Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.
Испокон веков люди наделяли символикой все, особое значение придавали своей одежде. Во все века в разных религиозных группах главным выступает символ двух начал - «мужского» и «женского», как воссоединения.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_simvol_dvuh_nachal.doc | 84.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
МОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Символы двух начал в национальной одежде народов Забайкалья
Выполнил:
МОУ Мало-Куналейская средняя
общеобразовательная школа
ученик Вахтеев Анатолий 9 класса
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
Учитель ИЗО и черчения,
МОУ Малокуналейская средняя
общеобразовательная школа
Малый Куналей,
2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическое исследование символики двух начал в буддизме и христианстве…4
Глава 2. Исследование символов двух начал в одежде народов Забайкалья……………….6
2.1. Символы двух начал в одежде бурят Бичурского района……………………………6
2.2. Символ женского и мужского начала в одежде семейских
Бичурского района………………………………………………………………………7
2.3. Сравнительный анализ символа двух начал в национальной одежде
семейских и бурят Бичурского района…………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………11
Приложение
Введение
Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.
Испокон веков люди наделяли символикой все, особое значение придавали своей одежде. Во все века в разных религиозных группах главным выступает символ двух начал - «мужского» и «женского», как воссоединения. Эти символы у народов Забайкалья в современной литературе почти не изучены.
Цель исследования – изучить символику двух начал в национальной одежде народов Забайкалья, на территории Бичурского района.
Объект исследования – символика союза двух начал в разных этнических группах.
Предмет исследования – национальная одежда бурят и семейских Бичурского района
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Выполняя данную работу, автор использовал методы - беседы, сравнения, наглядности, поиска.
Глава1. Теоретическое исследование символики двух начал в буддизме и христианстве
Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется земля).
С водой часто сравнивали догматы вероучений. В буддизме вода- труднопреодолимая преграда, "пересечение потока" в буддийском каноне есть преодоление мира иллюзий и достижение просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.
Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин - солнечный камень. [2]
В настоящее время этот магический символ известен главным образом в Индии, Центральной и Восточной Азии.
Инь-Ян - символ двойственности мира. В древней китайской философии - взаимодополняющие друг друга элементы, несут в себе: Инь - холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. [2]
Радуга (hолонго) символизирует связь между небом и Землей - мост между ними. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Так, в Китае в ней различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство Инь и Ян.
Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга - источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.
В бурятском и монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла - колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели. [3]
Бурятская орнаментика пока еще мало исследована. Она хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о самобытной культуре бурятского народа.
1.2 Символика союза двух начал у христиан
Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных закон в христианстве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, блюдет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей, человек, между прочим, олицетворение единения этих двух сил.
Дуальная же пара мужчина и женщина – это опять же, союз двух начал. Считается, что у мужчины преобладает разумное начало, у женщин – чувственное. Это вполне согласовывается с выводами современной психологии. Если мужчина мыслит, стремиться все привести в порядок и равновесие (отбросим некоторые «мужские» исключения и сексуальные меньшинства), женщина пытается все привести к хаосу и дисбалансу (это ее нормальная среда существования). Здесь можно проводить аналогию с Правью и Навью, однако это все же несколько иной конфликт, на скромный взгляд автора, мы не можем говорить о том, что мужчина – олицетворение Прави, а женщина – Нави, однако мы можем говорить о том, что и те и другие олицетворяют какие-то особенности Прави и какие-то особенности Нави (все зависит от человека). Если человек склонен к Прави (в его личной битве на Калиновом Мосту, Правь одерживает победу), значит он будет проявлять стороны Прави: если это мужчина – он будет «мыслить по Прави», подобно светлым богам, если же это женщина, она будет «чувствовать по Прави», как это делают светлые богини – Лада, Леля, Жива и другие. Однако, если человек склонен к Нави, он будет подобен Вию, Кощею, змею Юше, или же Морене (если это женщина). Единение мужчины и женщины символизирует, как уже говорилось, крест и ему подобные знаки.
Еще одна дуальная пара, которую нельзя рассмотреть, это Небо и Земля. Эта пара, в принципе, похожа на пару Мужчина-Женщина, однако есть некоторые различия. Итак, в традиционном представлении, Земля – мать, Небо – отец. Небо оплодотворяет землю небесной водой, дождем, земля родит растения. Такой родительный аспект здесь основной, в отличие от пары мужчина-женщина, где он отходит на второй план. [7]
Что же касается символов подобных единений, то они представляют собой переплетенные прямые, срастающиеся, в итоге, в одну, перекрещивающиеся прямые, короче говоря, двучастные знаки, переходящие в одночастные. (Приложение 1)
Глава 2. Исследование символов двух начал в одежде народов Забайкалья
2.1. Символы двух начал в одежде бурят Бичурского района
В эмблеме Бурятии, Монголии - соембо - диск Солнца и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов. "Отец наш - месяц молодой, мать - солнце золотое" - поется в старинных сказаниях. Дисковидные изображения Солнца и Луны из золота и серебра известны по погребениям древних хунну. Как орнаментальный мотив Солнце - круглый диск, Луна - серповидный полумесяц.
Для всех народов земного шара было характерно солнцепоклонничество. Солнце лежит в основе противопоставления света и тьмы - двух борющихся в мире принципов. Солнце и Луна - носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой связывается с женским началом. В противоположность ежемесячной ущербности Луны Солнцу свойственна неумирающая ясность. Солнце - источник высших ценностей, духовной власти, духовного авторитета. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил, утреннее Солнце - символ воскресения.
Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с древних времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров - символ жизни, света, тепла. Миф о Прометее, добывшем огонь для человека, передав его в полом тростнике символизирует раскрытие смертному человеку тайны богов.
Огонь - символ возрождения. Трех язычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх - к Солнцу, небу. Огонь - символ очищения.
Календарное значение образа оленя-Солнца – начальная точка отсчета. В Бичурском районе, у бурят, на вершине колышков прикрепляли лоскутки красной ткани – символ Солнца.
Солнце выступает со знаком «женский», числовым кодом «восемь». Кодом же Луны являлся знак «мужской» и число «девять». Часто на одежде мы встречаем розетки, как символ солнца.
Встречается соединение символов двух начал у женщин, они заплетали две косы, как символ соединение и образования единого целого в лице женщины, рождающей детей.
Еще одной особенностью являются височно-нагрудные украшения. По нашему мнению эти украшения служат символическим знаком объединения сакральных оппозиций: Вверх – Небо – мужское; низ –Земля – женское.
Дождь, льющийся с небес, сравнивается с мужским семенем, оплодотворяющим женское начало – Землю, вода подразделяется на «живую» (мужское начало) и «мертвую»(женское начало). У Бурят есть понятие «мунхын аршаан» (целебная вода, дарующая бесмертие).
Устойчивое сочетание «красного» и «черного» на старинных предметах местных бурят связано с традиционными представлениями о мирздании, оппозиции «своего, теплого» и «чужого, холодного».
Таким образом, можно сделать вывод, что буряты Бичурского района долго сохраняли традицию ношения одежды и драгоценностей имеющее символическое значение и связанное именно с символами двух начал: неба и земли, солнца и луны, огонь и вода, вода и земля – мужское и женское. Некоторые буряты до сей поры сохраняют национальные традиции учитывающие символическое значение ношения одежды и украшений.
2.1. Символ союза мужского и женского в одежде семейских Бичурского района
В христианстве с водой как влажной витальной субстанцией естественным образом связывались архаические представления о женском начале в природе, о влажной земле, порождающей все живое, об источнике жизни и вместе с тем о земле - могиле, о земле - материнском лоне, но уже как месте исчезновения, о преисподней с ее подземными водами.
А вот у семейских Бичурского района мы находим символическое значение неба и воды, кика – это «птица» - небо, а ленточка с бисером свисающая по верх кички – «дождь»- вода. Это соединение является символом зарождения новой жизни.
Жизнь семейского христианина была окутана паутиной суеверий и предрассудков. Оберегая себя от ничистот, они наделяли символом свою одежду.
Исследуя, литературу и беседы жительниц села Бичура, мы пришли к выводу, о том что семейские на каждой веще изображали именно символ воды. Кичку они украшали вертикально свисающими бусинками и лентами, служили защитой от болезней и символизировали дождь и каплю росы. На рукаве и на вороте женской рубахи вышивались зигзагообразные и волнистые линии – символизировавшие течение реки, оберег запястья от вывиха, оберег шеи от простудных заболеваний. Яркие ленты на сарафане и на запоне сохраняли детородные функции.
В домашнем обиходе символы воды часто встречаются на краях полотенец, ручниках и пеленах (украшение божницы). Придавая силу своему телу и красоту лицу. Ручники использовались для приема новорожденного ребенка, во время крещения. Тем саамы убирая с ребенка сглаз, придавали на будущее силу, уберегали от болезней.
На кровать клали подзоры вышитые вертикальными и горизонтальными линиями, что защищало человека от нечистых сил.
Кроме того у семейских еще одним символом союза двух начал является пояс, который делил на две части семейский костюм, верхняя часть «небо», а нижняя часть – «земля». Поэтому женщины закрывали свой пояс, от боязни сглаза.
Таким образом, семейские тоже придавали большое значение союзу двух начал. Мы находим союз неба и воды, неба и земли. Для того, что бы объяснить похожесть и разновидность символического значения образа двух начал, мы провели сравнительный анализ символов у бурят и семейских Бичурского района.
2.3. Сравнительный анализ символа двух начал у семейских и бурят Бичурского района
Сравнивая символы мужского и женского в одежде двух этносов Бичурского района, можно отметить различия. (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Символы двух начал в национальной одежде семейских и бурят Бичурского района
Этнос | Изображение символа двух начал в одежде | Символика | Значение |
Различия | |||
Семейские | Вода и небо Вода – жемчуг, бисер, небо - кика | Союз двухначал, Символ – происхождения новой жизни | |
Буряты | Соединение контрастных деталей одежды у замужнее женьщины | Воссоединение | |
Буряты | Две косы | Символ соединения мужского и женского | |
Буряты | Символ солнца и луны на седле бурят, огонь и вода | ||
Сходство | |||
Небо и земля Небо – верхняя часть одежды, Земля – нижняя часть одежды, а пояс выступал в качестве союза и деления костюма на две части | Защита , и зарождение новой жизни | ||
Буряты | Вверх – Небо – мужское; низ –Земля – женское височно-нагрудные украшения | Союз двух начал |
Заключение
В докладе раскрывается еще почти не изученная тема «Символы двух начал в национальном костюме народов Забайкалья». В теоретической части мы рассмотрели историю символики союза в двух начал в христианстве и буддизме. Мы нашли подтверждение тому, что данный символ имел очень важное значение в жизни людей разных религиозных конфессий.
Цели и задачи, поставленные в начале доклада, выполнены, проанализировано очень много источников по рассматриваемой проблеме, проведен сравнительный анализ символа в национальной одежде. Проведен большой поиск по селам Бичурского района.
Нами доказано, что символика союза двух начал наблюдается, как у бурят, так и у семейских. Одинаковое значение они придают символу неба и воды в одежде. Но есть и отличия, у бурят очень проявляется этот символ в украшениях и прическу, а у семейских на головном уборе.
Считаю важным знать о символе союза двух начал своего региона, так как этот символ является воссоединением и зарождением новой жизни.
Данные исследования могут быть применены в практической деятельности культурологов, искусствоведов, педагогов МХК и учащихся школы.
Список литературы
1992.
Удэ. 1972.
Петров, Е.В. Петрова.- Улан-Удэ, 2007 – 432с.
Какая бывает зима
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сладость для сердца
На берегу Байкала
Ах эта снежная зима