Цель: создание бисерного дерева для интерьера комнаты.
Задачи:
- усовершенствование знаний об истории бисероплетения;
- исследование процесса изготовления декоративного бисерного изделия;
- подбор материала для выбранного изделия;
- описание последовательности изготовления выбранного изделия.
Вложение | Размер |
---|---|
Прикладной творческий проект "Плетение дерева из бисера" | 858.29 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Прикладной творческий проект
Руководитель проекта: Линник Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Центр детского творчества»,
г. Надым ЯНАО
Проектант: Рабчук Екатерина, 10 лет
учащаяся объединения «Мастерица»
Надым
Паспорт проектной работы
1. Прикладной творческий проект «Плетение дерева из бисера».
2.Руководитель проекта–Линник Елена Викторовна, педагог дополнительного образования.
3.Проект проводился в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Обучение технологиям дизайнерского искусства».
4. Возраст учащегося – 10лет.
5. Проектант: Рабчук Екатерина.
6. Тип проекта:
по доминирующему методу – творческий;
по типу объекта проектирования – морфологический (проектирование вещей);
по характеру результата - продукционный;
по количеству участников – индивидуальный;
по продолжительности выполнения – краткосрочный
7. Цели и задачи проекта:
Цель: создание бисерного дерева для интерьера комнаты.
Задачи:
- усовершенствование знаний об истории бисероплетения;
- исследование процесса изготовления декоративного бисерного изделия;
- подбор материала для выбранного изделия;
- описание последовательности изготовления выбранного изделия.
8.Инструменты и материалы: специальная литература, бисер, проволока 0,3-0,4, жесткая проволока, нитки, клей, круглогубцы, кусачки.
9. Предполагаемый продукт: бисерное дерево
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
- обоснование возникшей проблемы и потребность;
- определение конкретной задачи и ее формулировка;
- изучение специальной литературы и интернет – материалов;
- звездочка обдумывания;
- дизайн – спецификация;
- из истории бисера;
- возможные варианты изделий, выбор лучшей идеи;
- исследование и обдумывание видов плетения;
- исследование и выбор материала для плетения дерева
- разбор схем, описание изготовления изделия;
- выбор инструментов и принадлежностей;
- определение предварительной себестоимости изделия;
Технологический этап:
- технологический процесс выполнения бисерного дерева;
- составление технологической карты;
- компоненты культуры труда при выполнении творческого
проекта.
Заключительный этап:
- экологическое обоснование;
- экономическое обоснование;
- самооценка проделанной работы;
- рекламный проект изделия
Подготовительный этап
Обоснование возникшей проблемы и потребность
На занятиях в учебном объединении, знакомясь с различными техниками плетения, мне захотелось сплести дерево, так как я уже освоила почти все виды плетения. Посоветовавшись с педагогом, мы выбрали дерево, с плетением которого я не буду испытывать трудностей. Объектом для воплощения моего замысла стала наша гостиная. У нас есть угловая полочка, где находятся все мои поделки. У меня много разновидностей изделий из бисера, а вот дерева еще нет. И поэтому я решила сплести маленькое деревце или бонсайчик. Изготовленное своими руками изделие – это всегда актуально, оригинально и уникально.
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Вооружившись фантазией и желанием создать что – то оригинальное, я чувствую себя маленьким творцом, способным воплотить свою мечту в жизнь и создать свой шедевр.
Целью моего проекта является создание оригинального бисерного дерева для интерьера комнаты.
В своей работе я постаралась решить следующие задачи:
- усовершенствовать свои знания в области бисероплетения;
- исследовать процесс изготовления бисерного дерева, видов плетения;
- подбор материала для выбранного изделия;
- описать последовательность изготовления выбранного изделия;
- определить себестоимость данного изделия.
В этом проекте мне понадобились знания таких предметов как: математика – подсчеты денежных средств и расхода материалов; наглядная геометрия – чтобы некоторые веточки были симметричны друг другу; изобразительное искусство – декоративное оформление ствола дерева; русский язык и литература необходимы для чтения нужной литературы и написания проекта, информатика – для работы с интернет – ресурсами.
Звездочка обдумывания
Дизайн – спецификация
Из истории бисера
Бисероплетение - это, наверное, самый интересный вид рукоделия, овладев которым, можно создать настоящие шедевры. Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество- надежный резерв жизненной активности и увлеченности.
Освоение мастерства – это путешествие, не всегда, правда, только романтическое, легкое, но такое желанное для натур творческих, энергичных, ищущих в этом мире себя и красоту.
С доисторических времен и до наших дней «бусины», вырезанные из камня или костей и зубов животных, вызывали огромный интерес. Около 6000г.до н.э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, но и торговля ими. В III в.до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. В период античности центрами по производству стекла, а значит, и стеклянных бусин стали мусульманские страны. Для производства бусин применяли новые технические приемы: появились бусины «с глазком», «с изгибом», «с зубчиками» и «с перышками». Во второй половине XVв. (к 1475г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, а затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. В начале XVIв. появился новый способ обработки стекла, получивший название «над огнем», или «над лампой». В XVII и XVIIIвв. благодаря особой технике и использованию некоторых материалов (предположительно воска, серебра и рыбьей чешуи) удалось создать стеклянный бисер, который имитировал знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. В первой половине XIXв. появились первые машинные способы изготовления этого «модного украшения», вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал широко использоваться для изготовления для изготовления пуговиц, пряжек, для отделки подушек, украшения тканей одежды. В начале XX в к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
Возможные варианты деревьев, выбор лучшей идеи
Прежде чем сделать дерево, нужно определиться с его формой, а точнее с формой ствола и кроны. Существуют различные стили бонсай, в соответствии с которыми природная форма дерева может быть воссоздана в бисере. Перед тем, как приступить к работе, я долго выбирала, какое дерево мне изготовить? Из всех представленных стилей для моего дерева мне больше подходит стиль Хоки – дачи.
Так как я определилась со стилем, теперь нужно определить, какое дерево буду изготавливать. Из предложенных ниже деревьев мне очень понравилась березка. Во - первых, она не сложна в выполнении, во - вторых, у меня очень много зеленого бисера, и в третьих - это мое любимое дерево. Каждое дерево, по – своему, очень красиво. Для образцов под № 4,5,6,7 нужны корни или ветки живых деревьев. На данный момент у меня в наличии этих веток нет. Образец под № 4 трудоемкий и требует больше времени на изготовление. Образец под №8 выполнен из пайеток, а образец под № 9 тоже трудоемкий. На данный момент мне хочется сплести березку под образцом № 3, и я попробую это сделать.
Образец №1 Образец №2 Образец №3
Образец №4 Образец №5 образец №6
Образец №7 Образец №8 Образец №9
Исследование и обдумывание видов плетения
Таблица №1
№ |
Техника | Свойства | итого | |||
Быстрота изготовления | Сложность изготовления | Оригинальность изделия | Доступность мастерство | |||
1. | Круговое плетение | + | - | + | - | 2 |
2. | Петельное плетение | + | + | + | + | 4 |
3. | Параллельное плетение | - | - | + | - | 1 |
4. | Игольчатое | - | - | + | - | 1 |
Вывод: составив таблицу №1 и подсчитав плюсы я определила, что для данной работы подходит петельная техника плетения. Она менее трудоемка, оригинальна, требует просчета бисера и подходит для моего дерева. Изделие выглядит изящно и красиво.
Исследование и выбор материала для плетения композиции
Таблица №2
№ | Материал | Свойства | итого | ||||
Эстетичность | Стоимость | Наличие бисера в магазине | Трудоемкость | Технологичность | |||
1. | Мелкий бисер | + | + | + | + | + | 5 |
2. | Крупный бисер | - | - | + | + | + | 3 |
3. | Стеклярус | - | + | + | - | - | 2 |
4. | Бусинки | - | - | + | + | + | 3 |
5. | Рубка | + | - | + | - | - | 2 |
6. | Пайетка | - | - | + | - | - | 1 |
Вывод: с помощью таблицы, по результатам исследования, наибольшее количество баллов получил мелкий бисер, используя его, изделие будет смотреться изящным, миниатюрным и получится оригинальным. По стоимости он вполне доступен, за исключением чешского бисера.
Из крупного бисера изделие получиться объемным и не таким изящным, хотя смотря как располагать веточки и каким способом их изготавливать.
Рубка и стеклярус для этой работы тоже не подойдет, во- первых, он очень тяжел в работе, так как рвет даже проволоку, а во- вторых, его в основном используют в игольчатой технике плетения.
Вещи из пайетки выглядят очень эффектно и красиво. Так как я решила плести из мелкого бисера, то в этом случае пайетка мне тоже не подойдет.
Разновидности веточек
|
Для моего дерева я выбираю веточки с ассиметрично расположенными петельками – листочками, потому что оно более похоже на форму ветки березы.
Инструменты и принадлежности
Для создания дерева понадобятся: ножницы, плоскогубцы, круглогубцы (для выравнивания проволоки, перекусывания, заострения концов, придания формы веткам).
Предварительная себестоимость изделия
№ | Наименование используемого материала | Цена (руб) | Расход материалов на изделие | Затрата (руб) |
1 | Мелкий бисер | 10.00 | 6 пакетиков | 60.00 |
2 | Проволока | 100.00 | 1 катушка х50 метров | 100.00 |
3 | Жесткая проволока | 00.00 | 5 метров | 00.00 |
4 | Нитки черного, белого цветов | 20.00 | 2 катушки (1белая, 1черная) | 40.00 |
5 | Клей карандаш | 25.00 | 1 штука | 25 |
6 | Алебастр для посадки дерева | 35.00 | 1 пакет | 35.00 |
7 | Акриловые краски | 85.00 | 1тюбик | 85.00 |
Итого: | 345.00 |
Технологический этап
Технологическая карта
Материалы: мелкий бисер – зеленого цвета, проволока – 0,3 – 0,4 мм, жесткая проволока 3 – 8мм, клей карандаш, нитки, гипс, пластика, акриловые краски, кисти для покраски кроны, веток, сосуд для посадки дерева.
Инструменты, оборудование: ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, карандаш.
№ | Совершаемая операция | Последовательность выполнения |
1 | Набрать на проволоку низку бисера зеленого цвета. Не отрезайте проволоку от катушки | |
2 | Изготовление веточек с ассиметрично расположенными петельками листочками. Такие веточки можно использовать во многих деревьях. От их длины зависит, как будет выглядеть крона дерева: короткие веточки можно направит вверх, длинные опустить вниз. Именно этот вид веточек мы сплетем для березы. |
|
3 | Оставив хвостик необходимой длины, скрутите 10-15 петелек на расстоянии 5-7 мм друг от друга на одинаковых ножках. Длина петельки зависит от количества бисера. Если вы используете бисер №10-11, оставляйте по 5 бисеринок в петельке, если мельче, то по 7-10 бисеринок. Свободный конец проволоки от последней сплетенной петельки согните параллельно концу с петельками. Скрутите оба конца вместе. Располагайте петельки в шахматном порядке относительно оси веточки. Скрутив концы проволоки до конца петелек, вы получите одинарную веточку. |
|
4 | На фото показано, как можно получить двойную или тройную веточку. Особое внимание надо уделять скручиванию проволоки. Петельки скручиваются достаточно туго, чтобы бусинки не болтались. |
|
5 | При скручивании самой веточки следите, чтобы оба конца были равномерно натянуты и находились под одинаковым углом по отношению к уже готовой части веточки. Тогда веточка получится аккуратной и ровной. Портят вид изделия веточки, скрученные слабо, с образованием воздушных петель. Нужно наплести необходимое количество веточек, это зависит от того, какого размера вы хотите видеть ваше дерево. | |
6 | Формирование макушки. Для соединения веточек березы возьмите черную нитку. Притом, что ствол у березы белый, мы знаем, что тонкие веточки ее почти черные. При формировании кроны дерева учитывайте, что верхние ветви должны быть короче и тоньше ветвей расположенных ниже. Сама веточка должна быть обмотана только до места присоединения к стволу. Для утолщения веточек второго и третьего порядков и для придания им жесткости удобно использовать основу из проволоки диаметром около5-6 мм. Ее кончик можно заострить, чтобы избежать перепада по толщине. |
|
7 | Береза может состоять из 2-3 ярусов веточек (помимо макушки). Ярус включает 3-4 веточки третьего порядка в зависимости от того, насколько густую крону вы хотите создать. Расстояние по вертикали между веточками в ярусе варьируется в пределах 1-2 см. Расстояние между ярусами зависит от длины веточек. Между концами свисающих веточек предыдущего яруса и веточками следующего яруса не должно образоваться ни больших пробелов, ни чрезмерных нахлестов. Для соединения веточек и крепления их к стволу вместо нитки можно так же использовать флористическую ленту. |
|
8 | Не обрезая нитку, приложите к получившейся веточке готовую первую. Смотайте их вместе на 1см. У вас получилась веточка третьего порядка. Обрежьте нитку, закрепите клеем |
|
9 | Из 5-7 веточек первого порядка снова сделайте веточку второго порядка и, не обрезая нитки, приложите ее к готовой веточке третьего порядка. Смотайте веточки на 1-1,5 см. Крупные ветки прикрепляются к стволу и формируют крону дерева | |
10 | В качестве каркаса для ствола березы можно использовать проволоку диаметром 5-8мм. Сплетенные из бисера веточки (первого порядка) собираются в более толстые ветки (второго, третьего и т.д порядков) и прикрепляются к каркасу. Для каркаса используем проволоку диаметром около 0,5 см и длиной не менее 60см, лучше всего алюминиевую. На основании эскиза или фотографии, начиная с верхней части, плоскогубцами сформируйте желаемые изгибы каркаса ствола на длину 30см. учитывайте при этом, что от верхушки ствола будет «расти» макушка дерева, которая добавит ему высоты. Конец проволоки не отрезайте. К полученной длине ствола нужно добавить длину участка проволоки, который впоследствии будет залит раствором гипса |
|
11 | «Посадка» дерева. В качестве подставок для деревьев можно использовать специальные бонсайницы, плоские блюда из стекла, фарфора. Главное требование – подставка должна гармонично сочетаться с обликом дерева, подчеркивая его красоту. Заливка дерева гипсовым раствором. Одним из самых удобных способов посадки – заливка гипсовым раствором, но надо быть осторожным при заливке, если это стеклянная или керамическая посуда. На дно нужно насыпать немного камешков, либо смятой фольги или бумаги, чтоб сосуд не треснул. Если дерево без поддержки сохраняет устойчивость, поставьте его в плошку, выбрав оптимальное положение относительно стенок (четко по центру или со сдвигом в сторону в зависимости от задуманной композиции).Не старайтесь налить раствор до краев плошки. Помните о дальнейшем декорировании грунта. Сколько места нужно оставить, зависит от того, какие материалы вы планируете использовать. |
|
12 | Подготовка дерева к формированию ствола. Заранее нужно защитить крону от случайного загрязнения. Для этого нужно использовать пищевую фольгу. Крону дерева тщательно расправьте, толстым веткам придайте желаемые изгибы и аккуратно, стараясь не нарушить форму, соберите в группы тонкие веточки, которые не будут обмазываться гипсовым раствором. Оберните фольгой только ту их часть, которая содержит бисер. Начинать лучше с макушки. Не слишком слабо, но и не плотно, чтобы не погнуть веточки | |
13 | Выполнение ствола березы. -Наложите на нижнюю часть каркаса ствола густой раствор гипса с ПВА, сформировав ствол почти до нужной толщины -Начиная с макушки, нанесите на тонкие веточки жидкий раствор гипса и ПВА. Раствор наносится от ближайших к стволу листочков. Каждую развилку веточек тщательно промазывайте. -По мере загустения раствора наносите его на ствол -После подсыхания раствора на веточках подкорректируйте все неровности и недостатки вновь разведенной жидкой смесью. -Дайте раствору время для подсыхания. - Приступите к формированию коры. На высохший ствол нанесите раствор средней густоты. Он должен сохранять рисунок и в то же время не ложиться комками. -Покрыв отдельный участок, нанесите на него рисунок, имитирующий кору. Далее покройте следующий по высоте участок. Чем выше, тем более гладким должен быть ствол, чем ниже – тем более фактурным. - После того, как работа высохнет, пилочкой устраните все подтеки - В завершение жесткой кистью смахните пыль со ствола и грунта. |
|
14 | Покраска ствола и веток дерева. - Покройте белой краской ствол и веточки, включая развилки. Подождать пока краска полностью высохнет - Полусухой кистью легкими движениями поперек веточки, слегка прикасаясь к поверхности, нанесите черную краску по направлению от развилок к стволу. Оставляете непрокрашенными участки белого цвета. Приближаясь к стволу, нажим кисти постепенно сводите к минимуму - Движениями поперек ствола нанесите черную краску от основания вверх примерно на 5-8 см, оставляя непрокрашенными бороздки коры. По мере подъема нажим кисти сводите к минимуму. - Нанесите плотные и легкие черные горизонтальные мазки под каждой веточкой и по поверхности ствола дерева. Дождитесь полного высыхания краски. Покройте ствол и веточки прозрачным акриловым лаком |
|
15 | Декорирование грунта. Дерево готово. Осталось оформить грунт и тем самым придать композиции законченный, близкий к совершенству вид. Можно использовать настоящие или изображенные из подручных материалов: камни, песок, соль, мох. На грунт нужно налить клей ПВА очень плотно уложить тот или иной материал. Готово. Затем снять фольгу с веток, начиная с нижних веточек. Расправить все веточки, не повредив ту часть, где нанесен гипс. Дерево готово. |
Правила техники безопасности и личной гигиены
Перед тем как приступить к работе, нужно убрать волосы с глаз;
Передавать и класть ножницы только с сомкнутыми концами;
Не махать руками, когда в них находится проволока, аккуратно отмерять нужное количество проволоки, чтобы не задеть рядом сидящего товарища;
Умение организовать свое рабочее место.
Заключительный этап
Экологическое обоснование проекта
Изготовление изделий из бисера – экологически чистое производство;
При работе с бисером, проволокой, нитками не выделяются вредные вещества;
Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
Вывод: из этого следует, что бисероплетение является экологически чистым и не приносит вреда здоровью человека, не загрязняет окружающую среду.
Экономическое обоснование проекта
Изготовив настольную композицию, я провела полный расчет себестоимости изделия
Расход материальных затрат: предварительный расчет материальных затрат составил Ц = 345 рублей.
Расход электроэнергии: расход электроэнергии я не считала, так как работала в объединении в дневное время.
Расход на оплату труда: любой ручной труд высоко ценится ценителями искусства, но так, как я его делала для себя, то мне пришлось потратиться только на закупку материала.
Полная себестоимость: составила 345 рублей.
Вывод: при изготовлении дерева я научилась многим тонкостям в сборке и плетении бонсай и деревьев. Узнала, что оказывается, бывает очень много стилей бонсай и изготовить крону для деревьев можно разными способами. Работа, сделанная своими руками, хранит тепло рук мастера, ведь я в него вложила часть своей души. Мне очень нравится творить, особенно если эта работа для души, работа спорится и все получается. Я оцениваю свое изделие как эксклюзив, который не встретишь в магазине и не купишь на рынке. Это изделие объемное, не очень сложное, требует усидчивости и усердия, как и во всех видах декоративно – прикладного искусства. Миниатюрные деревья из бисера воплощают красоту окружающего нас мира, передают совершенство и очарование природы.
Самооценка
№ | Вопросы | Ответы |
1. | Выполняет ли изделие заданные цели? | Да, мое дерево выполняет все мои цели, которые я поставила перед собой. |
2. | Сложно ли было изготавливать эту работу? | Нет, только в каждой работе есть свои тонкости и правила, которые надо соблюдать, и тогда работа будет великолепна. |
3. | Качественно ли выполнено изделие? | Я считаю, что я делаю все изделия качественно, а где испытываю трудности мне всегда на помощь приходит педагог. |
4. | Как оценили работу близкие люди? | Моим близким нравится все, что я делаю. Как только я приношу домой новую работу, мама начинает всем хвастаться, все знакомые восхищаются и сразу все хотят такое же. |
5. | Использовала ли я какой-либо журнал или книгу для выполнения этой работы? | Да, я пользовалась книгой «Деревья из бисера» Ольги Гулидовой. Очень хорошая книга, всем рекомендую, даже кто не умеет - научится. |
6 | Работала ли ты при выполнении проекта с интернет – ресурсами? | Да, очень помогли. На сайте я увидела много полезной и интересной информации |
Рекламный проект
«Миниатюрная березка» - выполненная в технике петельного плетения Оригинальна Неповторима Эксклюзивна
Можно изготовить не только березки, но и много других красивых деревьев Главное желание, целеустремленность и воля к достижению поставленной цели
|
Используемая литература
Интернет ресурсы
http://stranamasterov.ru/node/422404
http://stranamasterov.ru/node/311590
http://stranamasterov.ru/node/137604
http://stranamasterov.ru/node/240655
Смекалка против Змея-Горыныча
Лист Мёбиуса
Пчёлки на разведках
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Подарок