За год до школы я вместе с мамой ходила на занятия по абонементу в Русский музей. Каждый раз нас ждала новая экскурсия, посвященная определенной теме. На одной из них нас познакомили с работами русских художников, на которых были изображены животные. Я очень люблю “братьев наших меньших”, поэтому решила подробнее изучить несколько картин из экспозиции Русского музея и понять, почему животные так часто становятся героями произведений искусства.
Я выбрала для изучения работы художников, принадлежащих к различным направлениям живописи. Сюжеты их картин не похожи, но на каждой изображены животные.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_zhivotnyh_v_ekspozitsii_russkogo_muzeya.docx | 26.25 КБ |
«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПОЗИЦИИ РУССКОГО МУЗЕЯ»
Содержание
I. Введение
Цели:
1. Формирование навыков анализа произведений изобразительного искусства.
2. Демонстрация роли животных в жизни человека и их влияние на изобразительное искусство.
3. Демонстрация произведений изобразительного искусства и народного творчества из экспозиции Русского музея, на которых изображены животные.
Задачи:
1.Выяснить роль животных в жизни человека.
2. Изучить картины русских художников и русского народного творчества из экспозиции Русского музея, на которых изображены животные.
3. Выявить, что повлияло на выбор художников изобразить тех или иных животных на своих картинах.
Актуальность:
За год до школы я вместе с мамой ходила на занятия по абонементу в Русский музей. Каждый раз нас ждала новая экскурсия, посвященная определенной теме. На одной из них нас познакомили с работами русских художников, на которых были изображены животные. Я очень люблю “братьев наших меньших”, поэтому решила подробнее изучить несколько картин из экспозиции Русского музея и понять, почему животные так часто становятся героями произведений искусства.
Я выбрала для изучения работы художников, принадлежащих к различным направлениям живописи. Сюжеты их картин не похожи, но на каждой изображены животные.
II. А.Г. Венецианов “Гумно”
На картине Алексея Гавриловича Венецианова “Гумно” (1821/1822) изображена сценка из крестьянской жизни. Мужчины и женщины отдыхают после трудового дня. Судя по всему, сейчас идет горячая пора — уборка хлеба. В руках крестьяне держат орудия труда. На заднем плане изображены две лошади, запряженные в телеги. Мне запомнился интересный факт о работе Алексея Гавриловича над этим произведением. Художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.
Лошади облегчали работу крестьян, внося свой вклад в возделывание земли и сбор урожая. Венецианов воспевал крестьянский быт и труд, он даже перебрался из столицы в деревню, где мог наблюдать за жизнью простых людей и понимал роль животных в ней и то, что крестьянин и его верный помощник неразделимы. Поэтому он и изобразил лошадей на своей картине рядом с человеком.
III. В.М. Венецианов “Витязь на распутье”
На картине Виктора Михайловича Венецианова “Витязь на распутье” (1882) мы также видим изображение человека и лошади. Только это уже сцена не из реальной жизни, а сюжет из народного фольклора. Этот факт подтверждает то, что русский народ издревле посвящал свои былины и сказки верным друзьям человека — животным. Невозможно представить русского богатыря без верного скакуна.
На ум приходит еще одна картина Васнецова из Третьяковской галереи “Три богатыря”. Под каждым из воинов земли русской - надежный товарищ. Вот и на картине “Витязь на распутье” я вижу, что богатырь и белый конь - одно целое. Они оба склонили головы над мрачным предсказанием, высеченном на камне-вещуне, обдумывают свою нелегкую судьбу. Над ними зловеще кружит ворон, на земле лежат человеческий и конский черепа. Возможно, и наших героев ждет такая же участь. Мрачные цвета картины передают удручающее настроение картины. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий.
IV. Образы животных в народном творчестве
В продолжении этой темы я хочу упомянуть залы Русского музея (флигель Росси), посвященные народному творчеству. В экспозиции этих залов можно увидеть множество изображений животных. Русский народ использовал их в резьбе при украшении домов, в орнаменте текстиля, посуды, мебели, на изразцах печей. В виде животных изготовлялись детские игрушки: уточка-свистулька, конь в упряжке...
На Русском Севере одним из любимых украшений дома был конек на крыше. Тяжелое бревно — "охлупень“ — из лиственницы или ели венчало скаты кровли и на переднем фасаде дома оканчивалось фигурой коня с мощной грудью и торчащими ушами. Такой страж дома лаконичным выразительным силуэтом выделялся на фоне сурового северного неба, издалека привлекая внимание. В этой своеобразной скульптуре скупо выявлены только основные черты, позволяющие узнать образ вечного спутника крестьянина-землепашца. Коньки-охлупни были украшением дома и символом добрых духов, покровителей домашнего очага. Один из таких охлупней из Шенкурского уезда Архангельской губернии (1853) представлен в экспозиции Русского музея.
V. В.Л. Боровиковский “Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
(с обелиском „Румянцева победам“ на фоне)”
Я уже затронула тему животных на полотнах, изображающих былинных героев и простых людей, теперь же я обращу свое внимание на картину, изображающую первое лицо государства — Екатерину Великую.
На полотне Владимира Лукича Боровиковского “Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке” (1800-1810) художник запечатлел монаршую особу уже на склоне лет. Трудно узнать в пожилой приветливой даме, шествующей по парковой дорожке, могущественную императрицу. Ее одежда подчеркнуто неофициальна, нет привычных для парадного портрета атрибутов власти. Правительница изображена не во дворцовом интерьере, традиционном для портретов монархов той поры, а среди густой зелени Царскосельского парка.
Мне очень понравилась эта картина тем, что Екатерина прогуливается именно в Царскосельском парке, в котором часто гуляю и я со своей семьей. Я даже представила, что могла бы встретить императрицу на одной из дорожек.
У ног Екатерины Великой — собачка. Она преданно смотрит умными блестящими глазками на свою хозяйку. Ей все равно — монаршая эта особа или простая женщина. Я выяснила, что эта собачка породы левретка была любимицей императрицы. Звали ее Земира. Оказывается, Екатерина II была известна своей любовью к собакам, а левретки являлись ее особой страстью.
Левретки императрицы стали постоянным атрибутом Екатерины Великой. Совершенно не случайно В. Л. Боровиковский запечатлел ее в Царском Селе, гуляющей с левреткой. Портрет был написан в начале XIX века, спустя много лет после смерти Земиры и других левреток из ее рода, но принято считать, что на нем изображена именно эта любимица императрицы.
Земира стала живым воплощением образа Верности. После смерти ее изображение выполнили из фарфора по модели скульптора Ж.-Д. Рашетта на Императорском фарфоровом заводе. Фигуру Земиры, лежащей на подушке, поставили в Парадной опочивальне Большого Петергофского дворца.
Своих любимых питомцев Екатерина приказала хоронить в Екатерининском парке на берегу Большого озера. Здесь в 1770-х гг. архитектор В. И. Неелов построил Пирамиду, перестроенную в 1780-х гг. Ч. Камероном. Я много раз прогуливалась мимо этой Пирамиды, но даже не представляла, какие собачки там погребены.
Одна из легенд гласит, что однажды, во время очередной прогулки, в туманный и промозглый вечер, приблизившись к Пирамиде, Екатерина услышала звонкий лай, который ни с чем нельзя было перепутать: это лаяли ее собачки. В изумлении остановившись, императрица увидела возле Пирамиды три силуэта собак, которые радостно виляли хвостами и приветливо лаяли. Заметив, что Екатерина смотрит на них, они пробежали мимо хозяйки и бесследно растворились во мгле. Поговаривают, что и сегодня, в мрачные вечера, перед Пирамидой можно увидеть небольшие силуэты английских левреток императрицы и услышать их радостный лай перед тем, как они пробегут мимо неожиданного гостя и исчезнут в холодном сумраке…
VI. Заключение
Изучив картины русских художников из экспозиции Русского музея, я сделала вывод, что образы животных часто присутствуют на них, так как “братья наши меньшие” и в жизни постоянно соседствуют с человеком. В старину люди очень часто прибегали к помощи животных в быту и работе. Раньше не было машин, и человеку сложно было справляться с тяжелой работой в одиночку. Поэтому лошадь была главной рабочей силой, корову же или козу нередко называли главной кормилицей.
Верный конь — вечный спутник богатырей из русских былин и сказок. Он также наделен недюжинной силой и полностью разделяет судьбу своего хозяина.
В старину люди украшали изображениями животных предметы своего быта, зачастую возлагая на эти изображения защитные функции.
Художники, рисуя портреты людей, изображали наряду с ними и их питомцев. Это привносило в портреты дополнительную выразительность, наделяя героя изображения особыми, “человечными”, чертами характера.
Таким образом, в произведениях русских авторов мы можем проследить взаимосвязь человека и животного, их неразделимое существование на протяжении всей истории русского народа.
VII. Источники
Весенняя сказка
Петушок из русских сказок
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Груз обид
Философские стихи Кристины Россетти