Проект
Вложение | Размер |
---|---|
zelenina_anastasiya_3_kl._shk.15.doc | 373 КБ |
РФ, Пермский край, город Губаха
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «ОТКРЫТИЕ»
«Калейдоскоп – маленькое чудо»
Направление: математика
Зеленина Анастасия Антоновна
учащаяся 3 класса
Руководитель:
Ситникова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
г. Губаха, 2018/2019 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3 – 4
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Что такое калейдоскоп …………………………………………….. 5 – 6
1.2. История создания калейдоскопа ………………………………… . 7 – 8
1.3. Применение калейдоскопа в современной жизни ……………….. 9 – 10
1.4. Виды калейдоскопов ……………………………………………….. 11 – 12
Глава II. Практическая часть
2.1. Подбор материалов для создания калейдоскопа …………………… 13
2.2. Процесс изготовления калейдоскопа ……………………………….. 14
Заключение ………………………………………………………………… 15
Библиографический список ………………………………………………. 16
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда цифровые технологии так стремительно развиваются, знания о механике и оптике и навыки изготовления простейших приборов своими руками особенно ценны.
Удивительные картинки калейдоскопа сегодня обычно наблюдают на экране монитора, поскольку существует множество роликов, которые можно найти в сети и любоваться чудесными симметричными узорами. Настоящий же калейдоскоп, который можно держать в руках – это уже редкость.
Моя исследовательская работа доказывает, что изготовить калейдоскоп из подручных средств несложно и недорого, а также рассказывает о том, как и для чего можно его использовать.
Тема исследовательской работы: «Калейдоскоп – маленькое чудо»
Цель: изучение истории создания калейдоскопа, его видов и областей применения в современной жизни, а также создание калейдоскопа своими руками из подручных средств.
Задачи:
Выдвинула гипотезу: если знать устройство калейдоскопа, то его можно изготовить в домашних условиях.
Объект исследования: оптическое устройство - калейдоскоп.
Предмет исследования: калейдоскоп.
Методы исследования:
Практическая значимость в том, что
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
ГЛАВА I.
Смотрю — и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр — все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье!
А. Измайлов
Калейдоскоп – это оптический прибор в виде трубки, содержащей внутри несколько продольных, сложенных под углом зеркальных стекол. При поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы (например, осколки цветного стекла), находящиеся между зеркалами, многократно отражаются и создают причудливые меняющиеся симметричные узоры.
Название этого прибора образовали три греческие слова «kalos» - «красивый», «eidos» - «вид», а также «skopeo», означающее «смотрю».
Владимир Даль очень поэтично называет калейдоскоп в своем «Толковом словаре» узорником: «Узорник – это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки».
В основе действия калейдоскопа лежит принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол. Внутри цилиндрической трубки, параллельно ее оси, расположены как минимум две зеркальные пластины, обращенные отражающими поверхностями друг к другу. Внутри калейдоскопа может стоять от 2-3-х зеркал до 4-х или более. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений одного предмета: при углах между зеркалами в 45°-8 изображений, при 60°-6 изображений, при 90°-4 изображения. Внутри трубки между зеркалами помещают хотя бы несколько кусочков цветного стекла. Кроме стеклышек в качестве дополнительных компонентов используют металл, пластик, бисер, камни, перламутр, перышки, и др. Желательно, чтобы предметы, которыми заполняется калейдоскоп для создания узоров, были бы разными по величине и по весу.
Вот как о разнообразии узоров калейдоскопа пишет в своей книге «Занимательная физика» известный ученый Яков Перельман: « Допустим, вы держите в руках калейдоскоп с 20 стеклышками и 10 раз в минуту поворачиваете его, чтобы получить новое расположение отражающихся стеклышек. Сколько времени понадобится вам, чтобы пересмотреть все получающиеся при этом фигуры?
Самое пылкое воображение не предусмотрит правильного ответа на этот вопрос. Океаны высохнут и горные цепи сотрутся, прежде чем будут исчерпаны все узоры, чудесным образом скрытые внутри вашей маленькой игрушки, потому что для осуществления всех их понадобится по крайней мере 500000 миллионов лет. Свыше пятисот миллионов тысячелетий нужно вращать наш калейдоскоп, чтобы пересмотреть все его узоры!» Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия. [1]
1.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАЛЕЙДОСКОПА
Калейдоскоп возник гораздо раньше, чем серьезный инструмент для исследования небесных светил телескоп. Хотя природа у них одна и та же.
Дэвид Брюстер – физик из Шотландии, запатентовал это изобретение в 1816 году. Но ещё в конце 18 века калейдоскоп был изобретён нашим соотечественником Михаилом Ломоносовым. Однако вся слава досталась Брюстеру, лишь по той причине, что в России во времена, когда Ломоносов увлекался свойствами стекла, не было закона о патентах. Увидеть первые калейдоскопы, созданные Ломоносовым, вы можете и сегодня в Эрмитаже.
Любопытно, что Дэвид Брюстер заинтересовался свойствами света и стекла еще будучи ребенком, моим ровесником, уже в 10-летнем возрасте он построил свой первый телескоп. Потом были годы учения в Университете Эдинбурга (кстати, Брюстер был вундеркиндом, студентом он стал в 12 лет), изучение оптики и физики света, множество научных открытий. Брюстер – изобретатель двояковыпуклого стереоскопа, полигональных зеркал, поляриметра и конструктор линз для маяков, но по иронии судьбы он обрел славу через простую, казалось бы, детскую игрушку. Калейдоскоп принес Брюстеру славу первооткрывателя, но не принес ни копейки денег. Патент оформляли нерасторопно, и предприимчивые дельцы быстро освоили технологию и простые по своему исполнению игрушки появились во всех магазинах.
Изначально калейдоскоп создавался Дэвидом Брюстером в качестве научного прибора, а вовсе не как игрушка. Но после опубликования его трактата о калейдоскопе, этим прибором заинтересовалась практически вся Европа, и он стал популярным развлечением.
Когда известие о чудном европейском изобретении докатилось до Америки, шел уже 1870 год. Американский ученый Чарльз Буш, к которому попал один из привезенных из Европы калейдоскопов, необычайно заинтересовался новой "игрушкой". На протяжении многих лет он создавал и модернизировал калейдоскопы, пробовал изменять их форму, наклон зеркал, содержимое. Именно Чарльз Буш создал первый "кабинетный калейдоскоп" - трубу из черного плотного картона, с бронзовым поворотным колечком на конце, подвижно закрепленную на красивой деревянной подставке.
Менялось внутреннее устройство калейдоскопа, изменялись его размеры, позволяющие переносить прибор, да и «начинка» была у них самая разная. Вместо стекляшек в них были цветы, засушенные насекомые, лепестки и не только. Самые состоятельные пользователи заказывали калейдоскопы с настоящими драгоценными камнями внутри, и стоили эти приборы невероятно дорого. При всей неприхотливости конструкции люди увлекались этим прибором, потому что их поражала необычайная гармония, повторяющиеся фрагменты, буйство красок. Мода на калейдоскопы с постоянной периодичностью охватывает весь мир.
Калейдоскоп и сейчас считается хорошим подарком и ребенку, и взрослому, однако если стоимость пластиковой игрушки промышленного производства сегодня может составлять менее ста рублей, то авторский калейдоскоп ручной работы стоит боле ста тысяч рублей. Так в известной в России мастерской «Русские калейдоскопы», находящейся в новгородском селе Марево, мастер Сергей Яковлев и его коллеги изготавливают неповторимые калейдоскопы на заказ из камня, бересты, металла и других материалов. Он автор идеи – заполнять узорную камеру особыми парчовыми нитями, которые создают необычайно тонкие изящные узоры. [2]
1.3. ПРИМЕНЕНИЕ КАЛЕЙДОСКОПА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Большинство из нас считает, что калейдоскоп – это только развлечение, игрушка. Но это не так. В современной жизни его применяют в различных областях жизни человека.
У калейдоскопа множество поклонников: и дети, которые разглядывают узоры, в качестве забавы, и художники, которые создают сложнейшие и красивейшие узоры, просчитывают невероятные композиции, подбирают материалы, инженеры, коллекционеры, врачи и философы. За рубежом калейдоскопы стали столь популярны, что в 1986 году Коузи Бейкер создала специальное общество [3], объединившее всех коллекционеров и профессионалов, художников и теоретиков, производителей и покупателей - BrewsterKaleidoscopeSociety. Оно существует и по сей день - brewstersociety.com
Художники используют калейдоскоп, чтобы получить вдохновение для создания узоров на ткани, коврах, рисунков для обоев и керамики, орнаментов для оформления книг и витрин. Художник может задать этому прибору определенную программу, заполнив узорную камеру определенным содержимым, чтобы получались узоры либо в веселых, радостных, либо, наоборот, в строгих, грустных или даже мрачных тонах.
Медицина тоже обратила внимание на этот чудо-прибор. Мэрилл ЭннБатлер – художница, изучающая воздействие цветов на организм человека, изобрела «чакроскоп», в котором задействованы цвета, влияющие на каждую из чакр. Ведь, если посмотреть внимательно на узор в калейдоскопе, – что он напоминает больше всего? Конечно мандалу! Мандала – это сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках; геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Мандалы используют для медитаций, отсюда у калейдоскопа еще одно название – медитоскоп. Красивые, переходящие из одного в другой причудливые узоры действуют на психику как успокоительное, человек расслабляется, стресс уходит.
Доктор Клиффорд Кун, глава Отделения психиатрии и поведенческих наук в университете Кентукки начинал с коллекционирования калейдоскопов, а потом ввел их в свою практику лечения пациентов. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение, отвлекает от навязчивых мыслей. Калейдоскоп — это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие. 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа сравнимы с 5 минутами здорового смеха. [5]
Калейдоскоп — это и домашний терапевт. Он помогает снять усталость зрительного нерва, что особенно важно в современном мире компьютеров и электроники. А еще он улучшает тонус при болезни и ускоряет процесс выздоровления. Сейчас во многих странах мира такой метод лечения уже не является экзотическим.
Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию. Считается, что каждому цвету соответствует музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку. [2]
За калейдоскопом тянется и сомнительная слава инструмента магов. Шарлатаны убеждают доверчивых людей в том, что узоры калейдоскопа можно читать как книгу предсказаний. Якобы посвященные, зная язык символов, могут использовать инструмент для предсказаний, для интерпретаций представлений о судьбе человека. Калейдоскопу задают вопросы и якобы получают ответы.
1.4. ВИДЫ КАЛЕЙДОСКОПОВ
Видов калейдоскопов множество, все они существенно различаются по форме, назначению, стилю и цене. Некоторые из них – настоящие произведения искусства. Несмотря на кажущуюся простоту прибора, многие изобретатели до сих пор его усовершенствуют, внося в конструкцию что-то свое.
Я в своей работе перечислю основные разновидности калейдоскопов.
Если говорить о рекордах в мире калейдоскопов, то самый большой калейдоскоп построили в Японии в 2005 году во время выставки ЭКСПО. В павильоне в Нагое построили Башню Земли. По стенам этой трехгранной башни 47 метров в высоту сверху вниз стекала вода, образуя различные узоры, в зависимости от направления солнечных лучей. В местах соединения стен башни выходили струи воздуха, имитирующие ветер. В павильоне раздавались мелодичные звуки, которые исходили от трех ветряных мельниц, установленных рядом с башней. Внутри башни располагался самый большой в мире калейдоскоп. [6]
В Париже в 1900 году был выстроен павильон, получивший название «Дворец миражей». Зал состоял из шести зеркальных стен, в местах соединения которых размещались на вращающихся подставках тропические растения, колонна восточного храма или фрагмент колоннады знаменитой «Альгамбры» из Испании. Благодаря «зеркальному» эффекту посетитель ощущал себя внутри храма или восточного дворца, а то и в тропическом лесу. Зеркальный зал становился огромным и наполнялся толпой, так как посетитель и фрагменты убранства отражались в стенах более 450 раз. [1]
ГЛАВА II.
2.1. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КАЛЕЙДОСКОПА
Поскольку моей целью было создание калейдоскопа из подручных материалов, я сначала изучила интернет-источники и энциклопедии, в которых приводились примеры аналогичных работ. Оказалось, что изготовить калейдоскоп можно из бросового материала, используя старую пластиковую упаковку, картон, фольгу, трубки от бумажных полотенец или тубы-упаковки из-под чипсов. Для наполнения узорной камеры также не требуется особых материалов: это могут быть как бусины, бисер, так и любые цветные осколки и обломки елочных и ювелирных украшений, которые обычно просто выбрасывают.
Главным элементом, от которого зависит четкость и выразительность изображения, является зеркальная призма. Ее можно создать из прямоугольных кусков картона, обернутых обычной кулинарной фольгой; стекол, окрашенных с одной стороны в черный цвет или даже обычных пластиковых линеек.
В качестве трубы, в котором будет закреплена призма, я использовала старую картонную упаковку цилиндрической формы.
Для диска с «глазком» - круглым отверстием, в которое зритель будет смотреть, я припасла плотную упаковку от календаря, подметив, что в ней есть красиво обрамленной металлическое отверстие подходящего диаметра.
Для кружка со стороны узорной камеры также была использована ненужная упаковка из прозрачной пластмассы.
В узорную камеру было решено засыпать не только бисер, бусины, стразы и обломки ювелирных украшений, но и скрученную в спираль, пружинку, кусочек цепочки.
2.2. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАЛЕЙДОСКОПА
Изготовление калейдоскопа заняло два вечера, что в сумме составило около 6 часов работы с учетом ожидания просыхания клея.
Призма, созданная из прямоугольных кусков картона, обернутых обычной кулинарной фольгой; была зафиксирована скотчем, а затем склеена клеем «Момент». Полученная трехгранная зеркальная призма уже сама по себе представляла интерес, играя роль телейдоскопа. В нее было интересно рассматривать окружающие предметы, смотреть в окно, разглядывать различные источники света. Угол в 60 градусов позволял изображениям повторяться по шесть раз, при этом еще и многократно отражаясь от стенок призмы.
Следующим этапом было закрепление призмы в картонной трубе. Для этого мы использовали упаковочный пенопласт. Продолговатые кусочки были плотно вставлены между стенками трубы и призмой. Размер подбирался произвольно, на глаз.
На один конец трубы мы приклеили при помощи клея «Момент» картонный диск с отверстием. Диаметр кружка – 5 см., диаметр отверстия – 1 см. Это смотровое отверстие калейдоскопа. На другой конец трубы непосредственно над призмой, которая углублена в трубу на 2 см, приклеили диск из призрачного пластика. Это начало создания узорной призмы. Оставив треугольный просвет по размеру призмы, мы декорировали остальное пространство цветным картоном. После этого в трубу на поверхность прозрачного круга были засыпаны декоративные элементы. Завершающим этапом работы стало приклеивание прозрачного кружка, закрывающего узорную камеру. Я решила оставить его прозрачным, потому что так наш прибор играет роль и калейдоскопа, и отчасти телейдоскопа. При желании можно приклеить на прозрачный круг матовую бумагу, и тогда прибор станет выполнять лишь роль калейдоскопа: кроме узоров не будет видно ничего, то есть окружающих предметов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении работы над созданием калейдоскопа, я могу отметить, что прибор получился удачным. Он выполняет главную функцию – доставляет удовольствие смотрящему. Узоры в калейдоскопе яркие, сочные, разнообразные, непредсказуемые, удивительные.
Отдельно отмечу, что стоимость прибора оказалась нулевой – ни один из использованных материалов не был приобретен в магазине специально, все оказалось дома под рукой.
Самым сложным было аккуратно сделать зеркальную призму и зафиксировать ее внутри цилиндра. Эту часть работы трудно выполнить без помощи родителей. Также требует осторожности работа по вырезыванию пластика и обрезанию картонной трубки острыми инструментами (в моем случае – ножницы и канцелярский нож).
В перспективе можно изготовить подставку под калейдоскоп, чтобы можно было вращать его плавно, наблюдая за постепенным переходом одного узора в другой.
Сейчас я могу утверждать, что простой калейдоскоп вполне может самостоятельно и бесплатно изготовить обычный школьник. Я намерена и дальше на новом уровне изучать калейдоскопы и другие оптические приборы, потому что взаимодействие стекла и света, его преломление – очень интересная тема.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Я выполнила поставленную перед собой цель: смогла изготовить калейдоскоп в домашних условиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Хризантема и Луковица
Рисуем подснежники гуашью
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Как нарисовать осеннее дерево акварелью