Цель исследования: Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде.
Объект исследования: взаимодействие красок и жидкостей в древнем искусстве рисования на воде.
Гипотеза проекта: зная свойства красок и загустителя воды возможно мы найдём современные заменители для техники эбру.
Предмет исследования: причина растекания красок по поверхности жидкости.
Новизна проекта: разработка рекомендаций по использованию разных красок и жидкостей для получения эффекта эбру.
Задачи проекта:
1.Узнать, в чём секрет рисунка на воде;
2.Изучить специальную литературу по данной теме;
3.Сделать самодельный аналог древних красок эбру;
4.Подобрать необходимую плотность воды для рисования;
5 Познакомить одноклассников с техникой эбру.
6. Найти применение работам в технике эбру в творчестве
Методы проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97 КБ |
![]() | 1.51 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Копейска
Творческо-исследовательская работа
Волшебный мир эбру
Автор:Глубокова Елизавета,
обучающаяся 3 «К-1» класса
Руководители: Тарабаева
Светлана Борисовна,
учитель начальных классов и
Шестакова Татьяна Викторовна,
студентка ЧПК №1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
Введение | 3 | |
Основная часть. | 5 | |
| 5 | |
| 7 | |
| 8 | |
3. | Практическая часть | 13 |
4. | Заключение. | 15 |
5. | Список использованных источников и литературы | 16 |
6. | Приложения | 17 |
Введение
Моё любимое занятие – рисование. Рисую я, наверное, с самого рождения, а вернее как научилась держать в руках карандаш. За это время я освоила разные приёмы рисования как традиционные так и нетрадиционные: рисование ватными палочками, рисование набрызгом, рисование суми-э, 3Д рисование, рисование пластилином- пластилинография, пробовала рисовать и 3Д ручкой. Всё это очень увлекает меня. Но мне хотелось ещё попробовать научиться рисовать на воде. Однажды мельком в одном художественном фильме я увидела, как рисуют на воде. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это было волшебно! Краски плавали на поверхности воды и превращаясь очень красивые рисунки. Затем эти рисунки переносились на лист бумаги. Я решила открыть тайну рисования на воде. Моей мечте было суждено осуществиться, когда мне подарили такие краски и загуститель для воды.
Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Я не знала. И мама с папой не знали. И ребята из класса не знали. Узнать это и рассказать всем стало моей целью. Возможно, причина в особых свойствах красок.
Цель исследования: Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде.
Объект исследования: взаимодействие красок и жидкостей в древнем искусстве рисования на воде.
Гипотеза проекта: зная свойства красок и загустителя воды возможно мы найдём современные заменители для техники эбру.
Предмет исследования: причина растекания красок по поверхности жидкости.
Новизна проекта: разработка рекомендаций по использованию разных красок и жидкостей для получения эффекта эбру.
Задачи проекта:
1.Узнать, в чём секрет рисунка на воде;
2.Изучить специальную литературу по данной теме;
3.Сделать самодельный аналог древних красок эбру;
4.Подобрать необходимую плотность воды для рисования;
5 Познакомить одноклассников с техникой эбру.
6. Найти применение работам в технике эбру в творчестве
Методы проекта:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭБРУ
История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.
Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений.
Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.
Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».
На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.
В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.
2.2.СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ЭБРУ
Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.
Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.
Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.
Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.
2.3.ТЕХНОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЭБРУ
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Раствор для эбру. В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать имз его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микро-пузырьки воздуха. Газетой накрывать китре следует после каждого рисунка и по окончанию работы.
Краски (бойалар). Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.
Темно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
Кисти (фырчалар). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
Шило (биз). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.
Гребень (tarak-тарак). Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
И вот я начала искать в интернете историю возникновения и технологию эбру. Узнала, какие материалы нужны для создания рисунка. Посмотрела видеоролики.
Так я узнала, что краски для эбру особенные – жидкие из бычьей желчи и цветного порошка. Их разбрызгивают кисточкой по поверхности воды. Капли краски на воде растут, превращаясь в большие круги. Палочкой двигают эти круги, создавая изображение, которое потом отпечатывают на бумагу.
Получалось очень красиво! Так значит, краски не тонут, потому что они жидкие?
Освоив технику эбру, применяя загуститель для воды и краски, которые мне подарили ( а их было только три основных цвета: красный, желтый, зеленый) я поняла, что для создания красивых и разнообразных рисунков мне не хватает других цветов. И тут встал вопрос- а можно ли самим найти замену краскам эбру?
Первый эксперимент.
Посмотрим, как взаимодействует жидко разведённая «гуашь» с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски
утонула, а отпечаток получился бледный.
То же самое произошло и с акварельными красками, , а жидкая тушь, вообще не стала держаться на воде.
Витражные краски и лак для ногтей не тонули, но не растекались
и быстро застыли.
И вот мы взяли акриловые краски. Немного развели их водой. Краски прекрасно разбрызгивались по воде, не тонули, хорошо взаимодействовали с настоящими красками эбру. Радости не было предела. Ведь набор простых акриловых красок не только доступно можно приобрести в магазинах, но и они совсем недорогие . ( набор красок из 6 цветов стоит всего 130 рублей, а краски эбру каждая в отдельности стоит более 300 рублей. Значит- теперь я могу рисовать сколько угодно и могу научить всех своих друзей!!!
Второй эксперимент.
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.
Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Наверное, причина эффекта эбру в особых свойствах воды,
ведь туда добавляют порошок из растения гевеи, чтобы она стала густой.
Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, а также сока растения астралагуса, имеющие слабоклеющие свойства.
У меня был загуститель для воды. Но это тоже совсем маленькая баночка, и стоит, которая дорого. Надо попробовать найти самим заменитель для загущения воды.
. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.
Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке?
Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.
И рисунки получаются неяркие.
Попробовали даже на прокисшем молоке. Краски красиво растеклись, потом стали тонуть, создать рисунок было практически невозможно.
Мама покупала мне густое желе из желатина. А что, если желатин использовать для загущения воды? Попробовала. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился.
Попробовали обойный клей. Раствор получился нужной консистенции, но краски в нём сразу же тонули.
Потом мы решили попробовать силикатный клей. Развели клей 1:1. И у нас почти получилось. Благодаря такой воде, краски стали более послушными. Они не тонули и растекались, но создавать красивые узоры всё-таки было невозможно. Мы лишь покрасили несколько листов бумаги в «стиле эбру» Но они, конечно, не такие яркие и разнообразные.
Делаю вывод: для создания настоящих работ в технике эбру нужен хороший, качественный загуститель. Да это недешево, но ведь на одном растворе можно создать множество прекрасных работ. Раствор используется в течении суток, затем теряет свои свойства ( это важно помнить!!!) и становиться непригодным.
Конечно, я буду ещё пробовать находить заменители загустителю воды, но пока это для меня маленькая тайна. А пока я буду учиться создавать прекрасные рисунки и поделки.
Ознакомление одноклассников с техникой эбру
Мастер-класс «Эбру» В целях ознакомления одноклассников с техникой искусства Эбру было решено провести мастер-класс «Эбру ". Для этого мной было подготовлены поднос, различных цветов краски, кисточки, шило, чистая вода для мытья кисточек, бумажные салфетки для протирания шила. Сначала я продемонстрировала, как нужно рисовать, а затем предложила своим одноклассникам попробовать, что это значит рисовать на поверхности воды. Удивления и радости не было предела! Весь класс с огромным удовольствием и вдохновением принялся за работу.
Примение рисунков в технике эбру
Создавая прекрасные узоры на бумаге, картоне, ткани, на природном материале у меня сразу возникло желание применить эти работы в создании других творческих работах.
Прекрасно смотрится бумага, окрашенная в технике эбру в объёмных аппликациях, в технике айрисфолдинг, в технике скрабукинг, в аппликации из ткани.
Используя свои материалы для этих работ я поняла, что это не только красиво, но и экономично, так как все похожие материалы ( картон с рисунками, бумага для скрабукинга и для айрисфолдинга ) очень дорого стоят. А свои материалы гораздо дешевле в затратах. Поэтому советую всем научиться создавать красоту своими руками из подручных материалов. Для этого стоит только освоить простые техники создания рисунков и поделок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я очень люблю рисовать, и мне нравится изучать новые техники рисования.
При создании своего проекта, мною были достигнуты все поставленные цели. Я узнала про древний способ рисования на воде. Изучила технику создания рисунка в стиле эбру, научилась сама рисовать в стиле эбру и познакомила с этим своих одноклассников
А так же я поняла, что Эбру - это больше, чем искусство. Эбру - это как танцующий рисунок, мелодия созданная тобой.
Мне очень понравилось создавать картины в стиле Эбру. Теперь я буду учиться создавать красивые пейзажи, рисовать красивые цветы. А также я должна найти заменитель загустителю воды для рисования в технике эбру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/ watch?feature=player_embedded&v=5Ud8LcAX0Hc
http://artebru.livejournal.com/
http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
Слайд 1
Волшебный мир ЭБРУ Творческо-исследовательская работа обучающейся 3 «К-1 » класса МОУ « СОШ № 13 » Глубоковой ЕлизаветыСлайд 2
Моё хобби
Слайд 3
Нетрадиционные способы рисования
Слайд 4
Техника « Суми-э »
Слайд 5
Пластилинография
Слайд 6
3д рисунки и рисование мятой бумагой
Слайд 7
Рисование на наждачной бумаге
Слайд 8
Рисование по координатам
Слайд 9
Волшебный мир эбру Цель работы: открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде. Объект исследования: взаимодействие красок и жидкостей в искусстве рисования на воде Предмет исследования: причина растекания красок по поверхности воды
Слайд 10
Гипотеза исследования: Зная свойства красок и загустителя воды возможно мы найдём современные заменители для техники эбру . ЗАДАЧИ: 1. Узнать, в чём секрет рисунка на воде; 2. Изучить специальную литературу по данной теме; 3. Сделать самодельный аналог древних красок эбру ; 4. Подобрать необходимую плотность воды для рисования; 5 Познакомить одноклассников с техникой эбру . 6. Найти применение работам в технике эбру в творчестве
Слайд 14
Материалы для работы имеют натуральную основу и экологически безопасны. краски эбру загуститель воды жидкий загуститель воды
Слайд 16
Секреты создания эбру
Слайд 17
Практическая часть работы Эксперимент № 1 Какие краски могут заменить настоящие краски эбру ?
Слайд 18
Делаем краску сами Желчь Дистилированная вода Пищевые красители
Слайд 19
Заменитель красок эбру найден!
Слайд 20
Практическая часть работы Эксперимент № 2 (или загуститель воды своими руками)
Слайд 21
Практическая часть работы Эксперимент № 2 (или загуститель воды своими руками)
Слайд 22
Мастер-класс для одноклассников
Слайд 23
Волшебный мир ЭБРУ!
Слайд 24
Применение работ в творчестве
Слайд 25
ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ
Слайд 26
Рисуйте на здоровье!
Как нарисовать ветку ели?
Хитрый коврик
Рисуем кактусы акварелью
Сказка "Морозко"
Груз обид