Пояснительная записка
В последние десятилетия происходят изменения в системе ценностей, принимаемых обществом. Меняется мир, меняется и человек, живущий в этом мире. Нравственность и гуманность перестают быть востребованными, ощущается дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Часть вины за современное состояние нравственности молодежи лежит и на школе.
Можем ли мы, учителя, ждать пока общество само нравственно возвысится? Путь приобщения детей к культуре, духовным ценностям - процесс деликатный, тонкий, требующий времени и профессиональных знаний. В школе работают люди, чей профессиональный долг заниматься развитием личности учащихся, поэтому именно она обязана взять на себя труд воспитания гуманных людей.
Чтобы идти в ногу со временем и в то же время сохранить те этические нормы, которым следовали наши предки, нам нужно изменить свое мышление, постоянно обновлять багаж знаний. Свои уроки всегда стараюсь строить на основе общечеловеческих ценностей и национальных культурных традиций. Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали учителя и его слова находили эмоциональный отклик в их душе. Не навязываю ученикам свой опыт, а проверяю решения, догадки, высказанные мысли реакцией детей, размышляю вместе с ними. Взаимодействие с детьми строится на равноправных отношениях в ходе педагогического общения. Делаю все, чтобы привить ученикам такие качества, как сострадание, взаимопомощь, любовь к ближнему, стараюсь воспитать в них благородные чувства. Считаю, что в основу должно быть положено воспитание добротой и справедливостью, доверием и уважением, ответственностью и творчеством. Ведь развитие творческого потенциала учащихся является важнейшим условием для личностного роста. Гуманного педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя (Ш. Амонашвили).
Готовясь к открытому уроку, решила провести его в соответствии с тематическим планированием занятий. В 7 классе в конце ноября проводится практическое занятия по закреплению знаний и умений по теме "Машинные швы и строчки"
МКОУ "Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева"
Кизилюртовский район.
по теме: Машинные швы и строчки
Магомедова С.И.
учитель технологии,
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»
Пояснительная записка
В последние десятилетия происходят изменения в системе ценностей, принимаемых обществом. Меняется мир, меняется и человек, живущий в этом мире. Нравственность и гуманность перестают быть востребованными, ощущается дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Часть вины за современное состояние нравственности молодежи лежит и на школе.
Можем ли мы, учителя, ждать пока общество само нравственно возвысится? Путь приобщения детей к культуре, духовным ценностям - процесс деликатный, тонкий, требующий времени и профессиональных знаний. В школе работают люди, чей профессиональный долг заниматься развитием личности учащихся, поэтому именно она обязана взять на себя труд воспитания гуманных людей.
Чтобы идти в ногу со временем и в то же время сохранить те этические нормы, которым следовали наши предки, нам нужно изменить свое мышление, постоянно обновлять багаж знаний. Свои уроки всегда стараюсь строить на основе общечеловеческих ценностей и национальных культурных традиций. Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали учителя и его слова находили эмоциональный отклик в их душе. Не навязываю ученикам свой опыт, а проверяю решения, догадки, высказанные мысли реакцией детей, размышляю вместе с ними. Взаимодействие с детьми строится на равноправных отношениях в ходе педагогического общения. Делаю все, чтобы привить ученикам такие качества, как сострадание, взаимопомощь, любовь к ближнему, стараюсь воспитать в них благородные чувства. Считаю, что в основу должно быть положено воспитание добротой и справедливостью, доверием и уважением, ответственностью и творчеством. Ведь развитие творческого потенциала учащихся является важнейшим условием для личностного роста. Гуманного педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя (Ш. Амонашвили).
Готовясь к открытому уроку, решила провести его в соответствии с тематическим планированием занятий. В 7 классе в конце ноября проводится практическое занятия по закреплению знаний и умений по теме "Машинные швы и строчки". Поскольку в последнее воскресенье ноября в стране отмечается День матери, назвала урок "Подарок маме" и предложила учащимся изготовить к этому празднику подарки своим мамам.
Доброе слово, поступок, хорошая оценка, полученная в школе, подарок, сделанный своими руками, доставят родителям большую радость. Но изготовление даже небольшого изделия требует умения, аккуратности и творческого подхода. Если проявить фантазию, можно сделать изделие, не похожее на другие.
Воспитательные цели урока заключались в воспитании уважения к старшим, личного достоинства, чувства долга, формировании уверенности в себе, ответственного отношения к труду, аккуратности, бережного отношения к инструментам, оборудованию и материалам, развитии фантазии.
На уроке учащиеся вспомнили, какие машинные строчки они научились выполнять (прямую, ломаную, дугообразную, зигзообразную); перечислили изделия, которые можно изготовить, используя эти строчки (подставку под горячее, салфетку, сумку, скатерть, юбку).
Во время практической работы ученицы выполнили чайную салфетку. Время изготовления - 20 минут. Ниже приводится технология изготовления салфетки со съемным бантом.
Требования к качеству изделия
Готовое изделие должно быть эстетичным (ткани подобраны по цвету и рисунки, строчки выполнены аккуратно). Изделие должно быть удобным в эксплуатации (кнопка должна легко отстегиваться во время стирки и глажения).
Чтобы создать у детей эмоциональный настрой, на уроке звучали песни в исполнении Т. Гвардцители "Мамины глаза", Рауфа "Спасибо тебе, мама!". Желание проявить нежные теплые чувства к маме явились сильной мотивацией для детей при выполнении подарочных изделий. Салфетки были выполнены с любовью, отличались аккуратным исполнением и разнообразной отделкой.
В конце урока девочки успели оформить поздравительные открытки со стихами.
Каждый урок учит меня чему-то новому. Еще раз я убедилась в том, что несмотря на огорчения, которые дети зачастую доставляют взрослым, детская открытость, искренность и доброжелательность ни с чем не сравнимы. Вот что движет моим желанием учить детей и учится у них, творить самой и побуждать к творчеству учеников.
Конспект урока по технологии с применением творческих проектов
7 класс
"Подарок маме"
(закрепление темы « машинные швы и строчки»)
Зубаирова Жавгарат Басировна, учитель технологии, МБОУ «Гимназия№13», г. Махачкала, Республика Дагестан.
УМК: учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технология ведения дома»,7 кл.
Тип урока: комбинированный
Методы, применяемые на уроке: наглядно-демонстрационные, поисковые, практические, беседы с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, метод коллективного взаимодействия.
Виды контроля: визуальный, устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.
Межпредметные связи: История, литература, музыка, рисование.
Цели:
Задачи:
• подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
• закрепить знания техники изготовления поделки из лоскутков;
• расширить свой кругозор;
• изучить теоретические и практические основы художественной обработки ткани;
• воспитать творческий подход к выполненной работе, эстетический вкус, аккуратность в работе, бережливость, экономичность в работе;
• провести контроль качества своей работы.
Виды УУД | Учебные действия | Планируемый результат | |
предметные |
|
| |
метапредметные | регулятивные |
|
|
познавательные |
|
| |
коммуникативные |
|
| |
личностные |
|
|
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, приёмы, формы | Предметный результат | УУД |
1 | Организационный. | Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку и явки учащихся. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне, а теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пусть наш урок пройдёт в атмосфере дружелюбия. У нас всё получится! | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку: на столах учебник, дневник, рабочая тетрадь; коробка с ручными инструментами и лоскутки ткани. | Монологическая речь учителя. | Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: Самоорганизация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2 | Мотивирование к учебной деятельности. | Эпиграфом к нашему уроку послужить пословица «Не хватает умения – не жди уважения». Вопрос: О чем говорить эта пословица? Какие еще пословицы вы можете вспомнить? Читает стихотворение и задает вопрос о ком оно? Конечно же, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь, кому мы посвящаем наш урок. Самому дорогому человеку - маме! Чтобы закрепить тему «Машинные строчки» мы с вами решили изготовить салфетку для сервировки стола к чаю и назвать урок в честь праздника День Матери «Подарок маме». | Слушают сообщение. Обсуждают задаваемые вопросы; рассуждают о содержании темы урока, пытаются формулировать тему урока. | Метод: учебный диалог Приём: создание эмоционально-комфортной обстановки Форма работы: фронтальная. | Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Познавательные: планируют совместное сотрудничество со сверстниками и с учителем. Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на уроке Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя, задавать вопросы, отвечать на поставленные учителем. |
3 | Повторение ранее изученной темы Актуализация знаний и фиксация затруднений | Повторение материала по машинным работам: соединительные и краевые швы, назначение швов, их схемы, отличие швов друг от друга, технические условия на их выполнение. Таблица с классификацией машинных швов имеется у каждой пары учащихся и на доске. Выявляет пробелы и намечает пути их устранения. Диагностируется сформированность умения ставить цель. Цель: закрепление темы машинные швы. | Отвечают устно на поставленные вопросы, дополняют друг друга. Ученики по очереди у доски подбирают соответствующие рисункам швов условные обозначения, прикрепляют их и комментирует ответ. Определяют цель изучения данной темы. | .Фронтальный опрос в виде беседы. Работа у доски по желанию учеников. Показ фотослайдов моделей одежды. Метод: проблемное обучение. | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение понятий и определений). Организовать обобщение актуализированных способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию. Организовать выполнение учащимися учебного действия. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текстов слайдов, таблиц Регулятивные:. самоконтроль и оценка прогнозирования Логические: анализ, сравнение, классифицирование. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точность;. умение оформлять свои мысли в устной форме Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. |
4 | Подготовка к активному и сознательному усвоению материала | На предыдущем занятии вы выполняли образцы с машинными строчками. Перечислите их. Ответ: Прямая, ломанная, дугообразная, зигзагообразная. Какую из этих строчек выполняли впервые? Ответ: Зигзагообразную. С помощью этих строчек можно изготовить множество нужных и красивых предметов быта, в том числе и одежду. Например: изготовить прихватку, пошить себе или сестре юбку, скатерть и т.д. Прежде чем мы начнем свою практическую работу, давайте повторим необходимые правила: Соблюдение правила техники безопасности Требования к готовому изделию | Выдвигают предложения по обработке. Самооценка результатов. Определяют задачи урока. | . Формы и методы: словесные, наглядные | Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (понятия, определения). Поиск новых решений возникшей проблемы, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения, отражение в устной форме результатов | Познавательные: умение сравнивать, анализировать и проводить аналогию Регулятивные: выбор способа действия, аргументация, самооценка, постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: умение в ходе обсуждения отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других, осуществлять контроль и оценку действий. |
5 | Практическая работа. | Последовательность выполнения практической работы. Таблица 1. Предлагает выполнить задание, оценить свою работу. Проверка готовности учащихся к практической работе Вводный инструктаж:
Технологическая последовательность поэтапного выполнения обтачных швов. | Определяют и организовывают свое рабочее место. Слушают объяснение учителя и выясняют непонятные моменты. Знакомятся с технологической документацией. Самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению образцов швов, пользуясь инструкционной картой. Соблюдают правила техники безопасности при работе с утюгом, ручными инструментами и на швейной машине. | Методы: объяснительно - иллюстративные и практические по выполнению образцов обтачных швов. Работа с технической документацией (графическими и условными обозначениями машинных швов). | Осознание учащимися этапов выполнения практической работы. Навыки организации рабочего места и необходимых материалов для работы. Умение пользоваться техническими условиями на изготовление изделия и инструкционными картами. Применение теоретических знаний в практической работе. | Познавательные владение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач, умение ориентироваться в понятиях, терминах, таблицах и схемах; выполнять работу по инструкционной карте Регулятивные: Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Выполняют самоконтроль, самооценку, сравнивают результат с эталоном Коммуникативные: взаимное сотрудничество с учащимися и педагогом Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
6 | Физкульт-минутка. Профилактика утомления, нарушения осанки и зрения учащихся. | И.п. — основная стойка: руки за голову; 1—3 — поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться; 4 — и.п. (повторить 6—8 раз). Рисуй восьмерку вертикально Ты головою не крути А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. теперь следи горизонтально И в центре ты остановись Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец Зарядка окончена. Ты молодец! | Выполняют упражнения вместе с одним из учеников, который показывает упражнения. Повышают свою работоспособность, восстанавливают физические силы. | Здоровьесберегающие технологии - динамическая пауза. Методы организации работы: словесные, наглядные. | Профилактика профессиональных заболеваний. | Регулятивные: корректировка самочувствия Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками. Личностные: развитие волевых качеств характера. |
7 | Практическая работа учащихся. | Текущий инструктаж. Обход рабочих мест и индивидуальная консультация по выполнения швов, работа с более слабыми учащимися. Указывает учащимся на что следует обратить внимание при выполнении швов! Заключительный инструктаж. Проверка выполнения практической работы: заостряет внимание на типичных ошибках; Объявление оценок и выставление в дневники учащихся. Уборка учащимися рабочих мест. Подводит итог занятия. Ваш подарок готов! Давайте прочтем еще одно стихотворение о маме А. Стариков «Мама и Родина очень похожи...». | Разбирают типичные ошибки. Намечают пути совершенствования знаний. Подают дневники для выставления оценок. Убирают свои рабочие места. Отвечают на вопросы учителя. | Методы: объяснительно - иллюстративные, практические Форма организации деятельности: индивидуальная Метод оценивания: самооценка, оценивание учителем Оценка результатов деятельности. Беседа | Выработка навыков организации самостоятельной практической работы. Выполнение самостоятельной работы по изготовлению образцов машинных швов. Использование в работе технической документации. Умение оценивать свою работу и работу товарищей по определенным критериям качества. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Выработка навыков опрятности и аккуратности в работе. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях, умение пользоваться технологической документацией для выполнения практической работы. Осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека. Сформированность интереса к изучаемому предмету. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, анализировать свои действия при выполнении задания и своевременно корректировать ошибки, осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
8 | Рефлексия | Что вами мотивировало при его выполнении нашей работы? Варианты ответов – любовь к ближнему, уважение к старшим, искренность, уверенность в себе. А чему вы научились? Что вызвало у вас затруднение? Я думаю, вашим мамам и бабушкам понравится ваш подарок, ведь в него вложены ваши тепло, доброта, красота, частичка вашего сердца. Хотелось бы завершить урок тем с чего начали, с пословицы. Тому не стыдно, чью работу видно! | Оценивают себя в процессе деятельности Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности | Создание условий для развития осознания своей УД учащимися. Оценивание результатов группового и индивидуального труда учащихся на уроке | Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные: уметь адекватно оценивать правильность выполнения действия на уроке и свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание своей УД. |
Ход урока
Посмотрите на меня, улыбнитесь мне, а теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пусть наш урок пройдёт в атмосфере дружелюбия. У нас всё получится.
Эпиграфом к нашему уроку послужить пословица «Не хватает умения – не жди уважения».
Вопрос: О чем говорить эта пословица?
Ответ: Любую работу, за которую берешься, необходимо выполнить аккуратно, добросовестно, вкладывая душу. Делать ее так, чтобы любой человек, увидев труды вашей работы, не только с восхищением любовался бы и хотел приобрести ее, но и овладел бы желанием самому научиться технологии ее выполнения.
Какие еще пословицы вы можете вспомнить?
Вкус – это не просто следование моде, но, прежде всего чувство меры, умение держаться и одеваться в соответствии с ситуацией.
Например, уважающие люди никогда не выходят к гостям в халате, то есть в домашней одежде. Это означает уважение к гостям и умение преподносить себя обществу.
Но чтобы мы не одели на себя, все шьется руками людей. И к тому же вещи сделанные полностью вручную оцениваются гораздо выше. Шитье это ремесло одно из древнейших и необходимейших. Оно, как и всякое рукоделие во все времена, считало мастеров настоящими художниками своего дела.
Вопрос: Каких известных модельеров вы можете назвать?
Воспитывать в себе художника, «научиться видеть» - возможно ли это? Может быть одним это дано природой, а другим нет. На этот вопрос с уверенностью отвечу – научиться этому можно. Каким образом?
1. искренне хотеть;
2. накапливать знания;
3. ко всем старым и новым знаниям подходить творчески: сравнивать, отбирать, соединять;
4. работать много, не падать духом при не удачах – не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Послушайте внимательно стихотворение А. Кондратьева, о ком оно?
Осенью, весной,
Летом и зимой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
В радости любой,
В горести любой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
На ночь и с утра
Нынче, как вчера,
Кто тебе желает
Всякого добра?
- Конечно же, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь, кому мы посвящаем наш урок. Самому дорогому человеку - маме!
Доброе слово, внимание, поступок, оценка, полученная в школе, радует наших родителей, они гордятся нами! А если еще и подарок, выполненный своими руками, то это обрадует их вдвойне.
День Матери - международный праздник, хоть отмечают его в разных странах в разные дни. Все дети, где бы они ни были, возвращаются в родной дом, чтобы побыть со своими мамами, поздравить, выразить им свою любовь, уважение и заботу.
А можно сказать, что это праздник и наших бабушек? (ведь они тоже мамы наших мам или пап)
Чтобы закрепить тему «Машинные строчки» мы с вами решили изготовить салфетку для сервировки стола к чаю и назвать урок в честь праздника День Матери «Подарок маме».
На предыдущем занятии вы выполняли образцы с машинными строчками. Перечислите их.
Ответ: Прямая, ломанная, дугообразная, зигзагообразная.
Какую из этих строчек выполняли впервые?
Ответ: Зигзагообразную.
С помощью этих строчек можно изготовить множество нужных и красивых предметов быта, в том числе и одежду. Например: изготовить прихватку, пошить себе или сестре юбку, скатерть и т.д.
Прежде чем мы начнем свою практическую работу, давайте повторим необходимые правила:
Требования к готовому изделию
Последовательность выполнения практической работы.
1. Выполнить рисунок салфетки, указать размеры в сантиметрах.
2. Выкроить две основные детали из ткани. Размер детали 25Х30 см.
3. Выкроить деталь из клеевой прокладки размером 25Х30 см.
4. Выкроить две детали банта. Размер детали 8Х18 см.
5. Выкроить деталь листочка.
6. Выкроить деталь перепонки размер 3Х7 см.
7. Сколоть детали банта лицевыми сторонами внутрь, стачать, обрезать уголки на 0,1 - 0,2 см, вывернуть, отутюжить.
8. Деталь банта посередине слегка собрать, закрепить перепонкой. Пришить выступающую часть кнопки к нижней стороне перепонки.
9. Приметать полученную деталь листочка к ткани.
10. Закрепить открытые срезы детали листочка зигзагообразной строчкой.
11. Пришить на деталь листочка нижнюю деталь кнопки.
12. Сложить две детали салфетки лицевыми сторонами внутрь, стачать, вывернуть, выправить уголки, отутюжить.
13. Соединить бант с листочком кнопкой.
Чтобы создать у детей эмоциональный настрой, на уроке звучали песни в исполнении Т. Гвардцители "Мамины глаза", Рауфа "Спасибо тебе, мама!".
Заключительная часть
Ваш подарок готов! Давайте прочтем еще одно стихотворение о маме А. Стариков «Мама и Родина очень похожи...».
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
Что вами мотивировало при его выполнении нашей работы?
Варианты ответов – любовь к ближнему, уважение к старшим, искренность, уверенность в себе. А чему вы научились? Что вызвало у вас затруднение в работе?
Я думаю, вашим мамам и бабушкам понравится ваш подарок, ведь в него вложены ваши тепло, доброта, красота, частичка вашего сердца.
Хотелось бы завершить урок тем с чего начали, с пословицы.
Тому не стыдно, чью работу видно!
Почта
Алые паруса
Снежная сказка
О путнике
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши