Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_ssh_no1_g._nizhnevartovsk_novikov_aydar_rybolovstvo.docx | 926.82 КБ |
Научно-практическая конференция «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее»
Секция:
Промыслы и ремесленные технологии
Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси
2019
Оглавление
1.1. Основные виды хозяйственной деятельности. Рыболовство 5
1.2. Орудия лова народов ханты и манси 5
1.3 Обряды, связанные с рыболовством 7
1.4. Значение рыбы в пищевом рационе коренных народов ханты и манси 8
2.2. Рыбные блюда народов ханты и манси. 9
2.3. Выполнение макетов орудия лова коренных народов округа. 9
Актуальность.
Исследовательский проект «Рыболовство и орудия рыболовства народов ханты и манси» является одним из примеров расширения нашего кругозора о традиционных занятиях коренного населения, о способах изготовления необходимых принадлежностей, способах и приемах рыбной ловли.
Проект опирается на нормативные документы:
Проблема: в настоящее время мы мало знаем приемов и орудий лова рыбы коренным населением округа.
Проект способствует развитию интереса и уважения к истории родного края, участию в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.
Уникальная рыболовецкая культура бассейна реки Обь создала множество
способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы.
В семьях хантов и манси практически все необходимые принадлежности для рыбной ловли делали и делают самостоятельно. Изготовление всевозможных орудий для рыболовства не требовали специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем. До сегодняшнего дня изготовление многих орудий и приспособлений для ловли рыбы у коренных народов существуют только как домашнее производство.
Многие орудия и принадлежности для рыбной ловли изготавливали из дерева: лодки-долбленки, весла, запоры, которые и в наше время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий. К сожалению, сейчас круг умельцев, владеющих традиционной технологией, сильно сократился.
Структурно работа состоит их двух основных частей – теоретической и практической.
Практической значимостью проекта является изготовление транспортного средства – лодки (облас) и орудий для рыболовства, таких как запор, морда, черпаки и пешня, для школьного музея.
Цели работы:
- исследование особенностей традиционных промыслов народов Югры, их орудия и способы лова рыбы и применение на практике изготовленного простейшего орудия лова
Задачи:
Для достижения цели и выполнения задач я использовала в своей работе следующие методы:
- диагностический - проведение анкетирования, беседы;
- поисковый и описательный, предполагающий анализ собранного материала;
-аналитический, предполагающий систематизацию отобранных данных;
- практический.
1.1. Основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси. Рыболовство
Жизнь коренных народов ханты и манси с самого рождения и всю жизнь связана с рекой, поэтому у коренных народов, обитавших по берегам Оби, Ваха, Югана, Агана и других рек, основным занятием было рыболовство.
Рыба составляла основу питания, из рыбьей кожи шили одежду и обувь; рыбой кормили оленей. Ее ловили круглый год, зимой – подо льдом. Люди старались селиться у рек богатых рыбой – у Оби, Иртыша и низовья их притоков.
Ханты и манси с низовьев рек из своих селений выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Весь период лова они с семьями жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя ее впрок. После окончания рыбного промысла, перед самым ледоставом, ханты и манси возвращались на свое зимнее местожительство.
Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей их хозяйства.
1.2. Орудия лова
Способы ловли рыбы и орудия весьма разнообразны и определялись от времени года и места лова. Все орудия лова можно подразделить на «пассивные», когда рыба сама заходит в поставленные ловушки, и «активные», когда ее ловил человек.
Одним из древних приемов «пассивной» ловли является запор ( вар ) - заграждение из кольев или прутьев. Отсюда возник термин «запорное рыболовство». Для сооружения запора выбирали место, чтобы огороженная часть русла служила не только местом скопления, но и нагульно – кормовой средой для рыб; чтобы там были и отмели, и омуты для выживания всех видов рыб.
Устройство запора зависело и от того, где он ставился — на озере или на берегу большой реки, от того, какая в данный момент шла рыба, и т. д. Исследователями отмечается невероятное разнообразие видов запоров — около 90, а способов лова, с применением запорных сооружений, у ханты и манси отмечено более 200 (1).
Поставленный запор долго обеспечивает рыбой: зимой, летом, весной и осенью. Попавшая туда рыба находится в воде, и нужно лишь эпизодически ее вычерпывать — свежую, живую. Для этого применялись специальные черпаки, сплетенные из кедрового корня или черемуховых прутьев. В некоторых местах запор являлся основой жизнеобеспечения, и это нашло отражение в названиях месяцев на которые распадается хантыйский год: «большие запоры» - алла – вар – ики – июль – август (2).
Еще шире, чем запоры, распространены рыболовные морды (пон) — они есть практически у всех сибирских народов. Морды (ловушки для рыб) вставлялись в проходах запоров и рыба всегда оставалась там живой.
Лов рыбы сетями – это один из «активных» способов. Из сетевых снастей были распространены различные мешкообразные плетеные сети — колыдан — примитивный трал или драга, сырп — вид бредня и сежа. Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы (3) , окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде. В настоящее время материал (нити и веревки) для изготовления сетей закупают. А грузила многие изготавливают до сих пор из местного материала самостоятельно. С этой целью используют камни, а поплавки делают из коры тополя. Кроме сетей применяли уды с железными и костяными крючками и остроги.
Часто в конце зимы в период «загара» (явление обескислороживания воды) водоемов, рыба скапливается у ключей, устья которых заваливают снегом и затаптывают, а неподвижную рыбу вычерпывают саком (черпак), который также делают самостоятельно. Широко практиковался подлёдный лов рыбы.
Летом рыбаки передвигались на долбленых лодках – обласах (4), управляемых только одним веслом. Обласок - традиционное средство передвижения народов ханты.
Лодка делалась в несколько приемов из осины или кедра. Каждый рыбак делал лодку для себя, учитывал свой вес, особенности своей фигуры, комплекцию. Очень сложно было подобрать подходящее дерево. Оно должно быть ровным, без сучьев, со здоровой сердцевиной. После того как дерево свалено, отрубается нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая лодочка. Затем бревно доставлялось на место и обрабатывается снаружи — ему придаются очертания лодки. Облас делали в тени, чтобы древесина не раскололась, когда делают перерыв в работе, то обязательно накрывают поверхность лодки мхом или берестой. Изготовление лодки очень кропотливая и точная работа. Новую лодку мажут сажей, краской ставят какие - то пятна, то есть как бы старят лодку. Это объясняется поверьем хантов в водяного духа Сарт –Лунга, который особенно не любит новые лодки, поэтому лодки умышленно портили перед спуском на воду.
Когда лодка готова, берутся за изготовление весла. Для него подходит только ель, и далеко не каждая, а кремлевая, т.е. заплывшая с южной стороны смолой.
Обласок был с рыбаками всю жизнь. Раньше лодку – долбленку использовали даже в качестве гроба.
1.3 Обряды, связанные с рыболовством
Обряд защита от воды. Вся жизнь коренных народов ханты и манси связана с рекой. Мальчиков с раннего детства приучали к рыболовству. Уже в семь лет мальчику, в первое весеннее половодье, мать смачивает на берегу реки макушку водой. Обряд совершен — и теперь вода не должна накрыть с головой малыша — подростка — мужчину — старца (5).
Обряд на привлечение удачи. Для успеха в промысле из дерева и бересты изготавливали фигурки рыб и брали их с собой на рыбалку. А еще раньше был обычай бросать в реку во время ледохода деревянные фигурки рыб, что тоже должно было принести удачу (6).
Особый обряд – установка большого запора. Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака. В завершение летнего года — Ильин день (2 августа) — устраивалось жертвоприношение семейным духам и Ильта-мувен ики (Хынь ики) — «Нижней Земли старику» (7).
1.4. Значение рыбы в пищевом рационе коренных народов ханты и манси
И русские, и зарубежные путешественники, побывавшие на Оби, заслуженно
именовали хантов и манси "рыбоядцами". Один из них дотошно подсчитал, что во
время летнего хода рыбы "всякий порядочный остяк может съедать в день не меньше
полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы".
Сырая или мороженная, отварная или зажаренная рыба —
это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона.
Из мелкой сушеной рыбы готовили рыбную муку – порсу, которую было удобно хранить и при перекочевках она заменяла хлеб. Большое количество жареной у костра рыбы заготавливали впрок, ее посаливали и кормили оленей.
Особо выделялись у коренного населения два блюда – рыбий жир и так называемая варка. Для приготовления варки «пустые кишки, пузыри, печень и икру вытапливали свежими на медленном огне, пока смесь не потемнеет и не станет гуще жира» (8).Ели варку с вареной рыбой, свежими ягодами, хлебом.
Рыбий жир добавляли в тесто, на нем жарили лепешки, макали хлеб, ели ложками и запивали чаем.
Из мороженой рыбы делали строганину.
От коренных народов были восприняты знания о рыболовных местах и особенностях местных пород рыб, а также некоторые способы обработки и хранения улова.
Познакомившись с разнообразным материалом о таком виде деятельности коренного народа, как рыболовство, способами и орудиями лова рыбы, с тем, какое значение все это имеет в их жизни, я решила узнать у своих одноклассниках и учителей, а что они знают об орудиях лова коренных народов нашего округа.
2.1. Анкетирование.
Было проведено анкетирование, основная цель которого - выявление их знания о простейших орудиях и способах рыбной ловли у народов ханты и манси.
Результаты анкетирования представлены в Приложении I.
Исходя из результатов анкетирования, выяснилось, что большинство ребят и педагогов (100 %) не имеют представления об традиционных орудиях ловли рыбы коренным населением округа.
2.2. Рыбные блюда народов ханты и манси.
Анкетирование показало, что также мало знают и традиционные блюда из рыбы. С целью ознакомления с традиционными блюдами из рыбы был выполнен буклет « Рыбные блюда народов ханты и манси» (Приложение II).
2.3. «Пассивные» и «активные» орудия лова коренных народов округа.
После изучения литературы была выполнена практическая часть по изготовлению орудий лова из природного и подручного материала. И в завершении объединили в одну общую экспозицию в школьном музее под названием «Орудия лова рыбы коренного населения. (Приложение III).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что основная цель моего проекта - познакомиться с традиционным занятием - рыболовством, орудиями и способами лова рыбы народов ханты и манси – достигнута.
В работе представлены способы ловли рыбы и самые древние орудия лова, а так же, указана роль традиционных видов деятельности в жизни коренных народов.
Познакомился с интересными людьми, которые оказали неоценимую помощь в исследовании темы моей работы.
Для достижения поставленной цели был определен круг задач, который реализован полностью:
Можно сделать следующие выводы: рыболовство и сейчас - основная отрасль хозяйства хантов. Оно продолжает определять весь их жизненный уклад. Для пришлого населения округа это, конечно, не традиционное занятие, но для многих – хобби.
7. Кулемзин В.М., Н.В. Лукина Н.В. Васюганско – ваховские ханты.
8.Лукина Н.В. пища восточных хантов// Обские угры. М.,1991.
9. Головнев А. Ханты//СП, 1991, №41, стр.45.
10. Соколова З.П. На просторах Сибири.
11.Кошкарева А.М. Материалы для областного словаря (Специальная лексика северных районов тюменской области), Ч. 1. Лексика рыболовства, Нижневартовск. 1993.
12. Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. Санкт-Петербург: Европейский дом, 2000
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Нарисуем попугая цветными карандашами
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Большое - маленькое