Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла. Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать, какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatarskaya_narodnaya_kukla.doc | 626.5 КБ |
proekt_kukla.ppt | 2.79 МБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышла Самарской области.
Научно-исследовательская работа
по теме:
Народная татарская кукла –
путешествие к истокам далеких предков.
Выполнила:
Ахмадуллина Алина
ученица 7А класса
ГБОУ СОШ с. Камышла
Руководитель:
А.Н. Пупкова
учитель технологии
с.Камышла 2016г
Содержание | ||
1 | Актуальность проблемы | 2-5 |
2 | История возникновения народной обережной куклы | 5-10 |
3 | История возникновения народной игровой куклы | 10-12 |
4. | История возникновения куклы в селе Камышла | 12-15 |
5 | Заключение | 15-16 |
6 | Приложение №1 | 17-18 |
7 | Приложение №2 | 19-24 |
Актуальность проблемы:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Шефнер Вадим Сергеевич
В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук. Нередко основное место в жизни детей занимают компьютерные игры с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Мальчики перестали играть с машинками, девочки забыли про куклы, а ведь кукла всегда считалась самой древней и самой востребованной игрушкой.
Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла. Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать, какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, с помощью каких игрушек воспитывались татарские дети в давние времена? Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить происхождение татарской народной куклы, а так же возродить технологию изготовления куклы своими руками.
Сейчас редко кто интересуется прошлым своей малой родины, и это так же является настоящей проблемой. Но потребность знать традиции и обычаи татарского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, приобщиться к ее истокам все равно возникнет. Актуальность работы еще и в том, что мы очень мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.
Именно все эти вопросы в совокупности побудили нас разработать научно-исследовательскую работу, которая поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через татарскую народную куклу, ведь не секрет, что она была незаслуженно забыта.
Цель нашего проекта - исследовать происхождение традиционной татарской народной куклы через расширение знаний об истории татарской народной культуры.
Задачи:
- изучить технологию изготовления татарской народной куклы;
- создать методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй;
-изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей;
Объект исследования: татарская народная кукла.
Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном нами в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также материалы, накопленные в ходе наших наблюдений .
Методы и приемы исследования. Для анализа фактического материала были использованы следующие методы: исследовательский; социальный опрос и анализ результатов; практический.
В ходе исследования мы опирались на последние научные достижения в данном направлении, изложенные в трудах ведущих ученых России и Татарстана: З.Р. Зигангирова, Габделькаюм Габдулнасырова , Хакимова Р.С, Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р.Р.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в Камышлинском районе будет создано и распространено на национальном празднике Сабантуй методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток, и там же будет организована выставка – продажа татарской национальной куклы из шерстяных ниток.
История возникновения народной куклы.
Собирая информацию, мы узнали, что куклы возникли около пяти веков назад до нашей эры в Древней Греции, они были игровые и обереговые. Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскутков ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю, опилки. Куклу лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Устойчивые признаки кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. В древние времена многие куклы служили мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Куклы - обереги
Кувадка – одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца | |
Пеленашка. Эту куклу укладывали в люльку рядом с младенцем, приговаривая: Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой | |
Купавка. Эту куколку на крестообразной основе делали специально для праздника Ивана Купалы. Наряжали в красивую женскую одежду, при этом девушки загадывали заветные желания. На рукава завязывали ленточки. Считалось, что ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Кукол отправляли плыть по реке. | |
Кубышка – травница использовалась для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний. | |
Лихоманки-приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Считалось, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них, а человека не тронет. | |
Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. | |
Кукла Десятиручка призвана помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, что бы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. | |
Кукла Неразлучка изготавливалась для молодоженов. Она дарилась с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить, не разрушив все. Они всегда вдвоем. | |
Крупеничка — обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль. | |
Кукла Коза символизирует богатство, обильный урожай, здоровье, жизнеспособность. | |
Берегиня помогает защитить дом. И ещё она приносит в дом достаток, для чего в руки ей даётся узелок. |
Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.
Игровые куклы
Со временем появились игровые куклы, которыми играли дети. В играх с куклами дети учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Пока дети были маленькими, кукол для них делали взрослые близкие люди. Вырастая, дети начинали сами изготавливать для себя кукол. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.
Зайчик на пальчик. Эта кукла считалась тоже обереговой, и поэтому изготавливалась из старой одежды папы или мамы. | |
Семейка. | |
Женщина. | |
Девочка. |
Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Кукла считалась лучшим подарком. Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
История возникновения татарской народной куклы
Одно из древнейших сел Камышлинского района – село Камышла, которое, согласно преданиям, было основано в 1580 году. Сначала шесть русских семей поселились в урочище на левом берегу речки Уксады. В 1580 году они переселились к речке Камышлинке, положив начало основанию села Камышла. 1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии. С начала XVII века здесь стали селиться казанские татары. Так говорится в предании. В формировании населения нашего татарского села приняли участие представители двух крупных групп татар Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары – мишари. Кроме них в формировании населения участвовали и башкиры.
Таким образом, формирование поселения, языка, традиций села Камышла, как впрочем, большинство остальных татарских сел Камышлинского района, было многокомпонентным. В документах 1882 года, доставленных волостными правлениями в Самарскую губернскую земскую управу жители села Камышла причислены к татарам. Но это не значит, что в Камышле проживают только татары. Так как Камышла находится в Самарской области , в этом селе есть русские, мордва, чуваши. И татары живут, работают бок о бок с людьми других национальностей, совместно отмечают праздники, перенимают опыт друг друга. И если мы сравним игрушки перечисленных ранее народностей, то мы увидим, что татарские народные игрушки и народные игрушки русских, чувашей, мордвы были похожи как в давние времена, так и в современное время. Отличие можно увидеть лишь только в народных костюмах, украшениях и атрибутах.
Старинная народная кукла
Русская народная кукла | Татарская народная кукла |
Мордовская народная кукла | Чувашская народная кукла |
Современная народная кукла
Русская народная кукла | Татарская народная кукла |
Мордовская народная кукла | Чувашская народная кукла |
Собирая информацию, мы познакомились с Ахмадуллиной Сарией Габдулхаковной (1936 год рождения) и Валиевой Танзилей Мадхатовной (1938 год рождения). Из воспоминаний бабушек (Приложение 1) мы узнали, что в селе Камышла женщины сами создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Очень важным считалось делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
По татарскому поверью, куклу нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась из древесной щепы, лоскутов или шерстяных ниток. Кукле–женщине делали платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». ( Приложение2)
Имен татары куклам не давали.
Исследования показали, что татарская народная кукла 70 лет назад изготавливалась из ткани, щепок или шерстяных нитей. Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак , фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.
Вывод:
Кукла не очень изменилась и сохранила свой первозданный вид. Её по- прежнему изготавливают из шерстяных ниток, одежда и прическа остались прежними.
Заключение
Работая над проектом, мы узнали, что традиционной игрушкой в быту татарской деревни в крестьянских семьях с давних времён была кукла. Изготовление кукол было сугубо женским делом. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Искусство это очень древнее. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались тряпочки, шерсть, глина, дерево, кость, солома и даже творог. Все татарские куклы были похожи в одном: у них не было лица и имени.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная кукла из шерстяных ниток и методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток. (Приложение2).
Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября
Приложение №1
Из воспоминаний Валиевой Танзили Мадхатовны.
Кукла, которая была у меня в детстве, очень отличалась от современных кукол. Она была сшитая из разноцветной ткани, набита обычно ватой. У кого в семьях не было ваты, куклы набивали древесными опилками. Куклу мне сшила мама своими руками, так как в магазинах, если они и продавались, были не по карману моим родителям. Вместо глаз у моей куклы были пуговицы. Волосы были сделаны из обыкновенной овечьей шерсти. Как и все девочки, я очень любила переодевать свою куклу, но нарядов было не много, т.к. во времена моего детства ситец был редкостью в нашей семье. И все-таки моя мама старалась выделить мне лоскутки ткани, из которых я с большим удовольствием шила наряды для своей куклы. Татарские женщины шили куклы своим дочерям со всей своей любовью и душевной теплотой. Девочки ценили труд своих матерей и поэтому относились к куклам очень бережно и долгое время играли в них.
Из воспоминаний Ахмадуллиной Сарии Габдулхаковны
Когда я была ребенком, у меня была всего одна кукла- и была она тряпичная, с длинной косой, в вышитом фартуке ( я вышивала его сама). Семья у нас была небогатой, игрушками нас не баловали. После меня с этой куклой играли еще трое младших сестер.
Кукла была сделана из мешковины. Это считалось очень здорово, т.к. у моих подружек были соломенные куклы. Татарская национальная кукла в нашей деревне всегда была черноволосой, с двумя длинными косами. Вместо глаз сверкали черные пуговички. Одежду куклам шили мамы, бабушки, нередко и сами девочки. В основном шили простое платье, с длинными рукавами, его старались шить из материала зеленого или желтого цвета. Главным элементом в кукле был фартук. Обычно для его изготовления использовали светлую ткань, затем бережно вышивали узоры-цветы с листочками. Голову куклы всегда покрывали либо платком, либо калфаком. Я детства берегла свою куклу, ценила ее, и гордилась тем, что вышила фартук куклы сама!
Приложение №3
Инструменты и материалы, которые понадобятся для изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей.
Инструменты | материалы |
ножницы | Шерстяные нити белого, черного, зеленого, желтого цвета |
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению
Инструменты и материалы готовы, технику безопасности повторили, и сейчас мы приступим к созданию татарской национальной куклы.
Технологическая карта изготовления татарской народной куклы
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Сделать несколько отрезков серой нити длиной 50 см | Ножницы, нить | |
2 | Сделать несколько отрезков серой нити длиной 40 см | Ножницы, нить | |
3 | Сделать несколько отрезков белой нити длиной 20 см | Ножницы, нить | |
4 | Сформировать красивую голову и связать белой нитью. | Нить | |
5 | Отрезать 50 см белой нити (3отрезка) и сплести косу, получатся руки | Нить | |
6 | Сложить косичку под серую пряжу | Нить | |
7 | Связать серой ниткой на талии | Нить | |
8 | Сделать платье из зеленой и желтой пряжи и завязать на шее | Нить | |
9 | Сплести две косички и украсить ими кофточку и пояс куклы | Нить | |
10 | Разделить волосы на две равные части и заплести косы | Нить | |
11 | Замерить объем головы и вырезать из картона каркас для шапки | Ножницы, картон, клей | |
12 | Нарезать нить на отрезки длиной 20см и обвязать вокруг картона, надеть на голову | Нить, ножницы | |
13 | Сделать кулек из картона, установить на него куклу и закрепить клеем | Картон, ножницы, клей |
Продукт нашей деятельности
Экономические расчеты:
Нити – 90 рублей
Картон – взяли дома, поэтому цены не имеет
Клей – 10 рублей
Итого: 110 рублей
Свою работу мы оценили 100 рублей, в результате кукла стоит 200 рублей.
Экологическое обоснование:
Кукла выполнена из натуральных экологически чистых шерстяных нитей, поэтому не приносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
Слайд 1
Творческий проект по технологии Народная татарская кукла – путешествие к истокам далеких предков. Составила: Ахмадуллина Алина 7А класс Руководитель: Пупкова А.Н.Слайд 2
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Шефнер Вадим Сергеевич
Слайд 3
Проблема: В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук. Нередко основное место в жизни детей занимают компьютерные игры с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Камышлинский район издавна считается татарским районом, хоть и расположен в Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла.
Слайд 4
Цель нашего проекта - исследовать происхождение традиционной татарской народной куклы через расширение знаний об истории происхождения куклы в Камышлинском райне.
Слайд 5
Задачи: -изучить историю возникновения татарской народной куклы; - изучить технологию изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей; - создать методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй; -изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей и подарить школьному музею 1 экспонат; -воспитать патриотизм через знакомство с татарской народной культурой; -формировать сознательность гражданской позиции будущих граждан России.
Слайд 6
Объектом исследования стали традиционные татарские народные куклы. Источники исследования : Исследование базируется на конкретном материале, собранном учениками в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также материалы, накопленные в ходе многолетних наблюдений учеников. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.
Слайд 7
Кувадка Пеленашка Купавка Кубышка Лихоманки-приманки
Слайд 8
Кукла Берестушка Кукла Десятиручка Кукла Неразлучка Крупеничка Кукла Коза Берегиня
Слайд 9
Зайчик на пальчик Семейка. Женщина. Девочка.
Слайд 11
Русская народная кукла Татарская народная кукла
Слайд 12
Старинная обереговая кукла Современная обереговая кукла
Слайд 13
Заключение : 1.узнали историю возникновения татарской народной куклы 2.традиционной игрушкой в быту татарской деревни в крестьянских семьях с давних времён была кукла. 3. изготовление кукол было сугубо женским делом. 4. куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток с использованием тряпочек, шерсти, глины, дерева, соломы и даже творога. 5. все татарские куклы были похожи в одном: у них не было лица и имени. Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная кукла из шерстяных ниток и методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток
Слайд 14
Спасибо за внимание
Самый богатый воробей на свете
Домик зимней ночью
Лепесток и цветок
Свадьба в Малиновке
Сторож