"Пояс верный, друг сердечный" — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян.
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Снять пояс означало превратить человека в раба, в несвободного человека, ибо свободный — подпоясан.
Народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он пришел к простым в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюмам. Значение пояса к началу XX в. было практически забыто.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_poyas.doc | 306.5 КБ |
prilozhenie_wecompress.com_.docx | 443.15 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
МОУ Малокуналейская общеобразовательная средняя школа
Пояс, как оберег у семейских Забайкалья
(доклад по МХК)
Выполнила: Авдеева Вероника
МОУ Мало-Куналейская средняя
общеобразовательная школа
ученица 10 «А» класса
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
Учитель ИЗО и черчения,
МОУ Малокуналейская средняя
общеобразовательная школа
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….....3
Заключение……………………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………...…11
Приложение
Введение
"Пояс верный, друг сердечный" — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян.
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Снять пояс означало превратить человека в раба, в несвободного человека, ибо свободный — подпоясан.
Народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он пришел к простым в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюмам. Значение пояса к началу XX в. было практически забыто.
Цель - исследовать обереговую функцию пояса в костюме семейских Забайкалья.
Объект исследования – пояс в костюме семейских Забайкалья.
Предмет исследования – обереговая функция пояса семейских Забайкалья.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Выполняя данную работу, автор использовал такие методы – сравнения, анализа, наглядности и поиска.
Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V в. до н. э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын – Скиф сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему – родоначальнику скифских царей.
Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях – памятниках умершим, даже самых схематичных, непременно показан пояс. Пояс выгравирован на полутораметровой диоритовой скульптуре в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции, причем здесь концы пояса спущены спереди и даже выгравирована на концах бахрома, как у мягких поясов. (Приложение 1)
Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».[2]
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение, этому свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои.
С древнейших времен человеческого общества пояс, видимо, рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство». [4]
Исследователь Н. П. Гринкова писала, что, по-видимому, в первоначальной стадии пояс являлся сам по себе магическим объектом. В быту русских крестьян он и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь.
В Смоленской губ. существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение, он продолжал играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно повредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы.
Обрядовые действия зависели от практической деятельности человека, воспринимались как своеобразное, но очень нужное добавление к ней, необходимое для благополучной жизни как оберег от всякого зла. Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы и в предсвадебные дни до ста поясов, и потому некоторые девушки с девяти – двенадцати лет начинали ткать пояса.
На поясе ткали сложные архаические символы и знаки, которые несли особое магическое значение.[5]
1.2.Архаические знаки и цвет пояса
Еще в середине XIX в. в некоторых регионах России сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора. На поясах узор очень сложен, орнамент разных цветов как бы вкладывается один в другой.
Один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента Х– XX вв. на огромной территории расселения славян. Ромб встречаем в тканых и вышитых узорах на поясах и полотенцах. Изображения богини и древа в вышивках часто бывают ромбовидны. Безусловно ромб не только славянский орнамент, а общечеловеческий, так как территория его бытования огромна и прослеживается от палеолита до современности. Ромбу придавалось магическое свойство.
Ромбы, круги, криволинейные свастики имели значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Позднее прямое магическое значение знака забылось, но традиция еще охраняла знак от искажений как «полезный», «хороший», как нам и объясняли старушки орнаментальные знаки на своих поясах или на поясах, полученных по наследству от матерей, бабушек. Так же: «так полагалось», «так издавна ткали» – нам объясняли вытканный на концах пояса женский силуэт или геометризованное изображение женской фигуры.
Изображение «солнца» за тысячелетия получило великое множество вариантов. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия.
Так же огромное значение играл цвет в поясе. Чаще всего встречался красный. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом. [1]
В силу традиции в наше время сохраняются примеры использования древних мотивов сюжетного орнамента, нередко совершенно непонятного его исполнительницам, особенно в старообрядческих селениях, где дольше сохраняли бытование ранние формы славянской культуры, в том числе орнаментальные мотивы на поясах.[3]
В русских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс и в повседневном, и в праздничном ансамбле одежды. В забайкальском варианте пояс был необходимой деталью одежды, он ее завершал, но не выставлялся напоказ, хотя и орнаментировался при изготовлении традиционными ромбами, крючками. Цепочка ромбов прослеживается на поясах семейских.
В отличие от старообрядцев Забайкалья в русских селениях центральной России пояс в праздничном ансамбле одежды именно выставлялся на показ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались кисточками и помпонами «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. Сходное украшение поясов прослеживается в ряде губерний Европейской России.
Старообрядцы, более длительно хранящие ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался.
Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятии и в некоторых селениях Бичурского района.
Их ткали на небольших кроснах - станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка – 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек. Основу большинства геометрических узоров на поясах составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. По фону пояска - землице - располагали несложные - косые кресты, крючки и т д.
Более наглядно представить символические различия пояса семейских Забайкалья и русских центрального региона можно в виде таблицы (Таблица 1)
Из таблицы видно, что пояс у семейских Забайкалья отличался с возрастом: по цвету, изображению узоров. У более молодых женщин – светлые тона, отмечаются вертикальные и волнистые линии, что говорит о зарождении жизненной энергии, начала жизни. У более старшего возраста появляются на поясе ромбы, кресты, символизирующие плодородие, семейный очаг и благополучие. У пожилых на поясе отмечается наличие серого цвета, что говорит о жизненной мудрости.
Таким образом, можно сказать, что пояса семейских Забайкалья значительно отличаются от поясов русских центральной России. У русских преобладает красный цвет, символика ромба и свастики. Отмечается разное предназначение: праздничная, будничная. А у семейских Забайкалья одевание пояса меняется с возрастом. Нами отмечена сложная узорчатость поясов и набора цвета. Возможно, это связано со сложной жизненной вековой историей, их набожностью. Они очень серьезно относились к обереговой функции пояса.
Таблица1
Сравнительный анализ символики и цвета пояса семейских Забайкалья и русских центральной России
№ | Семейские Забайкалья | Русские центральной России | |||||
Символика | Значение | Символика | Значение | ||||
1 | Пояс в юности | Цепочка крестов и ромбов, | символ плодородия, жизненная энергия | Решетка, квадрат, свастика, красный цвет | Благополучие, Красота, здоровье | ||
2 | Пояс для молодых | Волнистые и линии, ромбы кресты, голубой, розовый | символ плодородия, вода цвет отвечает за горло, органы дыхания и слуха, кожу, а также творческий потенциал человека | Цепочка ромбов с точкой | Засеяное поле, символ плодородия | ||
3 | Пояс для среднего возраста | Ромб, линии, синий, красный, фиолетовый, белый цвет | Синий – цвет (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Связь с высшими силами, с Богом, засеянное поле. | Засеянное поле, Красный цвет | Символ плодородия | ||
4 | Пояс для пожилых | Ромб, петля серый цвет | Поле, мудрость | Свастика, ромб с точкой | Засеянное поле, знак закрытости и мудрости, защита от злых духов |
Заключение
На страницах доклада раскрыта история происхождения пояса, как оберега у русских народов центральной России и семейских Забайкалья. Дан сравнительный анализ образов и цвета у разных народов.
Цели и задачи, поставленные в начале доклада, были выполнены, проанализировано достаточно источников по теме.
Наши предки верили в силу пояса и придавали этому особое значение. Мы выяснили, что у семейских и русских образы пояса несли не одинаковую смысловую нагрузку. Изображая символы, на поясе семейские верили, что их семья обреет благополучие, будет богатой и плодородной.
Считаю, что важно знать этнокультуру своего народа и особенности её происхождения.
Данные исследования могут быть применены в практической деятельности педагогов технологии, учащихся школы.
Список литературы
Приложение 1
Фрагменты древнего пояса
Рис.1 Реконструкция пояса X в Рис. 2 Ременные накладки
Приложение 2
Фрагмент русского пояса
Приложение 3
Фрагменты пояса семейских Забайкалья
Лиса и волк
Большое - маленькое
Волшебные звуки ноктюрна
Новый снимок Юпитера
Снеговик