Тезисы к работе:
«Войлоковаляние: традиции и современность»
Якутчик Ксения, 5 класс,
МБОУ СОШ № 4 им. Тикеева Даниса Султановича
Руководитель: Разбежкина Марина Михайловна
Учитель ИЗО
Объект исследования: войлок, история возникновения и развития, современное применение и использование войлока.
Целью моей работы является: изучить технику войлок валяния и выполнить работы из войлока.
Задачи:
1) изучить и проанализировать материалы по истории возникновения и развития валяния войлока;
2) овладеть навыками работы с войлоком;
3) выполнить поделки из войлока.
Методы исследования в проекте:
1) подбор и анализ литературных источников;
4) изготовление поделок в технике «Сухое валяние».
Я считаю, что обращение к теме войлоковаляния приобретает в наши дни особую актуальность в связи с ростом национального самосознания и стремлением сохранить культурное наследие. Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных.
«Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием.
Несмотря на то, что войлоковаляние имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество, что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока.
Юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда, и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.
В последнее время войлоковаляние обогатилось новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы. Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.
Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно практическая работа по войлоку | 960.21 КБ |
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГАУ ДО «Центр развития талантов «Аврора»)
Конкурс исследовательских работ и проектов в рамках Малой академии наук
школьников Республики Башкортостан
Направление: «Народное творчество»
Тема научно–исследовательской работы
Якутчик Ксения
Обучающиеся 5 «Е» класса
МБОУ СОШ № 4 им. Тикеева Д.С.
Научный руководитель:
Разбежкина Марина Михайловна,
Учитель изо и МХК
МБОУ СОШ № 4 им.Тикеева Д.С.
Иглино 2021год
Содержание.
Введение | 3 стр. | |
I. История войлоковаляния | 4 стр. | |
1. | Время зарождения | 5 стр. |
II. Основные приемы исполнения и декорирования | ||
1. | Традиционные приемы декорирования войлока | 6 стр. |
2. | Региональные особенности оформления изделий | 7 стр. |
3. | Новые приемы работы с войлоком | 7 стр. |
III. Войлоковаляние, как искусство современности | ||
1. | Валяние – от ремесла к искусству | 8 стр. |
2. | Сфера применения валяных работ и технологий IV. Практическая часть моей работы | 9 стр. |
Заключение | 11 стр. | |
Список использованных источников | 12 стр. |
Приложение
Введение
Культура, особая ценность человечества, которая создается на протяжении всей его истории. Все поколения людей вносят в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего развития общества.
Чтобы человек не создавал, каким бы делом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия не просто необходимые, но и красивые.
Войлок - один из самых древних видов полотен. Красивый. Теплый. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.
Тема моего проекта: «Войлоковаляние: традиции и современность».
Объект исследования: войлок, история возникновения и развития, современное применение и использование войлока.
Целью моей работы является: изучить технику войлок валяния и выполнить работы из войлока.
Задачи:
1) изучить и проанализировать материалы по истории возникновения и развития валяния войлока;
2) овладеть навыками работы с войлоком;
3) выполнить поделки из войлока.
Методы исследования в проекте:
1) подбор и анализ литературных источников;
4) изготовление поделок в технике «Сухое валяние».
Я считаю, что обращение к теме войлоковаляния приобретает в наши дни особую актуальность в связи с ростом национального самосознания и стремлением сохранить культурное наследие. Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных.
I.История войлоковаляния.
1. «Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:
а) технические… в виде лент, пластин и готовых деталей;
б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;
в) строительные …»
«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валкоспособность обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти, создающей неодинаковый коэффициент трения (больший в направлении корня, чем кончика волоса) и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды, которая дает возможность регулировать процесс валки.[1]
Для данной работы актуальным будет следующее определение:
«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом данного производства является войлок. Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно».
Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста. Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:
- раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во время валяния, внесение вваливаемого декора;
- первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;
- собственно процесс валяния, с постоянным контролем и корректировкой формы;
- окончательная отделка изделия.
2. Время зарождения.
Несмотря на то, что войлоковаляние имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество, что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока.
Войлоковаляние – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии. Обширен перечень изделий, изготовляемых из войлока. Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда, и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.
II. Основные приёмы исполнения и декорирования.
1. Традиционные приёмы декорирования войлока.
Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала. Длительное время они оставались неизменными, это:
- вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;
- аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;
- вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;
- роспись по готовому войлоку.
Аппликация позволяет сочетать материалы различных цветов и фактур, при этом соединительный шов так же может нести декоративную нагрузку. Частным случаем аппликации можно считать инкрустацию войлоком по войлоку, применяемую при изготовлении шэрдэков – традиционных ковров у бурят, о чём будет подробно рассказано ниже.
Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега. Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны. [2]
2. Региональные особенности оформления изделий.
Как правило, региональные традиции имеют тесную взаимосвязь с древнейшими.
С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится». У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.
Бурятские мастера изготавливают одноцветные войлоки, в том числе богато простёганные сухожильными нитями и отделанные аппликациями. Образцы подобных изделий можно наблюдать на протяжении всей истории бурятского народа, как, впрочем, и у родственных племён и народов. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки – вот далеко не полный перечень изделий из войлока. Вырабатывается двух видов, в зависимости от качества сырья. Шерсть весенней стрижки даёт грубое полотно, осенней – тонкое, мягкое. Наиболее ценится белый войлок, т.к. этот цвет имеет особую сакральную значимость.
3. Новые приёмы работы с войлоком.
В последнее время войлоковаляние обогатилось новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы. Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.
Ручное валяние предполагает раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьё кустарной выделки, ,шерстяная вата – отходы прядильного производства или продукт вторичной переработки, а также шерсть, прошедшая промышленную подготовку, так называемая гребенная лента или топс. Выбор способа и качество раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности, степени очистки, пройденных подготовительных процессов и, конечно, мастерства исполнителя.
Это – очень молодое направление в войлоковалянии, обладающее значительным потенциалом. Нуно-войлок даёт инструмент создания новых, подлинно художественных результатов доступными средствами.[3]
III. Войлоковаляние, как искусство современности.
1.Валяние – от ремесла к искусству.
Современное валяние-искусство работает и с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы, нацеленные на создание сложных сентиментальных образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала. По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и разнообразия, через череду экспериментов, успехов и ошибок, формируется яркий, многоликий мир войлока. Овладение художниками технологией создания объёмных форм позволяет совершить переход от игрушек, к малым скульптурным формам, интерьерным инсталляциям, украшениям и одежде.
Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы и ритмы. Порой, развитие войлоковаляния стремительно ускоряется, подгоняемое нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени. Эти процессы завершили разрыв между войлоковалянием, как обыденным, бытовым явлением, и валянием, как динамично развивающимся искусством.
2. Сферы применения валяных работ и технологий.
Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры, подстилки, украшения и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном мире.
Как явление декоративно-прикладного искусства, валяние поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер. Создаются исключительные по красоте головные уборы, и обувь, оригинальные аксессуары, предметы одежды, интерьера, быта… Валяные игрушки радуют и детей и ценителей, светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках, создают особую атмосферу в помещении.
Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать» полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и монументального характеров. Войлок – универсальный материал для реалистического и абстрактного отображения действительности.
IV. Практическая часть моей работы
Валяние войлока без воды и мыла - сухой способ
Материалы и приспособления:
Шерсть разных цветов;
Губка (поролоновая),
специальная пробивная игла для фильцевания или фелтинга.
Последовательность работы
Укладываем небольшим клочком шерсть на губку:
Иглой начинаем прокалывать шерсть по всей поверхности. В результате шерсть спрессовывается, при этом сразу выравниваем форму загатовке.из нее выходит воздух, она сваливается в единое целое и приобретает вид шерстяного шарика.
Постепенно добавляем шерсть различных цветов и оттенков. При необходимости корректируем форму. Когда с одной стороны фигурка уже сформирована, осторожно отрываем ее от губки, переворачиваем и продолжаем работать иглой по другой стороне. Если в процессе работы появляется необходимость добавить еще шерсти, то добавляем.
Для всех парных деталей шерсть отделяется одновременно в равном объеме. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.
Первоначальное заваливание объёма осуществляется иглами № 60 или №70. Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50. На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности, и лишь иногда под более острым, в зависимости от конкретно стоящей задачи.Изготавливается отдельные части, я делала медвежонка, я сделала голову, туловище, верхние лапы и нижние, затем соединила их между собой. Затем сделала мордочку. Прикрепила пластмассовые глаза. Работа готова.
IV.Заключение.
Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.
Войлоковаляние – интересная составляющая современного художественного мира. Систематизация знаний о нём даст искусствоведам инструмент оценки изделий из войлока. Художники же смогут наиболее полно раскрыть эстетические возможности материала, развить свои замыслы в интересной и таком разноликой технологии.
Список использованных источников:
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: - (Высшее образование)
2 статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,
3 По материалам торговой компании "Спектр Ткань",
4 Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург
5 http://www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm
6. http://www.filz.ru/articles/variants/
7 http://www.annekyyroquinn.com/
10 Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».
11. http://club.osinka.ru/forum-73
12. http://aeromake.ru/page/331
13. http://www.livemaster.ru/klub-valyalschikov/groupforums
14 .ALAMO Textil . http://www.filz.ru/articles/whatfilz/
Приложение № 1
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Приложение № 2
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Приложение № 3
Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11
Рисунок 12 Рисунок 13
Приложение № 3
Рис15
Рис 16
[1] Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».
[2] https://scienceforum.ru/2012/article/2012001718
[3] Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».
Компас своими руками
Злая мать и добрая тётя
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Швейня
Астрономический календарь. Апрель, 2019