Инновационность данной работы заключается в том, что «Цианотипия» в наши дни утрачена и через доступные каждому ребёнку опыты с реактивами можно получить цианотипный отпечаток, а также познакомиться с работами современных мастеров, работающих в данной технике и создать собственные работы.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 136 КБ |
Научная статья
Глава I. Основная часть
С древних времен человек старался запечатлеть какие-то наиболее значимые моменты из реальной жизни. Сначала это были простые наскальные рисунки, воссоздающие сцены охоты или битвы. Это были своеобразные фото из жизни. Для человека того времени это были самые важные моменты. От этого зависела его дальнейшая жизнь. Охота приносила еду, победа в сражении свободу и дальнейшую жизнь.
С развитием художественного мастерства появились мастера, которые писали портреты людей, прославившихся тем или иным образом, полотна наиболее значимых событий своего времени. Благодаря работам таких художников, до наших дней сохранились портреты реальных исторических личностей, зримые события разных эпох. Создание портрета – процесс длительный, растягивающийся на месяцы, а создание монументальных полотен могло продолжаться годы. Поэтому мы имеем не так много достоверных свидетельств прошлого в работах художников.
Все изменилось с появлением фотографии. Слово «фотография» произошло от древнегреческих слов «свет» и «пишу», что означает светопись - техника рисования светом. Ее появление – прямое следствие успехов физики (развитие оптики и фотооборудования) и особенно химии: (изучение химических процессов). В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.
Появление фотографии повлияло на способ видения человека, начиная от фиксирования реальности до конструирования реальности на композиционной плоскости[3].
С незапамятных времен, начиная с X века, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.
В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.
Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научились не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.
В 1826 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс поразил всех, сделав самый первый снимок в истории человечества. Она была создана с помощью «камеры обскуры», что означает «темная комната», на оловянной пластине покрытой слоем сирийского асфальта. На этой фотографии был изображен вид из окна мастерской автора, и на ее изготовление было потрачено восемь часов, в течение которых она находилась под воздействием прямых солнечных лучей. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография.
Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок».
Однако изобретателями фотографии считаются Н. Ньепс, Луи Жак Манде Дагер и Уильям Генри Фокс Тальбот.
Снимок Тальбота
В 1835г. Ф. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.
Снимок Дагера
В 1837г. Дагер открыл надежный способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Снимок получился довольно высокого качества изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем — дагеротипия — и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго. На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.
Но возможности для копирования изображений в тот момент не существовало.
Один из простейших и, в то же время, один из красивейших способов альтернативной печати фотографий – это цианотипия. Слово «цианотипия» состоит из двух латинских корней: «циано» - синий и «типия» - отпечаток. Цианотипия – старинный способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка.
Изобретён этот способ был в 1842 году английским учёным и астрономом, сэром Джоном Гершелем для копирования математических таблиц и чертежей.
Такую работу лучше было сделать методом «синьки»: чертеж перевести черной тушью на кальку, а затем с кальки, как с фотографического негатива, отпечатать его на так называемой светокопировальной бумаге. Способ светокопирования представляет собой монохромную печать, которая, в отличие от привычного черно-белого сочетания дает сочетание белого и голубого цветов. Таким образом, при копировании чертежа получают изображение оригинала белыми линиями на синем фоне. Прост он тем, что химические реактивы несложно найти, негатив для контактной печати легко изготовить на обычном принтере, а для того чтобы экспонировать изображение, достаточно солнечного света и простой воды. Но ценность цианотипии далеко не только в её простоте. Изображения, сделанные в этой технике полны жизни, они как будто не напечатаны, а нарисованы кистью художника; они способны не только передать настроение, идею автора, но и усилить их сделать более явными, значимыми для окружающих. Каждый отпечаток уникален: его невозможно повторить ни при каких условиях.
Изначально цианотипия использовалась в чисто научных целях, а фотохудожники относились к ней снисходительно. Удивительно, что в век современных технологий среди фотографов, искушённых техническими новинками, цианотипия неожиданно снова стала популярна.
Глава 2. Практическая часть
На первом этапе исследовательской работы, мы приготовили химикаты, опираясь на труды английского учёного Джон Гершеля.
Для этого нам понадобилось: железо лимонно- аммиачное зеленое, феррицианид калия, дистиллированная вода, мерная емкость, емкости для хранения растворов, широкая кисть и акварельная бумага (Приложение1).
Каждый реактив высыпали в отдельную емкость и добавили по 100 мл дистиллированной воды (Приложение 1).
Размешали пластмассовой палочкой до полного растворения реактивов. Здесь важно отметить, что палочки нужно брать для каждого раствора отдельно, либо мыть и вытирать насухо перед погружением во второй раствор, так как полученные растворы реагируют при смешивании (Приложение 2). Затем взяли светонепроницаемую емкость для смешивания растворов. Отмерили равное количество запасных растворов (Приложение2).
На приготовленную бумагу нанесли готовый рабочий раствор при неярком электрическом свете. Бумага при этом окрасилась в светло-зеленый цвет, затем мы её просушили в темном месте в течение часа. (Приложение3)
На втором этапе мы приступили к печати. Приложили к покрытому раствором материалу (в данном случае, акварельная бумага) негатив, для получения фотографии, и предметы для получения фотограммы. И сверху положили стекло и экспонировали солнечным светом в течении 10-20минут.
Для получения фотограммы, взяла у папы в гараже болты и всякие металлические штучки. А так же использовала растения, декоративные украшения. Для получения фотографии использовала негатив своей семьи и негатив с моей фотографии в детстве (Приложение3).
Когда отпечатки были проэкспонированы, промыла в холодной воде в течение пяти минут, до тех пор, пока вода не стала прозрачной. Затем отпечатки просушили (Приложение 4,5,6).
Таким образом, мы сделали следующие выводы:
- Процесс получения снимков очень захватывающий, увлекательный;
- В домашних условиях можно печатать снимки технологией цианотипией;
- Раскрашивать футболки, делать открытки и т.д.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы получили фотографии методом цианотипии. Проделав ряд экспериментов, мы сделали следующие выводы:
- Процесс создания снимков очень интересный и творческий процесс и совсем не сложный. А какой потрясающий и волшебный результат – эксклюзивные снимки. И все это мы получили в домашних условиях, что подтверждает нашу гипотезу.
Метод цианотипиии, безусловно важна и может применятся в различных областях жизни человека. Фото сделанные таким методом отражает настроение, внутреннее состояние человека, делая его духовно богатым.
Изучив историю изобретения фотографии, познакомившись со способом фотопечати цианотипии, создала свой необычный семейный фотоальбом (Приложение 7).
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
О чем поет Шотландская волынка?
Рождественский венок
Весёлая кукушка
Ледяная внучка