III районная научно-практическая конференция школьников
«Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция «Изобразительное искусство»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tehnika_risovaniya_na_vode_-_ebru.docx | 677.52 КБ |
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Цаган - Моринская СОШ»
III районная научно-практическая конференция школьников
«Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция «Изобразительное искусство»
«Техника рисования на воде «Эбру».
/ исследовательская работа/
Выполнила: Данзанова Лэбрэма, ученица 6 класса
Руководитель: Данзанова Дарима Батуевна,
учитель ИЗО, первая категория.
МАОУ «Цаган – Моринская СОШ».
2019 г.
Оглавление
Введение | 3 стр. |
Глава 1. Что такое «Эбру» и откуда оно появилось | 4 – 5 стр. |
Глава 2. Техника «Эбру» | 5 – 6 стр. |
Глава 3. Технология изготовления эбру в домашних условиях. | 6 – 7 стр. |
Заключение | 8 стр. |
Список использованной литературы | 8 стр. |
Приложения | 10 – 11 стр. |
Введение
Каждый человек стремится к чему-то новому и неизвестному. Для этого они берут за основу традиционные и забытые техники. Многие художники нашли интерес в истории искусства Османской Империи (Турции). Именно там, по мнению ученых, зародилась техника рисования эбру. В переводе слово эбру -это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки в технике эбру называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Эбру – это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности бумаги остается неповторимый рисунок.
Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и имеют широкую популярность – устраиваются многочисленные выставки картин эбру, продаются шелковые шарфы, веера, книги, медальоны.
Анализ изученной литературы, интернет ресурсов позволяет сделать вывод о том, что технология рисования эбру незнакома и доподлинно неизвестна. И то, что я очень люблю рисовать и экспериментировать красками определило тему моей исследовательской работы «Техника рисования на воде «Эбру»»
Но возник вопрос… Какие используются краски, почему они не растворяются воде и где их можно приобрести?
Объект работы: «Эбру».
Предмет работы: «Техника «Эбру».
Цель работы: выявить возможность использования техники «Эбру» в домашних условиях.
Гипотеза: в настоящее время много различных материалов, которые можно применить для техники «Эбру».
Задачи:
Глава 1. Что такое «Эбру» и откуда оно появилось?
Эбру – искусство рисования на воде, когда рисунок вначале делается на воде, а затем переносится на ткань или бумагу. Это искусство декорирования.
Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.
Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя вероятнее всего, здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам.
По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке.
Рисунок 1.Подборка декорированной бумаги 18-20 вв. из коллекции библиотеки Вашингтонского университета:
Этимология слова Эбру также доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица».
Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» - «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».
Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы.
В Турции говорят, что искусство рисования на воде успокаивает, умиротворяет, дает человеку положительную энергию, забирая при этом отрицательную.
Эбру – это медитация, это гармония движения и цвета, это непредсказуемость жизни, терпение и красота.
Вывод: В первой главе мы дали понятие «Эбру», узнали его историю возникновения и рассмотрели рисунки мастеров «Эбру» разных веков.
Глава 2. Техника «Эбру»
Если говорить о технике рисования, то конечно, здесь есть свои секреты. Рисунок наносится специальными красками, которые не растворяются в воде и включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.
Вода, по которой рисуют, тоже должна быть особой. Вязкость воды увеличивают путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.
Плюс ко всему желательно использовать кисти, сделанные из древесины розового кустарника или из конского волоса, чтобы кисть больше вбирала краски и легко ее отдавала. Не стоит забывать о специальном шиле (или палочке) и гребне для определенных узоров.
Этот натуральный вид рисования в нашей стране только набирает обороты. Во многом это связано с тем, что очень сложно достать необходимые материалы и к тому же они не из дешевых. Это касается, несомненно, загустителя из Гевены и особенных красок.
На данный момент есть только один интернет – магазин, в котором можно приобрести необходимый загуститель и краски, но цена материалов довольно велика.
Многие, кто хотят попробовать рисовать в технике «Эбру», пытаются найти аналоги материалов из доступных нам, но все это далеко от турецких материалов. Конечно, создавая материалы из широко доступных нам, придется поэкспериментировать. Но зато, найдя наиболее подходящий рецепт, мы без сомнения сможем погрузиться в этот волшебный и загадочный мир творчества «Эбру».
Мы рассмотрим свойства некоторых доступных красок, которые нам предлагают художественные салоны, и выберем подходящие для нас. И рассмотрим возможные варианты загущения воды.
Глава 3.Технология изготовления краски для рисования эбру в домашних условиях.
Мы рассмотрим свойства некоторых доступных красок, которые нам предлагают художественные салоны, и выберем подходящие для нас. И рассмотрим возможные варианты загущения воды.
Для рисования используют следующие виды красок:
АКВАРЕЛЬ
Относятся к группе клеевых красок. Название "акварель" происходит от латинского слова "AQUA" - вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.
Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными.
ГУАШЬ
Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
ТЕМПЕРНЫЕ КРАСКИ
Представляют собой суспензии неорганических и органических пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии с различными добавками.
Темперные краски быстро высыхают, что ограничивает срок работы по "сырому". Эти краски разбавляются водой или поливинилацетатной дисперсией. Вводить какие-либо другие разбавители, а также смешивать их с другими типами красок не рекомендуется.
МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ
Для производства высокохудожественных красок используются маковое, сафлоровое, ореховое масло или специально обработанное льняное.
АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ
Акриловые краски – это материал, появившийся в двадцатом веке как продукт развития химии. На основе акриловой смолы была создана краска, которая похожа по своим свойствам на темперу. То есть краска, которая растворяется водой, но после высыхания водой не смывается.
Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми.
Из всех видов красок подходят масляные краски, т.к. они не растворяются водой, а за счет того, что в их состав входит масло, при попадании на воду остаются на ее поверхности.
Масляные краски довольно густые и для того, чтобы капли краски не тонули, краску необходимо развести. Для этого мы используем специальный растворитель для масляных красок (скипидар или растворитель). Но вредные вещества, входящие в состав растворителей, могут оказывать воздействие на организм человека через дыхательные пути, кожу и пищеварительный тракт. Поэтому мы решили использовать использовать акриловую краску.
Для загущения воды можно использовать канцелярский клей или обойный клей, клейстер.
И так, нам понадобится: вода, крахмал, акриловые краски, кисти, емкость для воды и бумага.
Для этого эксперимента я сварила негустой клейстер из крахмала. Раствор остудила, добавила в него канцелярский клей. Краски развела водой до жидкого состояния. Веерной кисточкой с помощью брызг сформировала фон, используя краски контрастных цветов. Я увидела, что акриловые краски не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, оставаясь на её поверхности и образуя неповторимые узоры. Бамбуковой палочкой набирала краску и ставила капли в раствор. Капли расходились кругами по поверхности. В центр образовавшегося круга ставила точки краской другого цвета, который также образовывал внутренний круг. Так мы использовали поочерёдно несколько цветов. С помощью бамбуковой палочки получившийся орнамент превращала в цветок. Затем на поверхность рисунка положила лист бумаги и, аккуратно стягивая о бортик подноса, снимала его. Рисунок оставался на бумаге.
Мой эксперимент удался. И я сделала вывод о том, что техникой «Эбру» можно заниматься и в домашних условиях, главное правильно подобрать компоненты и запастись терпением.
Заключение
С поставленной задачей я справилась. Мною была определена проблема исследования, объект и предмет исследования, цель, задачи исследования
В ходе работы я изучила литературу по данной теме, рассмотрела понятие «Эбру» и техника «Эбру» и попыталась выявить возможность применения других компонентов для рисования техникой «Эбру».
На основе наблюдений, направленных на изучение свойств современных художественных материалов, я попыталась создать рисунок по данной технике. Оценила успешность его применения на практике.
Таким образом, предложенная гипотеза, о том, что иные материалы можно использовать в технике «Эбру» подтвердилась.
Список библиографии.
Приложение 1.
Фото 1. Приготовила крахмал, клей ПВА, краски акриловые, лоток, бумагу, шпажки бамбуковые. | Фото 2. Насыпала в лоток крахмал. |
Фото 3. Налила воду в крахмал. |
Фото 4. Добавила немножко клея. Все перемешала в однородную жидкость. |
Фото 5. Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает. Рисую рисонок бамбуковыми шпажками. |
Фото 6. Получается вот такой красивый рисунок. |
Фото 7. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее. Вот такой красивый рисунок у меня получился |
Ворона
Солнечная система. Взгляд со стороны
Спасибо тебе, дедушка!
За чашкой чая
Всему свой срок