ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Авторы ЖариноваТ.Н Калиева К.З
Воспитатели 1 квалиф. категории
Музыкальный руководитель Круглова Светлана Петровна
Инструктор по физическому воспитанию Захарова Ирина Александровна
Вид проекта: исследовательский, творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители
Сроки реализации: октябрь
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Вложение | Размер |
---|---|
tsaritsa-voditsa.docx | 471.48 КБ |
Проект в старшей группе «Волшебница Вода»
Проект в старшей группе «Волшебница Вода»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Рыбно-Слободский детский сад Мишутка
ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Авторы ЖариноваТ.Н Калиева К.З
Воспитатели 1 квалиф. категории
Музыкальный руководитель Круглова Светлана Петровна
Инструктор по физическому воспитанию Захарова Ирина Александровна
Вид проекта: исследовательский, творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители
Сроки реализации: октябрь
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
1. Создание альбома «Мир воды»
2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
4. Составление описания игр с водой
5. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Консультация по теме: «Почему нужно беречь воду?».
7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
8. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде
9. Изготовление панно «Кому нужна вода».
Взаимодействие с педагогами:
1. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Основной этап проекта:
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
• Составление схемы «Круговорот воды в природе».
• Провести презентацию «Мир воды».
Перспективный план работы с детьми
Дата Содержание
I неделя
11 – 15.01.2016 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас”.
Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).
Беседа №3 “путешествие капельки”.
Наблюдение №1 – за водой.
Наблюдение №2 – за испарением.
Опыт №1 “Вода прозрачная”.
Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.
Опыт №3 “Вода жидкая”.
Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”.
Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.
Загадки о роднике, ручейке, озере.
Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.
Физминутка “Дождик”.
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.
Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва).
Заклички, пословицы, поговорки.
II неделя
18 – 22.01.2016 г Беседа №4 “Вода нужна всем”.
Беседа №5 “Волшебница вода”.
Беседа №6 “Берегите воду”.
Наблюдение №3 – за растениями.
Наблюдение №4 – за снегом.
Опыт №4 “Вода не имеет формы”.
Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.
Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.
Просмотр слайд-шоу “Водопады”.
Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”.
Загадки о болоте, реке, водоёме.
Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”, “Мы – водные животные”
Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.
Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.
Лепка “Озеро с камышами”.
Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.
Заклички, пословицы, поговорки.
III неделя
25 – 29.01.2016 г. Беседа №7 “Дождь”.
Беседа №8 “Туман”.
Беседа №9 “Град и снег”.
Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.
Наблюдение №6 – за сосульками.
Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.
Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.
Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.
Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.
Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.
Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.
Загадки о море, океане.
Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.
Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.
Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова,
“Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.
Заклички, пословицы, поговорки.
IV неделя
01– 05.02.2016 г. Беседа №10 “Роса”.
Беседа №11 “Водоёмы”.
Беседа №12 “Водный транспорт”.
Беседа №13 “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.
Наблюдение №7 – за облаками.
Наблюдение №8 – за снежинками.
Опыт №10 “Лёд – легче воды”.
Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.
Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.
Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.
Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.
Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.
Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.
Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”,“ Караси и щука”
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.
Аппликация “Рыбки в аквариуме”.
Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”.
Заклички, пословицы, поговорки.
Составление кроссвордов, ребусов, загадок.
Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности “Волшебная капелька”
Заключительный этап проекта:
1. Создание мини- музея «Волшебница Вода».
2. Итоговая НОД «Волшебная капелька».
Конечный продукт проекта:
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Результат проекта:
• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Рыжие листья
Финист - Ясный сокол
Ах эта снежная зима
Эта весёлая планета
Неньютоновская жидкость