Изучение истории родословной помогает ребятам и взрослым возродить и сохранить сложившиеся традиционные, семейные взаимоотношения, укрепить связь между поколениями.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 58.35 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»
Краеведение
Учебный проект
Мои предки - эвенки
Автор: Исаков Марк,
ученик 4 Б класса
Руководитель: Островская Наталья Петровна, учитель начальных классов
Ленск – 2019г.
Оглавление
Глава I. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ. 4
Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ЭВЕНКОВ 15
Список использованной литературы 19
Актуальность Изучение истории родословной помогает ребятам и взрослым возродить и сохранить сложившиеся традиционные, семейные взаимоотношения, укрепить связи между поколениями. Я считаю, что эта тема актуальна всегда, потому что люди должны знать своих родственников и предков, а в последнее время наблюдается спад интереса к изучению своих «корней». Отсюда вытекает проблема: мы, дети, не знаем своих предков.
Цель проекта: Изучить историю моих предков - эвенков
Отсюда вытекают следующие задачи:
Объектом проекта являются мои предки - эвенки.
Гипотеза проекта: предполагаю о том, что при желании каждый человек может узнать своих предков. Изучая предков – узнаем самих себя!
База проекта – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников.
Практическая значимость данного проекта в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках.
Методы исследования: изучение литературы по теме, анализ домашних и архивных материалов, описательный метод, интервьюирование, наблюдение.
«Человеку важно знать свои корни»
В. Песков
В прошлом году я выступал в краеведческом музее с темой «Моя родословная». Когда я составлял генеалогическое древо моей семьи, я обнаружил, что моими предками по отцовской линии являются эвенки. Меня это заинтересовало, появилось желание почитать материал об эвенках, а самым интересным показались темы, посвященные традициям и обычаям эвенков, чьим потомком я являюсь. И вот что я узнал.
Эвенки – коренной народ в Российской Федерации. При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. В Якутии насчитывается около 15 тыс. человек.
Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры.
Мои предки прадедушка (по отцовской линии) Григорьев Александр Михайлович и прабабушка Николева Дария Саввична были коренными народами Оленекского района, занимались оленеводством. Вели кочевой образ жизни.
Традиции и обычаи эвенков уходят корнями в древность, сохраняя свою основу по сей день, и, не смотря на влияние соседних культур, сохраняют свою самобытность.
Эвенкийский фольклор исторически чрезвычайно вовлечен в повседневную жизнь народа. Во многом это объясняется его функциональностью, замещающей письменность. Весь комплекс исторических и культурных знаний, мировоззренческих представлений передавался от поколения к поколению посредством устного народного творчества. Фольклор эвенков очень богат в жанровом и видовом разнообразии, в нем представлены практически все известные фольклорные жанры. Малые жанры фольклора – пословицы и поговорки, загадки и считалки и фольклорные игровые тексты, преимущественно были направлены на подрастающее поколение и выполняли функцию знакомства с окружающим миром. Эвенкийские пословицы и поговорки очень точно передают особенности эвенкийского мировосприятия, в основе которого заключается гармония человека и природы: «Бэе – Дуннэ токтан» (Человек – земли соринка). Образные выражения знакомят с социальными отношениями в таежной среде, учат с раннего возраста полагаться на свои силы и жить своим трудом: «Тыкми, дуннэвэ экэл валарэ!» (Упав, землю не ругай!); «Пустая поняга – тяжелая ноша». Загадки эвенков всегда иносказательны, человеку из иной среды не просто вникнуть в их суть, не окунувшись в повседневный быт таежных кочевников: «Эмал аhал умунду дылматчара?» (Что за девушки вместе головами толкаются?)[1]; «Экун тар? Нонон би биктэ, тадук си бикэл?» ( Сначал я, потом ты)[2].
Мифы у эвенков выполняли, главным образом этиологическую функцию – объяснить повадки и признаки животных, явления природы и прочие закономерности бытия: Однажды глухарь с совой будучи, поссорились, пошли к Эксэри (жаловаться друг на друга). Дошли до Эксэри. Глухарь сказал: «Сова меня хватает (острыми когтями)». Сказала сова: «Я никогда не ловила глухаря, на глухаря нападает ястреб». Глухарь очень устыдился, в снегу спрятался (нырнув в снег). Поэтому глухарь прячется под снегом (часто).
Отдельно в жанровой системе представлен обрядовый и мировоззренческий фольклор. Обрядовая практика в среде эвенков неотделима от фольклора. К обрядовому фольклору эвенков относятся: Имты – обращение к духам и божествам через угощение огня; Хулганни (улганни) – обращение к духам местности через привязывание отрезов материи; Алга – благопожелания и др. Существуют и специфические хозяйственные заклинания – про¬мысловые, оленеводческие. Даже некоторые хороводные запевы представляют собой обрядовое действие.
Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание - нимнгакан . Все нимнгаканы восточных эвенков имеют особенно много общего с олонхо - эпическими сказаниями якутов. У них аналогичные вступлення-зачины, генеалогическая цикличность, почти одинаковые описания появления врага, гнева богатыря, битвы, красоты девушки, бега коня или оленя и т.д.
В эвенкийском эпосе широко используются образные, близкие и понятные слушателю-эвенку сравнения. Например, затупившееся, истершееся во время поединка оружие богатырей сравнивается с привычными для эвенка предметами: "Как скребки старухи мастерицы, уткэны их затупились", "копья их стали как кривое острие ножа старика кузнеца...". Ловко и легко садящийся в седло богатырь уподоблялся самой большой красивой таежной птице - черному глухарю, а высоко поднятые уши коня в сказаниях сравниваются с подбитыми мехом лыжами эвенка. Этническую специфику мировосприятия отражает также множество бытовых описаний.
1.2 Шаманизм
Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.
Всё мироздание в соответствии с представлениями о мироустройстве этой народности делится на три уровня: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Души людей, живших по справедливости, попадают после смерти в верхний уровень, а души грешников отбывают покарание в нижнем уровне, после чего опять перерождаются в новых земных телах. Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием. У избранного начинается «шаманская болезнь», во время которой он испытывает дискомфорт, его посещают видения, могут преследовать сплошные неудачи или проблемы у близких людей. После проведения интересного обряда посвящения в шаманы все эти неприятности резко заканчиваются. Ограничений по поводу образа жизни у шаманов нет, они вполне могут заниматься мирской работой, но для этого в большинстве случаев не хватает времени. Каждый шаман имеет свою «специализацию»: кто-то занимается обрядами «очищения», кто-то – проблемами со здоровьем и т.д. За обращение к шаману существует определённая плата. Кроме того, нередко обращение к миру духов и божеств, требует жертвоприношений. Раньше это преимущественно были мясо животных и молоко.
1.3 Обряд добывания удачи
"Синкэлэвун, хинкэлэвун, шинкэлэвун" был характерен для всех групп эвенков. Он представлял собой магическое забивание изображения парнокопытного животного. Его выполняли только охотники. В случае неудачи на охоте охотник связывал из прутьев изображение оленя или лося, приготавливал маленький лук, стрелу и уходил в тайгу. Там он ставил изображение животного и стрелял в него с небольшого расстояния. Если стрела попадала, то охота предстояла удачной, тогда охотник имитировал разделку туши, часть ее он обязательно прятал, а часть уносил с собой, чтобы из стойбища отправиться на охоту. У эвенков Тимтомского и Сунтарского районов Республики Саха (Якутия) в этом обряде принимал участие шаман. В этом варианте присутствовал древний способ охоты - накидывание аркана, он производился перед тем, как охотник стрелял из лука по изображению.
1.4 Обряд благодарения огня
Вероятно, возник в незапамятные времена из-за своего благотворного влияния в холодное время года, что привело к появлению представлений об огне, как о добродетельном существе. Дух хозяин огня - "того мусунин" - имеет определение движущей, горящей одушевленной силы и представляется в образе старухи-бабушки - "эникэ", потому что хранителем очага у эвенков испокон считалась женщина. Это подтверждается археологическими находками женских фигурок и изображений около очагов древних поселений. Вероятно, образ огня возник вследствие сочетания глубокого почитания женщины, особенно преклонного возраста, и тепла, приносимого огнем. Поскольку огонь считался хранителем благополучия сородичей, в костер всегда бросали самый лучший кусок пищи обязательно с просьбой послать удачу на охоте. Обычай-обряд кормления огня - это своего рода отражение обычая угощения и дележа добычи среди сородичей, что символизирует общее благополучие, достаток и продолжение жизни. Все эти представления вылились в некоторые малые обычаи-запреты - "оде" по отношению к огню. Так, например, нельзя оставлять нож, иглу острием к огню, нельзя кидать в костер шишки, лить смолу, воду, а также колоть вблизи дрова и разделывать убитых животных. В свою очередь, как считают старики, огонь, заботясь о людях, может предупреждать человека, его "языком", по их мнению, является особенное потрескивание или писк горящих дров - "хинкэн". Если слышали эти звуки утром, значит, огонь предвещал хорошее, если вечером - то плохое, если слышали во время еды, то понимали, что надо собираться и уходить, если огонь пощелкивал во время ухода на охоту, то охотник оставался в стойбище, так расценивалась в этом знаке неудачная охота.
Глава II. БЫТ ЭВЕНКОВ
2.1 Занятия эвенков
Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили вглубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. Охота имела двойное значение:
а) давала пищу, материал для одежды и жилища
б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене
Эвенки — настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они — великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров.
Вплоть до 19 в. некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма - палка с широколезвенным ножом, поняга - деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша. Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах (обычно без палок). Обязательно присутствовала собака.
Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Важенок доили. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо.
Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи "морд", сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью.
Охота и рыболовство определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок (вялили, сушили), летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу".
2.2 Жилище эвенков
Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах (дю). Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов, - голомо пирамидальной или усеченно-пирамидальной формы.
Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа.
Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено.
Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Как правило, остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2 м, в высоту 2-3 м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож - нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
2.3 Одежда эвенков
Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя - серо-коричневого цвета, белого с темным, реже - белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус.
Проследим исторические особенности одежды у эвенков.
Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности (подтверждение тому "фраки"). Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.
Одежда - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно "фраком". Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды сзади выкраивали мысом и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, по полам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода.
Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского - прямой.
Позднее эту одежду стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями.
Одежда эвенков кроилась также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка".
Парка - (порхы, порга), верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Сев. Сибири; утепленная куртка. Носили ее как мужчины, так и женщины. Шили ее из оленьих шкур. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию; поэтому же покрою делали одежду из ровдуги и сукна. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Парка с воротником была распространена у эвенков с истоков Подкаменной и Нижней Тунгусок, Лены, у илимпийских (оз. Томпоко), у чумиканских и у забайкальских эвенков. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл, являющихся важной как конструктивной, так и декоративной частью тунгусского костюма. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Он широкий /вверху шире, чем внизу/, закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами не груди. В колорите вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый. Между белыми, золотистыми и голубыми полосами бисера прокладываются более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их.
Следует отметить, что нагрудник как часть тунгусской одежды уходит в глубокую древность - в первое тысячелетие до н.э. В раскопках не Ангаре, произведенных А.П. Окладниковым, на костяке сохранились следы ракушек, нашитых когда-то на одежде. Расположение их полностью совпадает с формой нагрудника и орнаментом его у современных эвенков.
У забайкальских эвенков (ороченов), кроме описанной выше парки, была еще женская верхняя одежда, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, со спинкой, кроенной в талию; боковые полотнища ее в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие сборки. Воротник отложной. Украшение одежды состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами.(см рисунки выше)Покрой этой одежды так называемый "монгольский", т. е. стан одежды, кроенный из одного полотнища, перекинутого через плечи, был прямоспинный, расширяющийся книзу; левая пола покрывала правую; воротник стоячий. Рукава (широкие в пройме) суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную часть кисти руки.
Женская одежда была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.
В эвенкийском языке слова “праздник” нет, говорят “бакалдын” (встреча).
В первые весенние месяцы северные коренные народы празднуют встречу весны, которая знаменует собой пробуждение природы, появление зелени, размножение поголовья диких промысловых зверей и домашних оленей. Празднование совпадает со временем возвращения эвенков из тайги. На протяжении всей зимы они пасли оленей, занимались охотой и рыбалкой. Одним из таких встреч является “Слет оленеводов Якутии”.
Оленьи упряжки, дегустация эвенкийских блюд и традиционный обряд кормления огня. Традиция отмечать день оленевода уходит вглубь истории северного народа. Эти обряды проводятся всего один раз в год и служат единственной цели: задобрить духов, чтобы в следующие 12 месяцев в чуме было здоровье и благополучие, а оленей было как можно больше.
Главные герои праздника — оленеводы. А самый захватывающий момент — гонки на учагах — верховых оленях. Управлять благородными животными — это ведь целое искусство. Таёжное мастерство передаётся по наследству, причём дети скачут на учагах не хуже взрослых, ловко управляются с маутом — арканом.
Слет оленеводов Якутии - это довольно популярные спортивные соревнования Республики Саха (Якутии). Проведение Слета способствует развитию спорта, пропаганде здорового образа жизни, укреплению дружбы между участниками слета и знакомству с культурой и традициями разных народов. В слете, в национально-спортивных соревнованиях принимают участие непрофессиональные спортсмены — коренные малочисленные народы Севера. Соревнования проходят в духе честной конкуренции и дружбы.
Уникальность национального Слета в том, что помимо популяризации более 10 видов спорта большое внимание уделяется сохранению и развитию традиционных видов спорта коренных малочисленных народов Севера: северного многоборья и игр.
На Слете с самого утра и до позднего вечера царит атмосфера настоящего национального праздника. Для одних – это экзотика во всех ее проявлениях. Для других – это возможность попробовать северную оленину, приготовленную на костре уху. В этот день гонки на оленьих упряжках и снегоходах привлекают не только коренное население северных городов и поселков, но и гостей из-за рубежа. Силу и ловкость можно испытать, став участником различных спортивных игр и национальных соревнований: стрельба из лука, метание топора, прыжки через нарты.
В гостевом чуме можно отведать блюда кухни народов Севера, познакомиться с традиционным бытом коренных народов и сфотографироваться в национальной одежде.
Конечно же, большинство гостей праздника приезжают посмотреть именно на оленьи бега — самое главное и значимое событие слета, к которому готовятся весь год. Ведь это не только возможность показать своих оленей, но и шанс побороться за главный приз. Олени могут закрутиться волчком, свернуть туда, куда им заблагорассудится. Но, если траектория движения становится более или менее прямой, то за северными парнокопытными не угнаться. И такие гонки действительно дорогого стоят. Подтверждение тому — тысячи гостей, которые на этот праздник устремляются со всего округа. Ведь тут, что называется, хватает и зрелищ, и хлеба.
В течение всего праздника для гостей на сцене выступают артисты коренных народов Севера. На центральной площади проходят соревнования по национальным видам спорта, таким как прыжки через нарты, вольная борьба и другие.
В прошлом году я побывал на слете оленеводов со своей бабушкой и был впечатлен масштабами этого праздника. В этот день на живописную поляну прибыло много гостей в красивых традиционных костюмах, которые приехали на нарядно украшенных оленьих упряжках. Столько много оленей сразу в одном месте я еще не видел. Весело заструился дым из труб чумов родовых общин. Праздник начался традиционным парадом оленеводов, музыкально-хореографическим представлением и поздравлениями от руководства и гостей из других регионов, было много подарков и праздничная программа, а также множество конкурсов для семей и спортивные мероприятия. Со сцены звучали поздравления с наступлением долгожданного тепла. По-другому, этот праздник также можно назвать семейным праздником. Каждая родовая община разбивает свою палатку, накрывает на стол национальные блюда и радушно встречает гостей. Мы тоже побывали в гостевом чуме и попробовали таежную кухню, посмотрели выставку народного творчества. А также не упустили шанс прокатиться на оленьих упряжках.
Слет оленеводов – это один из любимых и почитаемых праздников: праздник возрождения древнейших обрядов, праздник народных традиций. Здесь можно познакомиться с обрядовым фольклором, песенно-танцевальной культурой эвенков, с традиционными национальными играми.
Работая над этим проектом, я выполнил все поставленные задачи:
Таким образом, моя гипотеза о том, что каждый человек может узнать свою родословную, подтвердилась. Поставленные цель и задачи выполнены.
Я уверен, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных.
Нам достался великий жизненный опыт, великие традиции, наша задача не растерять их, а дополнить своими, дать возможность нашим потомкам гордиться нами.
Пустой колос голову кверху носит
Кто грамотней?
Сказки пластилинового ослика
Галка в чужих перьях
Как нарисовать черёмуху