Баба Яга
Вложение | Размер |
---|---|
Баба Яга | 94 КБ |
XII городская научно-практическая конференция школьников
Секция: Филология
Тема работы: «Знакомая незнакомка Баба-Яга»
Автор работы: Сурилова Яна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №14 г.Невинномысска,
3-а класс
Научный руководитель: Рожкова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14
Невинномысск – 2019г.
Сурилова Яна
МБОУ СОШ №14 г.Невинномысска
«Знакомая незнакомка Баба-Яга»
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними.
… Повернулась избушка, мужик с Машей вошли в дверь, а в горнице Баба-Яга, костяная нога, нос крючком, волосы торчком…
Такой предстаёт Баба-Яга во многих сказках. Кто она? Что за сказочный герой? В словаре В.И. Даля читаем: «Яга или Яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягипша и ягинична, род злой ведьмы, злой дух, под личиною злой старухи. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти, под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит ягу, становится нем».
Но на самом деле так зловещ образ Бабы-Яги? Необходимо восстановить справедливость, обратившись к нашей древней истории, сказкам, мифологии.
Цель: Изучение связи между традициями и обычаями древних славян и фольклорным образам сказочного персонажа Бабы-Яги.
Выводы: Из всего вышесказанного видно, что нет однозначности ни в образе самой Бабы-Яги, ни в её происхождении, ни даже в образе избушки.
Но одна мысль прослеживается, что всё-таки Баба-Яга была когда-то богиней, которой поклонялись и следы этого поклонения сохранились в сказках до сих пор.
2
Содержание
Введение Глава 1. Персонаж – Баба-Яга 1.1. Образ Бабы-Яги в сказках Глава 2. Основные версии происхождения Бабы-Яги 2.1. Змеиха 2.2. Хозяйка леса 2.3. Стражница потустороннего мира 2.4. Богиня-мать 2.5. Яга-воительница 2.6. Что говорит древняя история 2.7. В свете современных исследований Заключение Список литературы Приложения | 3 5 5 7 7 7 8 9 10 10 11 12 13 14 |
3
Я был в избушке на курьих ножках, Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. |
Введение
Кому из нас не читали в детстве сказки? Подрастая, мы с увлечением читали их сами.
Сказки – прекрасное творение искусства. В простодушных и нехитрых историях о животных, которые живут и разговаривают, как люди, о всевозможных волшебствах нас привлекает смысл, приключения, мудрость, победа добра над злом. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает нам укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, как правильно поступать. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в ряду нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте её из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.
На грани миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом да делом, предсказывает судьбу. Но откуда в сказках, которые являются. просто отображением народных мифов, появился подобный образ?
Цель: изучение связи между традициями и обычаями древних народов Руси и фольклорным образом сказочного персонажа Бабы-Яги.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- найти истоки образа Бабы-Яги;
- установить генеалогию образа;
- проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых;
- реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы-Яги над
4
сказочными героями;
- выявить этиологию слова Яга в языке древних народов.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, классификация, обобщение).
Гипотеза: Если учесть, что в традициях. обычаях. языке древних народов присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован у древних славян. И что изначально образ Бабы-Яги был осветленным и одухотворенным.
5
Глава 1. Персонаж – Баба-Яга
1.1. Образ Бабы-Яги в сказках
Баба-Яга – специфический персонаж славянских и русских волшебных сказок. Исторические корни этого образа недостаточно выявлены. Установлено, что истоки образа Бабы-Яги кроются в мифологии – славянской богини смерти. Богиня эта – одна из древнейших. У Яги есть прототипы в других странах. У греков ей соответствует Геката – страшная трехликая богиня смерти, ночи, колдовства и охоты. У германцев – Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу). Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом, и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи – чехи и словенцы. У индийцев – не менее жуткая Кали.
В волшебных сказках Баба-Яга обитает, как правило, в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках». Её образ жизни и внешний вид противопоставлены человеческим. Так, например, в сказках она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголья выгребает, языком печку лижет». Забор вокруг её избы – из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у неё – человеческая нога, вместо запоров – руки, а вместо замка – рот с острыми зубами (или волчья пасть). В печи Баба-Яга жарит похищенных детей, при случае же она пожирает и взрослых.
Передвигается Баба-Яга обычно в железной ступе, погоняя её пестом, заметая следы помелом. (Приложение 1). Иногда она принимает облик вихря или бури. Вообще, она может оборачиваться змеёй, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Слугами Яги считали гадов (змей, лягушек, ящериц), чёрных котов и ворон; считается, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечисть, а также фантастические существа (Кот Баюн, наделенный способностью своим мяуканьем напускать колдовской смертельный сон). Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Место её обитания – лес. Лес для земледельца (в отличие от охотника) – недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках – как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в неё войти, пока она не повернётся
6
к лесу задом. С Ягой-охранницей трудно справиться. Героев сказок она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит жуткой пародицей на Мать Мира. Яга – тоже богиня-мать: у неё три сына (змеи и великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она – домовитая хозяйка. её атрибуты (ступа, метла, пест) – орудия женского труда. Яге служат три всадника – чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через её «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках:
- Яга-воительница
- Яга-похитительница (Приложение 2)
- Яга-дарительница, тип которой можно подразделить на несколько подтипов:
1. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
2. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром («Василиса Прекрасная» из сборника А.Н. Афанасьева), волками, медведями, другим лесным зверьём;
3. Яга-охранительница/покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождением героя.
- Яга-прародительница (мать/бабка для нескольких своих дочерей/внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тётка). (Приложение 3)
7
Глава 2. Основные версии происхождения Бабы-Яги
Образ Бабы-Яги с точки зрения происхождения очень сложный и неоднозначный, существует несколько точек зрения на этот счет. Можно провести следующие параллели:
2.1. Змеиха
Первоначально образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного – черной змеи. Предположительно, само слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи: известно, что общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло, вероятно, по связи со словом «земля». Слово же «яга» соответствует санскриту ahi – змей. Связью со змеёй объясняется и «хромоногость» Бабы-Яги. Одноногие или хромые существа издревле соотносились с образом змеи: в сказках Баба-Яга летает, как мифический змей, к тому же однонога или хромает. Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух» (В сказке, когда Яга возвращается домой, где притаился герой, она восклицает: «Фу-фу! Человеческим духом пахнет!»). Подобно змеям, Баба-Яга во многих сказках сторожит источники живой и мертвой воды. Также змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мёртвых, а Баба-Яга соотносится со смертью и с потусторонним миром. (Приложение 5).
2.2. Хозяйка леса
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением её с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные
8
снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим его миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.
2.3. Стражница потустороннего мира
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мёртвых, и проводницей в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мёртвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. (Приложение 6). Очень интересен в плане происхождения образ «избушки на курьих ножках». Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на пнях, которые можно обнаружить, при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Ужас обуревает героя сказки при виде жилища Бабы-Яги: «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли головы дожидается?» Иван заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Это, конечно, ритуал. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (царство мёртвых), а другой – к лесной опушке (царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван – живой человек, он не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку. (Приложение 7).
В этой связи важную роль играет ритуал купания героя в бане. Мытье в бане, как и прием пищи, - не свидетельство гостеприимства и чистоплотности, а обрядовая необходимость. Баня у славян была объектом множества поверий, а также служила целям народного целительства, знахарства. Выпаривание, удары веником в народном сознании ассоциировались с изгнанием, излечением и извлечением, поэтому можно предположить, что банная процедура у Яги имеет сходную семантику – выпаривание, выталкивание, вынимание души из тела героя. Примечательно, что Яга в сказках сама топит баню и сама парит в ней героя. То есть, баня в гостях у Бабы-Яги – аналог бани для умерших, она
9
мертвит и является средством извлечения из тела души героя способом ритуального умерщвления. Приобщение к миру мертвых двояко – через мытье в бане и через прием пищи. Баня – первый этап ритуального умерщвления, а трапеза – второй. Герой узнается Ягой по запаху: «…пахнет не просто как человек, а как живой человек», «мертвые, бестелесные, не пахнут…». В ином мире смелого путника ждёт множество новых опасностей, он должен их предвидеть и избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть «русским духом». Иной смысл имеет ритуал обливания героя водой (живой или мёртвой) – обливание связано в сказке не с умерщвлением, а с воскрешением героя. (Приложение 8).
2.4. Богиня-мать
Можно предположить, что образ Яги является трансформацией древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира. Некогда богиня-мать считалась верховным божеством, однако, с переходом от матриархата к патриархату, от общества охотников к обществу земледельцев богиня-мать перестала почитаться людьми как хозяйка мира, превратилась в демоническое существо, несущее смерть. Но Баба-Яга ассоциируется в воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеями умирания и воскрешения. В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи. У славян существовал обряд «перепекания детей», совершавшийся над слабыми или больными детьми. Ребенка сажали на хлебную лопату и трижды всовывали его в теплую печь – для сжигания болезни, слабости, «припекания» здоровья. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Иной смысл обряд, то есть отрицательный, мог приобрести после введения христианства на Руси. Также на Руси существовал обряд инициации – посвящения юношей в охотники. Этакий экзамен на зрелость для мальчиков 10-12 лет, когда они проходили испытания и на этот период как бы «умирали» для племени. Руководила этим обрядом женщина-ведунья, символически представлявшая богиню-мать. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания образа сказочной Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящихся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания. (Приложение 9).
10
2.5. Яга-воительница
В некоторых славянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда – мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство её находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», часто – в подземном мире. Она владеет табунами волшебных коней и, чтобы получить такого коня, герой нанимается пастухом к Яге. В некоторых сказках Яга ездит верхом на коне и сражается с богатырями, а в случае поражения проваливается под землю. в подземное царство. В основу подобных сказок-легенд о воинственной Яге-воительнице, обитающей где-то очень далеко, вероятно, легли сказания о войнах с царством амазонок. Амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать, как «ура!». (Приложение 10)
2.6. Что говорит древняя история
Но на самом ли деле так зловещ образ Бабы-Яги? Необходимо восстановить справедливость, обратившись к нашей древней истории.
В славянском мифологическом словаре читаем: «Баба-Яша (Усоньша Виевна Яга) в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в нижнее царство. В этом царстве обитали души умерших, подземные боги и демоны. Баба-Яга была богиней на границе мира людей, или среднего мира, Яви, и царства мёртвых – Нави. Герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья, попадал к Бабе-Яге. и она решала, достоин ли он стать посвященным в знания или же должен умереть… У Бабы-Яги был муж – Велес и три дочери – во всем ей помощницы. Так же как и мать, сроднились они с – ветром, бурей, метелью.
Оказывается, у Бабы-Яги есть имя, отчество! Ещё нам удалось узнать, что «…в Белоруссии за рекою Полотою в поле находится озерко Воловье: о нем есть предание, будто бы в древности при оном озере стояли капиша Перуна и Бабы-Яги». Из этих слов видно, что Яга была таким же полнокровным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения.
11
2.7. В свете современных исследований
В свете современных исследований можно определить «возраст» Бабы-Яги. т.е. приблизительное время, с которого у наших предков существовали обряды, а именно, погребальный обряд. Во II – I тысячелетии до нашей эры клали умерших в закопанные бревенчатые срубы или в наземные избушки, стоявшие или на земле, или на столбах (отсюда и сказочная избушка на курьих ножках).
По моему мнению, Баба-Яга выглядела так (Приложение 11): старое морщинистое лицо, но белое, просветленное, одухотворенное. Очень выразительные голубые глаза с проницательным взглядом. Отсюда и выражение «ясные очи». Нос курносый. Голова с седыми волосами повязана белым платком с узелком сзади на шее. В ушах серьги, т.к. славянские женщины носили их с древнейших времён (о чем свидетельствуют археологические находки). У Бабы-Яги серьги могли представлять собой, например, гроздь звёзд на тонкой подвеске. Фигура сухощавая, спина сгорбленная от старости. Одета Баба-Яга в белую вышитую рубаху с длинным рукавом и меховую безрукавку (мехом наружу) поверх этого. На поясе висит привязанный свиток с древними знаниями.
Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остается. К нему незамутненному у детей, молодых людей и обращается Баба -Яга. Не потому ли образ её, хотя и искаженный наслоениями поздних времен, сохраняется в сказках для детей.
12
Заключение
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего вышесказанного видно, что нет однозначности ни в образе самой Бабы-Яги, ни в ее происхождении, ни даже в образе избушки. Но одна мысль прослеживается, что все-таки Баба-Яга была когда-то богиней, которой поклонялись и следы этого поклонения сохранились в сказках до сих пор. Возможно, изначально, героинь, ставших впоследствии Бабой-Ягой, было несколько. Они могли иметь разные имена, как и разные внешности и характер. Это – ведьмы, колдуньи, волшебницы, к которым люди приходили за советом, за травой от всех болезней, за хорошей погодой и т.д. То есть, они имели связь с нереальным миром и, при желании, могли помочь обычным людям. Они были посвященными в тайны Природы. Ведовство в дохристианские времена очень ценилось.
Вывод: Изучив связь между традициями и обычаями древних славян, их обряды, можно сделать вывод: что все-таки Баба-Яга была когда-то богиней, которой поклонялись и следы этого поклонения остались в сказках о сих пор.
13
Список литературы
Сочинение
Заяц-хваста
Разлука
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен