Руководитель проекта: Сарыглар Артур Калдар-оолович
Вложение | Размер |
---|---|
doshpuluur_-_proekt_kuular_d.r.docx | 234.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 3 города Чадана
Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.
Выполнил:
Куулар Дажням Радикович
Ученик 11 класса
Руководитель:
Сарыглар Артур Калдар-оолович,
учитель технологии первой категории
МБОУ СОШ № 3 г. Чадана
Адрес электронной почты:
tyva_school_146@mail.ru
.
Введение
Тувинская традиционная музыкальная культура, как объект не только научного исследования, но и практического освоения, представляет собой уникальное явление в Саяно-Алтайском регионе и по яркости, самобытности и своеобразию отличает тувинцев среди тюркоязычных народов не только Южной Сибири. В отношении инструментальной культуры Тува представляет собой своеобразный центр наиболее активного использования всего комплекса инструментального фонда кочевой цивилизации. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов: смычковые и щипковые хордофоны, ударные и духовые. Большинство из них струнные музыкальные инструменты.
Актуальность темы состоит в том, что в Туве мастеров, которые изготавливают традиционные музыкальные инструменты становится все меньше и меньше. Мы не должны потерять свою этническую самобытность и культуру.
Объект исследования – тувинские национальные музыкальные инструменты.
Предмет исследования – проектирование и изготовление музыкального инструмента дошпулуур.
Цель исследования – исследовать и проектировать традиционный тувинский национальный музыкальный инструмент «дошпулуур».
Дошпулуур – тувинский, традиционный, двухструнный (трехструнный) щипковый инструмент. Инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме трапециевидного ящика, изготовленного из древесины сосны, кедра или ели (высота трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего — 19 см). Дно — глухое, дека — с небольшим резонаторным отверстием (высота обечайки 8 'см). В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см, изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются три колка для крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились либо в кварту, либо в квинту в пределах первой октавы (сообщение М. Мунзука)2.
Звук, извлекаемый на дошпулууре щипком, без плектра, значительно слабее звука казахской домбры, сходной с ним по тембру. Характер использования тощпулура в тувинской народной музыке нам не удалось наблюдать; М. Мунзук сообщает, что на нем исполнялись мелодии любых народных песен2, но наряду с ними и особое остинатногетерофонное сопровождение к мелодии горлового пения «Дембильдей».
В дореволюционной Туве дошпулуур был самым распространенным и любимым музыкальным инструментом тувинцев. Он был почти в каждом аале, если не в каждой юрте. Об этом свидетельствует, в частности, замечание Г. Е. Грум-Гржимайло, относящееся к началу прошлого столетия. Часто он упоминается и в произведениях устного народного творчества, особенно много народных песен о дошпулууре. А в послереволюционной Туве он почти совсем забыт; его вытеснил более полнозвучный и технически более совершенный струнный щипковый инструмент — шанзы.
Тувинское название инструмента шанзы — вариация его монгольских названий: шандза, чанза, шандзе.
Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частей: трапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус.
Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции.
Требования к изделию
Техника безопасности при выполнении работ
Обработка древесины
Обработку древесины проводят разными способами. Поскольку лиственница очень смолиста, то смолу из нее выпаривают путем кипячения. Кипятят древесину примерно полдня, пока вся смола не выкипит, затем ее сушат. Через 7-8 дней можно приступать к изготовлению музыкального инструмента. Прокипяченная древесина высыхает быстро, что ускоряет процесс изготовления инструмента и со временем не трескается. Помимо кипячения, древесину сушили, обмазав заготовку свежим коровьим навозом и положив ее в тени до полного высыхания, т.е. почти на все лето, либо заготовку зарывали в навоз. Этот способ сушки дает древесине еще и красновато-коричневый оттенок.
Подготовка шеи и головки
Шейка и головка в виде лопаточки делаются из цельного куска березы. Длина шейки вместе с головкой около 55 см, при общей длине всего инструмента около 80 см. Головка сделана в виде фигурки лошади. На шейке нет ладов. И дека, и дно кожаные. Они делаются из кожи козла, теленка или марала, а лучшей считается кожа горного козла, снятая весной; оленеводы и охотники Тоджинского района используют и кожу косули или оленя.
Сквозь корпус проходит круглая шейка, заканчивающаяся четырехгранной головкой или же иногда и резной головкой лошади. На головке насквозь вставлены три длинных колка, на которые натягиваются струны.
Обработка кожи
Кожу предварительно подвергают специальной обработке: 5-7 дней вымачивают в холодной воде. Например, оставляют в реке, придавив сверху камнями, чтобы не унесло течением. В зимнее время вымачивают кожу дома.
Вымачивается кожа до тех пор, пока не начнет отходить шерсть, затем остатки шерсти соскабливаются и сырая кожа натягивается на корпус, приклеивается и сушится в таком месте, где пропитывалась бы дымом. Чем холоднее вода, в которой вымачивается кожа, тем меньше вероятности испортить кожу.
Струны
Струны для традиционного дошпулуура делались из некрученых конских волос, в наше время конский волос чаще стали заменять тонкой леской. В основном леску предпочитают из-за прочности. Длина рабочей части струн у дошпулуура легко изменяется при помощи подвижного верхнего порожка. Порожек этот в виде металлического кольца, сквозь который продеты все три струны, притягиваются к шейке веревочкой или кожаной вязкой и свободно передвигается по шейке верх и вниз, удлиняя или укорачивая звучащую часть всех струн одновременно. Приспособление это помогает быстро перестроить инструмент соответственно тесситуре певца при сопровождении пению.
Заключение
Любой национальный инструмент - часть истории народа. Они показывают специфику нравов и обычаев, раскрывают о культуре своего народа. Звучание каждого инструмента самобытно и неповторимо. А дошпулуур это струнный щипковый инструмент с двумя или тремя струнами. Верхняя и задняя дека представляют собой кожаные мембраны, струны жильные или нейлоновые. Играют на нем по большей частью аккомпанируя, когда поют горловое пение. Поэтому считаю: чтобы музыка звучала красиво, сильно, нужно играть на качественно изготовленном инструменте, а настоящих мастеров по изготовлению национальных инструментов осталось совсем мало. Это проблема встала передо мной, когда я увлекся горловым пением и у меня появилось желание самому сделать дошпулуур. В нашей республике нет мастерских по изготовлению музыкальных инструментов, только сельские мастера делают по заказу артистов. Раньше жил Маржымал Ондар из соседнего кожууна, великий исполнитель горлового пения и мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов. Он был учителем музыки в сельской школе. Очень отрадно, что его ученики по сей день продолжают его дело. Одним из его учеников, Дамдын Марат Борагаевич – член Союза мастеров-изготовителей музыкальных инструментов РТ, член Союза художников России. Участвует во многих местных республиканских, региональных, международных выставках. Им были изготовлены больше сотни своеобразных национальных музыкальных инструментов: чадаганы, игилы, чанзы, дошпулууры, бызаанчы, кенгирге, дунгуры. Среди работ мастеров молодого поколения особое место занимают инструменты, сделанные Маратом Дамдыном. Марат является мастером, который в принципе может сделать любой струнный инструмент.
Инструменты, изготовленные им, отличаются качеством обработки деревянных частей инструментов, тщательностью обработки кожи. Марат также по праву считается лучшим мастером таких сложных по изготовлению инструментов, как чадаган, чанзы (когээржик, дошпулуур).
На многих инструментах, сделанных Маратом Дамдыном, играют наши знаменитые музыканты, артисты Национального оркестра, Народные хоомейжи РТ, музыканты известных на весь мир групп Республики Тыва, учащиеся школ, Кызылского колледжа искусств и также в музыкальных школах республики. Многие его инструменты, свидетельствует доктор культурологии Валентина Сузукей, покупаются иностранными музыкантами и находятся в разных странах мира.
С помощью учителя технологии у меня мечта самому сделать дошпулуур сбылась! В дальнейшем я хочу поступить в Кызылский колледж искусств имени Алексея Чыргал-оола, чтобы дальше продолжать развивать своё исполнение горлового пения и дальше делать своими руками различные народные музыкальные инструменты.
Я научился сам изготавливать инструмент «Дошпулуур». Я горжусь!
Список литературы:
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Повезло! Стихи о счастливой семье
Девочка-Снегурочка
Ночная стрельба
Нечаянная победа. Айзек Азимов