Кукла имеет важное значение в жизни человека, в познавательной деятельности, в процессе творческой реализации. Данный проект способствует овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №53»
Технология
Проект
Тема: Авторская кукла
Выполнила: ученица 10 «Б» класса
Прозорова Ангелина
Руководитель: учитель технологии
Кочеткова Т. А.
г. Нижний Новгород
2018
Содержание
Определение потребности
Вот уже несколько лет я собираю коллекцию кукол, долгое время я хотела пополнить свою коллекцию декоративных кукол новым экземпляром большего формата. Основной задачей моей работы является создание авторской куклы формата 50см для собственного пользования, т.к. на рынке нет предложений подходящих моим желаниям.
Краткая формулировка задачи
Разработать и изготовить авторскую куклу для пополнения коллекции.
Звездочка обдумывания
Технология изготовления авторской куклы обусловлена рядом факторов, которые представлены на схеме.
Исследование
Цель моего проекта изготовить авторскую куклу, которая станет частью моей коллекции. С чего же начать? Конечно, с поиска самой идеи образа. Откуда можно почерпнуть эти идеи? В первую очередь из собственных переживаний, из своих мыслей и мечтаний. Куклы, сшитые или вылепленные своими руками, неуловимо похожи на своих создателей. Они отражают наш внутренний мир, и являются зеркалом подсознания. Хотим мы этого или нет, но в своем творчестве мы всегда говорим языком символов, языком цвета и определенного выбора. И, как с подсознанием можно договорится, так и с куклами мы можем иметь обратную связь. Куклы указывают нам на наши проблемы, куклы помогают нам избавится от них, но так же куклы визуализируют наши мечты, которые могут осуществится.
Кукла имеет важное значение в жизни человека, в познавательной деятельности, в процессе творческой реализации.
Авторская кукла, прежде всего, - предмет любования и восхищения. Часто кукла сама диктует, кем именно она хочет стать. Порой, задумывая образ, ты понимаешь, что не хочет она быть тем, кем ты ее изначально видела в своем воображении. И тогда, она начинает капризничать, или помогать тебе, подсказывая интересные идеи.
Для своей куклы я собираюсь подготовить праздничный образ. Поэтому, исходя из этого, я решила провести исследование тканей для праздничного костюма. Иногда рассматривая работы других мастериц можно заметить, что человек вложил много времени в куклу, много вдохновения, но использование некачественного материала портит все впечатление от работы.
Основное требование к тканям в авторской кукле – масштабность. Рисунок, фактура, толщина и плотность ткани должны соответствовать размеру куклы. Не стоит недооценивать важность ткани в образе. Следует серьезно отнестись к выбору цвета, фактуре, качеству ткани. Это поможет создать гармоничный и впечатляющий образ куклы.
Большое влияние на общий вид одежды оказывает её цветовое решение. И чем более это решение гармонирует и в самой одежде куклы и в отношении с другими предметами внешнего облика (зонтик, сумка, ремень, шляпка, обувь и т.д), тем более гармоничный образ мы создаем. Огромное количество оттенков, безграничные их вариации дает огромный простор для творчества. Важен общий ансамбль, который состоит из одежды (платья) обуви, сумки, часов, ремня, шляпки и других, самые разнообразные аксессуары которые мы используем для изготовления куклы.
Как правило, праздничные костюмы шьются из бархата, шелка, гипюра, шифона. Больше всего к выбранному мною образу и фасону платья подойдет шелковая ткань, так как крой юбки предполагает материал, который хорошо драпируется. К шелковой ткани подойдут необъемные кружева и тонкая декоративная лента.
Проведя инвентаризацию своих старых вещей, я нашла шелковую блузку, которая прекрасно подойдет для изготовления платья. Также нашлись и ажурные колготки, которые пойдут на изготовление чулок.
Вывод: Проведя исследование материалов, я остановила свой выбор на шелке в качестве основной ткани для платья, кружевах двух видов, ажурном трикотаже, декоративной ленте двух цветов. В целях экономии я использовала при изготовлении аутфита вещи, которые вышли из употребления, но они отлично подходят. Поэтому докупать придется только кружева и ленты, что значительно снизит стоимость аутфита.
Выбор и проработка лучшей идеи
Я просмотрела несколько вариантов и нашла образ, которого мне не хватало. Естественно, мне понравился не один вариант, поэтому пришлось выбирать.
При выборе я учитывала:
1. Уровень своего мастерства.
2. Создание нового образа в коллекции.
3. Затраты на приобретение материалов и инструментов для работы.
4. Количество времени, необходимого для выполнения изделия.
Модель №1. Очень пышное платье с 3-ех слойной юбкой.
Модель №2. Короткое объемное платье.
Модель №3 Платье с 2-ух слойной юбкой и обилием бантов.
Варианты | Наличие материалов | Наличие инструментов и оборудования | Достаточноcть знаний и умений | Оригинальность идеи | Соответствие поставленной задаче | Соответствие моим пожеланиям |
№1 | - | + | - | + | + | + |
№2 | + | + | + | + | + | + |
№3 | + | + | + | - | + | - |
Вывод: Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является вариант №2, так как соответствуют большинству предъявленных выше требований.
Дизайн-спецификация
Инструменты и оборудование
Для изготовления куклы мне понадобится:
Для изготовления аутфита мне понадобится:
Организация рабочего места и техника безопасности
При изготовлении необходимо правильно организовать работу и рабочее место.
Техника безопасности при шитье:
1. Перед началом работы для удобства уберите волосы;
2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
3. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
4. Используйте при шитье наперсток;
5. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
6. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
7. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
8. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.
Техника безопасности при работе на швейной машинке:
1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;
2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;
3. Во время работы расстояние до машинки должно быть 10-15 см;
4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;
5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.
Техника безопасности при нанесении мейка и пропиле:
1. Работу производить в хорошо проветриваемом помещении.
2. Необходимо надеть респиратор или марлевую повязку.
3. Соблюдать правила безопасности при работе с канцелярским ножом и
шкуркой.
4. Наносить лак с расстояния вытянутой руки.
5. Соблюдать правила безопасности при использовании кипятка.
Технология изготовления куклы.
Как правило, художники используют недорогих или бывших в употреблении кукол. После того, как кукла покупается и для нее придумывается новый образ, начинается процесс создания. Во время создания авторской куклы могут происходить:
- модификация или добавление частей тела и лица при помощи пластика;
- добавление пирсинга, тату или блаша;
- перепрошивка новых волос взамен старых, или создание парика;
- перерисовка;
- пошив нового аутфита;
Основой для моей работы стала реплика БЖД ростом 50 сантиметров.
1 Этап.
В самом начале, выполняем пропил стоп и рук.
Материалы:
- канцелярский нож или скальпель,
- шкурка,
- пилочки для ногтей.
Последовательность действий:
1. С помощью канцелярского ножа разрезаем пальцы между собой.
2. Шкуркой с мелким напылением придаем естественную форму
3. Шлифуем пилочкой для ногтей.
2 Этап.
Далее на кукле выполняем перерисовку (иначе «репейнт»). Перерисовка – это замена или изменение оригинального рисунка на лице куклы.
Материалы для выполнения данного этапа:
- матовый лак-спрей «Mr. Super Clear flat»;
- акриловые краски;
- акварельные карандаши;
- сухая пастель;
- глянцевый акриловый лак;
- кисти из натурального ворса очень маленьких размеров, веерные кисти, пуховки;
- ацетон, ватные палочки и диски, перчатки, респиратор,
- искусственные ресницы.
Последовательность действий:
1. Обезжириваем кукольное лицо (спирт/мыло+вода) и тщательно просушиваем.
2. Наносим защитный слой — грунт (прозрачный матовый лак/лак-спрей).
3. Рисуем. Каждый удачный этап фиксируем лаком-спреем. Тонкие линии выполняем карандашами, кистями наносим цветовые основы, веерными кистями контурируем лицо куклы, пуховкой снимаем излишки краски.
4. Когда всё готово, наносим финальный закрепляющий слой матового лака.
5. Покрываем глянцевым лаком, если это запланировано.
3 Этап.
Когда тело готово приступаем к изготовлению парика для куклы.
Материалы:
- материал для создания основы парика (я использую сетку и бельевую резинку),
- нитки и иголка,
- прозрачный водостойкий клей или свечка,
- материал для создания волос.
Материалов для создания волос существует огромное количество, натуральные (шерсть козы, натуральные волосы) или синтетические (канекалон, фибра). Для своих кукол я выбираю канекалон высокого или среднего качества, так как он прост в обработке и доступен по цене.
Последовательность действий:
Моя кукла почти готова.
Теперь, чтобы завершить образ, переходим к аутфиту.
Этап 4.
Аутфит к моей кукле будет состоять из следующих компонентов:
- платье;
- кеды с декоративной лентой в качестве шнурков;
- декоративная повязка на шею;
- пояс для чулок из декоративных чулок;
- чулки с кружевом и подвязками;
- кружевные манжеты с бантами на руки.
Для того чтобы изготовить платье на куклу, с нее нужно взять мерки и построить выкройку, для этого я использовала пленку для снятия мерок с фигуры куклы, затем выполнила построение рельефа и перенесла выкройку на бумагу.
Технология изготовления аутфита.
Раскрой платья:
Перед – 3 детали
Спинка – 2 детали
Рукав –2 детали
Юбка - 1 деталь
Подготовка деталей кроя к примерке:
1. Сметать детали лифа
2.Сметать плечевые и боковые срезы
3. По верхнему срезу юбки выполнить сборку.
4. Приметать юбку к лифу
5. Сметать рукава
6. Вметать рукава в пройму
7. Приметать липучку к среднему срезу спинки
8. Провести примерку платья и устранить дефекты.
Обработка изделия после примерки:
1. Притачать кружево на среднюю часть лифа
2. Стачать детали лифа
3. Стачать плечевые и боковые швы
3. Обработать горловину кружевом
4. Притачать липучку
5. Притачать юбку к лифу
6. Обработать нижний срез рукавов кружевом
7. Стачать срезы рукавов.
8. Втачать рукава в пройму
9. Подогнуть нижний срез платья и притачать кружево
9. Притачать декоративную ленту по нижнему срезу платья
10. Закрепить декоративную ленту на рукавах
11. Выполнить влажно - тепловую обработку изделия.
Для изготовления чулок я взяла трикотажное полотно от своих ажурных колготок. Обмерила объем ноги куклы в районе бедра, отрезала две полоски трикотажа шириной равной объему бедра. Стачала по длине обе полоски, верх каждого чулка подогнула и притачала кружево.
Пояс для фиксации чулок я изготовила из декоративной ленты. Обмерила объем талии, закрепила на поясе ленты для фиксации чулок вручную с бисеринами. На чулках закрепила ленты декоративными бантами.
Отрезала де полоски кружева длиной равной трем обхвата руки куклы в районе запястья. Продела посередине декоративную ленту и завязала бантом.
В кеды продела вместо шнуровки декоративную ленту.
На шею повязала декоративную ленту.
Аутфит для моей куклы готов.
Расчет материальных затрат.
Расход электроэнергии:
а) Влажно-тепловая обработка Т1= 1час
Если оплата за 1 кВт час = 4 руб., то стоимость работы составит:
Цэ = 4 руб.
Работа выполнялась в дневное время, поэтому расход электроэнергии на освещение не включен.
Материальные затраты: Мз = Ц1 + Цэ = 3992 + 4= 3996 руб.
Амортизация швейной машины = стоимость: срок службы
Стоимость машины = 4500руб.
Срок службы = 10 лет.
Амортизация = 4500 : 10 = 450 руб. в год
450 руб. : 12 мес. = 37 руб.50 коп.30 в мес.
37,5руб. в мес. : 30 дней =1,25 руб.
Итого амортизация оборудования составила: 1руб 25 коп.
Минимальный размер заработной платы не квалифицированного рабочего составляет 11163 руб. в месяц.
Стоимость рабочего времени приблизительно составляет
11163 руб:22 дня:4 часа=126 руб/час
На изготовления изделия я затратила 18 часов.
Итого стоимость рабочего времени составила 2268 руб.
Материальные затраты на изготовление изделия составили:
3996 руб. + 1,25 руб. + 2268 руб. = 6265руб. 25коп.
Испытание и самооценка
Перед началом творческого проекта я поставила перед собой цели и задачи, с которыми по окончанию работы справилась следующим образом:
- я придумала и реализовала более удобный способ наклеивания ресниц, который сокращает время работы;
- выбрала лучший способ притачивания липучки в кукольную одежду, помогающий убрать лишний объем по спинке платья.
Данный проект способствует овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Работа над проектом закончена. Результат оправдал мои ожидания. Кукла имеет эстетичный внешний вид, соответствует критериям и требованиям к качеству, также она не повторяет ни один из прошлых образов, которые я выполняла и станет достойной частью коллекции.
Создание куклы – процесс творческий, от которого я получила огромное удовольствие!
Список используемой литературы
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Яблоко
Дерево в снегу
Бабочка