Для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. Ведь семья – частица народа. Всегда люди гордятся своими предками. Мне часто бабушка и дедушка рассказывали о моей Родине, о культуре и традициях Бурятии.
Каждый человек любит свою «малую родину». В старину говорили: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». И нам нужно научиться любить свой родной край. А для этого, прежде всего, надо хорошо знать его.
Объект: культура бурятского народа.
Предмет: Бурятия.
Цель: изучить традиции и быт бурятского народа.
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.
Гипотеза нашего исследования: заключается в предположении о том, что если каждый человек с детских лет будет знать историю и культуру своей Родины, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Актуальность данной темы: состоит в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на культуру и историю своего родного края. Малая Родина играет важную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа Первые шаги в науку | 758.33 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 им. П.А.Леонова
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
По направлению: «Социальное »
На тему: « Моя богатая культура-Бурятия!»
Выполнила:
Ученица2 «А» класса
Нимаева Сарюна
Руководитель:
Витюк Зоя Анатольевна
1 кв.категория
г.Южно – Сахалинск
2020 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………..…….3
2. Поселение и жилище. Быт бурят………………………………………………4
3. Традиции………………………………………………………………………….5
4. Традиционная пища……………………………………………………………..6
5. Традиционная одежда…………………………………………………………...7
6. Буряты в моей семье………………………………………...............................8
6.1 Мой прадед - участник ВОВ………………………………………………...9
7.Заключение………………………………………………………………………10
8. Список используемой литературы…………………………………………...11
9.Приложение……………………………………………………………………...12
Введение.
Для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. Ведь семья – частица народа. Всегда люди гордятся своими предками. Мне часто бабушка и дедушка рассказывали о моей Родине, о культуре и традициях Бурятии.
Каждый человек любит свою «малую родину». В старину говорили: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». И нам нужно научиться любить свой родной край. А для этого, прежде всего, надо хорошо знать его.
Объект: культура бурятского народа.
Предмет: Бурятия.
Цель: изучить традиции и быт бурятского народа.
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.
Гипотеза нашего исследования: заключается в предположении о том, что если каждый человек с детских лет будет знать историю и культуру своей Родины, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Актуальность данной темы: состоит в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на культуру и историю своего родного края. Малая Родина играет важную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Методы исследования: 1.Изучение литературы по проблеме.2.Сбор информации из интернета, газет, журналов.3.Беседа с бабушками и дедушками.
4.Анализ полученных результатов.
Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища – юрты. Это традиционное жилище бурят. Благодаря конструкции ее можно быстро собрать и разобрать, небольшой вес – все это важно при перекочевке на другие пастбища. Зимой огонь в очаге дает тепло, летом при дополнительной конфигурации ее даже используют вместо холодильника. Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр.. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор – располагалась напротив двери.
Буряты издавна ценят и любят горы, дают им ласковые названия. Бурят-монгольский народ имеет семь священных гор, на которых живут главные покровители - духи народа.Гора помогает и защищает, дает волшебную энергию. Многие роды носят красивые фамилии в честь духа родной горы. На горе, собираясь семьями и родами, обращаются к богам. На склонах гор устраивают родовые кладбища. Духи предков охраняют своих потомков. Разгневанные духи предков становятся враждебными.
3.Традиции.
Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били. Ни криков, ни брани. Разве что погрозят высечь крапивой, этим дело и заканчивалось. Дети были абсолютно свободны - играли и веселились, где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки - барана. . Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. Девочки с 12 лет были уже мастерицами и вовсю помогали по хозяйству. Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек. Жили ведь большими семьями, все вместе. Наши предки знали, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость. Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребёнка. С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы.
Перед свадьбой родители жениха и невесты внимательно изучали родословные друг друга - для того, чтобы в будущем не рождались дети с плохой наследственностью. За каждую жену платился немалый калым - выкуп, поэтому вторую и, тем более, третью жену взять мог только богатый человек и только в том случае, если не было сыновей. Родители часто договаривались о свадьбе, когда дети были совсем маленькие, девочке почти сразу же начинали готовить приданое. Чаще всего в приданое девушке давали всё, что нужно в хозяйстве, даже новенькую юрту и скот. Свадьбу играли летом или осенью, в полнолуние или новолуние, обязательно советуясь с ламами или шаманами, подходят ли жених и невеста друг другу, получится ли хорошая семья. После празднеств невеста должна была ещё сдать экзамен родителям жениха, то есть показать, что и как она умеет делать. После экзамена девушке расплетали свадебные косички и плели две косы. С этих пор она не имела права ходить с непокрытой головой и считалась семейной женщиной.
4. Традиционная пища.
Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием.
Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. К числу дорогих угощений для гостей–родственников относились: баранья грудинка, бараний крестец, спинной отдел позвоночника, толстая кишк. При забое животного и угощения гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса в разных вариациях. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка, почки и сало коня. Символом бурятской кухни на сегодняшний день являются буузы. Приложение 1
Существуют определенные традиции, связанные с приемом пищи. Перед едой буряты всегда молятся, предложив пищу божествам — хозяевам местности и другим. Божествам они подносили то же, что ели сами, раскладывая еду в специальные чаши перед ликом бурханов — божеств. Начиная трапезу, буряты обычно брызгали несколько капель чая на изображение божества. Садиться за еду принято в состоянии радости и равновесия. Через еду нельзя перешагивать, задевать полой одежды посуду с едой, бросать на землю тряпку, которой вытирают котёл после приготовления пищи. Буряты — очень чистоплотный народ, брезговали доедать за кем-либо пищу, но доесть за ребёнком, особенно если он предложит сам, считалось за счастье.
5. Традиционная одежда. Приложение 2
Каждый бурятский род имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Основу национальной одежды составлял дэгэл - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушённую, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани - дабы.
Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, в остальное время года гуталы - сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.
Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. У женщин прическа играла большую роль. Невесте плели свадебную прическу: на висках заплетали девять косичек с правой стороны и восемь - с левой. Это было пожелание чадородия, большого потомства - родить восемь девочек и девять мальчиков. Эта причёска - отголосок древнего культа Солнца и Луны. Выйдя замуж, женщина любого племени носила всего две косы. Число два - это муж и жена. Если муж умирал, женщина отрезала одну косу, которую хоронили вместе с мужем. Свадебную одежду специально не шили. Одевали праздничную одежд у и много-много украшений из серебра, золота и кораллов. Украшения переходили от матери к дочери и часто были древние и дорогие. Иногда вес украшений достигал 4-5 кг.
6. Буряты в моей семье.
Родина,где зарыта твоя пуповина - священное место - тоонто нютаг.
Я хотела бы рассказать о своей семье и своей родословной.
Моему прадедушке, по маминой линии, Хулэгу 84 лет, он проживает с младшей дочерью. От него я узнала много интересного. Взаимоотношения членов семьи определялись патриархальными традициями, которые определяли права и место каждого ее члена. Отец считался хозяином всего состояния, это определяло и его положение в семье.
Я считаю, что каждый ребенок должен знать наизусть минимум 7 поколений своих предков. Мне удалось восстановить генеалогическое древо моего рода.
Я, Нимаева Сарюна, представительница рода Нимаевых племени Бодонгууд . В нашем роду было много разных людей: простые крестьяне, образованные интеллигенты, военные.
Мой прадед, по папиной линии, Тыкеев Нима был призван в ряды вооруженных сил в самом начале ВОВ в 1941 году и до самого окончания, дошел до Берлина , имел боевые ранения , награжден за мужество орденами и медалями. Служил мой прадед в мотострелковом батальоне. Конечно, о многом хотелось бы расспросить, но его уже нет в живых.
С моей прабабушкой, по папиной линии, Тыкеевой Дулмажаб они воспитали четверых детей, у них 22 внука, а правнуков не счесть .
Родители моей бабушки по отцовской линии, мои прадедушка и прабабушка Жамбаловы Содном и Аюрова Хандажаб они сыграли бриллиантовую свадьбу. У них родилось десять детей, двадцать четыре внука, тридцать правнуков .
Мой дедушка Гомбожаб всю свою жизнь проработал на благо своего села .Мой отец пошел по стопам своего храброго дела , и окончил Новосибирский военный институт.
Мою маму с пеленок воспитала родная тетя, что еще раз доказывает тот факт , что буряты не бросают не чужих , не своих детей в беде.
Я надеюсь, что не подведу свой род и буду ее достойной представительницей, и моим будущим родным не будет стыдно за меня.
На мой взгляд было бы замечательно, если каждый бурят знал свое родословное древо семи поколений, знал свои корни. Это нужно, чтобы человек не ощущал себя одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом.
Это необходимо и для того, чтобы ближайшие родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения. Ощущая себя частицей огромного сообщества, человек проникается идеей сопричастности к общей ответственности и общей карме-судьбе.
6.1 Мой прадед - участник ВОВ.
Мой прадед, по папиной линии, Тыкеев Нима ( 1906-1988) ( Приложение 3) был призван в ряды вооруженных сил в самом начале ВОВ в 1941 году и до самого окончания, дошел до Берлина , имел боевые ранения , награжден за мужество орденами и медалями. Служил мой прадед в мотострелковом батальоне. Конечно, о многом хотелось бы расспросить, но его уже нет в живых.
Моя мама рассказывала, что у него были очень интересные моменты в его жизни. Когда Нима ушел на войну, его жена ежедневно молилась богу и просила, чтобы муж вернулся живым домой. Когда Нима сидел в окопах, вдруг ему послышалось, что его зовут: « Нима, Нима». Он пошел на голос, а в то место, где он ранее сидел, упала бомба. Второй раз ему тоже послышалось, что его зовут, он буквально сделал пару шагов, а мимо просвистела пуля.
Пройти весь этот путь только на везении невозможно. Видимо молитвы жены тоже сделали свое дело. Жаль, что так все кануло в небытие……
Заключение.
Я горжусь своей национальностью. Я горжусь тем, что принадлежу бурятскому народу. Каждый человек носит в своей душе тёплое чувство к тому месту, где он родился и вырос, к месту, где он впервые сделал живительный глоток воздуха, произнёс своё первое слово, познал свои первые радости и горести, впервые почувствовал красоту окружающей природы, щедрость своей родной земли, любовь и заботу родных, близких, земляков. И каждый человек, кем бы он ни был, где бы он ни находился, должен знать историю своего народа, своей земли. Должен знать все обычаи, законы, традиции.
Наша гипотеза полностью подтвердилась, что если каждый человек с детских лет будет знать историю и культуру своей Родины, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Вот мне передали историю и культуру Бурятии мои предки (бабушки и дедушки), тем самым привили мне любовь и уважение к моей Родине.
И напоследок хочу сказать, что нам есть чем гордиться: своим прошлым и своим настоящим. А каким будет будущее – зависит только от нас.
Список используемой литературы.
Приложение1.
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 3
Знакомимся с плотностью жидкостей
Алые паруса
Почему Уран и Нептун разного цвета
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
5 зимних аудиосказок