У каждого народа есть обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа. В жизни человека имеют большое значение национальные традиции и культурное наследие. Но, к сожалению, в наше современное время фабричные изделия из текстиля продаются и покупаются в магазинах в огромном количестве, что само по себе вытесняет ручную работу. Женщины перестают вышивать, а среди молодежи интересуются вышивкой единицы. Я думаю, что последствием этого может стать полное исчезновение вышивки в татарской национальной культуре. Именно это побудило меня разработать проект, который поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через вышивку, ведь не секрет, что она скоро будет незаслуженно забыта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatarskaya_vyshika_nastoyashchiy.doc | 385.5 КБ |
proekt_vyshivka.ppt | 2.88 МБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Творческий проект по технологии:
«Национальные узоры татарского народа»
Работу выполнила:
ученица 8 «А» класса
Усманова Камилла
Руководитель:
Пупкова А.Н.
Камышла 2015г
Актуальность
На сегодняшний день особенно актуальна морально–этическая проблема среди подрастающего поколения. По- моему мнение, одним из важных факторов, влияющих на формирование личности является духовное наследие наших бабушек и дедушек. У каждого народа есть обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа. В жизни человека имеют большое значение национальные традиции и культурное наследие. Но, к сожалению, в наше современное время фабричные изделия из текстиля продаются и покупаются в магазинах в огромном количестве, что само по себе вытесняет ручную работу. Женщины перестают вышивать, а среди молодежи интересуются вышивкой единицы. Я думаю, что последствием этого может стать полное исчезновение вышивки в татарской национальной культуре. Именно это побудило меня разработать проект, который поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через вышивку, ведь не секрет, что она скоро будет незаслуженно забыта.
Цель: исследовать происхождение татарской национальной вышивки через создание изделий.
Задачи:
- собрать и изучить национальные узоры татарского народа;
-донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения;
-воспитать уважение к истории и обычаям татарского народа.
Объектом исследования стала татарская национальная вышивка.
Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном мной в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, мамой, экскурсией в школьный музей, а также материалы, накопленные в ходе наблюдений.
Методы:
- изучение исторических памятников;
- сбор материалов;
- исследования;
- посещения школьного музея
Поиск альтернативных вариантов:
Работа над проектом натолкнула меня на несколько вопросов:
Какими швами пользовались татарки при вышивании изделий? Что мог означать тот или иной рисунок? Существуют ли музеи, в которых есть выставки татарской вышивки?
Обратившись к сети Интернет, посетив библиотеку и школьный музей, поговорив с бабушкой и мамой, я узнала, насколько богата палитра татарской народной вышивки. В бытовом ансамбле татарского жилища значительное место занимали вышитые изделия. Старинные образцы их выделяются богатством орнамента и безупречной техникой выполнения. Они свидетельствуют об исключительном мастерстве и замечательном художественном вкусе как городских, так и сельских татарских мастериц.
История возникновения национальной татарской вышивки.
Татарская национальная вышивка появилась в начале XVIII века у крымских монголо-татар. Двустороннюю технику шитья монголо-татары освоили в Крыму, перенявши ее от покоренных греков, караимов и впоследствии армян. Караимы, жившие в тесном бытовом соприкосновении с татарами, имели постоянное сношение с зарубежными караимами Сирии, Палестины и Египта. Именно от этих стран татары переняли мастерство ручной вышивки.
Крымские мастерицы в царское время выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры. А в 1941 году в Крыму уже существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, училась технике рисунка в Москве и была ученицей Влади́мира Андре́евича Фаво́рского.( (1886—1964) — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор). По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.
Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. Издавна считалось, что этот вид искусства был связан с затворничеством татарских женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. Вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Мастерицы долгими зимними вечерами создавали нарядные и жизнерадостные узоры с применением разнообразных мотивов и цветочных сочетаний.
Очень часто вышивальные узоры исполнялись в стиле орнамента. Орна́мент — это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов дома. Обстановка и убранство татарского дома имели ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний.
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.
наволочки | полотенца | сапоги | намазлык |
Проводя исследование , я узнала, что лучшим орнаменталистом Крыма в 40-е годы считался Амет Калафатов (1860-1942), мастер декоративно-прикладного искусства, мастер-оружейник, ювелир.
Амет Калафатов родился 6 января 1860 года в городе Карасубазар. Он был одним из выдающихся крымско-татарских народных художников. Им было создано большое количество оригинальных высокохудожественных орнаментов для стенных росписей, тканей, вышивок, чеканных работ. Художник-самоучка внес в орнаментные рисунки много нового. В строгие геометрические линии восточного орнамента он вводит объемность деталей, смело использует растительный мир, причем трактует его совершенно реалистично, без нарочитой, вычурной стилизации, какую обычно применяли восточные орнаменталисты.
Орнамент татарских вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из цветочно- растительных, геометрических и зооморфных мотивов.
1. Цветочно–растительный орнамент – это богатейший мир растений. Он всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.
2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.
3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические фигуры. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества. Система построения узоров была знакома человеку с давних времен. Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередование различных мотивов.
Зооморфный орнамент | Цветочно–растительный орнамент | Геометрический орнамент |
Многие фигуры несли особое значение:
Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли,
Волнистые линии – вода,
Кружок, квадрат, ромб – луна.
Цветок роза – признак красоты и любви.
Шиповник, рябина считались растениями приносящими счастье.
Астры считаются символом долгой жизни.
Тюльпан означает изменение, обновление.
Букет цветов – символ жизненного источника.
Цветовая гамма:
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.
В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.
Основными швами для украшения изделий из текстиля являлись тамбурный шов и гладь. Тамбурный шов образуется из ряда стежков. По характеру различают тамбур низкий, шитый крупными стежками и тамбур высокий – шитый мелкими стежками, создающий впечатление рельефного нашитого шнурка (куперткэн элме). Вышивка гладью – это вид вышивки, при котором стежки заполняют полотно ткани полностью. Существует несколько видов глади: белая и цветная, свободная и наносимая по счету ниток по контуру рисунка. Узор глади может быть односторонним и двусторонним.
Тамбурный шов | Гладь |
Для вышивания XVIII веке они использовали в основном шелковые крученые нити. Однако для особо богатых вышивок использовались также металлические нити, реже шерстяные. В конце XIX века стали применять покупной гарус.
Крученые шелковые нити | Металлические нити | Шерстяные нити | Гарус |
Материалом для изготовления изделий служили различные ткани: самотканые и покупные, шелк, парча. Популярны были голубые, синие, фисташковые, золотисто-желтые, бежевые, фиолетовые, реже малиновые и красные ткани.
Вышивали обычно по предварительно нанесенному на ткань рисунку. Однако многие опытные мастерицы вышивали «на глаз», без каких либо наметок. Большинство вышивальщиц копировали старинные образцы, вводя те или иные небольшие изменения, исходившие из их вкусов, представлений.
Красивой вышивкой отличались татарские полотенца. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца вместе с татарской узорной обувью и золотошвейными головными уборами славились далеко за пределами края. Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золотисто-серебряными нитями.
Белый шелк | Золотая нить | Серебро |
И те и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники «свободно рисовать иглой». Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. При всей тонкости узор этих вышивок необычайно плотен. Слагаемые мотивы переплетаются в столь художественном беспорядке, что уловить ритм узора часто не представляется возможным.
Во многих музеях мира хранятся многочисленные произведения искусства крымско-татарских мастериц. Это две тысячи экспонатов в Этнографическом музее Санкт Петербурга, тысячи работ в музеях Германии, Румынии, Бахчисарая, Ялты, Симферополя. Огромные коллекции татарской национальной вышивки находятся в Государственном Эрмитаже, Национальном музее Республики Татарстан, Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме этого выставка татарской национальной вышивки имеется в школьном музее ГБОУ СОШ с.Камышла.
Итак, рассмотрев несколько вариантов изделий, я пришла к выводу, что буду создавать и вышивать татарские платочки, используя тамбурный шов и гладь.
Платочки | Подушка | Фартуки | Полотенца |
Для того, чтобы изготовить платочки мне понадобятся:
инструменты | материалы |
Ножницы | Ситец белый |
Ручные иголки | Мулине разного цвета |
Для изготовления платочков я создала несколько эскизов.
Для того, чтобы изготовить платочки мы должны повторить технику безопасности
при работе с ножницами:
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению
при выполнении ручных работ:
Иголки и булавки:
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Технику безопасности я повторила, инструменты и материалы готовы, можно приступить к практической части проекта.
1 этап
Раскроить белую ткань на равные квадраты 40/40 см или 50/50см
2этап
Перенести на ткань рисунок с эскиза при помощи копировальной бумаги
3 этап
Использую тамбурный шов и гладь вышить платочки
4 этап
Обработать край платочка кружевом или бейкой
Продукт моей деятельности
Экономические расчеты
Ткань – 100рублей
Мулине – 150 рублей
Кружево – 120 рублей
Итого: 370 рублей
Свою работу я оценила в 200 рублей, в связи с тем, что я сшила 5 платочков, 570:5=114 рублей стал стоить один платочек.
Экологическое обоснование:
Ткань, нитки изготовлены из волокон натурального происхождения - хлопка, в связи с этим не приносят вреда здоровью человека и окружающей среде.
Вывод
Во время работы над проектом я изучила историю возникновения вышивки, разновидности татарского узора, значение некоторых мотивов, которые на протяжении многих веков передают нам красоту родного края. Убедилась в том, что татарская вышивка хранится во многих музеях как музейные экспонаты, в том числе имеется и в нашем школьном музее. Познакомилась с гладью и с тамбурным шитьем, узнала, какие части одежды и предметы обихода украшали вышивкой. Кроме этого в практической части проекта я вышила платочки, используя гладь и тамбурный шов, развивая моторику пальцев. Я добилась поставленной цели и получила большое удовольствие от проведенной работы.
.
Слайд 1
Творческий проект по технологии: « Национальные узоры татарского народа » Проект выполнила: Усманова Камилла ученица 8А класса Руководитель: Пупкова А.Н.Слайд 2
Цель: исследовать происхождение татарской национальной вышивки через создание изделий. Задачи: - собрать и изучить национальные узоры татарского народа; -донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения; -воспитать уважение к истории и обычаям татарского народа.
Слайд 3
Зулейха Бекирова Фаворский Владимир Андреевич
Слайд 4
Орна́мент — это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов дома.
Слайд 6
Амет Калафатов (1860-1942)
Слайд 7
Зооморфный орнамент Цветочно–растительный орнамент Геометрический орнамент
Слайд 8
Тамбурный шов образуется из ряда стежков. По характеру различают тамбур низкий, шитый крупными стежками и тамбур высокий – шитый мелкими стежками, создающий впечатление рельефного нашитого шнурка (куперткэн элме).
Слайд 9
Вышивка гладью – это вид вышивки, при котором стежки заполняют полотно ткани полностью. Существует несколько видов глади: белая и цветная, свободная и наносимая по счету ниток по контуру рисунка. Узор глади может быть односторонним и двусторонним.
Слайд 10
Крученые шелковые нити Металлические нити Шерстяные нити Гарус
Слайд 11
Белый шелк Золотая нить Серебро
Слайд 13
1 этап Раскроить белую ткань на равные квадраты 40/40 см или 50/50см 2этап Перенести на ткань рисунок с эскиза при помощи копировальной бумаги 3 этап Использую тамбурный шов и гладь вышить платочки 4 этап Обработать край платочка кружевом или бейкой
Слайд 14
Продукт моей деятельности
Два Мороза
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Золотой циркуль
Сверчок
Мороз и заяц