Кукольный театр доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, развивает внимание, память, речь, увеличивают словарный запас.
Вложение | Размер |
---|---|
Таорческий проект. | 25.46 КБ |
Введение
В век цифровых технологий многие современные дети не представляют своей жизни без компьютеров, планшетов, телефонов. Конечно, компьютеры решают сегодня много проблем. Но сами того не осознавая мы так много теряем из-за них. Время уходит неизвестно куда, мы теряем его увлекаясь ненужной информацией и рекламой, а ведь могли бы потратить с гораздо большей пользой. Например – сделать своими руками поделку из бумаги и подарить ее своим близким, друзьям. Подарок, выполненный своими руками, всегда очень трогателен и приятен. Их изготовление начинается с детских развлечений и заканчивается настоящими произведениями искусства.
Актуальность
Кукольный театр-явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Они приходят в дом, прежде всего, с экрана телевизора, часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он может поменять роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спектакля. Множество людей вовлечено в самодеятельное кукольное творчество и должны испытывать естественную потребность и желание узнать о кукольном театре больше.
Кукольный театр-это искусство, с помощью которого решаются многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, а также созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Моя исследовательская работа посвящена технике «папье-маше». Меня привлекает данная тема исследования тем, что можно изготовить все что угодно своими руками.
Объект исследования – декорации для настольного театра.
Предмет исследования: технология изготовления декораций в технике «папье-маше».
Цель проекта: изготовление декораций для настольного театра в технике «папье-маше».
Задачи:
Требования к продукту: практичный, аккуратный, эстетичный, качественный, оригинальный, красивый на вид, привлекательный, экономичный, функциональный.
Ожидаемый результат:
В процессе работы над проектом я должна познакомиться с историей появления кукольного театра и их видами, изучить технологию изготовления декораций с использованием техники папье-маше. Представить проанализированную и изученную информацию в теоретической форме и показать полученный продукт.
Гипотеза состоит в том, что, освоив технику «папье-маше», можно изготавливать много интересных предметов и подарков для друзей своими руками.
1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения кукольного театра.
Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берет свое начало из религиозных мистерий. Еще в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов-истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описанию древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками. Впоследствии эти религиозные изображения движущихся кукол в дни празднеств начали разыгрывать самостоятельные религиозные действа
Ученые считают, что именно Египет является родоначальником кукольного театра. Оказывается на сегодняшний день очень популярен во всех странах Востока. В Индии кукольный театр марионеток является любимым представлением для взрослых и детей. Большое влияние на развитие кукольного театра всех европейских стран оказала Италия. Затем кукольный театр проник во Францию, Бельгию, Голландию, Англию, Германию, Чехи.
В России же кукольный театр произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом в обрядах зарождались элементы театра [6].
По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, другие - с запада. Принесённое ими искусство перемешивалось, что в итоге порождало новые формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, и становилось им. Главным героем кукольного театра всегда был и остается Петрушка. Вместе с кукольным театром, он так же проходил изменения и в итоге приобрел отличительные черты в разных странах мира.
1.2 Виды кукольного театра.
Изучив и проанализировав много литературы пришла к выводу: существует несколько видов кукольного театра.
Плоскостный и объемный – разновидность настольного театра, который может быть изготовлен своими руками из бумаги и картона;
Теневой театр – фигурки людей и животных движутся по ярко освещенному экрану;
Театр на фланелеграфе – картинки не падают, а надежно держатся на доске; Магнитный кукольный театр – герои сказки крепятся на доску благодаря плоским магнитам;
Перчаточный кукольный театр – наручных кукол шьют из ткани или вяжут из шерсти и ниток;
Театр-книжка – объемные и движущиеся картинки, оживляющие персонажей сказок;
Настольный кукольный театр – обычные игрушки, которыми дети играют каждый день.
1.3 Что такое папье-маше?
И так что такое Техника папье- маше?
Сначала я узнала, что папье-маше – это масса, состоящая из переработанных бумажных материалов, смешанных с клейстером, или клеем ПВА. Название с французского переводится «жёваная бумага». Из папье-маше можно сделать игрушки, маски, декоративные элементы, муляжи и даже мебель, машинки кукольные домики и многое другое.
История папье-маше началась в 16-м столетии во Франции. Тогда из грубой толстой бумаги и своеобразного клейстера делались персонажи- куклы. В Россию данная технология пришла при правлении Петра I.
Чтобы сделать папье-маше мне понадобилось следующие материалы: газеты, туалетная бумага, бумага А4, клей ПВА, кисти, краски гуашь, клеёнка для защиты стола, пластилин. Когда техника папье-маше была изучена, я поняла, что сделать декорации в этой технике не составит много труда и финансовых затрат. Осталось только определиться к какой сказке будут эти декорации. Нашла фигурки настольного театра сказки «Три поросенка», а вот декорации со временем пришли в негодность. И, так, было решено, буду делать декорации к настольному театру- к сказке «Три поросенка» в технике папье-маше.
2. Практическая часть
В моих старых декорациях были бумажные домики, деревья, и бумажные куколки. Я думаю декорации быстро пришли в негодность так как были тонкие, часто падали и были односторонние. Поэтому я решила попробовать эту технику и сделать то что я хочу более качественно и практично, тем более эта техника мало затратная, так как все материалы которые я использовала подвергались утилизации. Также хочу добавить к своим декорациям: скамейку, забор, деревья, засушенную веточку виноградной лозы, так как в перевернутом состоянии напоминает яблоню, колодец, и маленькое ведерко тоже сделаю в технике папье маше.
2.1. Подготовка материалов и инструментов.
Итак, нам понадобились следующие материалы: клей ПВА, ножницы, бросовая бумага (черновики А4), краска гуашь, коробочки ( для придания формы), кусок плотной бумажной коробки, Декоративные ленточки, деревянные шпажки разного диаметра, салфетки цветные, солома, вода, ткань, дсп (основа), ивовые веточки, спички, синтепон, картон, клей пистолет и клеевые стержни, клей «мастер».
2.2. Порядок выполнения работы.
Приготовить клеевую бумажную массу. Для этого я нарвала бумагу в ведро и замочила ее на 3 суток, затем ее отжала, и добавила клей ПВА. Так получалась у меня бумажная масса. Затем я стала лепить на основу бумажную массу, давала высохнуть. (Приложение 1)
Раскрасила, сделала крышу конусную и обклеила ее соломкой, задекорировала лентой окно, и крышу. (Приложение 2)
Затем куском ткани оранжевого цвета обклеила заготовку-основу под декорации, вырезала ленточку из синей ткани, получилась речка. Осталось только собрать декорации на подставку. Вот как у меня получилось. ( Приложение 7)
Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно накройте рабочую поверхность газетами или старой клеёнкой. Чтобы не испачкать руки, лучше надеть перчатки.
Изделие из папье-маше можно окрашивать любыми красителями — гуашью, акварелью, акриловыми красками, фломастерами.
Для закрепления краски можно покрыть изделие лаком — он хорошо ложится на материал.
Готовый предмет получается прочным, легким и неприхотливым в уходе (пыль с него можно вытирать обычной влажной тряпкой).
Работать с папье-маше интересно и приятно. С помощью этой техники можно воплотить в жизнь практически любую идею. Единственный минус состоит в том, что на изготовление изделия требуется довольно много времени: если толщина бумаги будет большой, то заготовку придется довольно долго высушивать, прежде чем приступить к следующей стадии процесса (например, нанесению краски). Однако, поверьте, это того стоит!
Что можно сделать из папье-маше? Огромное разнообразие прекрасных вещей. Это и украшения для интерьера, и всевозможные декоративные фигурки для сада... Шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, вазы для сухих букетов, пасхальный сувенир — яйцо и даже бусы и браслеты... Словом, всё, на что у вас хватит фантазии!
Какие свойства делают папье-маше таким популярным видом рукоделия?
Минимум материальных затрат: годится любая бумага, которая найдется в доме. Для работы не нужно специальных инструментов и приборов, подойдет любая плоская поверхность. Не требуется никаких особых навыков или подготовки.
И так работа выполнена. Цель проекта достигнута – я изготовила декорации к сказке в технике папье-маше. Я очень довольна своей работой. Мне удалось не только сделать декорации, а также поставить эту сказку и показать моей младшей сестренке и друзьям. Еще хочу сделать в этой технике карету для золушки. Я уверена, что освоение данной техники позволит мне в будущем создавать новые и интересные произведения искусства.
Пятёрки
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Упрямый зяблик
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Алые паруса