Актуальность. Югра…. Это край, в котором я родился, живу и учусь. Югорская земля таит в себе множество природных богатств. Она наполнена невероятными загадками, преданиями, чудесными традициями. Здесь проживают добрые и интересные люди, сумевшие выжить на протяжении многих веков в суровых климатических условиях. Это – коренные жители севера: народы ханты и манси.
Вложение | Размер |
---|---|
sharipov_munis_ssh_no1_vystuplenie_wecompress.com_.pptx | 577.76 КБ |
grani_poznaniya_2018_2b_wecompress.com_.doc | 872.5 КБ |
Слайд 1
Шарипов Мунис , у ченик 2Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя школа №1 » г. Нижневартовск Музыкальные инструменты – культурное наследие ЮгрыСлайд 3
Цель: познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси . Задачи: Изучить , проанализировать материал по выбранной теме . 2. Изучить историю зарождения музыкальных инструментов народа ханты и манси. 3. Познакомиться с основными музыкальными инструментами. 4. Провести анкетирование. 5.Провести экскурсию обучающихся в школьном музее «Память», с целью изучения музыкальных инструментов коренных народов Югры .
Слайд 4
Объект: музыкальная культура хантыйского и мансийского народов . Предмет: музыкальные инструменты и песни народов Югры. Область применения результатов проекта: - использовать как обучающее пособие для детей дошкольного и школьного возраста на занятиях, а также в досуговой деятельности в кругу семьи; -на уроках проектной деятельности; - на уроках литературного чтения, русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, окружающего мира; во внеурочной деятельности . Результат проекта – создание Программы экскурсии для обучающихся по экспозиции «Музыкальные инструменты коренных народов Югры» в школьный музей «Память».
Слайд 5
Зарождение музыкальной культуры
Слайд 6
Знакомство с музыкальными инструментами Бубен Журавль Тумран Пятиструнная продолговатая цитра или санквылтап Погремушка
Слайд 7
Значение музыки в жизни народов ханты и манси
Слайд 8
Результаты анкетирования : Диаграмма 1 Диаграмма 2
Слайд 9
Экскурсия обучающихся по экспозиции «Музыкальные инструменты коренных народов Югры» в школьном музее «Память»
Слайд 10
Пятиструнная продолговатая цитра или САНКВЫЛТАП Тор- сапль - юх Бубен
Слайд 11
Цель: познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси.
Фестиваль ученических проектов «Грани познания»
среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций
и организаций дополнительного образования города Нижневартовска
Музыкальные инструменты – культурное наследие Югры
Автор: | Шарипов Мунис Махмараджабович, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1», 2Б класс |
Руководитель: | Тюрина Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1» |
2018
Содержание
Введение……………………………………………………...………...………….3
Список литературы ……………………………………………...……................14
Приложения………………………………………………...……………………15
Приложение I. Анализ результатов анкетирования………..……………….... 15
Приложение II. Программа экскурсии для обучающихся по экспозиции «Музыкальные инструменты коренных народов Югры» в школьный музей «Память»…..……………………………………………………………………...17
Приложение III. Знакомство с музыкальными инструментами по экспозиции школьного музея «Память»………………………………….………………….20
Введение
Актуальность. Югра…. Это край, в котором я родился, живу и учусь. Югорская земля таит в себе множество природных богатств. Она наполнена невероятными загадками, преданиями, чудесными традициями. Здесь проживают добрые и интересные люди, сумевшие выжить на протяжении многих веков в суровых климатических условиях. Это – коренные жители севера: народы ханты и манси. Изучение культуры своего края важно для нашего развития и актуально в настоящее время для нас, как подрастающего поколения. В этом году исполняется 900 лет с момента первого упоминания Югры в русских исторических летописях. Это точка отсчета официальной истории и культуры нашего края. И я считаю, что человеку нужно знакомиться с разными культурами, тем более с культурой народов, которые живут рядом с нами. Поэтому, я захотел узнать о музыкальной культуре народа, на земле которого я живу, поближе познакомиться с его фольклором, послушать игру на национальных инструментах, самому к ним прикоснуться.
Цель работы над проектом : познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси.
Задачи:
Объект: музыкальная культура хантыйского и мансийского народов.
Предмет: музыкальные инструменты и песни народов Югры.
Область применения результатов проекта:
- использовать как обучающее пособие для детей дошкольного и школьного возраста на занятиях, а также в досуговой деятельности в кругу семьи;
-на уроках проектной деятельности;
- на уроках литературного чтения, русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, окружающего мира;
- во внеурочной деятельности.
Для достижения цели и выполнения задач я использовал в своей работе следующие методы:
- диагностический - проведение анкетирования, беседы;
- поисковый и описательный, предполагающий анализ собранного материала;
- аналитический, предполагающий систематизацию отобранных данных.
Результат проекта – создание Программы экскурсии для обучающихся по экспозиции «Музыкальные инструменты коренных народов Югры» в школьный музей «Память».
1.1. Зарождение музыкальной культуры
Хантыйская и мансийская музыка. О древнем происхождении музыки ханты и манси свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения. Истоки этой музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших обитателей бассейна средней и нижней Оби - кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.
Xантыйская и мансийская музыка - главным образом одноголосная вокальная. Все формы хантыйской и мансийской музыки от простых танцев и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" - "Пять песен Медведя" манси) основаны на импровизации. Основные формы бытования - чаще всего сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания).
Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др.
1.2. Знакомство с музыкальными инструментами
Главные музыкальные инструменты - бубен различных типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен").
БУБЕН (мансийское название бубна – койп) | Широко распространён варган-зубанка (т.н. "зубной бубен" - "женский" аналог бубна). Ударные и шумовые инструменты - "пропеллеры"-жужжалки, чуринги-завывалки, металлические колокольчики и погремушки, трещотки (у айнов, нивхов и ульчей - бревно-барабан). |
Бубен предназначался не только как музыкальный инструмент для создания ритмического аккомпанемента во время камлания, но имел символическое значение средства передвижения. Бубен мыслился оленем или лодкой, в которой шаман отправляется в путешествие. В него же, как в некое вместилище, шаман «собирал» своих помощников - духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту. Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя. Рукоять бубна, как правило, Y -образная, иногда крестообразная. Колотушку к бубну длиной около 40 см. выстругивают из дерева, край колотушки, соприкасающийся при ударах с бубном, иногда обматывается куском оленьей шкуры. Для звукового эффекта на оборотной стороне бубна подвязываются различные мелкие металлические предметы.
В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами при исполнении национальных танцев ханты и манси.
ЖУРАВЛЬ - ЛЕБЕДЬ – АРФА- ТОР- САПЛЬ-ЮХ
Журавль - национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.
Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента.
Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси. Традиционный музыкальный инструмент хантов. Наиболее распространенные его названия – тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная») или – хотол («лебедь»). Тор-сапль-юх относится к щипковым инструментам типа арфа, широко распространенного с древнейших времен среди многих народов Старого Света. Он состоит из резонансного корпуса-ящика, напоминающего по форме лодку, и высокого изогнутого грифа, завершающегося изображением головы коня, которые вырезаны из цельного куска кедра. Полый корпус инструмента сверху закрывает дека, которая имеет резонансные прорези и в середине специальную тонкую рейку с отверстиями для крепления нижних концов латунных струн. Верхние концы струн при помощи колков закрепляются на верхней части грифа. Струны арфы, как мы видим, имеют четкую возрастающую длину, идущую снизу вверх, которая обеспечивает каждой струне свою тональность, что позволяет при игре извлекать гармонично сочетающиеся звуки различной высоты.
Аналогичные музыкальные инструменты существовали у манси и селькупов, ближайших соседей угров, но принадлежащих к самодийской языковой группе. Играли на этих арфах только мужчины, исполняя традиционные героические или торжественные песни. Играли двумя руками: левой перебирали струны, воспроизводя мелодию, а правой, защипывая нижнюю струну, создавали ритм.
Один из важнейших эпизодов «медвежьего праздника» хантов – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента тор-сапль-юх.
ТУМРАН
Тумран - хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка.
В научной литературе тумран чаще всего называют «варган». Инструмент действительно напоминает варган, но принципиальное отличие от щипковых варганов в том, что звук извлекается дыханием и движением резонирующего язычка с помощью веревочки. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента - язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук.
На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания.
Тумран - хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты.
В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана - необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных.
ПЯТИСТРУННАЯ ПРОДОЛГОВАТАЯ ЦИТРА, НАРС-ЮХ ИЛИ САНКВЫЛТАП
Пятиструнная продолговатая цитра или санквылтап - в переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку.
На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс-юх сугубо мужской инструмент.
Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины - тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении.
Наркасьюх
Нын – юх, наркасьюх(хант.) – нэрнэ – йив (манс.) – однострунный смычковый инструмент (у восточных ханты – две струны).
При изготовлении этого инструмента используются те же породы дерева, что и для других национальных инструментов. По органологическому определению – это чашечная шейковая лютня со смычковым способом звукоизвлечения. Шейка и резонаторная чаша изготавливаются из цельного куска дерева; для струн и смычка используется конский волос; ладки на гриф не наносятся.
Инструмент обладает скромными динамическими возможностями, поэтому на нем исполняются только песенные мелодии. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках. ПОГРЕМУШКА –
музыкальный мансийский шумовой инструмент.
Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.
Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Музыка – единственный всемирный инструмент, его не надо переводить, на нем душа говорит с душой (Бертольд Ауэрбах).
Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум): детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инструментальный наигрыш). Эти песни - обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти.
Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологическое мировоззрение предопределили самобытную систему образности музыки, где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. животных, растений, рек, леса, гор и другие образы природы.
Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые - колыбельные (у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ улылы) и лирические (в том числе любовные); героические песни-сказания и исторические песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (у манси - Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси - айем эрги).
Познакомившись с разнообразным материалом о народных музыкальных инструментах ханты и манси, о том, какое значение они имеют в их жизни, я решил узнать у обучающихся и учителей, а что они знают о музыке и музыкальных инструментах коренных народов нашего округа.
Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их знания в области музыки и музыкальных инструментов народов ханты и манси.
Результаты анкетирования представлены в Приложении I.
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят и педагогов (100 %) любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент. Однако традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси опрашиваемые, кроме бубна, не знают.
Поэтому, я решил провести экскурсию для обучающихся в школьный музей «Память» с целью ознакомления с музыкальными инструментами коренных народов Югры (Приложение II).
Заключение
Я считаю, что основная цель моего проекта - познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси – достигнута.
В своем проекте я рассказал о музыкальных инструментах народов ханты и манси и о том, какую роль играют музыкальные инструменты в их жизни. Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: санквылтапе, нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэ йив («Скрипка»), тарыг сыплув йив («Журавль»).
Для достижения поставленной цели был определен круг задач, который реализован полностью:
Культура родного края должна войти в сердце человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо расширять музыкальный кругозор, знакомиться с творческой культурой других народов. В свою очередь, рано или поздно, это послужит сохранению собственного исполнительского «лица» на фоне многообразной палитры различных исполнительских традиций, сохранению и развитию неповторимой национальной музыкальной культуры в целом.
Мы живем на древней земле. Мы живем на земле древних народов ханты и манси. Так будем внимательны к их традициям культуре, она интересна самобытна и глубока.
Список литературы
Приложение I
Анализ результатов анкетирования
Анкета:
1.Какую музыку вы любите слушать: современную, классическую, народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)?
2. Какие музыкальные инструмента народов ханты и манси вы знаете?
3. Какие народные праздники народов ханты и манси вы знаете?
Результаты анкетирования:
На вопрос, какую музыку вы любите слушать:
Диаграмма №1
На вопрос, какие музыкальные инструмента народов ханты и манси вы знаете, ответы были разные. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Показатель знания народных музыкальных инструментов народов ханты и манси».
Диаграмма №2
.
И на последний вопрос анкеты: «Какие народные праздники народов ханты и манси вы знаете?» были получены следующие результаты: все обучающиеся посещали праздник «Дружбы народов», школьный фестиваль « В дружбе народов – единство России», где обучающимися школы был представлен праздник «Воронин день».
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят и педагогов (100 %) любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент. Однако традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси опрашиваемые, кроме бубна, не знают.
Приложение II.
Программа экскурсии для обучающихся 1-2 классов
по экспозиции «Музыкальные инструменты коренных народов Югры» в школьном музее «Память»
Цель: ознакомление с музыкальными инструментами коренных народов Югры.
Задачи:
Демонстрационный материал:
Экспонаты музея:
- музыкальные инструменты.
Методы ведения экскурсии: демонстрация музейных экспонатов, рассказ, беседа.
План экскурсии:
Введение
Звучит аудиозапись к празднику «Вороний день».
Ведущий экскурсии:
Издревле на нашей Югорской Земле проживают коренные народы Сибири и Крайнего Севера: ханты, манси, ненцы. На территории нашего Нижневартовского района проживают ханты и манси.
Ханты – один из народов Западной Сибири, расселившийся по Обско – Иртышскому бассейну от села Демьянки и Васюгана на юге до Обской губы на севере (демонстрируется видео - схема «Расселения остяков (ханты), вогулов (манси),самоедов(ненцев) в конце ХIХ – начале ХХ веков»). Согласно мифам, некоторые божества хантов связаны происхождением с верховьями Оби, а предания рассказывают о походах их предков до Карского моря. В основу современного официального названия «ханты» положено самоназвание народа, связанное с венгерским словом «войско, семья, род» и финским понятием «община». Говоря о себе или других, ханты обычно называют местность проживания – селение, реку, район. В ранних письменных источниках название народа – остяки; оно вошло в официальные документы, научную литературу и стало привычным в быту при общении по-русски.
Хантыйский язык относится к уральской группе финно-угорских языков, внутри которой он вместе с мансийским и венгерским языками объединяются в угорскую группу; хантыйский и мансийский языки образуют обско – угорскую ветвь (демонстрируется видео – схема «Родословное дерево уральских языков»). В настоящее время древние названия «Югра», «Югория» стали для народов ханты и манси символом родного языка и традиционной культуры, единения двух родственных народностей. Хантыйский язык имеет много диалектов, которые подразделяются на южные, северные и восточные.
Кто из Вас знает традиционные занятия коренных народов Югры? (охота, рыболовство).
А кто из вас знаком с музыкальной культурой народов ханты и манси? (затрудняются ответить).
Сейчас мы узнаем.
Зарождение музыкальной культуры
Хантыйская и мансийская музыка. О древнем происхождении музыки ханты и манси свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения. Истоки этой музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших обитателей бассейна средней и нижней Оби - кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.
Xантыйская и мансийская музыка - главным образом одноголосная вокальная. Все формы хантыйской и мансийской музыки от простых танцев и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" - "Пять песен Медведя" манси) основаны на импровизации. Основные формы бытования - чаще всего сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания).
Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др.
Приложение III.
Знакомство с музыкальными инструментами по экспозиции школьного музея «Память»
Экспозиция «Культура и быт народа ханты» в школьном музее «Память»
Пятиструнная продолговатая цитра или САНКВЫЛТАП – в переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент.
Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли голосом поющего Бога.
ТОР-САПЛЬ-ЮХ
(«журавлиная шея деревянная») или – ХОТОЛ («лебедь»)
Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по струне.
БУБЕН
(мансийское название бубна – койп)
Бубен - ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Медведь и солнце
Весенняя гроза
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью