Носили ли наши деды лапти? И как они выглядели? Из чего делали? На эти вопросы можно найти ответы в этой исследовательской работе.
Вложение | Размер |
---|---|
eh_lati_moi_lapti.docx | 38.82 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1.Из истории лаптей……………………………………...................3
2. Техника плетения лаптей…………………………………………5
3. Татарские лапти……………………………………………………9
4. Носили ли наши деды лапти?.......................................................13
5. Как дед Рашит плетёт лапти........................................................14
6. Интересные факты о лаптях………………………………………15
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………..17
Введение
Актуальность работы: мы должны знать культурные корни своих предков.
Цель работы: Узнать, носили ли наши деды-татары лапти. Исследовать своеобразие изготовления и внешнего вида лаптей татарского и русского народов. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Поиск материалов по интересующей проблеме. 2.Посещение краеведческого музея 3. Выявление исходных черт в изготовлении лаптей у разных народов 4.Проведение сравнительного анализа в технологии изготовления и внешнего вида лаптей у исследуемых народов.
5.Встреча с дедом, который плетёт лапти.
6.Обобщение подобранного материала и оформление работы.
Гипотеза: Лапти считают обувью русского народа, но у каждого народа были свои особенности лаптоплетения.
Методы исследования: Поисковый: поиск информации по изготовлению лаптей у разных народов. Описательный: описание технологии и изменения внешнего вида лаптей во времени у народов.
Объект исследования – лапти представителей русской, татарской национальностей.
Место: село Сатыево Миякинский района
Оснавная часть
1.История лаптя.
Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения.
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, крючки для плетения лаптей - костяные кочедыки из ребер животных - археологи находят даже на древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.). Это дает основание предполагать, что уже начиная с каменного века люди плели обувь из растительных волокон. Лапти были распространенны не только на Руси. Их плели белорусы, украинцы и карелы, встречаются лапти и у поволжских народов - мордвы, чувашей и татар.
Так что же такое в сущности - русский лапоть? Традиционные русские лапти - это низкая обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге длинными верёвочными завязками – оборами. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая портянки, обернутые вокруг ноги -
онучи. Летом носили холщовые онучи из льняной или конопляной ткани, зимой - суконные из шерстяной ткани
Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми распространёнными и дешёвыми были лапти из липы. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Снимали лыко специальным инструментом – деревянным пырком. Лапти, сплетенные из липового лыка, были прочными и достаточно мягкими. Если лапти плели из ивовой коры, то их называли коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней - «коренники» и конского волоса «волосяники». Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.
Для работы плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда. Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду
Носили лапти и по праздникам. На этот случай лапти плелись писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.
Лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Также сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них на Руси научились делать лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.
2. Техника плетения лаптей
Лапти делали всей семьёй. Плести лапти считалось исключительно мужским делом. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение женщин-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год. Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро.
Содранное с дерева лыко вымачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору. Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так "над лаптём и задумался". В Эрмитаже Санкт-Петербурга, среди личных вещей Петра I, тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Отсюда поговорка: "Лапти плести – не бородой трясти".
Лапти – обувь удобная, легкая, дешевая, единственный недостаток - непрочная. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в рабочую пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести» — гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. О непрочности лаптей гласит и народная поговорка "В одних лаптях до царя не дойдешь".
Лапти снашивались очень быстро. Для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось 150 липовых заготовок - лутошек, каждая из которых была годна только если "содрана" с дерева возрастом не моложе 3-х лет. Сколько же требовалось лыка и бересты, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно предположить, славяне, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко могли расправляться с деревьями. Вероятнее всего, они владели различными способами брать часть коры, не погубив дерево.
Лапти также делали двуслойными. Лапоть приобретала большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось « подковырнуть» Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции « подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти.
3.Татарские лапти.
Татарские лапти - это обувь, сплетенная чаще всего из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками - гасниками. Онучи делали из среднего по качеству холста белого цвета. Лыко заготавливали в летний период и хранили в бобинах, а длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью, инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня. Лапти считаются рабочей обувью. Татары носили их чаще всего с суконными или вязанными чулками белого цвета. Веками в каждой татарской деревне шерсть били, кули шили, рогожи ткали, лапти плели да тем и жили. Самым распространенным видом обуви у всех групп татар и башкир были лыковые лапти- чабата. Как правило, они считались повседневной и рабочей обувью, хотя нередко и праздничной. Сылвенско-иренские татары часто использовали русские лапти урыс чабата, а некоторые мастера приобретали и навыки их. Праздничные лапти, сплетенные из большего количества, чем обычные, мелких лыковых лент, называли в некоторых деревнях казанскими лаптями казан чабата. Смешанный тип лаптей характеризуется тем, что у них подошва косого, а головка прямого плетения. Возможно, именно у татар научились русские делать лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать. Татарские лапти, в отличие от русских менее разнообразны по форме и технологии изготовления. Но, тем не менее, по технологии изготовления и внешнему виду татарские лапти на 98% схожи с русскими.
Типично татарскими надо признать лапти, укрепленные на дощечках, вырезанных в виде скамеечки, реже в форме подошвы. Их называли кутэрмэле сабата – «лапти на подставках». В них было удобно ходить по двору и улице в грязь.
4.Носили ли наши деды лапти?
Лапти считаются оувью русского народа. А носили ли лапти наши деды, т.е татары. Об этом я решил расспросить у соседа дедушки Рашита Мифтахова.
Я хочу вам рассказать про своего соседа- дедушку Мифтахова Рашита Зайнегабетдиновича. Он родился в деревне Башир , недалеко от Сатыево, в семье среди шести детей был третьим. С самых малых лет нужда научила его многим занятиям. С пяти лет пас гусят, чуть подрос – научился пасти овец, а попозже коров и коней. Никогда без дела не сидел он: травы собирал, аркан вил, лапти делал. С молодых лет, как и все в его возрасте, убирал хлеб, молотил зерно. Подросши, он переехал в Сатыево, тут начал новую жизнь. Перевозил зерно до Аксёново и обратно. Дед рассказывает, что раньше снега было очень много - за ночь по пояс могло навалить, но всё равно возили. И в другие места ездил - по реке Каме сплавляли плот , в Белокатайском , Белорецком районах рубили лес. В Мултове дедушка встретил свою будущую жену - Гайсину Гамилю Нигматулловну, девушку из села Каркалы. Бабушка-четвёртый ребёнок из шести детей. Её родители дали ей хорошее воспитание. Она и сейчас вспоминает их только хорошим словом.
И стали они жить. Потихоньку начали строить дом, первенец появился – Расуль, затем и Расим -второй сын . Бабушка рассказывает , что дел хватало с утра до ночи: и в колхозный огород надо было идти , и на ферму успеть , и за детьми и за домом смотреть. Пять лет на птицеферме работали: за курами ухаживали , затем в свинарнике , и в коровнике , в телятнике , в конюшне.
Родилась дочь Разифа , потом Разиля и потом - Рамиля . У них и мельница была - ниже по течению, в Уязах в 2 километрах от Сатыево. Ездили до Оренбурга, бабушка с прабабушкой и сестрой Фатимой шали, носки вязали и продавали. Оттуда халву, перец привозили. В своей жизни, как они говорят, отведали и сладкого и горького.
Моему соседу 86 лет, но он всё ещё на коне - и на сенокос,и на ферме работает и на мельнице. А пятидесятикилограммовые мешки поднимает как настоящий батыр. В колхозе он работал более 60 лет! Дедушка высокий, статный. И не скажешь, что ему 86 лет.
Деда Рашита в селе очень уважают. Приходят за советом, за помощью. Приглашают на праздники. Ведь дедушка играет на гармошке, а бабушка поёт. Свой талант они передали и своим детям и внукам.
Я задал дедушке вопрос интересующий меня. Не было предела моему удивлению, когда дедушка сказал, что он не только носил лапти, но и умеет их плести. Дедушка умеет плести лапти, про которые мы читаем в сказках, видим только в музее?!
Вот что он рассказал: Я своё детство и молодость не могу представить без лаптей. Они были единственной обувью в то время. Он вздохнул и сказал: «Эх, чабаталы яшьлегем!» У него на глазах появились слёзы.- И мои деды и прадеды и их деды носили лапти. Лапти были основной обувью бедного слоя населения. Я научился плести лапти в 10 лет. Я помогал пасти скот Гафур бабаю. Он меня и научил этому ремеслу. Это было в 1943 году. Лапти делал очень много. И для семьи и для односельчан. Также продавал их и на базаре. Таким образом, кормил семью. Лапти менял даже на соль. Только в1950 году у нас появилась возможность покупать другую обувь.
Лапти ушли в прошлое. И вот недавно решил вспомнить свое ремесло. Сначала сделал заготовки из липы. Потом попробовал сплести лапти. Оказывается, руки не забыли! Получилось!
Дед Рашит сказал даже несколько поговорок о лаптях: Хәерче баеса, чабатасын түргә эләр. Чабата шәп атлата.
5. Как дед Рашит плетёт лапти.
Дедушка показал нам, как он плетёт лапти. Весной или летом он заготавливает лыко. Для этого снимает с липы кору.
Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивает в теплой воде. Затем кору соскабливает, оставляя луб. Для плетения лаптя дедушка использует кочедык (чөшле) и колодки разных размеров.Плетение начинает с носка. Из истории плетения лаптей я узнал, что на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, а русские крестьяне делали заплетку с задника. Получается, что дед начинает плести как белорусы и украинцы. Может такое плетение было характерно и для татар?
6. Интересные факты о лаптях
«Лапотниками» или «лаптёжниками» в период Великой Отечественной войны называли немецкие военные самолёты «Юнкерс-87» из-за характерной формы обтекателей неубираемого шасси.
Примечательно, что «лапоть» был ещё и одной из единиц измерения на Руси, равной примерно 1/4 аршина (длина лаптя). В народной практике она применялась при измерении небольших расстояний, прежде всего при разделе земли, покосов, при посадке растений.
Первое поселение на территории современного села Белогорское Красноармейского района Саратовской области основали на рубеже 17-18 веков беглые крестьяне. Из лыка липы, обильно росшей в окрестностях, жители плели лапти, в которые обувались волжские бурлаки, тянувшие торговые суда из Астрахани, Царицына и Камышина. Благодаря этому село получило своё первое название Лапоть.
Говорят, что Петр 1 учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.
Вошли лапти в историю не только земную, но и небесную. Святой преподобный Сергий Радонежский в 1385 г. приходил в Рязань, и за два дня пути, как повествует летопись, две пары лаптей истоптал. Великий русский святой Серафим Саровский на иконах тоже в лаптях. В Серафимо-Дивеевском монастыре бережно хранятся лапти батюшки Серафима. Тысячи паломников едут в этот монастырь поклониться мощам преподобного, получая Божье благословение, а подчас и исцеление от недугов.
В настоящее время есть лечебные лапти. Лыко же, из которого лапти плетут, обладает целебными свойствами: выводит соли, уменьшает боли в суставах, предотвращает артрит, полиартрит, варикозное расширение вен. Бывает, что покупают плетенки для всей семьи - вместо тапочек. Они массируют стопу, нога постоянно проветривается.
Всем известные Бурановские бабушки выступали на «Евровидение- 2012» в лаптях и победили.
Лапти в современном мире.
Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях многих музеев, в том числе и в экспозиции нашего школьного музея. Используются они на эстраде и в спортивной жизни. В первую субботу июля Великий Устюг отмечает Праздник Русского Лаптя, также в этот день проводится экскурсия «Музейные сказы о Русском Лапте». Плетение лаптей – как развивающее мелкую моторику у детей – используется в дополнительном образовании, а сами лапти – в детских и взрослых фольклорных ансамблях.
Заключение.
В ходе проделанной мною работы я сделал следующий вывод: лапти -это один из важнейших символов традиционного национального быта как русского так и татарского народа. Лапти просуществовали ни одно столетие и теперь продолжают оставаться символом деревни и добрым памятником о наших славных предках. И у каждого народа свои особенности плетения лаптей.
В ходе проделанной мною работы я выяснил, что лапти изготавливали из лыка - коры липы, вяза, ракиты. Это самая доступная, дешевая и удобная обувь, носили их крестьяне.
Плели лапти мужчины в каждой семье. При плетении лаптей использовали: лыко, свей (крючок) или в северных областях его называли кочедык, колодки. Эта обувь была распространена по всей России. В зависимости от числа полос лыка, используемых при плетении, лапти были: пятерики, шестерики, семерики. В зависимости от того, из какого материала они сделаны, лапти назывались: берестяники, лозовики, дубовики, ракитники. Самыми хорошими считались липовые - лыковые, а самыми плохими - ивовые - коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
В нашем селе живёт уважаемый человек, который до сих пор плетёт лапти, дарит их и делится своим мастерством.
Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь продолжают оставаться символом деревень и добрым памятником о наших славных предках. Лапти – один из важнейших символов традиционного национального быта, изучая их историю, я узнал много нового и интересного и самому захотелось научиться этому мастерству.
Литература
Интернет ресурсы:
https:// idea-master. ru
https://nsportal.ru
Ералаш
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем акварельное мороженое
Рисуем пшеничное поле гуашью
Серебряное копытце