Дух огня (тог муранни) — добрый дух, дающий людям тепло и уют. Дух огня — главный покровитель эвенской семьи, ее счастья и благополучия. Тог муранни является связующим звеном между людьми и небесными богами, земными духами. Дух огня предупреждает эвенов о недовольстве или угрозах различных духов данной местности.
Благодаря опыту, накопленному веками, мудрости народа, эвены вышли победителями в жесткой борьбе с силами природы и сумели сохранить себя как народ с самобытной культурой.
Наша задача нынешнего поколения сохранить, возродить и передать подрастающему поколению, то все лучшее, что создано веками, по крупицам собранную и дошедших до наших дней традицию, культуру эвенского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
kul_ognya_u_evenov.docx | 44.29 КБ |
Министерство образования и науки РС(Я)
Культ огня у эвенов.
Выполнила: Дмитриева Диана,
МБОУ «Чокурдахская средняя
общеобразовательная школа
имени А.Г.Чикачева», ученица 8 «а» класс.
Научный руководитель:
Дмитриева Марина Ивановна,
учитель математики
МБОУ «Чокурдахская средняя
общеобразовательная школа
имени А.Г.Чикачева
Чокурдах, 2022 г.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………3-4
2. Культ огня у эвенов…………………………………………………………..4-6
3. Охотничьи обычаи и традиции эвенов Аллаиховской тундры.……………6-7
4. Рассказы носителей эвенской культуры ……………………………………..7
5. Приметы и запреты духа огня у эвенов……………………………………….8
6. Заключение……………………………………………………………………..9
7. Список использованной литературы………………………………………….10
1.Введение.
С давних времен огонь был необходим человеку для света, приготовления пищи, тепла. Огонь- источник жизни человека .
Полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вёл от дикости к цивилизации, от природы к культуре. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой. Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни ещё на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнёром.
Загадочность огня породило огромное количество мифов и легенд. Изначально огонь был силой богов, и только по их неосторожности небольшой уголек свалился на землю, где нашел его человек и начал применять для собственных нужд. Практически у всех народов, огонь имеет божественное происхождение.
У эвенов было известно особое поклонение огню. Считалось, что огонь обладает очистительной силой. Верили, что в огне живут его духи-хозяева , от которых зависит благополучие в доме и удача на промысле.
Огонь считался посредником между миром людей и миром предков духов вселен-ной, поэтому к нему обращались в разных жизненных ситуациях. Огонь — главная семейная святыня — широко использовался в семейных обрядах.
Цель: Изучение культа огня у эвенов.
Гипотеза. Изучение культа огня у эвенов должна возродить интерес к обрядам, обычаям , сохранению традиций и изучению эвенского языка.
Поставила перед собой такие задачи:
• Ознакомиться и изучить литературные источники по теме;
• Провести опрос среди учащихся ;
• Опросить носителей эвенской культуры;
Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях .
Объект исследования: Культ огня.
Предмет исследования: Культ огня у эвенов.
Методы исследования. Поиск информации в литературе, в интернете, в музейном архиве, опрос, беседы с носителями эвенской культуры.
У каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура. По данным переписи населения 2010 года одним из преобладающих коренных малочисленных народов Аллаиховского улуса являются эвены.
Эвены | 612 |
Юкагиры | 78 |
Эвенки | 36 |
Чукчи | 17 |
В нашей школе обучаются и работают представители коренных малочисленных народов Севера.
эвен | юкагир | чукча | |
учащиеся | 28 | 5 | 2 |
учителя | 2 |
| 1 |
В своей школе провела опрос по данной теме. Всего участвовало 76 детей.
Вопросы | да | нет |
Знаете ли вы о культе «Огня»? | 0 | 76 |
Знаете ли вы запреты и приметы духа огня? | 0 | 76 |
Хотели бы вы получше узнать культуру, культы, традиции и праздники коренных народов | 76 | 0 |
Из таблицы видно, что мои ровесники не знают о культе огня, запреты и приметы духа огня. Но все хотят получше узнать культуру, культы , традиции коренных народов .
2. Культ огня у эвенов.
Эвены, так же как и другие народы, поклонялись огню. По представлениям эвенов, дух огня назывался - Тов Їинкэнни (Їинкэн муЇон) ; с ним советовались, «угощали» после удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной местности приняли их хорошо. Эвены, как и другие народы, ведущие традиционный образ жизни, почитали огонь-Тов и возвели его в культ.
Костер (Гулун Тогон) служил не только для приготовления пищи, но и для согревания человека и был известен уже синантропам. В качестве топлива употреблялось - кости, политые жиром и топленый жир, кустарники.
Эвены, жители горно-таежной зоны, для костра употребляли дерево-сухостой (лиственницу), которое давало яркий, сильный огонь без большого дыма и искр. Это обстоятельство было очень важно, так как очаг располагался посреди чума-илуму . А в пути, на охоте или на рыбалке для приготовления пищи эвены разводили костер около чума. Очаг со всех сторон обкладывали камнями и на двух кольях ставили Олдаан. Для такого костра заготовляли сухие ветки деревьев — гар. Пользовались огнем также для освещения жилищ — при помощи плошек, в которых горел топленый жир. Огонь применялся не только для приготовления пищи или обогрева, но и для других хозяйственных нужд: для изготовления полозьев нарт, для работы кузнеца — Тавинкэ.
Духу хозяину местности был посвящен особый обряд. По прибытии в новую незнакомую местность для ее хозяина на видное место, на шесте или на дереве клали в дар кусочек еды, шкурки ценных зверьков. Сакральность эвенского жилья начиналась уже с его месторасположения и установки. Перед установкой на новом месте тщательно подбиралось место. Глава семьи, который вел караван во время, делал круг на новом месте, располагая нарты с оленями по традиционному порядку, где посередине должен был стоять чум. Для чума годился обязательно, ровный, сухой и возвышенный участок. Дверной проем устанавливали только в сторону восхода солнца, так как восток означал начало жизни и света на Земле-торрэ…с востока начинался день. И обязательно в сторону реки или озера. Затем, пока разбивали чум и разводили новый очаг, мужчины резали жирную важенку для хозяина и духа огня. Назначенный хозяину шест с наклоном к восходу солнца окрашивали кровью зарезанной важенки. Затем той же кровью поливали костер и землю вокруг очага, обмазывали ею очажные стойки- этот дар назначался духу огня. Этой умилостивительной жертвой предупреждали всевозможные несчастья, которые могли явиться следствием недовольства хозяина-духа местности, и в то же время жертва адресовалась и духу огня- во избежание какого-либо семейного несчастья.
Для установления огня в чуме подбиралось специальное место, как правило, посередине жилища. Так как очаг является центром чума, который выступает как точка отсчета при организации пространства и места в чуме. Очаг повсеместно служил сакральным центром жилища, обиталищем духов дома (дью) и семьи (ньимээр). Эвены, так же как и другие народы, поклонялись огню. По представлениям эвенов, дух огня назывался Тов Їинкэнни (Їинкэн муЇон), с ним советовались, «угощали» после удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной местности приняли их хорошо. Пищу (кусок сала или мяса), чай, табак преподносили старейшина рода (Тэгэ) или отцы семейств, произнося при этом слова благодарности огню, просьбы и пожелания. С очагом связан ряд весьма важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Почитание начиналось с чистоты содержания домашнего очага: в огонь нельзя было бросать мусор, остатки пищи, запрещалось касаться огня ножом или какими-либо острыми предметами и перешагивать через него. По представлением эвенов Аллаиховского улуса, на месте напротив входа (мал) обитает дух хозяин огня. Огонь живет вместе с чумом, оберегая его, охраняя обитателей от злых духов. Огонь — костер очага является главной святыней в жилище эвенов. По традиционным представлениям, в нем воплощался главный покровитель семейного счастья, любви, согласия и всяческого благополучия человека.
Эвены огонь применяли и при лечении других болезней. Так, сила огня применялась при лечении опухолей и при радикулите, от ломоты в членах и опухолей на теле употребляют трут — vila. Его эвены зажигают и кладут на больное место. При опухоли от этой операции выступает гной — ньяс, и опухоль проходит .
Также огонь и дым в летние дни защищали оленье стадо — дэлмичэ от гнуса и комара. Пастухи около стойбища, на месте, где останавливаются олени — явтаакла, сооружают из жердей, обычно в трех местах, дымокуры — ЇамµиЇин. Вокруг этих костров, в дневное и вечернее время, ходит кругами оленье стадо, спасаясь от гнуса и комара. Чтоб дым был густой, на костер накладывают мох — ньямалдо, имеющий свойство долго поддерживать дым, который хорошо отгоняет комаров от оленей. Костер поддерживают в течение того периода, когда оленье стадо направляется или на дневной выпас — косчээк, или на ночной — явчаак.
3. Охотничьи обычаи и традиции эвенов Аллаиховской тундры.
По эвенскому поверью вся окружающая среда: земля, воздух, вода, озера, горы и долины, одним словом, вся тундра со своим живым и растительным миром является как бы вечным и невидимым существом, которое где-то постоянно живет рядом и способствует в жизни человека и животного мира. Местные эвены называют его « Ыньын туур», что в переводе на русский язык означает «Мать родина-земля». Человек все это должен уважать и преклоняться ему. На новом месте человек обязан угощать или кормить огонь, дарить подарок тундре, просить удачной охоты, личного и семейного благополучия и хорошего состояния оленей. Место постоянной охоты и маршрут оленьих стад считается родным домом. Поэтому при каждой кочевке или приезде кормить огонь и дарить подарки тундре считается необязательным. Но где бы они не находились, по сезонам года ритуал дарения должны обязательно исполнить.
На костре нельзя сжигать кости и бивень мамонта и рога оленей, так как, по поверью, он сам или его родственники могут заболеть болезнями костей. Считается большим грехом или злом без определенных целей и надобности ходить через костер.
У эвенов имеется обычай гадать по лопатке оленя исход охоты или результат поиска потерянных оленей. Для этого на костре сжигают целую лопатную кость взрослого оленя и гадают по треснувшим щелям. В суровые , голодные годы такие гадания были неотъемлемой частью жизни тундровика. Несовершеннолетним и молодым запрещалось этим заниматься, так как у них жизнь впереди.
Кости дикого оленя в летний период в обязательном порядке сжигают на костре, чтобы на них не наседали насекомые. Иначе такое может случиться с человеком при непредвиденной его смерти.
Записано со слов Едукиной Марфы Петровны, в марте 1980г. Е В.Едукиным
4. Рассказы носителей эвенской культуры.
Из рассказа носителя эвенской культуры Боковой Евдокии Николаевны: « Эвены дух огня (дыма) называли- Тог Муранни. Дух огня бесполый. При кормлении говорили: «Ай биден» (несколько раз), буквально означает, «Хорошо будет!». Кормили огонь маленькими кусочками лепешки и сухим оленьим салом или мясом (хорча), языком, сыпали махорку или сухой табак, если было несколько капель спиртного. Обязательно, кормили огонь при рождении ребенка, когда прикочевали на новое место, перед охотой.
Перед охотой , растапливали очаг или костер и слушали как горит, если сильно трещал огонь, то на охоту не ходили, плохой знак, если огонь был спокойный, значит охота будет удачная.
Есть такая легенда.
Была молодая семья. Однажды мужчина ушел в горы, на охоту…Женщина с ребенком осталась ждать…Ребенок маленький, только стал ходить, нечаянно коснулся огня и сильно обжегся. Женщина схватила нож и ткнул в огонь. Огонь моментально потух. Вскоре женщина с ребенком умерли от холода и голода».
Из рассказа носителя эвенской культуры Слепцова Владимира Николаевича: «У эвенов дух огня двух полая. Если кормим дух огня земли, то кормим как женщину. Если кормим дух огня очага чума- то как мужчину. Кормили огонь рыбьим жиром, кусочками лепешки. Дух огня кормили на праздники : « Встреча солнца», « Цветение тундры».
5.Запреты и приметы духа огня у эвенов.
Обычно перед охотой или перед дальней дорогой хозяин стойбища или семьи мысленно всегда разговаривал с духом огня-очага и особенно прислушивался к Тов Їинкэндун — к языку духа-огня: как посоветует Товама, так и поступит. Если при этом огонь издавал мягкий звук и отскакивала от него большая искра, то это означало, что «отец» или «мать» одобряют решение идти на охоту и указывают направление — в сторону падения этой искры.
Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения. С огнем/очагом связан ряд запрет и примет.
- Очистительные свойства огня. Огонь мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах. Над огнем «очищали» промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче. Перешагиванием через огонь костра очищались участники похорон.
6.Заключение.
Таким образом, в заключение можно сказать, Дух огня (тог муранни) — добрый дух, дающий людям тепло и уют. Дух огня — главный покровитель эвенской семьи, ее счастья и благополучия. Тог муранни является связующим звеном между людьми и небесными богами, земными духами. Дух огня предупреждает эвенов о недовольстве или угрозах различных духов данной местности.
Благодаря опыту, накопленному веками, мудрости народа, эвены вышли победителями в жесткой борьбе с силами природы и сумели сохранить себя как народ с самобытной культурой.
Наша задача нынешнего поколения сохранить, возродить и передать подрастающему поколению, то все лучшее, что создано веками, по крупицам собранную и дошедших до наших дней традицию, культуру эвенского народа.
Использованная литература:
Дерево в снегу
Петушок из русских сказок
Кто должен измениться?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Любили тебя без особых причин...