Проект "Как сделать бумагу из макалатуры".
Цель исследования: повысить интерес к охране окружающей среды и сохранению наших лесов.
Задачи исследования:
Проект состоит из теоретической части, практичекой части, заключения.
Руководитель проекта: Шулепова Снежана Анатольевна
Работу выполнил: Смоленцев Роман, ученик 2 класса
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Как сделать бумагу из макалатуры" | 26.86 КБ |
Презентация к проекту "Как сделать бумагу из макалатуры" | 1.91 МБ |
МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа
№ 2 имени Н.А. Заболоцкого»
Автор:
Смоленцев Роман, ученик 2 «В» класса
МОУ «Сернурская средняя школа» №2
Руководитель: Шулепова С.А.,
учитель начальных классов
2020 год
Содержание работы:
Актуальность…………………………………………………………………..3
Актуальность
Однажды я со своей младшей сестрой делал дома аппликацию. Бумаги оказалось недостаточно. Мы спросили у мамы: «Как можно самим сделать бумагу?» Так возникла исследовательская работа, которую мы провели.
Цель исследования: повысить интерес к охране окружающей среды и сохранению наших лесов.
Задачи исследования:
Гипотеза: если мы узнаем, как изготавливается бумага, мы сможем изготовить ее в домашних условиях.
Методы работы:
Анализ литературы, интернет-ресурсов, опыты, практическая работа, исследование.
Вот и настала пора раскрыть все секреты. При подготовке я нашел вот такие слова Алишера Навои о бумаге: «Бумага – крылья, на которых разносятся по миру мысли мудрецов».
Свою работу я начал с изучения вопроса о происхождении и появлении бумаги. Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, который иногда называют «дедушкой бумаги». Папирус – это растение с жестким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать. От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев – «папир», у англичан – «пайпер», у испанцев – «панель». Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки их хлопчатобумажных тканей. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк.
Первыми бумагу начали делать китайцы. Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растили кору деревьев, щепки, тряпье в воде, пока не получилась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.
Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100-120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.
Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. По китайском способу в VI веке
бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы вырабатывали около 300 различных видов бумаги. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в XIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в XVI веке. В XVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик.
Вывод: Из нашего исследования видно, что путь бумаги очень извилист и труден.
Сейчас в мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.
1 этап: Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.
2 этап: В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.
3 этап: Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается в сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту, сушится, прокатывается и превращается в бумагу.
4 этап: Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага.
Макулатура – отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.
Бумага – это искусственный материал, придуманный и созданный людьми из тех, которые они находят в окружающей среде. Проделав опыты, мы пытались ответить на следующие вопросы:
Опыт 1. Мы брали бумагу разной толщины и подносили к лампе с включенным светом. Чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Вывод: бумага непрозрачна.
Опыт 2. Мы рвали бумагу вдоль и поперёк. Тонкая бумага легко рвётся во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.
Вывод: бумага непрочная.
Опыт 3. Взяли лист бумаги, сложили его пополам так, чтобы получилось 2 прямоугольника. Разрезали по линии сгиба. Одну из половинок листа комкали, превращая в шарик. Затем распрямили скомканную бумагу, стараясь придать ей первоначальный вид. Но этого сделать не удалось. Вывод: бумага не принимает свой прежний вид, после того как её скомкали.
Опыт 4. Мы брали бумагу и разрезали на полоски, кружочки, треугольники и т.д. Любая бумага легко режется ножницами. Мы без усилий смогли разрезать лист.
Вывод: бумага тонкий материал.
Опыт 5. Я взял 2 полоски бумаги. Одну полоску оставил сухой, а другую – намочил водой. На сухую полоску я повесил предмет массой 200 граммов, полоска выдерживает. А намоченная полоска бумаги расползлась (порвалась).
Вывод: мы установили, что в составе наполнителей бумажной массы есть клей. Чем быстрее он растворяется в воде, в которой мы смачиваем бумагу, тем быстрее волокна древесины, из которой сделана бумага, расползаются, так как перестают быть связанными между собой.
Опыт 6. Все мы любим раскрашивать цветными карандашами. Почему бумага окрашивается цветными карандашами, что с ней происходит?
Вывод: раскрашивая бумагу цветными карандашами, мы обратили внимание на то, что вводим в поры листа тонко натертый графит. Наши предположения нашли подтверждения в статье энциклопедии окружающего мира, где написано, что в листах бумаги находятся поры.
Вывод: бумага непрозрачна. Чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Для этого нам потребуются: использованная бумага, миска, клей ПВА, крахмал, ложка, миксер, ткань, впитывающая влагу.
Этапы изготовления бумаги:
Гипотеза, которую мы поставили в начале нашего исследования подтвердилась. Мы смогли изготовить лист бумаги. Мне понравилось выполнять разные опыты с бумагой. Я даже и не думал, что изготовление бумаги очень трудоемкий процесс. Мне бы хотелось сейчас, чтобы возобновился сбор макулатуры. Ведь можно спасти огромное количество деревьев.
Ледяная внучка
Мастер-класс "Корзиночка"
О чем поет Шотландская волынка?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
5 зимних аудиосказок