В данном проекте раскрыты основные аспекты спортивно-оздоровительной деятельности учащегося МБОУ "ВСОШ №1"Рахимуллина Карима Илмировича
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Здоровье в моей жизни" | 553.26 КБ |
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
II республиканская научно-практическая конференция имени Александра Михайловича Бутлерова
Секция: «Здоровье и здоровьесберегающие технологии»
Проектная работа на тему : «Здоровье в моей жизни»
Автор проекта Рахимуллин Карим Илхамович
ученик 3«А»класса МБОУ «ВСОШ №1»
Руководитель: Давыдова Наталья Михайловна
учитель начальных классов и технологии
высшей квалификационной категории
ж.д.ст.Высокая Гора 2020
Актуальность исследования.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной проблемой для родителей и педагогов. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы ученики повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.
Цель проекта : изучить основные факторы ,влияющие на здоровый образ жизни младшего школьника.
Задачи:
- разработать режим дня школьников начальной школы
- разработать меню для школьной столовой с присутствием фиточаев
- пропагандировать работу физической культуры и спортивных секций в школе
-разработать комплекс для проведения флешмоба на переменах
1.Что такое «здоровье», «здоровый образ жизни».
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».
Человек считается здоровым если:
- владеет устойчивым иммунитетом (редко болеет)
- наблюдаются показатели роста и развития; (ребенок развивается и растет в соответствии со своим возрастом)
- наблюдается функциональное состояние и резервные возможности организма;
Согласно заключению экспертов , если принять уровень здоровья за 100%.
то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов,
на 20% - от состояния окружающей среды
А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Таким образом, оказывается , что в первую очередь в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонии его с окружением.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста активно заниматься собственным здоровьем, понимать то, что здоровье - самая величайшая ценность, которую подарила природа.
2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических болезней взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому еще в школе формируется уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как : рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей .
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.
Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка.
Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это пример педагогов и родителей.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
3 .Формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.
Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.
Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей жизни.
Работая над данным проектом мы с ребятами разработали примерный режим школьника, где занятия чередуются с физической культурой, прогулками на свежем воздухе, витаминизированным питанием в школьной столовой.
При изучении меню в школьной столовой мы выявили, что недостаточно витаминов дети получают при приеме пищи в столовой, что связано и с ценой питания, некоторые ученики кушают лишь кашу и чай с хлебом.
Мы предложили добавить в меню для младших школьников морс со смородиной и фиточай (малина, смородина, мята и др.)
Понедельник – чай с лимоном
Вторник – чай с листом малиной
Среда – чай с листом смородины
Четверг – чай с мятой
Пятница – чай со свежим яблоком
Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.
Пропаганда занятия в секции по Тхэквандо мы в своей школе проводим через презентацию своих достижений, выступаем на общешкольных соревнованиях, а так же участвуем во встречах со знаменитыми спортсменами своего района, а так же Республики Татарстан.
В нашей школе ежедневно проводится утренняя зарядка перед уроками, но мы с ребятами предложили используя радиорубку включать танцевальную музыку на переменах, чтобы дети не бегали по коридорам, а танцевали в непринужденной обстановке, тем самым обогащали кислородом свой мозг, тем самым готовились к следующему уроку.
Заключение.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, укреплению здоровья . Основное содержание здорового образа жизни для младших школьников должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (организованный режим дня, полезная пища, динамические паузы, занятие спортом и физической культурой).Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы все вместе со сверстниками, родителями научимся ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем каждый личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что наше поколение будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Ель
Сказка "Узнай-зеркала"
В поисках капитана Гранта
У меня в портфеле
Весенняя гроза