Русская культура в современной жизни утратила свое начало. Поскольку современная жизнь в основном пронизана техническим мышлением, нежели творческим. Человек перестает верить и это отчетливо отражается на современной одежде. Изучив, вышивки русского севера и семейских Забайкалья хотелось, чтобы элементы, которые несли огромную нравственную нагрузку, возродились.
Вложение | Размер |
---|---|
doc2.docx_shag_v_budushchee.doc | 458 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
Бичурский район
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Тема: Оберег в образах вышивки семейских Забайкалья
(доклад по культурологии)
Выполнил: Дородных Влада
ученица 8 класса
МБОУ Мало-Куналейская СОШ
Научный руководитель: учитель ИЗО и черчения
Собашникова Т. И.
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..…3
Глава 1 История оберега в художественных образах……………………………………..4
Глава 2 Исследование оберега в вышивке семейских Забайкалья……………………….8
Заключение………………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………………13
Приложение
Введение
В глубокой древности любые украшения на теле человека – от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых.
Одним из ярких примеров явился академик Б.А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.
Русская культура в современной жизни утратила свое начало. Поскольку современная жизнь в основном пронизана техническим мышлением, нежели творческим. Человек перестает верить и это отчетливо отражается на современной одежде. Изучив, вышивки русского севера и семейских Забайкалья хотелось, чтобы элементы, которые несли огромную нравственную нагрузку, возродились.
Цель – исследовать оберег в образах вышивки семейских Забайкалья.
Объектом исследования – являются оберег в вышивке семейских Забайкалья.
Предметом исследования – являются образы в вышивке семейских Забайкалья.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2.Исследовать оберег в образах вышивки семейских Забайкалья.
Выполняя данную работу, автор использовал методы беседы, сравнения, наглядности.
Глаева 1. История оберега в художественных образах
1.1 Происхождение оберега
Оберег (амулет) – предмет, который по суеверным представлениям обладает колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий, суеверным предписывали сверхъестественную способность отвращать от его владельца болезнь и защищать от враждебных чар. Вера в силу.
Амулет – вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, например камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз амулет упоминается у Плиния и означает средство против яда. Переводят слово это - различно: по одному мнению оно происхождения лат. ( от amoliri, scil, tascinum, отражение чар) по другому, более основательному – арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то понятие слово «талисман», от арабов. Древнейшие амулеты были у египтян, где они имели форму Скарабея. Ветхий завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все таки у евреев, как наследие язычества, встречаются амулеты в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке и т.д. Цицит же и Тефилим, т.е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к амулету, так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатичное предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались в футлярчики и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемые от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали; также бронзовые или стеклянные рыбы с ушками для навешивания, которые так как слово т.е рыба заключает в себе начальные буквы греческих слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были Греко – римского происхождения, или восточного, особенно же иудейского – каббалистического, например, так называемые араксас – амулеты Василидиянцев и других сект 11 – го века после Р.Х., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т.п (3,34) .
1.2 История оберега в образах русской вышивки
Орнамент русской народной вышивки изначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла – ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом – места, где открывался доступ к телу. Среди орнаментальных мотивов северорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т.д.).
Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавиц, кокошниках и т.д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош». Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петуший крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. (5,69)
Позднее русские вышивальщицы стали украшать свои изделия геральдическим двуглавым орлом, появление которого на Руси обычно связывают с женитьбой Ивана 3-го на Софье Палеолог. Как известно, наиболее древнее изображение двуглавого орла, держащего в когтях двух зайцев, герба Хеттского царства, относится к 13-веку до нашей эры.
Растительные мотивы в орнаменте русской народной вышивки были представлены деревьями(яблоня, ель, ива, рябина, калина, береза), цветами (тюльпан, роза, колокольчик, василек, незабудка, ромашка), а также травами и плодами. Наиболее архаичными являются те растительные узоры, которые выполнены в строгом геометрическом стиле. Одним из самых распространенных мотивов в Вологодской вышивке являлись ягоды – клюква и брусника, называемые в народе «северным виноградом». Целебные и питательные свойства этих ягод хорошо известны. Про клюкву, например, говорили, что она излечивает «пуд болезней да фунт от недугов, до пьяну не доводит, а от смерти уводит», к тому же «пахать, сажать ее не надо, а собирай без ленивого брата». Среди деревьев следует отметить березу – один из любимейших образов русского народного творчества. Еще одним почитаемым деревом на Руси считалось рябина, красные ягоды которой, напоминали «молниеностный цвет Перуна», а ветки принимались за символ Пероновой палицы. Следы тотемического почитания рябины во многих местах России сохранялись вплоть до 20 века.
Наиболее полно архаические мотивы представлены именно в северорусской вышивке. Древним сюжетом северных вышивок является женская фигура (чаще с поднятыми руками) и оленями (лосями) по обе стороны от нее. Женщина зачастую изображалась в «непристойной позе» с широко раскинутыми в стороны ногами и руками. Однако воздетые к небу руки женщины свидетельствуют об обращении к верховному божеству, по всей вероятности – к Роду. Фигуры с поднятыми руками связаны с весенними обрядами (приветствие солнца, встреча весны), а с опущенными руками – с циклом летних языческих празднеств – «макушкой лета» (жест богини в этом случае указывает на плодоносящую землю и «как бы на самый плод у ее ног»). Двухголовые птицы-ладьи символизировали зимнюю фазу солнечного пути, а двухголовые кони с одним туловищем – летнюю его кульминацию.
Самым жизнестойким образом русских вышивок оказался образ Рожаниц. Он органически слился с позднейшей христианской символикой. Наиболее часто архаические мотивы в вышивке встречались на полотенцах-убрусах, или набожных полотенцах, которыми крестьяне увешали красный угол и зачастую помещали на них православные иконы. Вплоть до начала 21 века на деревенских божницах лики христианских святых мирно уживались с вышитыми на убрусах языческими богинями.
Обрядовые функции полотенца были чрезвычайно разнообразными. Наиболее архаичными следует считать обряд изготовления «обыденных» полотенец для защиты от мора и скотского падежа.
Собравшиеся в одной избе женщины общими усилиями в течение ночи (дня) изготавливали большой ручник («обыденник»), который затем использовался в качестве магического оберега. По нему (или под ним) прогоняли скот, обносили его вокруг селения, вешали на специально изготовленный и установленный в месте прогона скота деревянный крест, водружали на икону в храме или – в отдельных случаях – опоясывали им саму церковь.
Магические функции «обыденника» были обусловлены тремя защитными факторами: чистотой, необычностью и таинственностью. Чистота ассоциировалась с новизной и святостью, которые всегда отпугивали всякого рода нечисть; необычность и таинственность, также выступавшие в роли оберега, достигались непрерывностью процесса изготовления полотенца, что делало его «неизвестным (а значит и недоступным) нечистой силе». Именно с целью таинственности сжигались орудия производства после приготовления полотенца.
Среди орнаментальных мотивов народной вышивки наиболее архаичными являются геометрические, которые нередко сочетаются с зооморфными, растительными, бытовыми и особенно культовыми. Из геометрических символов прежде всего следует отметить ромб, квадрат, круг, крест и свастику. Ромб – символ плодородия, который «соединил в себе женский символ – треугольника, острием вниз, и мужской символ – треугольника, острием вверх».
Квадрат в русской традиции символизировал землю, поле, четыре стороны света, замкнутое пространство. Над этими квадратами, как правило, помещалась большая круглая многолучевая розетка, олицетворяющая сияющее солнце или весь Белый свет (вселенную), если лучи были направлены внутрь круга. В качестве главного символа здесь выступал собственно круг. Одним из самых распространенных мотивов в орнаменте русской народной вышивки являлся крест, почитаемый христианами как символ мученичества Иисуса Христа. Однако в глубокой древности напрямую связывалось с «живым» священным огнем, а точнее – со способом его добывания: трением двух сложенных поперек (крестообразно) палочек. Кресту стали придавать функции оберега, своего рода талисмана, защищающего от злых сил.
В русской традиции особое место занимает свастика – «солнцеворот», «коловорот». Символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Изображения ее столь часто встречаются в традиционном русском орнаменте. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняется влево, а при левостороннем его вращении – вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловоротом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название – «посолонь». В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу – легко угадывается древний языческий ритуал. (5, 74)
Глава 2. Исследование оберега в вышивке старообрядцев Забайкалья
Из беседы с вышивальщицами из семейских сел: с. Бичура, с. Малый Куналей с. Большой Куналей. Можно сказать, что отдельные элементы в вышивке содержали в себе магическое значение. Ограждая внутреннее пространство от внешних воздействий. Поэтому вышивальщицы вводили изображение оберегов.
Кроме значения оберегов, защиты человека от злых сил природы, назначения коня-охлупня и курицы – кокор, состояло и в связи с внешним миром. Человек понимал себя как частицу вселенной и дом его, с символом солнца на крыше и ставнях и птицами на крыше, связывали его с миром, с небом, со всей вселенной.
Узоры висящих у божниц полотенец, так же имели свой культовый смысл. Изображение различных ромбов на полотенцах. Большое разнообразие солярных знаков встречается в виде ромбов, и квадратов с крестами, различных кругов и розеток.
Нижняя часть одежды всегда связывалась с землей. Поэтому подолы юбок, сарафанов, рубах и особенно понев содержали в узорах древние идеограммы земли. Иногда орнаментальные композиции с изображением растений, переплетались с зубчатой или плавной волнистой линией-идеограммой воды. Почитание земли и воды в образе богов отражалось в вышивке.
Вышивка на вороте и рукавах отличается большим разнообразием и содержит иной смысл, чем расположенная на подоле. Среди изображения растений и цветков встречается изображение птиц, оленей.
Здесь уже намечается связь нижней и верхней частей одежды через символ неба, счастья – птицу и коня. Головной убор связан с небом. Изображение в вышивке вертикальных, прямых и волнистых линий и применение лент, свисающих с головного убора, выражают идею дождя, небесной влаги.
Огромную роль в народной одежде играл пояс. Пояс охранял самую уязвимую часть тела человека – живот. Отношение к этому элементу одежды было очень серьезное, поэтому он был особенно орнаментирован. Выполнялся на основе одного из древнейших орнаментальных мотивов народов Евроазии, которым является косой крест, ромб, мандр (зигзагообразная линия). (4,19)
Исследуя вышивку Семейских Забайкалья автором выделено несколько часто встречающихся образов – оберега (Таблица 1).
Таблица 1
№ | Образ | Иллюстрация | Символика | |
1 | Абстрактные образы | Ромб | Мужское и женское начало. Встречается на поясе и на нижней части одежды | |
2 | Квадрат | Символ жилища Встречается на одежде повседневного обихода: полотенцах, ручниках | ||
3 | Крест | Символ плодородия Земли Встречается на нижней части одежды | ||
4 | Круг | Символ солнца и света На нижней части полотенца, божница ручниках | ||
5 | Волнистые линии Вертикальные линии | Символ воды Встречается на головном уборе Символ дождя | ||
6 | Зигзагообразная линия | Символ воды Встречается на вороте, на изгибе рукавов | ||
8 | Природный мотив | Растительный мотив | Символ плодородия. Встречается на столешниках, скатертях, позорах, наволочках. | |
9 | Птица | Символ неба. Встречается на полотенцах | ||
10 | Конь | Символ счастья Встречается на полотенцах | ||
11 | Колворот | Символ победы света над тьмой Встречается на ручниках, полотенцах, божницах, поясе. |
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый образ в вышивке, как и элемент одежды, несет в себе смысловую нагрузку и играет огромную роль в жизни семейских. Если, сравнивая русскую вышивку с вышивкой семейских можно отметить, что образы и элементы схожи, и каждый образ является оберегом.
Заключение
На страницах доклада раскрыта история оберега в русской вышивке и исследована вышивка семейских Забайкалья.
В поисках вышивки, автор встретился с мастерицами которые до сих пор вышивают, хотя многие традиции вышивки у семейских уже утрачены в связи с новыми внесениями времени. Многие жительницы села Бичура, Малый Куналей, Потанино, Большой Куналей хранят вышивку в память о своих предках.
Проанализировав литературу и беседы с вышивальщицами приходишь к выводу, что каждая точка, черточка, крестик, ромб, квадрат несут в себе определенную смысловую нагрузку. Наши предки очень верили в вышитые образы на одежде их защиту от злых духов. Это говорит о том, что элементы оберегов в вышивке как образ духовной культуры сохраняется.
Список литературы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Кто чем богат, тот тем и делится!
Городецкая роспись
Колумбово яйцо