Сегодня в начале нового века и тысячелетия хочется еще и еще раз осмыслить те перемены изобразительного искусства, которые произошли в начале XX столетия. Казимир Малевич – имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его «Черный квадрат» концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности
Вложение | Размер |
---|---|
Казимир Малевич – имя более чем значительное в истории современного искусства. | 440.5 КБ |
МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского района г. Казани
Творческий групповой проект по изобразительному искусству
Казимир Малевич
Выполнили:
ученики 7 Д класса
Косов Илья
Жандарова Софья
Саидов Рустам
Мангушева Диана
Руководитель работы: Хабибуллина Э.Н.
Казань
2021
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
II. Теоретический анализ вопросов, связанных с художественным языком супрематизма………………………………………………………………………………….7
III 3. Эмпирическое исследование отношения старшеклассников к творчеству Казимира Малевича……………………………………………………………………………………..14
ɪv Заключение………………………………………………………………………………..15
V Вывод…………………………………………………………………………………….....16
VI Список литературы………………………………………………………………………..17
Введение
«Черный квадрат» – самая известная работа Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции.
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года специально для итоговой футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы. Один из учеников Малевича, В.В.Стерлигов, в 1970-е гг. написал: «В этой форме бытия, квадрате, живут и сейчас. Как бы не относились к квадрату люди, положительно или отрицательно, варя в нём картошку или кашу, ненавидя его и друг друга, в искусстве и сейчас живёт эта форма бытия».
Сегодня в начале нового века и тысячелетия хочется еще и еще раз осмыслить те перемены изобразительного искусства, которые произошли в начале XX столетия. Казимир Малевич – имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его «Черный квадрат» концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности. Но есть и другие мнения. Есть люди, которые считают, что Малевич – величайший аферист всех времен и народов. Может, все просто, как в сказке про голого короля, один сказал, что «Черный квадрат» гениален, а все остальные, чтобы прослыть ценителями живописи, стали соглашаться. По данным статистики, «Черный квадрат» самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно упоминают в СМИ десятки раз, чего не происходит ни с одной другой картиной. Этой картине уже 97 лет, а споры вокруг неё всё не умолкают. И если брать во внимание то влияние, которое несёт за собой черный квадрат на мировую культуру, вопросы, связанные с этим феноменом, требуют более детального рассмотрения. Все это заставляет нас обратиться к личности Казимира Малевича и рассмотреть результаты его творчества беспристрастно, внимательно и подробно.
Таким образом, актуальность исследования определяется малой изученностью творческого наследия художника.
Проблема: в чём заключается гениальность произведения Казимира Малевича. «Черный квадрат»
Гипотеза: «Чёрный квадрат» Казимира Малевича: шедевр мирового искусства .
Цель работы: выяснить является ли картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: шедевром мирового искусства или антишедевром?
В соответствии с целью исследования, были выделены следующие задачи:
Объектом исследования является: творчество К.Малевича.
Субъектом исследования является: картина К.Малевича «Черный квадрат»
Методы исследования: Анализ литературы, связанной с темой исследования; тестирование подростков.
Практическая значимость: попытка обобщить и представить спектр мнений о картине « Чёрный квадрат Казимира Малевича. Материалы работы могут быть использованы учителями для проведения уроков, классных часов. Данная картина позволяет углубить представления о творческом методе одного из выдающихся художников начала XX века.
Для изучения мнения учащихся было проведено исследование, в котором принимали участие 20 человек в возрасте от 1 до 45 лет.
1 Что принято считать шедевром мирового искусства?
Если верить словарям, то шедевр – это исключительное произведение искусства или мастерства, которое со временем не теряет художественной ценности и значения. Шедевр является неповторимым и единственным в своем роде. В средние века шедевром назывались изделия, выполненные подмастерьями, мечтавшими впредь называться мастерами.
При определении шедевра очень трудно уйти от субъективного отношения к предмету искусства. Всем известное выражение «о вкусах не спорят» дает, таким образом, простор восприятию каждого человека. Но произнося слово «шедевр», мы ставим клеймо высшего качества, претендующее на однозначное восхищение. Значит ли это, что шедевр – это нечто стоящее вне обычных критериев художественной ценности произведения искусства?
Абсолютно точного и бесспорного определения шедевру нет ни у одного автора. Как же можно понять, что данное произведение относится именно к уникальным, вечным и непревзойденным?
Очевидно, что шедевр – это произведение искусства, обладающее признаками свежести и новизны при простом (или достаточно простом) и понятном для большинства воплощении в сочетании с глубоким вкусом. Как правило, шедевр определятся большим количеством людей, которые так назовут данное произведение без специальных доказательств и обоснований. Главное, шедевр всегда выдерживает проверку временем, производя на почитателей то же впечатление, что и много веков назад.
Существуют ли маленькие шедевры? В любой стране есть талантливые авторы, которые как бы по умолчанию создают шедевры. К таким в России можно отнести, например, композитора Микаэла Таривердиева. Но его музыка, при этом, известна и достойно оценена только странах СНГ, а произведения, которые были исполнены за рубежом, там шедеврами не являются.
Значит ли это, что, признавая какое-либо произведение шедевром, необходима поправка на менталитет, культурные традиции и наследие страны, в которой оно было создано? Может ли существовать местечковый, маленький шедевр? Это очень спорный и пока неразрешимый вопрос. Ведь русские народные сказки – это тоже шедевр народного творчества, но, тем не менее, они именно для русскоговорящего населения Земли являются таковыми
Шедевр – это продукт тонкого сочетания логики и эмоций Произведение, претендующее на звание шедевра, как правило, являет собой гармоничное сочетание математической логики, не дающей нарушить «симметрию», и эмоций, которые вкладывает в него автор. Не менее важен опыт и личные наработки творца. Знаменитый Веласкес, создававший шедевры живописи, говорил о своих произведениях: «Я писал картину два часа и …всю предшествующую жизнь». А Леонардо да Винчи, например, был весьма недоволен своей неповторимой «Моной Лизой», считая ее незавершенной. В восприятии произведения, как правило, огромную роль играет эмоциональный фон. «Я плакал перед этими работами, не от грусти, а от переполняющего меня восторга», - так говорил ценитель о работах итальянских мастеров живописи, размещенных в Лувре. Очевидно, что шедевр – это работа мастера, способная вызвать подобные эмоции.
2 Теоретический анализ вопросов, связанный с художественным языком супрематизма.
2.1 Супрематизм Малевича.
В искусстве XX века доля абстракционизма очень значительна. Невозможно проникнуть в тайну и красоту современного искусства, исключив из него абстракцию. Пионер авангарда Малевич, известный в первую очередь «Черным квадратом», начинал свой творческий путь как импрессионист, но уже в 1910-х годах стал активным участником футуристических выставок, а позднее создал свою теорию супрематизма. Это направление считается ответвлением абстракционизма и выражается в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрат, круга и прямоугольника). Картину Малевича «Черный квадрат» считают изобразительным манифестом супрематизма. Известно, что в тридцатые годы прошлого столетия творчество Малевича было изъято из художественной жизни нашей страны как проявление крайней формы упадка и разложения буржуазного искусства. И такая оценка творчества художника объективно содержала в себе зёрнышко скандального любопытства к запретному, гонимому и несправедливо осужденному. Понятно, что это зёрнышко проросло и окрепло при первой же возможности, и личность, и творчество Малевича стали самым фундаментальным аргументом, питательно почвой и классической базой для возрождения и развитие современного авангарда. Разумеется, что оценка творчества Казимира Малевича как проявление чистого разложения и бездарности – позиция более чем упрощения. Но и противоположная точка зрения, которая трактует результаты поисков Малевича как необыкновенно значительные открытия в понимании сущности искусства, озарения, которые возвышаются над обывательским понимаем искусства и открывают неограниченные возможности для истинного творчества и глубокого философского осмысления, представляются нам столь же несостоятельными.
В своём раннем творчестве, К.Малевич увлекался импрессионизмом, элементами модерна, кубизма, фовизма, символизма, - все это попытки внешнего заимствования чужих стилистических систем, которые можно рассматривать в качестве школьных упражнений начинающего художника.
Как и во многих работах авангардистов, в картинах Малевича этого периода («Корова и скрипка» 1913, «Авиатор» 1914, «Англичанин в Москве» 1914) зашифрованное, абсурдность произведений переходит порог возможности человеческого восприятия.
Расшифровать их невозможно, потому что автор и не пытался ничего зашифровать. Автор надеялся «ошарашить», заинтересовать, рассмешить зрителя нелепостью. Подобные работы выходят за пределы возможностей зрительского восприятия и покидают область эстетического и область искусства. Вывод исследования Абрама Моля состоит в том, что нам пытаются внушить безосновательное мнение, что у зрителей обязательно появится желание разгадать неразрешимую в принципе загадку, спрятанную в картине. А такая загадка сделает картину безмерно притягательной, и в этом будет состоять победа художника и достоинства его творчества. Не появится такое желание!
Переход Малевича к супрематизму можно обозначить 1912 годом. В том же крестьянском цикле постепенно начинают преобладать тенденции, окрасившее в дальнейшем все собственно оригинальное творчество Малевича. «Жница» (1912), «Плотник» (на обороте - картина «Крестьянки в церкви», 1911) (1912), «Уборка урожая» (1912) – эти работы уже избавляются от человеческого переживания и духовной наполненности.
На первое место выходит формальный приём. Людей и природу заменяют персонажи, склеенные из «раскрашенных жестяных листов». Изображения все больше приобретают характерные черты условного знака, эмблемы, формулы условного обозначения, в конце концов – иероглифа. В своих теоретических работах Малевич многократно подчеркивает свое стремление приблизиться к условному знаку, к «китайскому иероглифу», а это неизбежно означает выход из области искусства в область информатики. То есть, по замыслу самого же Малевича, мы должны рассматривать его поиски не как творчество художника, а как работу дизайнера.
Наверное, а Архимед, и Пифагор рисовал квадрат намного раньше Малевича. И сейчас, и много лет назад были люди, которые закрашивали квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры разноцветными красками и ничуть не менее аккуратней, чем Малевич. И квадрат Малевича ничуть не квадратнее всех остальных квадратов. В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно не имеет никакого отношения собственно к изобразительному искусству, и считать Казимира Малевича великим художником никак не возможно. Малевич, совершенно очевидно, является великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации XX века. (Абрам Моль «Теория информации и эстетического восприятие»). Важнейший и, возможно, единственный результат творчества
Казимира Малевича состоит в создании максимально простого изображения, которое может нести в себе очень важную информацию, и такая информация прочитывается мгновенно. Это очень очевидный факт, огромная заслуга и достойный результат усилий дизайнера Малевича, работающего в области информационного знака.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов и Александра Семеновна Шатских в своей работе «Казимир Малевич. Теория «Живопись», считают, что если мы в одном размере, на одинаковых холстах, в одинаковых рамках, на одной стене выставочного зала и рядом расположим «Квадрат» Малевича, «Крест» Малевича, «Четыре квадрата» Малевича, «Круг» Малевича, дорожный знак «кирпич», означающий, что въезд запрещён, красный треугольник – дорожный знак «Уступи дорогу», белую стрелу в синем треугольнике – дорожный знак «Одностороннее движение» и т.д, мы вынуждены будем признать, что все это явление одного порядка. Эти изображения представляют или могут представлять закодированную информацию, предназначенную для моментального считывания. Именно такое качество просто необходимо для технологической цивилизации, в которой мы с вами существуем. При огромных скоростях современного движениях на дорогах, при огромных скоростях новейших технологических процессов необходимо для выживания иметь такую азбуку современных иероглифов. Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому осмыслениями человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Вспомните картину Малевича «Крестьянин-косарь». Вот вам готовый дорожный знак «Осторожно, впереди сенокос». Промышленная графика, готовые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки – вот тот мир, куда органично вписывается квадрат Малевича и автодорожные знаки. И в таком своеобразном мире есть свои мастера, свои гении, свои выставки и свои теоретические исследования. Но это совершенно особый, свой мир. Невозможно сравнить между собой и экспонировать в одном выставочном зале живопись Рафаэля, торговые эмблемы и отделку салонов автомобилей.
Написаны и пишутся десятки исследовательских работ, в которых Малевич рассматривается как великий художник и живописец, создавший новое направление именно в области изобразительного искусства. На наш взгляд, его супрематизм наиболее приемлем в рамках дизайна.
После импрессионистической светоносной распыленности мира, Малевич призывал художников к более глубокому и полному, а не только зрительному восприятию всего богатства окружающего материального мира. Малевич почти пророчески писал в 10-е годы: «Живопись выходит на дорогу неба» и вкладывал в это понятие предчувствия реальности, порывающей с оковами материального земного мира, обещая новый мир духовных ценностей и изменений. В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который да него никто в мировой живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени – кубизме и футуризме.
«…Всегда требуют, чтобы Искусство было понятно, но когда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…», - пишет Малевич.
У широкой публики авангардное современное искусство не в почёте, впрочем, как и «непонятные» круги, квадраты и прочая «мазня» авангардистов начала XX века. К.Малевич считал, что в живописи не нужно никого копировать, в первую очередь идти от своего «Я», не игнорируя всего того опыта, что накопило человечество за все время существования. «Люди упрекали и упрекают беспредметное искусство в том, что оно им непонятно. Подобным образом люди упрекали и упрекают жизнь в том, что она не исполняет их ожиданий. Глупо упрекать существования в том, что оно не следует нашим идеям. Нам самим нужно приспосабливаться к жизни, а не ждать, что она будет приспосабливаться. Подобным образом нам самим нужно приспособить себя к восприятию абстрактного искусства, а не ждать, что оно будет приспосабливаться к вашим умам».
Часто говорят о «Черном квадрате» как о вырождении, деградации искусства и о Малевиче! Как о наглеце, решившемся представить людям то, на что другие не решились. Попробуем разобраться.
Во-первых, Малевич не первый подобное выставлял, но почему-то других не заметили и не запомнили. (Например – абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полог Билходом 1882 г. и называлось оно «Ночная драка в подвале») Черный прямоугольник. Также художник Альфонс Алле на выставке Incoherent shows 1883 года выставляет картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре» представляющую собой белые прямоугольник.
Затем были Серые, Зеленые и всякие разные еще прямоугольники.
Во-вторых, авангард в процессе модернизации искусства поставил его (искусство) на боле высокую, осмысленную ступень уже и потому, что сделал теорию как неотъемлемую часть нового искусства. Стали появляться произведения, подтверждающие теорию нового искусства и «Черный квадрат» - одно из них.
Исходя из собственной теории авангарда, в искусстве нет прогресса. И то состояние ступора в каком было академическое и салонное искусство к началу XX века, подтверждало его застойное состояние. Если бы оно воспринималось обществом как прогрессивное, то вряд ли потребовалась бы столь масштабная модернизация искусства и общества, какая была в XX веке. При этом совершенно логично вытекает, что если нет прогресса в искусстве, то не может быть и регресса, не может быть дегенеративных произведений (а самое регрессивное для многих – это «Черный квадрат»), а все они, так или иначе, являются развитием. Развитие, как известно, может идти как назад, так и вперед, при этом не стоит давать оценок, - какой момент лучше? И все в жизни и искусстве тоже не так однозначно. И «Черный квадрат» есть то самое развитие вспять, его тупиковая точка, от которой искусство может идти в разных направлениях, что мы, и видим сегодня. Любое выдающееся произведение искусств логично. В нем все связано, логично вытекает одно из другого, один композиционный момент предполагает другой, цвет взаимосвязан гармонично, сюжет имеет свою логику. Логика произведения выступает как логика содержания, формы и их взаимосвязи. Изображение, лишенное логики, не соотносится с искусством. И обратная связь – наличие логических связей – бесспорный показатель принадлежности к искусству и Малевич дерзко представляет публике: НЕТ ограничений на художественную форму, пусть это будет хоть черный квадрат…
«Черный квадрат» - это не картина, это реакция автора на происходящее в мире. Это была целая акция – показать символ предстоящего разрушения и пустоты. У Малевича таким символом стал « Черный квадрат».
Есть ощущение, что «Черный квадрат» - промежуточная форма между математикой и эстетикой, настолько сильна его логика. И дело даже не в математической, геометрической форме квадрата. Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой форме. «Черный квадрат»! – без сомнения это минимальная форма, ноль искусства (но не конец), от которого возможен отсчет и движение (как по числовой оси от нуля) как в одну, так и в другую сторону; как в сторону развития новой фигуративности от формального нуля, так и в отсчете новой абстрактности, развивающей новые абстрактные формы от простейшего квадрата.
Изображение «Черного квадрата» является как реалистичным, так и абстрактным одновременно. Именно это и подтверждает, что мы имеем дело с универсальной, абсолютной форме, единой для изобразительности и в этом тоже момент гениальности этого полотна. Конечно, надо еще учитывать и известный посыл М.Дени, А. Матисса о том, что картина это раскрашенная плоскость и форма плоскости не может не учитываться и формировать изображения. Это еще одна из причин, почему квадрат, а не круг. Квадрат повторяет конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. А круг, треугольник уже будут давать зоны отсечения от рамы.
Форма квадрата конечно не случайна. Креативность квадрата, то, как он бьет по сознанию и подсознанию человека, несравнима ни с какими другими формами. В этом смысле квадрат есть универсальный знак, и не случайно из древности у разных народов солярные (т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат. Креативность квадрата на уровне восприятия ощущалась всегда. Леонардо да Винчи пишет: «…геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями». ( То есть речь опять о квадрате как абсолютной форме). Таким образом, и формой и содержанием «Черного квадрата» является черный квадрат как геометрическая фигура. И ничего больше.
«Черный квадрат» это этап в развитии мирового искусства. Он возник не случайно, не на пустом месте, в точное время, обусловленное общим уровнем искусства, культуры, философии, да всей жизни вообще. Именно поэтому он действительно аккумулирует в себе то, что перечисленного выше. Чем больше знаешь об истории искусства – тем больше видишь. Это неотъемлемый способ взгляда на предмет искусства у образованного человека. Так в чем же феномен, харизма «Черного квадрата»? Итак, в 1915 году Малевич, выставив «Черный Квадрат», заявил, что, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, при этом этот «шедевр» ставит простого человека «с улицы» в полный тупик, так как практически любой человек сам может нарисовать точно такой же «шедевр». Так что это, великий розыгрыш, шутка?
Так вот харизма «Черного квадрата» в том, что слова Казимира Малевича о завершении им целого этапа мировой живописи – истинная, правда. А именно – целого этапа авангардисткой живописи. Как было сказано выше, история авангардизма – это история радикальных инноваций и поиска нового. Метафорически этот процесс был очень похож на то, как алхимики искали свой философский камень. Так авангардисты искали скрытую сущность того, чем действует искусство на людей. Он выбросил все – не нарисовал ничего. «Черный квадрат» означает отсутствие всего. Тем самым Малевич действительно сделал последний шаг в этом направлении отбрасывания и упрощения. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл. Авангардистская живопись завершила цикл своего исторического развития – с 1860 по 1915.
3.1. Методы и результаты исследования
Исследование проводилось на базе МКОУ «Высотинская СШ». В исследовании принимало участие 20 человек, в возрасте от 14 до 45 лет..
Цель исследования: изучить представления старшеклассников и учителей о творчестве Казимира Малевича.
Для исследования была специально разработана анкета. В данной анкете все вопросы были посвящены изучению интереса к творчеству К.Малевича и восприятию «Черного квадрата». Ответы представлены в виде таблицы.
Таблица «Чёрный квадрат» Казимира Малевича это…
№ п/п | Варианты ответов | % от числа ответивших в средней школе |
1 | Мрачное, но абсолютно непонятное откровение гениального художника | 40 |
2 | Полная деградация | 15 |
3 | Это новаторство в изобразительном искусстве | 15 |
4 | Да, я и сам так могу | 30 |
3.2 Выводы по результатам.
Таким образом, 15% опрашиваемых считают творчество К.Малевича новаторством в изобразительном искусстве и столько же считают деградацией.
30% считают, что могут сами также изобразить.
40% участников анкеты ответили, что это мрачное, но абсолютно непонятное откровение гениального художника.
4 Заключение
У нас сложились определенные представления о том, каким должно быть искусство, и абстракционизм не соответствует этим представлениям. Мы всегда смотрим на жизнь через призму определенных представлений о них.
Некоторые люди, в том числе и учащиеся нашей школы, говорят, что не понимают беспредметное искусство, но понимают и любят искусство с предметами сюжета. На самом деле они не понимают искусства вообще. Они любят не искусство, не живопись как таковую. Они наслаждаются предметами сюжета живописи. Абстрактная живопись – это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живопись или он видит предмет – сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в эпохе Возрождения, и в абстрактном искусстве.
То, что Малевич Художник с большой буквы, не надо оспаривать. Может быть, черное в квадрате - это наше сознание и жизнь, а то, что белое -так это то, что нам неведомо, то о чем человечество размышляет всю свою «квадратную» жизнь. Тот, у кого есть душа, не останется равнодушным от работ Малевича!!!
5 Вывод
Об этой картине Малевича можно говорить вечно. В конце концов «Чёрный квадрат»
- это всегда споры.
Такая его природа, такая его судьба.
Мы пришли к выводу, что наша гипотеза с небольшим перевесом, всё таки подтвердилась.
По результатам анкеты - это несомненно гениальное произведение, а значит это ценнейший символ русской культуры, шедевр мирового искусства.
Андреева Е. Казимир Малевич. «Черный квадрат». – СПб.: Арка, 2010. (Серия «Тысяча и один шедевр»). – ISBN 978-5-91208-068-5.
Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого // Русская эсхатология и русская литература. – М.: ОГИ, 2000.
Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2-х т. М.: RA, 2004.
Овсянникова Е., Туканов А. Супрематизм – начало геометрии пластики. //Русский авангард: личность и школа. СПб.: Государственный Русский музей, 2003.
Энциклопедия русской культуры. « Победа над Солнцем.»
Шахматова Е.В. Метафизика «Черного квадрата» К.Малевича // «Дельфис» - №27(3) – 2001.
Акварель + трафарет = ?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Хитрость Дидоны
Одеяльце
Две снежинки