Проект заключается в использовании нетрадиционных техник в рисования. Цель: Выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования. Получить опыт исследовательской работы. Задачи: Подбор техник рисования для исследования. Обобщение полученных результатов. Идея проекта: Идея опыта – способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.31 МБ |
работа | 32.85 КБ |
Оглавление
Введение | 2 | |
1 | Исследование результатов опроса обучающихся 6-7 классов | 4 |
2 | Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве | 5 |
2.1 | Техники работы с акварелью | 5 |
2.2 | Техники совмещения материалов | 6 |
2.3 | Техники с использованием необычных приспособлений | 7 |
2.4 | Техника работы с графическими материалами | 7 |
2.5 | Эксперименты с художественными материалами | 8 |
Литература | 12 |
Введение
Развитие творчества – это один из “мостиков”,
ведущих к развитию художественных способностей.
Я очень люблю рисовать красками и карандашами, фломастерами и восковыми мелками и у меня, естественно, возник вопрос, а чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает.
Что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно: не основываясь на традиции. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. 2000) Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно (Словарь синонимов). Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, где даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет широко раскрыть свои творческие способности, не способствует развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования и каждая из этих техник - это маленькая, но увлекательная игра. Их использование позволяет мне чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Тема:
«Нетрадиционные техники рисования»
Участники проекта:
учащаяся 6 класса Лилия Горбылёва.
Возраст участников проекта:
12-13 лет
Цель:
Выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования. Получить опыт исследовательской работы.
Задачи:
Подбор техник рисования для исследования. Обобщение полученных результатов.
Идея проекта:
Идея опыта – способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества.
Актуальность темы.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Гипотеза:
Если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами.
Исследование состоит из 3 этапов:
1 этап: исследовательский.
2 этап: практическая работа
3 этап: творческая работа
1. Исследование результатов опроса обучающихся 6 -7 классов о техниках рисования
В целях выявления отношения детей к изобразительному творчеству мы с учителем разработали анкету.
Я опрашивала обучающихся 6, 7 классов.
Были заданы следующие вопросы (первичное тестирование)
1. Нравится ли вам рисовать?
2. Умеете ли вы рисовать?
3. Какой способ изображения предпочитаете?
4. Какие техники изображения вам нравятся?
5. Какие нетрадиционные техники вам известны?
И получила такие результаты опроса:
1. Нравится рисовать - 70%, не знают - 23%, не нравится рисовать - 7%
2. Умеют рисовать - 60%, немного - 23%, не умеют рисовать - 17%
3. Большинство детей предпочитают рисовать по фантазии, некоторые срисовывать.
4. Большинству опрошенных детей, нравится рисовать красками, фломастерами.
5. Из нетрадиционных техник наиболее известны рисование ладошкой и набрызг.
После опроса была поставлена цель: привлечение внимания и интереса к нетрадиционным способам изображения.
2. Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, мы учимся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
2.1 Техники работы с акварелью
Акварельные краски из самых доступных художественных материалов, с ними можно фантазировать и получать удивительные и яркие работы.
Кляксография (прил. 1) - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.
Техника кляксографии заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные). После этого, не принуждая, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование на мокрой бумаге (прил. 2). До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость. Нужно научиться сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисование пальцами (прил. 3). Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы, которые будут вам необходимы для работы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: опускается в гуашь пальчики и наносятся точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой (прил. 4). Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрасить ее с помощью кисточки и сделать отпечаток на бумаге.
Метод монотипии. Этот способ получения рисунка таит в себе немало заманчивого. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.
Хеппининг. Способ получения симметричного изображения, лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.
2.2 Техники совмещения материалов
Восковые мелки + акварель (прил. 5). Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: вначале рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: выполняется рисунок свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Метод волшебного рисунка. Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
2.3 Техники с использованием необычных приспособлений
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Способ получения изображения: вам нужно набрать краску на кисть и ударить кистью о картон, который нужно держать над бумагой. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно так же использовать зубную щётку и расческу.
Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: покрыть лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Поролоновые рисунки (прил. 6). Советую сделать из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово! Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать.
Загадочные рисунки. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.
Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.
Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет! Все, что есть под рукой, можно использовать для упражнений в рисовании.
2.4 Техника работы с графическими материалами
Рисование с секретом в три пары рук. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша для совместной работы. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Точечный рисунок (прил. 7). Я очень люблю все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации предлагаю взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.
Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Рисование мелками. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А затем по сюжетам составлять рассказы. Большие камни (типа гальки) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
2.5 Эксперименты с художественными материалами
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Двое художников договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью (прил. 8). Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: опускается в гуашь кисть и ударяется по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование на мятой бумаге. Бумагу мнем, выравниваем и начинаем рисовать красками, получается интересные складки, там, где бумага была согнута, краска впитывается сильнее.
Рисунки кулечками. Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.
Выдувание из трубки (прил. 9). Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы, существует кляксография с трубочкой. Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: зачерпнуть пластиковой ложкой краску, вылить её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно нужно дуть из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.
Штампы из пластилина. Очень просто и доступно сделать штамп из пластилина или соленого теста. Нанесите ровным слоем пластилин или тесто на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, деталь от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор.
Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штамп к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.
Штампы из лотков. Подобным образом можно делать отпечатки, используя пенопластовые лоточки для еды. Берем пенопластовый лоточек, в котором когда-то было что-то вкусное. Вырезаем плоское дно. Обычной шариковой ручкой наносим рисунок, слегка надавливая. Если нужны более толстые границы, то и продавить нужно лучше. Теперь наносим ровным слоем краску. Прикладываем лист бумаги. Отпечаток готов.
Различные штампы (рис. 10): штамп из катушки из-под скотча, штамп из деталей конструктора «Лего», штамп из катушки из-под скотча, штамп из деталей конструктора «Лего», штамп из приклеенной банковской резинки для денег и тд.
Выводы:
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует самостоятельности и развитию инициативы. Результат работы не может быть плохим или хорошим, поэтому каждая моя работа оригинальна, своеобразна, а это зарождает новое желание, стремление к творчеству, что способствует гармоничному развитию и формированию творческой личности.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Для себя я сделал следующий вывод: рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет изобразительные возможности детей.
Далее, мы с педагогом провели повторный опрос (после многочисленных мастер-классов и выставок работ). Задали такие вопросы:
1. Нравится ли вам рисовать?
2. Умеете ли вы рисовать?
3. Понравилось изображать нетрадиционным способом?
4. Хоте ли бы сами придумать необычный способ рисования?
И получили такие результаты опроса:
1.Нравится рисовать - 95%, не знают - 5%, не нравится рисовать - 0%
Вывод: возрос интерес к изобразительной деятельности.
2.Умеют рисовать - 90%, немного - 5%, не умеют рисовать - 5%
Вывод: повысилась самооценка собственного творчества
3. Понравилось изображать нетрадиционным способом - 100%
Вывод: нетрадиционные техники вызывают интерес.
4. Хотят сами придумать необычный способ рисования - 90%, уже пробовали придумывать - 2%, не знают - 8%
Вывод: развивается мотивация к экспериментированию с художественными материалами.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, в дальнейшем, вы все равно, можете получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Таким образом, на основе проделанной мною работы, можно сделать следующий вывод: у опрошенных мною учащихся 6 – 7 х классов значительно повысился интерес к рисованию. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, некоторые ребята обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя увереннее на уроках изобразительного искусства.
Литература
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски.: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
4. Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.
5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: и Академия развития, 2004. – 96с.
Ералаш
Валентин Берестов. Аист и соловей
Два петушка
Лиса Лариска и белка Ленка
Вода может клеить?