Вложение | Размер |
---|---|
proekt_batik_nikishina.docx | 566.08 КБ |
batik_prezentatsiya.pdf | 1.69 МБ |
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ №90»-«Саргинская СОШ»
Творческий проект
«Декоративно – прикладное творчество. Батик»
Исполнитель: Никишина Кристина
ученица 7 класса
Руководитель: Орлова О.Н.
учитель ИЗО
п.Сарга
2021 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….…..3
Основная часть
1. История развития батика………………………………..…………………..……5
2. Виды батика и способы росписи по ткани
2.1 Горячий батик……………………………………………………………..……14
2.2 Узелковый батик………………………………………………………….…….14
2.3 Холодный батик…………………………………………………………..….…17
2.4 Техника «Сибори», «Бандан» …………………………………………...……18
2.5 Свободная роспись…………………………………………….………….……18
3. Изучение техники выполнения батика практическим способом……….…….20
Заключение……………………………………………………………………..…...23
Список литературы……………………………………………………….…..…….24
Введение
При выборе темы проекта, во-первых, стояла задача найти для себя тот вид изобразительного искусства, который был бы близок по духу, стал бы увлекательным занятием и доставил бы удовольствие от реализации замыслов. Это помогло бы при создании работы добиться выразительности и индивидуальности исполнения.
Во-вторых, важна была актуальность темы и значимость работы.
После длительных поисков, выбор остановился на росписи по ткани или батике. Батик является совершенно уникальным и неповторимым видом в художественном искусстве. Он поражает своим живописным разнообразием и оригинальностью. Работая в технике батик, так же большое внимание уделяется форме, пропорциям и красоте материала.
Существует множество техник росписи по ткани. Батик вобрал в себя особенности и приемы многих изобразительных искусств: акварели, графики, витража, мозаики и др.
Помимо очаровывающих художественных эффектов, причиной выбора стало то, что декоративные ткани играют важную роль в эстетическом окружении человека, будь то картина, панно, текстильные элементы интерьера или же атрибуты гардероба. Актуальность избранной темы определяется тем, что этот вид искусства очень востребован в наше время. С практической стороны, изделия, выполненные с применением техники батик, являются украшением одежды, широко применяется в оформлении интерьера (шторы, скатерти, пастельные принадлежности и др.). В историческом аспекте батику, как очень интересной технике росписи тканей, посвящено множество публикаций.
После того, как была определена основная часть темы, встал вопрос о ее воплощении. Привлек такой элемент как декор одежды. Помимо того, что идея несет на себе функциональную роль, но еще является своеобразным самовыражением в эксклюзивности и неповторимости.
Итак, сформировалась основная цель работы: изучить материал по заданной теме; углубить свои познания в истории развития росписи по ткани и ширмы, как изучаемого предмета, передача цветовых эффектов и насыщенности цвета; систематизировать свои знания для создания оригинальной творческой работы.
Исходя из этого, можно выявить основные задачи:
- собрать текстовый и иллюстрационный материал для изучения темы;
- освоить основные приемы росписи тканей;
- выполнить творческую композицию.
Приступив к работе, были выявлены основные особенности батика. Был изучен теоретический материал, создано множество поисковых работ, с целью окончательного выбора техники и непосредственной темы для композиции.
Выбор остановился на растительных мотивах в технике холодного батика. В частности, темой творческой работы является «Стилизация цветов». Холодный батик привлек возможностью достичь яркой декоративности и выразительной пластики, а так же эффектом легкости и воздушности, которых можно добиться, работая в этой технике.
Теоретическая часть проекта изложена в этой пояснительной записке, практическая часть представлена в приложении к ней.
В пояснительную записку включены: введение, четыре главы, заключение и используемые источники.
В первой главе представлены сведения из истории.
Во второй главе рассказывается о практическом использовании декоративных тканей в интерьере и об особенностях их восприятия, которые нужно учитывать при их создании.
В третьей главе рассматриваются основные виды батика, техники, материалы и инструменты для его выполнения. Информация, полезная и интересная для всех, начинающих работать с декоративным текстилем.
В четвертой главе описывается основной ход практической работы.
В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому - то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.
В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является 'крис' - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».
Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни.
Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.
Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается 'монополия' женщин в батике. Совершается переход к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.
Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?
В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами - кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.
Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.
Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди 'чхинт') пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.
Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.
В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.
Особо следует отметить 'вропейский' фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.
С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.
Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.
В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
2. Виды батика и способы росписи по ткани
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Техника батик в настоящее время осуществляется ручным и машинным методом производства. В свою очередь ручной способ производства подразумевает несколько видов, а именно:
- вободная роспись тканей.
2.1 Горячий батик
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
- простой батик (в одно перекрытие);
- ложный батик (в два и более перекрытий);
- работу от пятна.
Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте, и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка. После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого к темному тону.
Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.
Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.
После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть. После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу. Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).
2.2.Узелковый батик
2.3 Холодный батик
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками.
2.4 Техника «Сибори», «Бандан»
«Сибори» — так называемый складной батик. Это другой вариант резервирующего окрашивания. Результат в «сибори» достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
2.5 Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
3.Изучение техники выполнения батика практическим способом
Изучая теорию возникновения, историю развития, виды батика, я знакомилась еще и со способами применения моих знаний в росписи ткани. Для этого понадобился словарь терминов, список материалов и инструментов.
Словарь терминов:
Аэрограф - прибор, предназначенный для равномерного разбрызгивания краски жидкой консистенции.
Грунтовка – покрытие ткани специальным составом, который уменьшает впитывание красок.
Запаривание – процесс закрепления красителей на ткань с помощью пара.
Мочевина - химическое вещество, которое применяется в батике для создания живописных композиций.
Резерв – состав, который применяется для создания резервирующих линий.
Чантинг – инструмент, используемый для нанесения восковой массы на ткань.
Инструменты и материалы:
- Кисти
- Краски
- Баллончик для распыления красителя или аэрограф
- Емкости для красок: палитра, пипетки
- Ткань
- Раздвижные рамы и подрамники
- Резервирующий состав
- Мягкий карандаш
- Фен
- Кнопки и булавки
- Дистиллированная вода
- Соль, спирт
- Бумажные салфетки или полотенца
- Соломинки для коктейля
- Калька
- Нитки
Описание процесса:
1.Рисуем на бумаге шаблон будущей работы линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими, непрерывистыми, замкнутыми линиями.
2.Натягиваем ткань на подрамник. Ткань должна быть натянута очень туго, чтобы при росписи ткань не провисала и не касалась стола.
3.Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого).
4.Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. |
5.Сушим нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур или можно посмотреть на просвет, нет ли разрывов линий. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки). |
6.Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания. |
7.Заливая определенный участок ткани, помните о том, что при высыхании яркость и насыщенность уйдет. Эффекты вы можете делать только на еще сыром участке В основном использую три вида эффектов: соль, чистая вода, смешение красок. |
8.При помощи контура прорисовываем прожилки, ставим точки, уточняем детали. |
9.Закрепляем краски на ткани паром. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины, панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео). |
10.Изделие готово
Заключение
Приобщение к изобразительному искусству не только через восприятие, но через практическую деятельность, духовно обогащает. Уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, остаются в памяти на всю жизнь.
Знакомство с таким видом декоративно – прикладного искусства, как батик впечатлило меня. Целью моей работы было - выяснить происхождение, историю развития и способы выполнения работ в технике батика. Литературные источники и интернет ресурсы помогли мне в выполнении теоретической части работы. Занятия по батику помогают мне в практическом освоении этого вида декоративно – прикладного искусства.
Изучая теорию и практику батика, можно сделать вывод, что сегодня батик - серьезный вид декоративно-прикладного искусства. Сложный, трудоемкий и прекрасный! Достойный лучших выставочных залов. Ему можно и нужно учиться. Картины с ручной росписью в технике батик, подушки, занавесы, абажуры могут вдохнуть новую жизнь в уже существующий интерьер или создать неповторимый дизайн интерьера дома, офиса, ресторана и т.д. А, предметы одежды в технике батик достойны восхищения.
Список литературы
Интернет ресурсы
Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле
Одеяльце
Лиса и волк
Алые паруса
«Течет река Волга»