Появился в Англии нитями рисунок,
Названный в России словом - изонить.
Техника простая и под силу многим.
Материал доступен – картон и нить.
Проект « Изонить» или «Вышивание» был реализован учащимися средней звена лицея № 82. В ходе проектной деятельности участники развивают и совершенствуют, свои позноватльные навыки и умения в технике изонить. Связь настоящего проекта с трудовой деятльностью, призвана углубить у подростков их познания о современном дкоративное-прикладном творчестве, способствовать достижению целей, определённых Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по технологии. Эта деятельность непосредственно направлена на совершенствование таких компетенций как модулирование, изготовление, сборка и отделка изделия. С точки зрения музейной педагогики, музейные экспонаты – это, не простая иллюстрация к какому-либо событию или явлению, а непосредственные источники знаний. Участие в проектной деятельности позволяет ребятам соприкоснуться с уникальными историческими объектами, наполненными многими смыслами: дисциплинарными, культурологическими, профессиональными. Эта работа позволяет закрепить интерес к музейному пространству, способствует совершенствованию коммуникативной культуры и всестороннему развитию личностей обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
frebel.docx | 989.87 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ЛИЦЙ № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Городской конкурс инновационных музейных технологий
"Педагогический музей: пространство инноваций»
Номинация: «Проект в музее»
Проект
« ИЗОНИТЬ »
Тип проекта: исследовательский, творческий
Выполнили:
Байбикова Настя, Кононова Даша,
Никифоров Гоша, Сиднева Соня,
Шешкель Соня.
Руководитель проекта: Иванова
Елена Александровна
2020г
Технологическая карта «Изготовление картины в технике «изонить».
№ п.п. | Последовательность операций | Инструменты и материалы |
1. | Эскиз (шаблон) наложить на лицевую сторону картона скрепить между собой. | Канцелярские скрепки |
2. | Выполнить через 2-3 мм проколы по всем контурам рисунка, поместив картон на подложку. | Подложка, проколка (шило) |
3. | Контроль (проверить, все ли проколы выполнены) | |
4. | Удалить скрепки, снять шаблон | |
5. | Определить последовательность заполнения элементов рисунка. | Эскиз, карандаш |
6. | Вышить в определенной последовательности сердцевину всех «киви», используя технику заполнения окружности и угла; концы ниток с изнаночной стороны закрепить скотчем. | Нить «мулине» в 1 сложение, игла, скотч, ножницы |
7. | Вышить «кожуру всех «киви», закрепляя с изнаночной стороны концы ниток. | Нить «мулине» в 3 сложения, скотч, игла, ножницы |
8. | Проутюжить вышивку с лицевой стороны | Утюг, проутюжильник |
9. | Закрыть изнаночную сторону листа картона чистым листом бумаги. | Клей, ножницы |
10. | Вставить работу в рамку |
Появился в Англии нитями рисунок,
Названный в России словом - изонить.
Техника простая и под силу многим.
Материал доступен – картон и нить.
Обоснование выбора
Проект « Изонить» или «Вышивание» был реализован учащимися средней звена лицея № 82. В ходе проектной деятельности участники развивают и совершенствуют, свои позноватльные навыки и умения в технике изонить. Связь настоящего проекта с трудовой деятльностью, призвана углубить у подростков их познания о современном дкоративное-прикладном творчестве, способствовать достижению целей, определённых Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по технологии. Эта деятельность непосредственно направлена на совершенствование таких компетенций как модулирование, изготовление, сборка и отделка изделия. С точки зрения музейной педагогики, музейные экспонаты – это, не простая иллюстрация к какому-либо событию или явлению, а непосредственные источники знаний. Участие в проектной деятельности позволяет ребятам соприкоснуться с уникальными историческими объектами, наполненными многими смыслами: дисциплинарными, культурологическими, профессиональными. Эта работа позволяет закрепить интерес к музейному пространству, способствует совершенствованию коммуникативной культуры и всестороннему развитию личностей обучающихся.
Цели:
Обучение плоскостному моделированию .
Закрепить и пополнить знания в области декоративно -прикладного искусства
Развить познавательную активность, творческие способности, эстетический вкус, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой.
Расширить кругозор в области декоративно-прикладного искусства.
Расширить представления о видах вышивки в разных техниках.
Научиться новым приемам техники «изонить».
Максимально проявить свои творческие возможности.
Задачи проекта:
• организация знакомства учащихся с музейно-педагогическими экспонатоми Педагогического музея ;
• распределение зон ответственности руководителя проекта;
• руководство поиском и анализом информации по жизнедеятельности Ф.Фребеля, изучеие его трудов, как основателя первой системы дошкольного воспитания;
• содействие формированию у обучающихся ответственного отношения за результаты своего труда, совершенствованию их умения организовывать своё время в соответствии с поставленными целями и задачами;
• создание условий для развития навыков командной работы, совершенствования коммуникативной культуры;
• вовлечение учащихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, развитие личности детей, их познавательные и созидательные способности.
• закрепление интереса к музейному пространству и раскрытие его образовательного потенциала
Прогнозируемый результат
Изготовить новы образцы работ в технике вытыкания.
Сформировать устойчивый интерес к музейным ценностям и осознание их значимости в образовательной деятельности (в том числе в самообразовании).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап. Сроки реализации – октябрь 2019г. Посещение музея.
✓ Подготовка к проектной деятельности, определение проблемы, темы, цели проекта.
✓ Формирование проектной группы.
✓ Обдумывание плана работы над проектом
✓ Определение роли каждого учащегося в проекте.
Основной этап. Сроки реализации – ноябрь 2019 – декабрь 2019г.
✓ Исследование трудов Ф. Фребеля «Игры Фребеля дома и в школе»
✓ Поиск необходимой информации.
✓ Обсуждение возможных вариантов изделий.
✓ Обсуждение и создание изделий для музея .
Заключительный этап. Сроки реализации – январь-февраль 2020 г.
✓ Создание собственных изделий .
✓ Представление проекта
При посещении Педагогического музея АППО и рассказа педагога о предложенной проектной дтельности нашему лицею, были отмечены обучающиеся, проявившие особую заинтересованность в работе с музейными объектами. Т.к.
после обсуждения с ребятами было принято решение по изготолению работ в совремнной технике. В работе принимали участие пять учащихся. Существует поняие, что вышвка -прелеготва или удел женщин, но в нашем поекте принял участие мальчик.
Поиск информации начался с изучения архив трудов Ф.Фребеля «Игры Фребеля дома и в школе» за 1870 год, где было опубликовано описание его работ. Из архивных рукописей ребята почерпнули сведения, которые дошли до нас о блестящем педагое Ф. Фребеле, о его жизненном пути, преподавательской и научной деятельности. Стремление познакомиться с биографией и свительствами самоотверженного служения педагогике вылилось в самостоятельное и глубокое исследование с изучением документов в архивах, поиском хотя какой-то информации во всех доступных источниках. Эта работа планируется к участию в открытом городском межмузейном конкурсе исследовательской деятельности учащихся «Музей открывает фонды». Для корректной дубликации изделий были выполнены чертёжи и схемы работ (Приложение, Рис.1). Практическая часть работ, при кажущейся простоте изготовлния, оказалась не такими примитивными. Во-первых, определённой сноровки и умения потребовало исполнение воссозданных карточек. Во-вторых, для того, чтобы востановить изображения, надо было продумать новые схемы заполнения рисунка. Тем не менее, обучающиеся в полной мере справились с поставленными задачами, и уникальное работы 19века были скопироаны и исполнны в совреенной технике. Кроме того, учащися изготовили дополнительные работы, из новых материалов и новых способов вытыкания.
Представление результатов проекта было организовано на уроках – с демонстрацией работ и с обсуждением подхода и тонкостей процесса изготовления карточек. Для наглядности была подготовлена презнтация. По окончании проекта был организован обмен мнениями среди его участников с подробным анализом и самоанализом каждого этапа и всего проекта в целом. Следует отметить, что уровень самооценки каждого учащегося существенно возрос, что позволит им в будущем успешно ставить и достигать новые цели в жизни.
Обоснование темы выбора.
На уроке технологии нас знакомили с видами художественной обработки материалов. Среди большого многообразия нас привлекли работы в технике изонить - оригинальные, красивые, эффектные. Изделия вызывали восторг, удивление и желание освоить этот вид рукоделия. Нами были выполнены много работ в этой технике. Это были поздравительные открытки, картины, закладки, разнообразные панно и многое другое. Выполняя эти работы, мы заинтересовались. А когда и у кого возникла эта идея, придумать вышивку по картону? Для более близкого знакомства мы использовала ресурсы Интернета. И оказалось, что у этой техники очень интересная история уходящая далеко в прошлое.
ИЗОНИТЬ история и современность
Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, оформления интерьера, изготовления подарков и сувениров. (Существует версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).
Этот вид рукоделия известен во многих странах. В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.
В англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика, изографика, изонить, хордовая вышивка) используется в России. Картины выполняются на плоских поверхностях. Интерес к нитяной графике то появляется, то исчезает. Один из пиков популярности - конец ХIХ века. Издавались книги, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям; любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
Так мы нашли информацию о немецком педагоге, теоретике дошкольного воспитания и создателя понятия «детский сад».
Фри́дрих Вильге́льм А́вгуст Фрёбель (нем. Friedrich Fröbel; 21 апреля 1782 — 21 июня 1852) родился в семье пастора на юге Германии в Тюрингии. Именно ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания.
Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей.
Задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать.
Его карьера переживала взлёты и падения. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира. Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.
Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка
Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики, а простые предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он исходил из того, что чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова.
Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
В дарах 17 Фребель предлагает детям освоить навыки выкалывания
он предлагал переводить с одной бумаги на другую или копировать всякого рода планы, узоры, выкройки и т.п. с помощью иглы протыкающей в известных точках, на углах контуров, копируемый рисунок на чистую бумагу. Есть весьма обыкновенный прием, употребляемый на практике. Ф. Фребель воспользовался этим приемом для своих педагогических целей и сделал из выкалывания одно из самых приятных занятий для детей. Чтобы выкалывание для детей было увлекательным, Фребель рекомендовал промежутки между точками соединять цветными карандашами, т.к. он считал что это более полезное и требует большое внимание знакомя детей с красками.
Также именно потому он ввел в свои игры выкалывание. Он считал, что нужно дать понятие о линиях и точках. При этом Фребель заметил,что получив на копии с рисунка точки означающие концы линий, ребенок невольно умственно соединяет эти точки в линии, ранее чем соединил их вещественно карандашом.
Это -то умственное проведение линий и дает полное понятие о линии. Выкалывание имеет еще и то преимущество перед многими детскими занятиями, что является первыми упражнениям с вышивкой. Выкалывая различные формы домов, растений и животных – все это знакомит ребенка с разнообразными формами, что дает детям понятие и побуждает охоту к сравнению. Так например, можно сделать полную коллекцию гербария листьев, в технике выкалывания с нитками того цвета, который есть в природе.
Выкалывание весьма полезно: оно развивает усидчивость, глазомер, укрепляет пальцы рук, особенно в кисти, развивает усидчивость, настойчивость в труде и приучает к законченности предпринятой работы.
В заключении статьи надо отметить такое высказывание:
Все занятия выкалыванием составляют можно сказать предварительное упражнения полезное не только девочкам, но и мальчикам.
Изучив труды Ф.Фрбеля, мы пришили к выводу, что как в 19 веке, так и в 21веке – работы в технике вытыкания остается интересной и привлекательной.
1.Если раньше изделия выполнялись нитками строчкой «вперед иголочкой», то сегодня работы изготавливаются разными способами: заполнение угла, окружности, дуги.
2.Если раньше вытыкание выполнялось преимущественно нитками одного цвета, то сегодня в работы подбираются нитки разных оттенков.
3. Если раньше, в работах применялись катушечные нитки, то сегодня используются нитки
-мулине,( поскольку нити доступны и удобны в работе , (в продажу мулине поступает пасмами -состоящими из 6 ниточек),
-шерстяные (акрил),
-х/б (пригодны для массового творчества и тренировки как «черновик» при разработке собственной идеи),
-ирис (крученые нити нужной толщины, богаты цветовой гаммой и есть с переходом цвета;)
-люрикс.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Качество выполненных работ зависит от вида ниток. Вышивать лучше кручеными нитями и блестящими по качеству
4. Если раньше, вытыкание выполнялось на картоне, то сегодня в работах используются цветной картон, бархатная бумага (у нее готовый цветовой фон и фактура), наждачная бумага.
5. Работы можно выполнять не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки и многое другое.
Создание панно в технике «изонить» ,становится в последние годы все более популярным занятием для детей и взрослых. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером, аппликацией из ткани или бумаги.
Подводя итог по сравнению работ в технике изонити или вытыкания разных веков, мы сделали вывод:
Эти работы интересны и актуальны до сих пор.
Эта техника позволят приучить учащихся к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику.
Дает понятие о разных углах:
-величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины;
-упражняются в количественном и порядковом счете;
-закрепляют знание направлений: вверх, вниз, слева, справа;
-дает понятие о середине, центр, вершине, крае.
Развивает цветовое восприятие:
-понятие о холодных и теплых тонах;
-научит подбирать цвет к фону;
-научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
Развивает абстрактное мышление;
Учит владеть иглой, шилом, ниткой, работать с трафаретом;
Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;
Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
Знакомит с новым видом художественно деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
Развивает активный и пассивный словарь детей, развивает объяснительную и доказательную речь.
Ход работы
Для работы необходимо иметь следующие инструменты:
1. карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши);
2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;
3. циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности.
4.шаблоны и трафареты различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и других;
5. иглы (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между проколами);
6. проколка - тонкое шило, игла, т.е. все, чем можно проколоть картон.
7. подложка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола – тонкие пенопласт или поролон, ткань в несколько сложений;
8. ножницы;
9. транспортир;
Работа над проектом
1. Выполнить эскиз цветной рисунок.
2. Приготовить необходимые инструменты и материалы:
3. Подобрать мулине нужных оттенков.
4. В качестве основы для своей картины выбрать картон.
5. Повторить правила техники безопасности при работе острыми колюще-режущими инструментами и нагревательными приборами.
6. Мысленно разбить рисунок на углы и окружности, определить последовательность заполнения элементов.(рисунок №1)
Заполнение угла
На изнанке картона начертить угол, разделить каждую сторону на равное количество частей. Проколоть точки булавкой или тонким шилом, вдеть нить в иглу и заполнить угол по схеме.
Заполнение дуги.
Начертить дугу, разделить ее на равные части, сделать проколы в точках деления. Вдеть нитку в иголку и заполнить фигуру по схеме.
Заполнение окружности.
Начертить циркулем окружность, поделить ее на четное количество равных частей, сделать проколы булавкой в точках деления. Вдеть нитку в иголку и заполнить окружность по схеме.
Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким и изящным, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.
Начинать и заканчивать заполнение элементов нужно с изнаночной стороны.
Технологическая карта «Изготовление картины в технике «изонить».
№ п.п. | Последовательность Операций | Инструменты и материалы |
1. | Эскиз (шаблон) наложить на лицевую сторону картона скрепить между собой. | Канцелярские скрепки |
2. | Выполнить через 2-3 мм проколы по всем контурам рисунка, поместив картон на подложку. | Подложка, проколка (шило) |
3. | Контроль (проверить, все ли проколы выполнены) | |
4. | Удалить скрепки, снять шаблон | |
5. | Определить последовательность заполнения элементов рисунка. | Эскиз, карандаш |
6. | Вышить в определенной последовательности сердцевину всех «киви», используя технику заполнения окружности и угла; концы ниток с изнаночной стороны закрепить скотчем. | Нить «мулине» в 1 сложение, игла, скотч, ножницы |
7. | Вышить «кожуру всех «киви», закрепляя с изнаночной стороны концы ниток. | Нить «мулине» в 3 сложения, скотч, игла, ножницы |
8. | Проутюжить вышивку с лицевой стороны | Утюг, проутюжильник |
9. | Закрыть изнаночную сторону листа картона чистым листом бумаги. | Клей, ножницы |
10. | Вставить работу в рамку |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации данного педагогического проекта был скопирован редкий музейный экспонат, который и в дальнейшем будет востребован как с изначальным, так и с новым (культурологическим) содержанием в обучающих целях. Обучающиеся лицея, с помощью которых воплощался проект, получили очень полезный опыт активного взаимодействия с историческим музейным экспонатом, наполненным множеством различных смыслов. Безусловно, возрос уровень самооценки и социальной успешности учащихся.
Работая над проектом мы узнали много нового и интересного. Познакомились с трудами Ф.Фребеля создателя системы дошкольного воспитания. В ходе работы мы выполнили поставленные цели и задачи. При создании работ в технике вытыкания представленной в педагогическом музее АППО мы исследовали работы детей до революционного периода, прикоснулись теперь уже исторической реликвии. В настоящее время появилась более новая техника, но многие виды работ, созданные еще в 19 веке используются и сейчас. В результате нашего проекта мы создали каталог карточек выполненных в современной технике и технике 19века. педагогического музея АППО. Наша работа позволит работникам музея, используя карточки доступно объяснить их предназначение.
Ресурсное обеспечение
Экспонаты Педагогического музея СПб АППО.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
2. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
Флейта и Ветер
Хрюк на ёлке
Рисуем акварельное мороженое
Агния Барто. Сережа учит уроки
Петушок из русских сказок