участниц краеведческих походов. Это ученицы нашей школы. Одна из них держит лопатку мамонта, другая – часть конечности шерстистого носорога. Они сохранились до настоящего времени украшают центральную экспозицию музея.
Как уже было сказано, первоначально находки приносили в кабинеты истории, географии, биологии. Это были первые экспонаты музея. (приложение 2)
Краеведческий музей в школе появился только спустя 10 лет в конце 60-ых годов. Кроме фрагментов костей доисторических животных в музее есть еще примечательные палеонтологические экспонаты. В тех же самых карьерах, но на глубине около 5 метров землеройные машины поднимали на поверхность раковины, зубы акул. Это говорит о том, что на территории Московской области миллионы лет тому назад плескалось теплое море.
В нашем музее есть уникальные образцы окаменелостей: хорошо сохранившиеся раковины аммонита, брахиоподы, кораллы. (приложение 2)
Кроме того, есть примечательный экспонат – бивень мамонта.
Каким образом формируются окаменелости? Я изучила этот вопрос.
2. Окаменелости – путеводная нить истории.
2.1 Этапы образования окаменелостей
Окаменелости представляют собой останки и отпечатки растений и животных, живших на земле в давно минувшие эпохи. У позвоночных животных в ископаемом состоянии чаще всего сохраняются кости и зубы, т.е. твердые части организма. В окаменелости превращаются лишь ничтожная часть вымерших животных и растений. Это происходит, если останки оказываются погребенными в земле очень быстро, еще до того, как успели разложиться. Чтобы умершее животное оказалось быстро захороненным, необходимо, чтобы над ним образовался осадочный слой, состоящий из песка или ила, глины, известняка, обломков других пород. Тогда его останки вскоре лишаются доступа воздуха и в результате не загнивают. Погибший организм быстрее покрывается осадочными породами, если он попадает во влажную среду.
Накапливаясь, осадки все глубже погребают под своей толщей останки животного. Со временем химические элементы (минералы), содержащиеся в осадочных породах, замещают ткани животного. Так, ископаемые кости состоят из кристаллов, по химическому составу сходных с окружающими породами, но сохранивших форму и структуру самой кости. Несмотря на то, что ископаемые образуются в результате наслоений осадочных пород, их обнаруживают на поверхности. Это объясняется тем, что в период образования горных цепей осадочные породы поднимаются. А под действием ветра и воды происходит медленное разрушение этих слоев, эрозии, что приводит к обнажению ископаемых, содержащихся в породах. (приложение 3)
Имеют ли данные окаменелости значение для науки, учёных? Я нашла ответ на этот вопрос.
2.2 Значение окаменелостей для учёных.
С помощью окаменелостей можно воссоздать картины минувшего. Окаменелости позволяют определить тип окружающей среды, в которой сформировалась горная порода. По окаменелостям можно судить о характере климата данной местности в глубокой древности. Они позволяют проследить, как изменялись биологические формы на протяжении миллионов лет, помогают установить возраст содержащих их горных пород, а также проследить за перемещением материков. Как я уже говорила, все палеонтологические экспонаты нашего музея – окаменелости.
О чём может сообщить окаменелость нашего музея - бивень мамонта? Это - измененные резцы, не имеющие корней и обладающие неограниченным ростом. Слои дентина, своеобразный «ежегодник животного», хранят информацию о физическом состоянии мамонта в определенный период жизни. Количество дентина зависело от того, насколько благополучно складывалось в тот момент жизнь гигантов, болели они или голодали. А необычные структурные изменения в узоре бивня говорят об изменениях в поведении животного.
Благодаря бивням можно узнать, каковы были температура и влажность воздуха в местах обитания животных. Как установили ученые, мамонты в последние годы своей жизни чувствовали себя не очень хорошо. Лабораторные исследования бивней показывают, что гиганты часто и много болели, что подтверждает гипотезу о том, что их сразила неизвестная эпидемия. Эти знания актуальны в наше время, помогают избежать глобальных природных катастроф в будущем, решить проблемы экологии.
Предполагаемые причины вымирания мамонтов:
3.Сохранение наследия
При посещении палеонтологического музея в Москве мы проконсультировались с научными сотрудниками музея по поводу сохранности окаменелостей. В музее есть специальная лаборатория для этих целей. Оказывается, способов защиты много. Нам предложили самый простой и доступный.
Сначала очищают от пыли и посторонних частиц поверхность кости с помощью щетки. А затем обрабатываем её раствором ПВА (в него входят: вода, гидроксиэтилцеллюлоза, антисептик, антифриз, пеногаситель, пластификатор). При этом кость активно впитывает в себя данный раствор. После высыхания раствор образует эластичную прозрачную защитную пленку. Мелкие трещинки склеиваются.
В нашем архиве хранится более 500 фотографий, свидетельсьвующих о данных находках. Со временем, в результате внешних воздействий (солнечного света, повышенной влажности воздуха, повреждений и т.д.) фотоснимки приобретают дефекты. Но, благодаря современным компьютерным технологиям, мы можем хотя бы частично решить эти проблемы. В нашем случае мы использовали программу Photoshop. Это очень емкая по своим возможностям программа, незаменимый инструмент для реализации творческих и художественных замыслов, создания анимации и фотомонтажа. Программа позволила частично восстановить поврежденные фотоснимки, свидетельствующие об истории появления и внешнем виде этих экспонатов.
Заключение
Я изучила наиболее интересные и значимые экспонаты из фондов музея МБОУ лицея №4- окаменелости, познакомить с историей их появления в музее.
Наши предки, жившие в веке каменном, успели уничтожить, не успев осознать, солидную часть фауны млекопитающих Земли. Есть даже понятие «плейстоценовый перепромысел».
Им удавалось сделать это с помощью камня, кости и палки.
Но ведь мы с вами –цивилизованные потомки этих охотников, и, располагаем куда более убойными средствами для истребления всего и вся, включая себя самих.
Так неужели мы не можем, наконец, сделать нравственное усилие и понять – осознать - признать: мы – все и каждый! - в ответе за судьбу природы земли.
Ведь чем-то мы все же должны отличаться от наших талантливых палеолитических предшественников - наверное тем, что придется взять на себя ответственность за будущее и наконец то действовать.
Поколение 50-60-ых – летописцы земли Лопасненской, собрали интереснейшие коллекции, поколение 70-80-ых – пополняло их. Наша задача – сохранить накопленный материал для будущих поколений, используя современные технологии. Сохраняя фонды нашего музея, мы сохраняем память об истории края.
Данный материал был использован при проведении конференции, где ребята не только познакомились с наследием краеведов нашего лицея, но и посмотрели мастер класс по реставрации фотографий и окаменелостей.
Литература
1. http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/1535-gorkij-maksim.html
2. https://evolution.powernet.ru/history/Earth_04/
3. https://urok.1sept.ru/articles/562831
Приложение 1
1.
Фото 1. Череп шерстистого носорога
2.
Фото 2.
А. М. Прокин – краевед, учитель истории школы №4 с ученицами у карьера (д. Солнышково)
Приложение 2
1.
Фото 3.
Первые экспонаты музея
2.
Фото 4.
Раковины, кораллы, окаменелости, раковина Аммонита, раковины брахиоподы
Приложение 3
1.
Фото 5.
Этапы образования окаменелостей
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasledie_kraevedov_shkoly_no4.pdf | 679.42 КБ |
Н. Гумилёв. Жираф
Осенняя паутина
Проказы старухи-зимы
Машенька - ветреные косы
Этот древний-древний-древний мир!