Создание экологического путеводителя по произведениям хантйского писателя Еремея Даниловича Айпина
Вложение | Размер |
---|---|
arbachakova_aleksandra_proektno-issledovatelskaya_rabota.docx | 184.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
«Экологические проблемы
в произведениях хантыйского писателя
Еремея Даниловича Айпина»
Участник:
Арбачакова Александра,
ученица 7 класса
Руководитель: Ганиева Эльмира Альфировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель ОДНКНР
с. Варьеган, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение.
Список литературы
Приложение
Введение
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, даже на автобусной остановке и в магазине.
Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.
На уроках литературы мы изучаем творчество поэтов и писателей, которые в своих произведениях показывают красоту и величие природы, а также отношение человека к окружающему миру.
А вот на уроках по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы затрагиваем творчество писателей и поэтов разных народов. Так, совсем недавно мы познакомились с творчеством хантыйского писателя Еремея Даниловича Айпина, в творчестве которого освещаются вопросы экологии.
Цель исследования:
Задачи:
Объект исследования: тексты рассказов Еремея Даниловича Айпина.
Предмет исследования: вопросы защиты природы в рассказах Еремея Даниловича Айпина.
Методы исследования:
Актуальность: еще четыре года назад – в 2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Но эта тема актуальна всегда. Год науки и технологии объявлен 2021 год. Тема экологии актуальна и в этом году.
Экологические вопросы затронул в своем творчестве и хантыйский писатель Еремей Данилович Айпин.
Теоретическая значимость: анализ ряда рассказов Еремея Даниловича Айпина.
Практическая значимость: разработанный экологический путеводитель по рассказа Еремея Даниловича Айпина можно использовать на уроках литературы и краеведения, а также можно продолжать изучать творчество писателя и пополнять данный путеводитель.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого означает «наука о доме». И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.
Если посмотреть в целом, то «Экология» наших дней оставляет желать лучшего и у многих с этим понятием возникают пессимистические мысли. Но ведь это наша реальность, то, что заслужил человек. Общество, прежде всего, пытается сохранить себя, но видимо не понимает, что спасая себя, необходимо спасти природу, правильно используя ее ресурсы. Отвечать благодарностью на благодарность, ведь природа многим жертвует для человечества. Жертвует собой, гибнет ради нас.
В прошлом бережное отношение к окружающему было массовым явлением, неписаным законом для всех, который соблюдался неукоснительно без всякого контроля и действовал как бы автоматически, сам по себе, он внедрялся в сознание поколений самим укладом жизни, семейным воспитанием, примером поведения старших. С детства ребенку внушалось: не вреди окружающему миру, животным. Взрослые постоянно учили детей, чтобы они не ломали деревья, ветки, не рвали цветы без нужды – ведь они живые, они, так же, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. Учили не осквернять природу, не загрязнять мусором берега рек, особо соблюдали чистоту родников, ключей, не мусорили рядом. К сожалению, сейчас в современном сознании, в человеческой душе, в представлениях все очень мрачно. Современные люди не умеют ценить дарованную Богом матушку-природу. Лишь только использует ее в своих корыстных целях, удовлетворяя свои разнообразные потребности.
Именно сейчас назрела необходимость заглянуть в прошлое, обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные в художественной литературе о содержании общечеловеческих ценностей, традиций и этикетов.
В школе на уроках биологии и литературы мы часто говорим о красоте природы, о значимости окружающей среды, учителя призывают нас беречь все прекрасное, что нас окружает, то, что у нас еще пока осталось. Подобный настрой наводит на мрачные мысли. Неужели все так ужасно и сделать уже ничего нельзя? Конечно же, пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось.
Очень ярко вопросы охраны окружающей среды раскрывает в своем творчестве Еремей Данилович Айпин.
Родился 27 июня 1948 года в семье ханты, профессионального рыбака-охотника (прадед Иван был народным целителем и духовником, его называли Шаманящим Стариком) в поселке Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района. Окончил 8 классов, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве. С 1967 по 1971 годы учился в Ханты-Мансийском педагогическом училище, в это же время опубликовал свой первый рассказ «По насту» в окружной газете «Ленинская правда».
В 1971 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Учился в семинаре прозаика Бориса Бедного. Учеба была прервана службой в Советской армии. В 1976 году защитил диплом в институте и по возвращению в город Ханты-Мансийск работал редактором окружного комитета по телевидению и радиовещанию.
С 1978 по 1989 годы работал в окружном научно-методическом центре культурно-просветительной работы и народного творчества. В 1979 году вышла его первая книга «В ожидании первого снега». В 1980 году в журнале «Урал» опубликована повесть «Звезда Утренней Зари», в которой автор пытался предостеречь о последствиях, к которым может привести бездушное освоение богатств края.
В 1981 году принят в Союз писателей СССР.
В 1985 году Айпин принял участие в работе VI съезда писателей РСФСР.
В 1980-е годы Еремей Данилович предпринимает попытки возродить и сберечь культурное, духовное, этническое богатства народа ханты. Он собрал богатейшую коллекцию фольклора своего народа, организовывал экспедиции по сбору национальных музыкальных инструментов, орнаментов, одежды, предметов быта. Был инициатором и организатором создания этнокультурного музея-заповедника под открытым небом «Торум Маа» в городе Ханты-Мансийске.
С конца 1980-х годов активно занимался общественной работой. В 1989 году на первых альтернативных выборах он был избран народным депутатом СССР, где в должности председателя подкомиссии по делам народов Севера занимался законотворческой работой на постоянной основе.
В 1990 году появился роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари». Автор по этому поводу пишет: «Главную для меня книгу – «Ханты, или Звезда Утренней Зари» – я начал писать со дня своего рождения. Так вначале мне казалось. Но сейчас я думаю, что, возможно, она зародилась задолго до моего появления на свет. Я искал Истину о своем народе».
В 1991 году Айпин стал председателем депутатской Ассамблеи малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. В этом же году в «Нашем современнике» появился рассказ «Божье послание».
С 1992 по 1993 годы – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе, в это же время – главный редактор газеты «Слово народов Севера».
В 1993 году вновь избран депутатом в Государственную Думу, где работал по 1995 год и занимал пост заместителя председателя Комитета по делам национальностей. С 1993 по 1997 годы – президент Всероссийской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году по инициативе Еремея Даниловича и с его предисловием издается первое собрание нормативных актов и документов «Правовой статус малочисленных народов России».
С 1996 по 2000 годы – советник представителя Президента Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе. До избрания в январе 2001 года депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа некоторое время работал председателем Нижневартовского районного отделения Ассоциации «Спасение Югры» (первая в России общественная организация северян создана в августе 1989 года при непосредственном участии Айпина). Участвовал в создании Ассоциации и Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных народов Севера. Активно занимался разработкой проектов законов по защите прав и интересов малочисленных народов России, а также жителей округа, своих сородичей. При этом проявил себя вполне компетентным экономистом, юристом, демографом, экологом.
В 1997 году изданы две книжки для детей по фольклорным материалам, которые были переизданы в 2001 году. В 2002 году увидел свет новый роман «Божья Матерь в кровавых снегах», отрывки из которого были напечатаны в пятом выпуске альманаха «Эринтур» в 2000 году. В 2007 году в городе Санкт-Петербурге вышел сборник рассказов «Река-в-Январе».
Основные его произведения переводились и издавались в Венгрии, Германии, Италии, США, Финляндии, Испании, Франции.
Лауреат премий: журнала «Наш современник» за рассказ «Божье послание» (1991), «Звезда Утренней Зари» (1993), учрежденной депутатской Ассамблеей малочисленных народов Севера; губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы (1999) за книгу прозы «У гаснущего очага»; еженедельника «Литературная Россия» (2001) за идею литературного праздника «Ханты в Москве»; международной литературной премии «Югра» (2013) в номинации «За вклад в югорскую прозу». Лауреат литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (2014).
Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа (1998). Награжден знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1987), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2000), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006), знаком «За заслуги перед округом» (2007), почетным нагрудным знаком Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За вклад в развитие законодательства» (2008).
Член Союза писателей России.
Живет в городе Ханты-Мансийске.
Автор более 20 художественных и публицистических произведений. Отдельные произведения переведены на английский, французский, немецкий, испанский, венгерский, финский, японский языки и некоторые языки народов России и ближнего зарубежья.
Творческая позиция Еремея Даниловича Айпина имеет свою особенность. Вот что об этом пишет литературный критик М. М. Рябий: «Айпин – коренной житель Севера, его хантыйского сообщества, человек, принадлежащий роду Бобра, а потому невольно стремящийся понятием «родственности» охватить положительных героев и персонажей своих произведений» . Следуя культурным традициям народа, Еремей Данилович в своих работах выражает духовный мир народа ханты, его мировоззренческую и этноэстетическую природу. В произведениях писателя отражается неповторимый мир людей, связанных между собой единством происхождения, языка, духовной культуры.
Материалом исследования послужила книга «Время дождей (рассказы разных лет)», опубликованная в середине 1990 годов. Сборник состоит из четырнадцати рассказов, написанных Айпиным в 1970-е годы, кроме двух: «Русский лекарь» (1993) и «Осень в твоем городе» (1993). Центральной темой всех рассказов книги становится образ природы, мир которой у писателя опоэтизирован, физически ощутим. Гармоничное взаимодействие главных героев – человека и природы – определяет ту модель поведения человека, которая присуща представителю традиционной культуры, живущего в гармонии с природой. Отношение к природе Еремей Данилович показывает через восприятие и мироощущение героев своей книги. Мысли и чувства персонажей передаются посредством авторской речи. Позиция автора – рассказчика – присутствует в развернутых пейзажных описаниях, которые часто сопутствуют повествованию, а содержащиеся в них приемы подчеркивают индивидуальный стиль писателя. Одушевление природы раскрывается в неразрывной связи понятий «живое» и «неживое», которая также представлена в описаниях пейзажа.
В культуре хантов сохранился древний пласт верований, связанный с животными. Почитание животного как прародителя и помощника в охоте способствовало тому, что в произведениях северных писателей, в том числе и у Еремея Айпина, многие фольклорные анималистические персонажи характеризуются устойчивой выразительно-эмоциональной оценкой. Так, один из ранних рассказов писателя – «Медвежье горе» (1972) – посвящен повествованию о медведе, во многом родственному человеку. Живой образ медведицы-матери наиболее четко проявляется в предложениях, содержащих сравнение.
В сопереживании животному, которое выражает старый охотник, прослеживается связь с устным народным творчеством. Подобные примеры мы находим и в других рассказах писателя, где сопереживание персонажа, повествователя или рассказчика проявляется, например, к реке в рассказе «Последний рейс» (1972); к животному в рассказе «Лебединая песня» (1976); в «В урмане» (1973) герой сопереживает дереву и т.д.
Природа в произведениях Еремея Айпина осмысляется как вечное начало, дающее и порождающее жизнь. Отсюда идет тенденция к олицетворению, претворенному приемами, которые характерны для художественно-литературного изображения. Явления природы, смена времен года часто описываются в динамике, в движении, в смене цвета и красок пейзажа.
На уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы познакомились кратко с биографией хантыйского писателя. Прочитали и проанализировали только один рассказ «Медвежье горе». Данный рассказ нам очень понравился тем, что главная героиня – медведица наделена человеческими чувствами – материнскими инстинктами.
Решила провести анкетирование среди учащихся 7-8-х классов по теме «Интерес к творчеству Еремея Даниловича Айпина». Разработала вопросы, провела анкетирование, подвила итоги, которые способствовали дальнейшему плану действий.
Анкета Дорогие друзья, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
а) Да б) нет 2. Перечислите рассказы Еремея Даниловича Айпины, которые вы прочитали ____________________________________ 3. Напишите, какие вопросы он освещает в прочитанном вами рассказе ________________________________________ 4. Вам интересно творчество Еремея Даниловича Айпина? а) Да б) нет |
Респондентами стали 15 учащихся (8 учеников 7-го класса и 7 учеников 8-го класса). Ответы на 1 вопрос показали, что все знакомы с творчеством хантыйского писателя Еремея Даниловича Айпина. В принципе это неудивительно, потому что на уроке мы об этом говорили.
Второй вопрос показал, что респонденты знакомы всего лишь с одним рассказом «Медвежье горе», с которым мы знакомились на уроке.
В третьем вопросе респонденты указали, что тема экологии присутствует в прочитанном ими рассказе.
А ответ на четвертый вопрос показал, что всем респондентам интересно творчество Еремея Даниловича Айпина.
Делая вывод по итогам анкетирования, решила составить для ребят экологический путеводитель по рассказам Еремея Даниловича Айпина, в котором отразила ряд рассказов «Лебединая песня», «Осень в твоем городе», «Где же ты, осень?». Все данные рассказы опубликованы в сборнике «Река-в-январе», выпущенный издательством «Миралл» в городе Санкт-Петербург в 2007 году. Данное издание есть в фонде школьной библиотеки.
Название рассказа | Краткий сюжет |
«Лебединая песня» | Яркие образы птиц – это определенные символы. Птицы всегда жили рядом с людьми, а люди слышали, то чарующее щебетание, то воркование, то резкий крик. В древние времена многие народы почитали и поклонялись птицам как божествам. Приписывали им чудесные свойства, слагали о них мифы, легенды, сказки. В книгах Айпина встречается этот древний образ. В его произведениях слышится любовь, переживания за свой народ, за природу, за родной край. В данном рассказе автор показывает образ красивейшей птицы и накладывает на облик человека. Люди и птицы сродни тому чарующему миру, который находится в тайге. А рассказ «Лебединая песня» подобен набатному колоколу, он призывает обратить внимание на зло, человеческие пороки, которые в конечном итоге могут уничтожить все живое на земле. |
«Осень в твоем городе» | Время года – осень вместе с главным героем рассказа грустит, что время быстротечно, что дни уходят безвозвратно. Автор философствует о жизни человека на фоне природы. Человек и природа едины. |
«Где же ты, осень?»: эссе | В этом произведении Еремей Данилович Айпин показывает осень живой героиней. Автор использует такие литературные приемы, как олицетворение, метафоры, эпитеты. Осень позвала, осень остановилась, осень замедлила шаг, осень заманила, осень водила. |
Думаю, что созданный мною экологический путеводитель привлечет внимание моих сверстников к чтению произведений хантыйского писателя Еремея Даниловича Айпина, поднимающего в своем творчестве экологические вопросы, которые актуальны во все времена.
Заключение
В данной проектно-исследовательской работе осветила всего лишь три произведения Еремея Даниловича Айпина, затрагивающие вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для Еремея Айпина - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.
Писатель хочет сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства следующих поколений.
Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться с уважением относиться к природе, и этому приучать наше подрастающее поколение, используя богатый накопленный веками опыт наших предков.
Надеюсь, изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и, главное, не будем забывать говорить спасибо, отвечать на благодарность благодарностью и уже никогда не обидим братьев наших меньших. Ведь действительно от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.
Список литературы
Заяц-хваста
Мост Леонардо
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Как нарисовать черёмуху
Притча о гвоздях