Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами: воды, солнца, в том числе и хлеба – земли.
Хлеб в нашей жизни занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" - некогда сказал Бог Адаму.
С помощью знака хлеба человек стремился привлечь к себе добрые силы природы и защитится от злых чар.
Орнамент хлеба достаточно широко раскрывается в трудах Рыбакова Б.А., Элиясова Л.Е. Они внесли значительный вклад в изучение глубинных пластов великой русской культуры и культуры семейских.
Вложение | Размер |
---|---|
simvol_hleba_wecompress.com_.doc | 119 КБ |
hleb_wecompress.com_.pptx | 975.98 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
Символ хлеба у семейских
Забайкалья
Выполнил: Авдеева Вероника
МОУ Мало-Куналейская средняя
общеобразовательная школа
ученик 9 «А» класса
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
Учитель ИЗО и черчения,
МОУ Малокуналейская средняя
общеобразовательная школа
2010
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………...…..3
Глава1. Из истории происхождения символа хлеба ………………………………………….4
1.2. Символ хлеба на Руси…………………………………………………………………...5
Глава 2. Изучение орнамента хлеба у семейских Забайкалья………..……………………….6
2.1. Символ хлеба у семейских Забайкалья……………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………………………....8
Список литературы…………………………………………………………………………….9
Введение
Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами: воды, солнца, в том числе и хлеба – земли.
Хлеб в нашей жизни занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" - некогда сказал Бог Адаму.
С помощью знака хлеба человек стремился привлечь к себе добрые силы природы и защитится от злых чар.
Орнамент хлеба достаточно широко раскрывается в трудах Рыбакова Б.А., Элиясова Л.Е. Они внесли значительный вклад в изучение глубинных пластов великой русской культуры и культуры семейских.
Цель - исследовать символ хлеба в культуре семейских Забайкалья.
Объект исследования – символ хлеба
Предмет исследования – использование орнамента хлеба в искусстве семейских Забайкалья.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Выполняя данную работу, автор использовал методы – сравнения, анализа, наглядности и поиска.
Глава1. Из истории происхождения символа хлеба
1.2. Символ хлеба у славянских народов
К наиболее древним (с 4-го тыс. до н.э.) славянским знакам хлеба абстрактного типа относится свастический знак «Засеянное поле». Одним из символьных архетипов является ромб и, более того, он составляет (наряду с другими геометрическими фигурами – кругом, квадратом, крестом) основу общечеловеческой символики. Археологическими данными прослеживается ещё одна сторона символизма знака «Засеянное поле» – принцип четырёх сторон света. И этот принцип появляется впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита – узловые знаки орнамента изображались на боках сосудов таким образом, что они смотрели «на все четыре стороны».
Символ «Засеянное поле» мы встречаем также в иудохристианстве – на средневековой церковной живописи, на тех убрусах, которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над полом; на изображениях скатертей, например, тайная вечеря, трапеза Авраама.
Знак «Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках, которые, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. И здесь ромбо-точечный знак символизирует хлеб, пашню, расположенную между полдневным и «ночным», подземным солнцем.
Связь «Засеянного поля» «со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» [2].
Этот же знак мы встречаем у скифов Причерноморья. На территории Золотой Балки, поселения 2-го века до н.э. – 2-го века н.э., на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга. Что в целом дает типичную схему знака «Засеянное поле» Этот же знак находим и в бронзовом веке, например, на сосудах вучедольской культуры в Словении. В эллинистическое время знак «Засеянное поле» встречается на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса.
Таким образом можно сделать вывод о том , что символ хлеба возник еще до нашей эры. И нес в себе огромную смысловую нагрузку.
Хлеб всему голова!" - издавна говорили на Руси и не только потому, что это важнейший продукт питания, а прежде всего это символ труда, благополучия и мира.
Хлеб на Руси изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения.
Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая черного хлеба с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древним и уже забытым символом охраны, сбережения дома от пожара, позднее она стала высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды.
На Руси хлеб, как земля, обозначался символом — ромба («засеянное поле»). Для начала знак «Засеянное поле» мы идентифицируем в русской вышивке – «на свадебных «молодецких» поневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. (Таблица 1) Почтение и уважение к хлебу воспитывалось в русском человеке с раннего детства и проносилось им через всю жизнь.[3]
Глава 2. Изучение орнамента хлеба у семейских Бичурского района
2.1.Символ хлеба у семейских Забайкалья
Можем и борга научить, как хлеб родить.
Из фольклора семейских
Русская императрица Екатерина II при всей ее личной безнравственности, в то же время была мудрой правительницей. Встав во главе Русского государства, она подсчитала, что расходы казны на обеспечение служилых людей в далеком Забайкалье превышают доходы, получаемые той же казной с этой территории. Львиная доля этих расходов приходилась на хлеб. Из центра России, за тысячи верст, шли обозы с овсом, ячменем, рожью. Пшеницей. Старожилы и казаки, жившие за Байкалом, в силу разных причин не смогли решить проблему обеспечения товарным хлебом. Поэтому выбор императрицы пал на старообрядцев, которые в то время обосновались в Польше и о земледельческом таланте которых уже в то время слогались легенды. Царица предложила староверам добровольно, согласно ее указа, возвратиться в пределы Отечества, но те не пожелали. Не обременяя себя излишней нетрадиционностью, Екатерина применила испытанный в Русском государстве метод – насилие. Использовав военную силу, «вывела предков семейских Забайкалья из Польши и этапом отправила их в Сибирь. Прибыв в Забайкалье, старообрядцы получили не лучшие земли, но несмотря на это за 10-15 лет старообрядцы Забайкалья обеспечели хлебом сами себя и все остальное население. [7]
Жизнь семейского крестьянина была окутана паутиной суеверий и предрассудков Поэтому у семейских Забайкалья хлеб имеет особое значение.[1] «Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами».
Символом хлеба (земли) семейские женщины вышивали полотенца и ручники, скатерти, пояс, сарафаны и запоны. А мужчины применяли и в резьбе, изображая на воротах, ставнях. Символ хлеба, так же как и у далеких славян изображался в виде ромба и вогнутого ромба. Так же встречаются и орнамент в виде свастики ( Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная таблица
У семейских Забайкалья
| У славян
| ||||
Изображение хлеба | Образ | Символика | Изображение хлеба | Образ | Символика |
Крупный ромб с точкой | Плодородие |
| Ромб | Символ жизни. Стороны света | |
| Вогнутый ромб с точкой | Богатства, урожайности |
| Ромб с крестом | символ четырёх сторон света |
Ромбы крестами по середине | Милость, добродушие | Крест в сочетании с ромбом и растительным орнаментом | Плодородие земли | ||
«Засеянное поле» | Несущее женское начало. Дающее начало всему живому | «Засеянное поле» | Будущая плодовитость женщины | ||
Свастика | Сила жизни | Крест | Охранители земли | ||
Свастика | Сила жизни | Свастика | Сила жизни |
Таким образом, сравнивая символы хлеба в искусстве славян и семейских Забайкалья, мы находим сходства. Символ хлеба – это ромб с точками и крестом или свастика.
Заключение
На страницах доклада раскрыта история происхождения символа хлеба у славян и семейских Забайкалья. Дан сравнительный анализ символов.
Цели и задачи, поставленные в начале доклада были выполнены. Проанализировано достаточно источников по семейским Забайкалья.
Наши предки верили в силу хлеба и придавали этому большое значение. Мы выяснили, что у славян и семейских Забайкалья символы хлеба несли одну и ту же смысловую нагрузку. Изображая эти символы на одежде и других предметах обихода они верили , что это им принесет хороший урожай, богатство, а молодые в плодородие.
Считаю, что важно знать этнокультуру своего народа и особенности ее происхождения.
Данные исследования могут быть применимы в практической деятельности педагогов МХК, технологии, учащихся школы и студентов высших учебных заведений.
Список литературы
Слайд 1
Символ хлеба у семейских ЗабайкальяСлайд 2
Условные знаки изображения хлеба у славян
Слайд 3
Символы хлеба в вышивке славян
Слайд 5
Символика хлеба на костюме славян
Слайд 6
Символика у семейских Забайкалья
Слайд 7
Символика хлеба в быту семейских Забайкалья
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Сказочные цветы за 15 минут
И тут появился изобретатель
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Композитор Алексей Рыбников
Рождественские подарки от Метелицы