Опсание предметов декоративно-прикладного искусства семьи
Вложение | Размер |
---|---|
описание предметов декоративно-прикладного искусства | 21.97 КБ |
Содержание
1. Введение. Актуальность работы.
2. Краткое описание работы.
3. Из истории развития вышивки в нашей стране
4. Вышивка и народные поверья.
5. Узоры и орнаменты в русской вышивке.
6. Символ бабочки
7. Заключение.
«В гости к бабушке с дедушкой»
Бабушкина вышивка.
1. Вышивка крестом – один из любимых видов рукоделия. Изготовление картин, вышитых крестом, способствует развитию творческого воображения, вызывает положительное отношение к художественной деятельности, что в конечном итоге рождает подлинное желание «творить». Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. В круговороте нашей стремительной жизни все чаще и чаще хочется остановиться, найти состояние покоя, умиротворения, оглянувшись вокруг, хочется подарить близким и окружающим тебя людям минутку радости, кусочек душевного тепла. Сегодня удивление и неподдельное восхищение, как ни странно, вызывают люди, которые своим мастерством и умением творить изделия своими руками, помогают нам выжить в этом сложном мире. Эта работа поможет кому-то выбрать правильный путь в жизни, определить для себя главное, научиться ценить настоящее, не забывать уроков прошлого, постигать науку мастерства и все то, что может принести людям радость.
2. Вышивку ,которую я вам представляю моя бабушка вышила в 2005 году. Это самая первая её вышивка. На ней изображены две бабочки которые направляются к цветку. У бабочек разноцветный окрас. Картина вышивки яркая, много разных цветов. Вышивка-это кропотливая работа, которая требует большого внимания и усидчивости. Бабушка в свободное от работы и домашних дел время вышивала. Это было её интересным увлечением. Кроме этой картины у неё есть много других вышитых работ. После окончания работы, бабушка обязательно оформляет её в рамку и вешает на стену в спальне. Эти работы создают уют в комнате. Гости, которые приходят, любуются этой красотой. Смотря на картины, будто погружаешься в какой то таинственный мир спокойствия и гармонии. А вот смотря на вышивку которую представляю вам я, будто перемещаешься в природу и наблюдаешь за этими прелестными созданиями. Мне очень нравится бабушкино творчество. Оно составляет культурное наследие нашей семьи, а также вышитые картины украсят любой интерьер и никогда не выйдут из моды.
Мне также стало интересно узнать историю возникновения и развития вышивки.
3. Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.
Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось.
Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.
Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий. Раньше к свадьбе в качестве приданого девушка вышивала от 40 до 100 полотенец. Они предназначались для разных случаев жизни. Например, новорожденного заворачивали в его полотенце-оберег, и он не расставался с ним до самой смерти.
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.
С приходом на Русь христианства вышивка приобретает новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христианской веры. Вышитые полотенца стали использовать для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц того времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергея Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иссусу Христу и Иоанну Предтече. XVI - XVII веках широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей.
Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.
С середины 17 века вышивка стала делиться на городскую и народную. Народная брала свои истоки еще из язычества, а городская была заимствована из Европы. Одежду знати и церковнослужителей стали расшивать золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. По вышитым орнаментам на одежде, можно было понять, из какой именно части необъятной России был человек. Вышитые узоры были разнообразными, это могли быть птицы, сказочные животные, геометрические фигуры или фигурки людей. Ученые делят древнерусскую вышивку на вышивку среднерусской полосы и вышивку северных областей. Сочетание красных нитей и белой ткани и наоборот, является отличительной чертой северной вышивки. Среднерусская вышивка более разнообразна цветами нитей и тканей, узоры создаваемые вышивальщицами всегда разноцветные. Общей чертой двух областей был способ размещения орнамента. Он всегда вышивался зеркально.
4. Вышивка и народные поверья.
Идеальная изнаночная сторона вышитого изделия - требование, уходящее своими корнями в глубь веков. Наши предки считали, что именно изнанка является главным показателем качества работы. Если, повернув работу на изнаночную сторону, люди видели лабиринт из узелков и спутанных нитей, рукодельницу ждало всеобщее порицание. Считалось, что неряшливая изнаночная сторона рассердит покровителей ремесел и лишит покоя и защиты ее дом. Боясь разгневать духов, вышивальщицы придумали массу способов, чтобы спрятать нити под узором на лицевой стороне. Благодаря этому изнанка изделий больше напоминала гобелен, выполненный в необычной технике.
5. Узоры в русской вышивке.
Вышивка была не только декоративным элементом, она являлась своеобразным символом мировоззрения, зачастую сохранившегося с языческих времен. Например, две птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними - это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.
В вышивках часто встречаются изображения барсов и медведей, оберегов дома, а изображение женщины - всегда символ роженицы. В полотенцах часто присутствует изображение пары женщин с опущенными и поднятыми руками - Матери и Девы. Матерь обращается к земле, берет из нее соки, чтобы урожай был хороший. Дева просит дождь и солнце - тоже для хорошего урожая. Полотенца с открытым знаком Солнца обычно дарили роженицам для облегчения родов.
Самыми популярными на Руси были следующие орнаменты:
Геометрические – различные геометрические фигуры;
Меандровые – все возможные кривые и ломаные линии;
Растительные – изображение цветов и растений;
Животные - сочетание фигурок зверей и насекомых;
Птичий - изображения птиц;
Человекообразные - изображение в различных позах фигурок человека;
Шрифтовые – вышитые надписи.
По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды.
6. Символ бабочки
Бабочки- символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации. В разных странах бабочка обозначает разное.
В Китае бабочка — эмблема развлечений и знак влюбленных, а так же, бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето.
Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту,
с хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие. У японцев бабочка
символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье.
Бабочка, как эмблематическое изображение души, встречается в
таких отдаленных друг от друга регионах, как Заир,
Центральная Азия, Мексика, Новая Зеландия, Средиземноморье. Бабочки имеют именно это значение на христианских надгробиях, а Христос, держащий в ладони бабочку, символизирует воскрешение.
Вышивать бабочек в подарок – это желать любви, радости и душевного тепла; если на вышивке пара крылатых
красавиц, то это к супружескому счастью.
Заключение.
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!
Использованные сайты и литература:
журнал «Сударушка» http://handmade.sudarushka, http://annavega.ru
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Зимовье зверей
Серебряное копытце
Соленая снежинка