Изготовление любой игрушки формирует у детей много положительных черт: воспитывает трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, развивает творческую активность, фантазию и изобретательность. Особенно привлекает детей изготовление динамических игрушек, в которых отдельные детали подвижно соединены между собой. Дети делают такие игрушки с большой любовью, затем испытывают их с необыкновенным восторгом.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.64 КБ |
Комитет по образованию администрации г.Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»
XXVIII городская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Направление: «технология»
Виды динамических игрушек
Выполнил: Ермаков Егор Андреевич,
учащийся 8 класса «в»
МАОУ «СОШ №37».
Научный руководитель:
Бадмаев Александр Баирович,
учитель технологии
МАОУ «СОШ №37».
Улан-Удэ
2021
Оглавление:
I. Введение 3
II. Основная часть исследования 4
2.1. История возникновения богородских игрушек 4
2.1.2. Виды динамических игрушек 4
2.2. Практическая часть. Технология изготовления динамической игрушки «Гимнаст» 6
2.2.1. Подборка материалов и инструментов для изготовления изделия 7
2.2.2. Правила безопасности при работе с лобзиком 7
2.2.3. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами 7
2.2.4. Подготовка рабочего места 8
2.2.5. Маршрутная карта изготовления изделия «Гимнаст» 8
III. Заключение 9
IV. Список использованной литературы 10
IV. Приложение
I. Введение
Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные – это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки.
Актуальность: современные магазины в изобилии разными красивыми и интересными игрушками. На витринах можно увидеть всевозможные игрушки, сделанные для разных возрастов и из различных материалов. Все современные игрушки изготавливаются на заводах или фабриках роботами или станками. Посещая магазины игрушек мы не нашли ни одной похожей игрушки о которых нам рассказывали родители – деревянных зверятах на палочках, при движении которых, они начинали двигаться, выполняя определенные забавные действия. Поэтому мы решили провести исследования и выяснить, что это за игрушки, которыми играли в детстве наши бабушки и дедушки, изучить технологию и изготовить такие игрушки.
Цель работы: изучить и изготовить различные виды динамических игрушек.
Задачи:
- изучить историю динамических игрушек;
- изучить технологию изготовления игрушек;
- изготовить динамические игрушки.
Объект исследования: динамические игрушки.
Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.
II. Основная часть исследования
2.1. История возникновения богородских игрушек
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
2.1.2. Виды динамических игрушек
Все динамические игрушки можно разделить по характеру движения на несколько видов:
Игрушки-каталки. Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.
К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда ребенок приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.
Крутящиеся игрушки. Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.
Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств.
Механическая юла. Хочется обратить внимание на простую юлу, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха.
Мобиль - это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.
Качающиеся игрушки. Качающиеся игрушки при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.
Есть и напольные игрушки-качалки — конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.
Птица в полете. Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».
Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы есть специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?
«Шагающие» игрушки. Они передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску.
«Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Ребенок наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у старших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.
Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах. Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше – и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.
Этот тип игрушек тоже популярен у детей разного возраста. Широкий возрастной диапазон объясняется тем, что, помимо интереса к движению, такие развлечения могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр.
2.2. Практическая часть. Технология изготовления динамической игрушки «Гимнаст»
Этапы изготовления динамической игрушки «Гимнаст» :
а) подобрать материалы и инструменты для изготовления изделия
б) повторить правила безопасности работы
в) подготовить рабочее место
г) изготовить игрушку
2.2.1.Подборка материалов и инструментов для изготовления изделия
Эта забавная игрушка имеет распространение по всему миру. При легком сжатии нижних концов палочек фигурка приходит в движение, имитируя гимнаста на перекладине. При ее изготовлении ученик может сделать выбор фигурки (Гимнаст,
Буратино или Гугуцэ), способ крепления палочек к среднику (мебельными гвоздями или шурупами), способ отделки (выжигание или роспись).
1. Для изготовления палочек используем твердые породы
дерева (береза, бук, дуб и др.). Детали выпиливаем из фанеры 200 х 200 мм.
2. Шайбы, устанавливаемые между руками фигурок, делаем из ПХВ (изоляция электрического провода).
3. В качестве материала для заклепок используем алюминий от электрического провода.
4. Перед формированием головок торцы стержня делаем плоскими с помощью напильника; длина его должна превышать толщину соединяемых деталей не более, чем на 2-3 мм; Заклепка не должна быть плотной, т.е. все детали могут свободно двигаться.
5. Нитка, для крепления фигурки гимнаста к палочкам,
должна быть достаточно прочной (капроновая Ø0,5-1 мм). Оставляем длинные концы ниток после завязывания узла (для возможности регулировки).
Инструменты: карандаш, копировальная бумага, линейка, ручной лобзик, пилочки для лобзика, наждачная бумага, надфель, выжигатель, кисточки, лак.
2.2.2.Правила безопасности при работе с лобзиком
В целях безопасности необходимо:
- работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными и исправными ручками;
- надёжно закреплять выпиловочный столик к верстаку;
- надёжно закреплять пилку в рамке лобзика;
- не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
- при работе с лобзиком надо сидеть не сгибаясь;
- перерывы для отдыха надо делать через 30 мин;
- образовавшуюся древесную пыль после работы следует убрать и помещение проветрить;
- чтобы предохранить от засорения мелкими опилками, следует надеть передник.
2.2.3.Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами
Выполняя лакокрасочные работы:
- нельзя держать долго открытой банку с лаком;
- нельзя подносить лак к лицу;
- наносить лак необходимо в хорошо проветриваемом помещении;
- необходимо использовать защитные средства: перчатки и ватно-марлевую повязку;
- после завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.
2.2.4.Подготовка рабочего места
Для работы в школьной мастерской предназначено для каждого ученика столярный верстак. Прежде чем начать работу, нужно его настроить под себя, для этого нужно стать рядом с ним и положить ладошку на крышку верстака. И если ладошка не ложится, значит, верстак нужно поднять или наоборот. Так как наша основная работа заключается в выпиливании лобзиком, значит, зажимаем столик в тиски. В специальное место на верстаке раскладываем инструменты, под рукой. Настраиваем стул по своему росту. Рабочее место готово.
2.2.5.Маршрутная карта изготовления изделия «Гимнаст»
1. Распечатать на принтере схему игрушки.
2.На заранее приготовленную фанеру перевести карандашом через копировальную бумагу схему игрушки. Смотреть за тем, чтобы чертёж не двигался, а лежал ровно.
3. Приподнять копирку, убедится в правильности разметки чертежа и приступить к выпиливанию отдельных деталей.
4. С помощью лобзика выпить тельце гимнаста, две ручки и две ножки. При выпиливании следить за тем, чтобы пилочка лобзика перемещалась ровно по контуру.
5. Просверлить отверстия в местах соединения рук и ног к туловищу.
6. Отшлифовать выпиленные фигурки.
7. Нанести рисунок с помощью выжигателя, обозначив сапожки, колпачок, ручки и головку.
8. При помощи болтиков соединить части тела в единое целое.
9. Приготовить палочки – отшлифовать наждачной бумагой и просверлить отверстия для ниток.
10. При помощи капроновой нитки соединить гимнаста с палочками.
11. Получившуюся игрушку покрыть лаком.
Ш.Заключение
В ходе выполнения работы мы выяснили , что динамические игрушки интересны. Народные мастера не только сохранили традиции изготовления динамических игрушек, но и разрабатывают новые модели. Центром этого народного искусства является село Богородское, недалеко от города Сергиев Посад. Конечно – же, игрушка на сегодняшний день утратила свое первоначальное назначение. Сейчас она является ярким примером декоративно – прикладного искусства. Ее можно встретить как украшение интерьера или в качестве сувенира. Но, несмотря на это мы убедились на собственном опыте, что интерес к этим игрушкам у детей и взрослых очень велик. Во время работы над проектом мы увлекли изготовлением этих игрушек много ребят из нашей школы. Почти у каждого теперь есть динамическая игрушка. Мы очень рады, что прикоснулись к этому виду искусства и вдохнули живой интерес, особенно у школьников младших классов к данным игрушкам.
Результатами своей исследовательской работы мы остались довольны, все игрушки у нас получились, хотя и встречали некоторые сложности при изготовлении.
IV. Список использованой литературы:
1. Гликин М.С. Декоративная работа по дереву. Издательства: Народное творчество, Искона. 2002
2. Коваленко В.И. и Кулененок В.В. Объекты труда 7 класс Издательство: Просвещение, 1993
3. Рихвн Э.В. Мастерим из древесины. Издательство: Просвещение, 1989г
4. Учебная литература: технология 5,6,7,8,9 классы, под редакцией В.Д. Симоненко.
5. http://bogorodskoe.ru/
6. https://www.nkj.ru/archive/articles/14791/
7. https://ru.russianarts.online/13186-russkaya-dinamicheskaya-igrushka/
8. http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/70.htm
9. https://xn--185---8ve0acg4alk4gej.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/09/
10. http://class-fizika.ru/index.html
IV. Приложение
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем подснежники гуашью
Сладость для сердца
Воздух - музыкант
Л. Нечаев. Яма