Одежда семейских производила большое впечатление своей яркостью, опрятностью, своими расшитыми головными уборами и сарафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России. Основными частями наряда женщины были рубаха, сарафан, пояс, запон, кичка и платок.
Особый интерес для меня вызвал семейский головной убор – кичка.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 33.52 КБ |
prilozhenie1_wecompress.com_.docx | 2.03 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
IX конференция «Шаг в будущее»
Кичка в жизни семейской женщины
Выполнил: Авдеева Вероника
МОУ Мало-Куналейская средняя
общеобразовательная школа
ученица 8 «А» класса
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
Учитель ИЗО и черчения,
МОУ Малокуналейская средняя
общеобразовательная школа
Малый Куналей,
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………......…...3
Глава 1. Кичка – головной убор русской женщины………………………………….…….....4
Глава 2. Кичка семейских женщин ……………………..…………..……………………..…6
2.1Кичка семейских женщин Бичурского района ……………………………………..6
2.2 Сравнительный анализ кички Бичурского района с другими районами …….…..7
Заключение…………………………………………………………………………………........9
Список литературы……………………………………………………………………………...10
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Обретение истории родного края – это начало духовного возрождения. Как говорят исстари в народе: «Без корней нет дерева, без истории нет народа». Без истории, без опыта предшествующих поколений невозможно развитие культуры и духовного развития.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
В нашей республике осталась ячейка русских – старообрядцев, которые сохранили свою духовную культуру. И эта культура издавна привлекала таких исследователей, как Маслова Г.С., Болонев Ф.Ф., Мотвеев В.П., Ильина-Охрименко Г.И. и др. О семейских упоминали многие путешественники, посетившие их.
Одежда семейских производила большое впечатление своей яркостью, опрятностью, своими расшитыми головными уборами и сарафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России. Основными частями наряда женщины были рубаха, сарафан, пояс, запон, кичка и платок.
Особый интерес для меня вызвал семейский головной убор – кичка.
Цель исследования – выявить роль кички в жизни семейской замужней женщины.
Исходя из цели работы, были выдвинуты следующие задачи:
Объект исследования – является женский головной убор – кичка.
Предмет исследования - кичка семейских женщины Бичурского района
При написании работы были использованы методы: поиска, анализа, сравнения, наблюдения.
Глава 1. Кичка – головной убор русской женщины
1.1 Символика головного убора -кичка
Головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса.
Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.
Отметим также, что в русских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.
С древних времен на Руси замужняя женщина тщательно скрывала свои волосы под головным убором. Тяжким грехом было явиться на люди простоволосой. В Древней Руси выражение « опростоволоситься», то есть открыть свои волосы ,означало опозориться .
Для русской крестьянки головной убор был не простой одеждой, но и еще средством утвердить себя ,свою роль в жизни , в своей деревне.
Академик Б. Рыбаков соотносит с весенними обрядами головной убор (приветствие солнца,встреча весны).А самым жизнестойким образом русских головных уборов оказался образ Рожениц. Часто этот образ на головных уборах вышивали золотом, серебром, жемчугом и рожающих божеств украшали рожки.
Итак, головной убор - кичка был оберегом и должен стимулировать родовую функцию женщины, соединяя её с миром высших языческих богов и богинь.[2]
1.2 Распространение кички на Руси
Одним из головных уборов русской замужней женщины была кичка или кика. Её называли « короной замужества». Она представляла собой холщевую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся из ткани часто из парчи, подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины. Спереди кичка имела украшения: вышивку, бисер, жемчуг – по достатку ее обладательницы. Неистребима была привязанность к рогатым кичкам. А еще кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решений.[4]
Кичка как «Чело кичное» впервые на Руси упоминается в документе 1328г. Кички еще носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). Закрывала волосы и имела впереди твердую часть (вставлялись береста, дощечка) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п. Сзади надевался «позатыльник» из бисера, а сверху – нарядная «сорока» из вышитой ткани.
Нижняя часть кичкообразного головного убора имела твердую основу, которая придавала головному убору форму. По ней различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котолковообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.д. Копытообразные кички имели свой регион распространения – Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с фино-угорскими предками, у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.[6]
Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор-кичка на Руси, а также на других территориях распространения славянства являлся религиозным культовым предметом;
Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.
Глава 2. Кичка семейских женщин в Бичурском районе
2.1 Кичка семейских женщин Бичурского района.
В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Он относиться к так называемому сарафанному комплексу русской одежды. Традиция носить подобную одежду у семейских сохранилась на протяжении всего ХХ века. Причиной тому послужило то, что указ Петра I о ношении европейского платья не распространялся на старообрядцев. Да и сами семейские, в знак протеста по отношению к властям продолжали носить старорусский костюм как одно из проявлений старого русского уклада.
Семейские костюмы Бичурского района отличались от семейских костюмов других районов. И костюм семейской замужней женщины имеет различие только в головном уборе: незамужние носили платки, а замужние - кички. Кички в селах Бичурского района была в форме небольшого копытца. Что символизировало плодородие. [3]
Кичка шилась из одного куска грубой стеганой материи 60 см. длиной и 30см. шириной. Имела вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Передняя часть юшки снизу имеет узкую полоску, вышитую бисером. Спереди поднимающая часть состояла из подворотника, который сшит из тонкой материи и набит ватой. А также из картона, имеющего дугообразную форму. Подворотник и картон подворачивались под платок. По затылку спущен назатыльник, шитый позументом (он надевался только по большим праздникам). Кичка одевается стороной, где на кичке с двух сторон прикреплен шнур, который вместе с кичкой образует круг. Сзади этот шнур перекрещивается и, ведя вперед, надевается на верхушку кички петелькой. Далее кичка покрывается большим платком или шалью. Размер платка примерно 1,30х1,30. Два конца платка перевязываются спереди на кичке, таким образом делая кичку как можно выше, а кисти платка, в отличии от других способов, не прячут, а спускают назад. Два других конца спускают к низу. Покрывая шею. Здесь женщины кисти платка используют в качестве украшения, распределяя по всей голове. Кички украшены плетеным бисером по бокам.[5]
У наших далеких семейских предков сложился целый комплекс представлений, связанных с волосом вообще и женским распущенным волосом в частности считалось, что в них заключается жизненная сила человека, что при помощи распущенных волос можно приворожить к себе суженого, что «бабы-простоволоски» способны навести порчу на своих мужиков, на односельчан и их скотину. Вычесанные волосы никогда не выбрасывали, а собирали в специальный мешочек, который по смерти женщины клался ей в гроб под голову. Магическая жизненная сила уходила вместе с ее владелицей в мир иной. Поэтому с головным убором в свадебной обрядности был связан переход из статуса девушки в статус замужней женщины.
Сороку, кичку надевали на голову молодой женщине на свадьбе (делали из девушки молодушку). Девичью косу расплетали ,тщательно расчёсывали волосы, делили их на прямой пробор и заплетали в две косы, которые укладывали вокруг головы. На эту причёску надевали кичку, Поверх её особо повязывали шаль.[1]
2.2 Сравнительный анализ кички Бичурского района с другими районами
В разных районах и даже в разны сёлах кички повязывались по-разному. Для этого требовалась сноровка.Кичка считалась сложным головным убором.Кичка семейских Тарбагатайского,Мухоршибирского района,была в форме небольшого копытца.
Кичка села Харитоново Тарбагатайского района в виде рога,что символизировало плодородие .В селе Калиновка Мухоршибирского района шаль на кичку повязывали по иному .Они связывали концы шали дополнительной тесёмкой надо лбом, при этом концы шали снова заводили назад и оставляли их без изменения. Узел получался небольшим, а кичка при этом получалась с высоким подъемом.(см. Таблицу 1 Приложение)
Таким образом, кичка в разных районах отличалась. Где то она имела форму рога, копытца и лопаты. Для Бичурского района характерна копытообразная кичка. Женщина уподоблялась корове или козе, символизируя плодородие.
Заключение
На страницах доклада раскрыта история происхождения кички - головного убора семейских Бичурского района.
В поисках головного убора в своём районе, автор встретился с очевидцами которые до сих пор надевают кичку в праздник, хотя в настоящее время кичка почти ушла из жизни женщины.
Проанализировав, литературу беседы с очевидцами приходишь к выводу, что существование в семейских сёлах разного типа кичек говорит о их переселении из разных районов страны, о сложности их формирования, имеющего древнюю историю. Разнообразие видов кички и украшении говорят о неисчерпаимости, творческой фантазии, выдумке и наблюдательности народа, создавшего высокие произведения искусства.
Народный костюм в культуре семейских сохраняется из поколения
в поколение, от старшего к младшему. Народную одежду семейские почитают и берегут. Это говорит об уважении к собственной культуре.
Список литературы
Сладость для сердца
Четыре художника. Осень
Без сердца что поймём?
Как нарисовать лимон акварелью
Разноцветное дерево