Обучаясь в объединении «Акварелька», я познакомилась с различными видами росписи. В давние времена, чтобы украсить своё жилище люди расписывали вещи, которые их окружали. Я узнала, что есть роспись по глине, фарфору, железу и по дереву. Больше всего мне понравились цветы с белой каёмочкой, они - как живые. Эти узоры старины меня околдовали. Я нигде в наше время их не видела. Оказалась -это Городецкая роспись. Мне захотелось узнать о ней больше. Оказывается,много лет назад в городе Городце, что стоит на Волге, жили искусные мастера: кузнецы, ткачи, резчики, плотники, столяры. Леса в те времена были густые и огромные. Поэтому народные умельцы стали делать из дерева всё: детские игрушки, сундуки, дуги, сани, посуду, предметы мебели, донца для прялки и расписывать их сказочными узорами.
Моя мама очень любит цветы. Мы с папой часто их ей дарим, но они очень быстровянут и их приходится выбрасывать. Она очень любит готовить. Я тоже ей в этом помогаю. Разделочные доски у нас простые, однотонные, скучноватые. А что, если я нарисую цветы на доске и подарю маме, подумала я. Пусть она висит на кухне и радует, как букет цветов. И с этой идеей я обратилась к папе. Он одобрил мою идею. Вскоре мы отправились в магазин искать доску для росписи.
Актуальность в том, что давно забытая городецкая роспись, может украсить нашу современную кухню.
Объект исследования: русская народная роспись.
Предмет исследования: техника исполнения Городецкого орнамента.
Цель: познакомится с узорами народной росписи и расписать одним из них разделочную доску.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анализ, сравнение.
Практическая значимость: данные, полученные в ходе исследования можно использовать на уроках технологии и на занятиях в дополнительном образовании. Кроме того, предмет, сделанный своими руками, будет использоваться в быту не только, как разделочная доска, но и как украшение кухни.
Вложение | Размер |
---|---|
voloshina_s.s._rabota.docx | 35.38 КБ |
Волошина София Сергеевна
«Узоры старины глубокой»
Научный руководитель:
Закурдаева Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Россия, ХМАО-Югра, Сургутский р-н, город Лянтор
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского р-на «Центр детского творчества»
культура и искусство
Лянтор
2020
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.История происхождения Городецкой росписи……..……………………………….4
1.2.Мотивы и композиции городецкой росписи …..……………………………………4
Глава 2. Методы и материалы исследования
2.1. Подготовка к работе….. …………..………………………………………….............5
2.2. Порядок выполнения практической работы по декорированию доски городецкой росписью…………………………………………………………………………………...6
Заключение………………………………………………………………………………...7
Список литературы ………………………………………………………………............8 Приложения………………………………………………………………………………..9
Введение
Обучаясь в объединении «Акварелька», я познакомилась с различными видами росписи. В давние времена, чтобы украсить своё жилище люди расписывали вещи, которые их окружали. Я узнала, что есть роспись по глине, фарфору, железу и по дереву. Больше всего мне понравились цветы с белой каёмочкой, они - как живые. Эти узоры старины меня околдовали. Я нигде в наше время их не видела. Оказалась -это Городецкая роспись. Мне захотелось узнать о ней больше. Оказывается,много лет назад в городе Городце, что стоит на Волге, жили искусные мастера: кузнецы, ткачи, резчики, плотники, столяры. Леса в те времена были густые и огромные. Поэтому народные умельцы стали делать из дерева всё: детские игрушки, сундуки, дуги, сани, посуду, предметы мебели, донца для прялки и расписывать их сказочными узорами.
Моя мама очень любит цветы. Мы с папой часто их ей дарим, но они очень быстровянут и их приходится выбрасывать. Она очень любит готовить. Я тоже ей в этом помогаю. Разделочные доски у нас простые, однотонные, скучноватые. А что, если я нарисую цветы на доске и подарю маме, подумала я. Пусть она висит на кухне и радует, как букет цветов. И с этой идеей я обратилась к папе. Он одобрил мою идею. Вскоре мы отправились в магазин искать доску для росписи.
Актуальность в том, что давно забытая городецкая роспись, может украсить нашу современную кухню.
Объект исследования: русская народная роспись.
Предмет исследования: техника исполнения Городецкого орнамента.
Цель: познакомится с узорами народной росписи и расписать одним из них разделочную доску.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анализ, сравнение.
Практическая значимость: данные, полученные в ходе исследования можно использовать на уроках технологии и на занятиях в дополнительном образовании. Кроме того, предмет, сделанный своими руками, будет использоваться в быту не только, как разделочная доска, но и как украшение кухни.
Глава 1. Теоретическая часть
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится по всей Россиичудной росписи творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розанами и купавками. Они расположены в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
Много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота работ городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных деревянных изделиях. Традиционные цвета в городецкой росписи: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их очень много продавали на ярмарке, и они расходились по всей России. Народные художники превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых домах. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
Что такое Городецкая роспись? Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно, села и деревни, расположенные по берегам чистой и светлой речушки Узолы, которая является притоком Волги. Но название "Городецкая" - зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко.
1.2.Мотивы и композиции городецкой росписи.
Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:
-цветочная роспись; (Приложение 1)
-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы; (Приложение 2)
-сюжетная роспись. (Приложение 3)
В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Глава 2. Методы и материалы исследования
2.1. Подготовка к работе
Перед началом любого дела нужно, прежде всего, оборудовать рабочее место.
При разукрашивании очень важно, чтобы это место было хорошо освещено. Стол нужно накрыть клеенкой. Сидеть нужно прямо, касаясь корпусом стула.
При работе с красками нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик и берем краску немного на кончик, лишнюю убираем о край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе.
Техника безопасности.
Для работы мне понадобятся следующие материалы: фанера (подготовленная доска); простой карандаш; ластик; гуашь; кисточки разного размера; ёмкость для воды; салфетки; шаблоны для начинающих; бесцветный лак.
2.2. Порядок выполнения практической работы по декорированию доски городецкой росписью:
1. Выбор формы доски (форму доски мы выбирали с папой).
2. Выбор красок.
Я узнала, что для росписи по дереву можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, анилиновые, масляные краски. Некоторые названия красок я услышала впервые. Дома у меня были акварельные краски и гуашь. Я попробовала нарисовать цветок гуашью. Он был очень ярким, красивым. Затем попробовала акварельными красками, по сравнению с гуашью - они более прозрачны. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна ложиться на поверхность ровно, без разводов. А я пока только учусь. Гуашь как раз и подходит для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры. Но если возьмёшь густую краску, цветок становится грубее. Чтобы этого не произошло, нужно её правильно развести. Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1.
3. Выбор кисточек. Так как мне нужно рисовать крупные и мелкие предметы, мы взяли кисточки №1, №2, №4, №5. В основном я рисую кисточками Белка, но сейчас появились хорошие кисточки – синтетика.
4.Выбор вида композиции для росписи доски.
Так как я решила подарить букет цветов, то нам подходит Цветочная роспись.Это самый простой и наиболее часто используемый вид. В самом простом варианте изображается один цветок с расходящимися от него листьями. Более сложный вариант цветочной росписи предполагает и цветочный орнамент, и более крупные, вписанные в круг, цветы.
Техника исполнения Городецкого орнамента. Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной. Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, в самом начале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине - сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Итак, приступим к работе. Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которуюможно предварительно загрунтовать желтым, красным, черным цветом. Загрунтованная поверхность должна просохнуть в течение часа. Но мы не стали грунтовать, так как дерево, когда его покроешь лаком, приобретает желтоватый цвет.
Сначала я потренировалась на листке бумаги. Тонкими линиями, карандашом, мы намечаем композицию будущего узора: главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – цветов, средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Они будут связывать крупные детали между собой, а мелкие – веточки, листочки, дополнят нашу композицию. Крупные детали будем наносить широкой кистью – это пятна правильной круглой формы - основа цветка. Сложно рисовать ровные круги. А так хочется, чтобы рисунок был ровным и красивым. Поэтому мы решили прибегнуть к помощи интернета. Скачали готовый рисунок – букет цветов в стиле Городецкой росписи и перевели его на доску с помощью копирки.
Раскрашивать я начала с основных, самых ярких пятен – цветов, а потом расписала средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Затем раскрасила листочки.
Поверх светлых пятен нанесла тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка (синим по голубому). Контур обводки – это лепестки цветка.
Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
На заключительном этапе росписи - нанесла черной и белой краской штрихи и точки. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполнила «оживку» самой тонкой кистью.
Покрыла поверхность акриловым лаком. Дала высохнуть. Покрыла вторым слоем лака. Изделие готово. Я думаю, что мама будет очень рада.
Заключение.
Сегодня я попробовала себя в роли Городецкого мастера. Я узнала, откуда пришло название росписи, какие главные элементы в этих узорах старины глубокой. Узнала, как последовательно наносить краски. Можно сказать, что я, в какой - то степени,научилась расписывать предметы в традиционной технике Городец. А самое главное у меня получился замечательный подарок, сделанный своими руками. Своими знаниями, полученными в процессе работы, я обязательно поделюсь с детьми моей группы. Я считаю, что мои одногруппники должны узнать о таком чудесном народном промысле, как Городец, о мастерах, которые возрождали этот промысел.
В России народных художественных промыслов великое множество: Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души. А следующую работу я хочу сделать из глины, расписав её под Дымковскую игрушку.
Список литературы
1.Величко Н, «Роспись по дереву».
2. Дорожин Ю.Г., «Городецкая роспись». Серия «Искусство детям».
3.Жегалова С. К. «Русская народная живопись».
4. Журавлева Л. С.,«Резное расписное дерево».
5. Интернет ресурсы.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Музыка космоса
Заповеди детства и юности
Пчёлки на разведках
Какая бывает зима