Дети всего мира любят играть в различные игрушки. Ещё в древние времена людьми были придуманы куклы, которые являлись не только игрушками, но и оберегами, талисманами и т.д. Со временем они были усовершенствованы, и поэтому куклы современного времени очень отличаются от кукол, которыми играли дети в древние времена.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1018.17 КБ |
![]() | 2.95 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Автор: Рогозная Надежда,
ученица 2 б класса
Руководитель: Гаврилова
Марина Александровна.
г. Нижневартовск
2016 год
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
1. История возникновения первых кукол 4
2. Африканские и японские куклы 5
3. Американские и хантыйские куклы 6
Эволюция куклы с древней Руси до наших дней 8
Моё отношение к куклам.. 10
.Результаты исследования. (Социологический опрос и анкетирование) 12
Заключение. Выоды 13
Список литературы 14
Приложение 15
Введение
Дети всего мира любят играть в различные игрушки. Ещё в древние времена людьми были придуманы куклы, которые являлись не только игрушками, но и оберегами, талисманами и т.д. Со временем они были усовершенствованы, и поэтому куклы современного времени очень отличаются от кукол, которыми играли дети в древние времена.
Мне стало интересно, как первоначально выглядели куклы различных стран, какой смысл в них вкладывали создатели и как они изменились со временем. Именно поэтому темой моего проекта стали традиционные куклы народов мира.
Давайте вместе с Вами окунемся в мир кукол. Узнаем, как появилась кукла, какие внешние изменения претерпела она вследствие прошедших лет. Чем была кукла в древней Руси для ребенка и чем стала она в наши дни. Все это мы можем узнать, изучив литературу, попробовать сделать игрушки своими руками, попросить ответить на вопросы анкеты ребят из моего класса.
Актуальность выбора:
Работа над проектом:
Проблема заключается в поиске нужной и полезной информации о различных куклах разных стран мира;
Цель: узнать и рассказать о том, какие куклы существовали в древние времена в различных странах, с какой целью они изготавливались и как изменились со временем.
Задачи:
Гипотеза: допустим, что через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.
Основная часть
1. История возникновения первых кукол:
1. Самые первые куклы были изготовлены из подручных материалов, таких как глина, камень, дерево, слоновая кость, кожа, воск, и т.д.
2. Самая древняя кукла-марионетка была найдена в захоронении «Брно-2», Чехословакия. Это небольшая фигурка из мамонтовой кости, к туловищу которой прикреплены подвижные конечности. Возраст куклы составляет примерно 30-35 тысяч лет. Некоторые исследователи Франции считают Марионетку началом истории куклы.
3. В древних цивилизациях Греции, Рима и Египта были найдены наиболее ранние документальные записи о существовании кукол.
4. В 40-е годы XVII века во Франции появились восковые куклы, которые были названы пандорами. Их часто делали в человеческий рост и использовали для показа Парижской моды. К пандорам прилагались сундучки с одеждой, аксессуары и духи.
5. Первые фарфоровые куклы появились во Франции в ХVIII веке. Из форфора делали только головы и конечности кукол, а тело было сделано из кожи или ткани.
2. Африканские и японские куклы:
1. Африканские куклы использовались в качестве талисмана, а так же для развлечения. Наиболее известными являются куклы Акуаба, с большими головами в виде дисков.
2. В качестве ирушки японские куклы стали использоваться с ХI века, первоначально они использовались в качестве талисманов и оберегов. Существует множество различных японских кукол, каждая из которых что-либо олицетворяет.
3 Американские и хантыйские и куклы:
1. Традиционными куклами Америки были куклы с головой из сушёных яблок (североамериканские).
Но сейчас огромной популярностью по всему миру пользуется американская кукла Барби. Прототипом стала немецкая кукла, которая была изменена и доработана американкой Рут Хэндлер.
2. В прошлые века хантыйские дети играли в куклу которая носит название Акань. Таких кукол шили из ткани, сукна или меха. Акань считают членом семьи, поэтому она находится всегда рядом со своим хозяином.
Эволюция куклы с древней Руси до наших дней.
1.Куклы на Руси:
На Руси существовало большое разнообразие кукол. Каждая имела особое название. Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи, делали им прическу. Куклу старались делать без использования ножниц, иголок, любых колющих и режущих инструментов. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать и заматывать.
В некоторых домах кукол накапливалось до ста штук. У русской народной куклы нет лица, чтобы в неё не вселилась злая сила, а значит, была безвредной для ребенка. В то же самое время она могла быть многоликой, то есть и смеяться и плакать в зависимости от игровой ситуации. Играя в куклы, дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли правильность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни. В куклы играли дети примерно до 7-8 лет. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а потом девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
Взрослые всегда оценивали, как дети делают свои куклы, этим ребенок показывал свое умение в рукоделии. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.
Своих кукол дети никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в доме. Они берегли их в коробах и ларчиках, брали на посиделки, на жатву, в гости. Этих кукол клали им в приданое.
Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.
С рождения ребёнка охраняла кукла-пеленашка (слайд 3). Её подкладывали в колыбель к ребёнку, чтобы обмануть злых духов: захотят они навредить ребёнку – найдут тряпичного младенца, а не настоящего. Также, по поверьям, если дитя заболевало, «Пеленашка» забирала в себя болезнь, после чего куколку сжигали или топили, и вместе с ней уходило всё плохое.Играли с пеленашками и взрослые девочки. Пеленашка не имела рук, ног, но её можно было нянчить, ей можно было петь колыбельные и рассказывать сказки.
Были на Руси куклы «стригушки» (слайд 4), делались они из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.
Интересную историю имеют куклы-мартинички (слайд 5) (от названия месяца «март»). Они похожи на кисточки с двумя прядками-ручками. Мартинички всегда вязали парами для проводов зимы: белая кисточка обозначала уходящую Зиму, а красная – наступающую Весну-красавицу.
Были в русских деревнях ещё куклы-крупенички (слайд 6). На маленький мешочек с зерном (гречкой, горохом) надевали юбку и повязывали платочек. Получалась симпатичная куколка.
Широко распространены были и деревянные куклы. Чаще всего это фигурки с плохо обработанным плоским туловом. На лице фигур иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у этих кукол отсутствуют. Каждый отец умел сделать подобную немудреную потеху. Стоило обтесать топором деревянную чурку, острым ножом привычными быстрыми срезами уподобить ее женской или мужской фигуре - и игрушка готова. Такими куклами играли в основном малыши лет до четырех. Деревянная кукла «выживала» в любой игровой ситуации. Такая игрушка давала ребенку полную свободу для выдумки: её можно представить и матерью, и дочкой, и дедушкой. Незатейливая «болванка» преображалась в игре в любой персонаж.
Старинные куклы не похожи на современных кукол-красавиц. Но в течение столетий они играли очень важную роль – охраняли и развлекали девочек, готовили их к роли будущих матерей и хозяек.
Старинной русской деревянной куклой многие считают матрёшку (слайд 7). Несмотря на свою популярность, появились они относительно недавно: в конце 19 века и представляли праздничные костюмы жителей различных губерний и уездов. Первую русскую матрешку в мастерских Саввы Мамонтова вырезал Василий Звездочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин.
Сестрой русской матрёшки можно назвать куклу-неваляшку (слайд 8), в основание которой вкладывали кусочек металла.
Вывод: Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно.
2. Кукла XIII века, кукла в советские годы:
Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого (слайд 9). В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Они играли тем, что смастерили сами.
Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам, купленные за границей фарфоровые головки, а крестьянские дети играли целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани. Одежда кукол повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев.
В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. В 1850-х на коммерческую основу было поставлено производство тряпичных кукол, а в 1860-х появились куклы из целлулоида. Первыми изменения ощутили на себе царские дети. Девочки играли с кукольной мебелью из слоновой кости, кукольными музыкальными инструментами и т.д.
После Октябрьской революции шитье кукол в России очень сильно сократилось. В то время широкое распространение получили резиновые пупсы.
В первые годы советской власти куклы были объявлены «буржуазным пережитком». В 1950-х годах они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы «с идейным содержанием»: «спортсменка», «школьница», «врач». Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил.
В Советском Союзе 95% игрушек выпускалось исключительно отечественными производителями и из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло. Советские игрушки выдерживали огонь и воду, иногда были довольно тяжелыми, но долговечны. Все игрушки советских детей были унаследованы из прежней, дореволюционной жизни.
Советские куклы были скромны. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку. Советские дети увидели кукол с закрывающимися глазами только в конце 1950-х годов, когда на прилавках магазинов появились подобные изделия из Восточной Германии. (слайд 12)
Маленькие куклы-пупсики (слайд 13) пользовались особой любовью. Их можно было носить с собой в кармане, а так же без особых затрат шить им много одежды и потом во дворе показывать подружкам обновки своего пупса. Роль этих абрикосово-розоватых созданий с подвижными ручками и ножками на резинках, нарисованными волосами и круглыми голубыми глазами оказалась очень важной для советских детей. Пупс был настоящим детищем советской кукольной индустрии. Он был бесполым, безликим, но доступным по цене.
Одним из любимых увлечений девочек были бумажные куклы (слайд 14). Такие были у каждой советской девочки. И если не удавалось купить готовую, то рисовали и вырезали собственных кукол. Этих кукол наряжали бумажной одеждой, которая продавалась как вместе с куклой, так и отдельным комплектом.
Вывод: Мир советской игрушки — это трогательные воспоминания нескольких поколений нашей страны, и в том числе наших бабушек, прабабушек. Потертые плюшевые мишки, куклы в простеньких ситцевых платьицах, голубоглазые пупсы — с ними ушла целая эпоха.
3. Кукла в наши дни:
В последнее время кукольный мир кардинально изменился. Современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование. Куклы-роботы, или куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от ребенка. Т.е. другими словами кукла диктует правила игры ребенку, тем самым не давая раскрыться фантазии. (слайд 15)
Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Большинство игрушек, в том числе и куклы, привозят к нам из других стран. Не все материалы, из которых сделаны игрушки натуральные и без примесей вредных веществ и не все надлежащего качества.
Моё отношение к куклам.
Девочки рано усваивают, что такое мода и как ей следовать, именно кукла становится первым «подопытным кроликом», малышки с помощью мамы шьют ей модные одежки, делают макияж, изготавливают вручную украшения из подручных материалов. Куклу можно причесывать, стричь, даже красить ей волосы. Вот и я не исключение из них. Будучи совсем маленькой девочкой, я тоже пыталась всячески разнообразить и украсит своих кукол. Моя мама заметила это и стала помогать, мне изготавливать куклы своими руками и шить на них одёжку. В прошлом году мы с моей мамой участвовали в реализации школьного проекта «Куклы обереги», где сшили национальный костюм ( женский и мужской) республики Беларусь (слайд 16). а в этом году мы совместно изготовили куклу из всем хорошо известного стихотворения А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» - дедушку Мазая, и приняли участие в городской выставке кукол «Солнце для всех», где награждены были дипломом участника выставки. (слайд 17).
Результаты исследования.
Социологический опрос.
Я решили проверить, а что знают мои одноклассники о куклах. Для этого разработала несколько вопросов, наиболее интересовавших меня, на которые попросила ответить учеников моего 2б класса. В опросе приняли участие 25 детей.Результаты опроса были таковы
После проведения опроса в классе, мы выяснили, что многие очень мало знают об истории возникновения первых кукол. Только 5 человек знают, когда появилась первая кукла, 4 человека знают, в какие куклы, играли их мамы и бабушки. Но ребята хотят узнать историю возникновения первых кукол и материалы, из которых они были изготовлены. Знание истоков культуры, нравов и традиций разных народов мира поможет понять и объяснить многие моменты истории. (слайд 18)
Чтобы мои одноклассники смогли не только больше узнать о том, какими куклами играли их мамы и бабушки, но и смогли сделать такую куклу своими руками, я подготовила небольшие сообщения о них и провела мастер класс на уроке технологии. (приложение1)
Анкетирование.
Мне было интересно, играют ли девочки моего класса в куклы. Я провела анкетирование среди них и, получила вот такие ответы:
- у 100% девочек есть куклы, 90% из них играют в эти куклы.
- 75% одежду для кукол покупают в магазинах готовую, и лишь 25% шьют сами.
- из числа опрошенных 16 % знают, какими были куклы в древней Руси.
- 16% девочек ответили, что мама передала свою куклу по наследству дочке.
Из анкеты я выяснила, что кукла является любимой игрушкой. Некоторые мамы стараются привить своим детям умение шить. Дети любознательны, а значит взрослым необходимо как можно больше посвящать их в историю нашей страны. (слайд 19)
Заключение.
В заключении хочу заметить, что кукольный мир кардинально изменился. Если с древних времен куклы разных народов служили не только для игры, они считались сильными магическими оберегами, принося удачу, защищая от зла и исполняя желания, то в наше время кукла служит только для игры, исключением являются куклы для коллекций. Но кукла всегда была отражением образа человека. Играя в куклы, ребенок выражает себя, свой опыт, свои знания и переживания, создает образы. О кукле нужно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать. Кукла всегда была самым желанным подарком для девочек. И неважно из чего она сделана, откуда она привезена. Важно то, что эти куклы были самыми любимыми и дорогими сердцу. Ведь куклы это маленькая жизнь!
А также куклы позволяют передать детям традиции национального искусства. Первый мир, который строит в своей жизни человек – это мир куклы. Детские игры и игрушки выполняют важные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности. Через игрушку из поколения в поколение передается духовная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, полностью подтвердилась.
Выводы:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Список литературы
Приложение 1
Изготовление куклы
Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;
2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;
2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.;
1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.
Порядок изготовления куклы:
1. Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складываем от краев длинной стороны к средине (рис. 1) | |
2. Скручиваем в скатку (рис2) | |
3. Скрученный лоскут перегибаем пополам (рис. 3) | |
4. Треть длины куклы определяем как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязываем платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складываем по диагонали. Платок накидываем концами крест-накрест, концы заводим за спину, не завязывая узел (рис. 4) | |
5. Затем куклу плотно заворачиваем в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) | |
6. Перевязываем поясом (рис. 6). | |
7. Второй платок повязываем на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7) | |
8. Концы платка не фиксируем узлом, а стягиваем вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы |
Слайд 1
Проект по теме «Традиционные куклы народов мира» Подготовила: Рогозная надежда Ученица 2Б класса МБОу « Сш №29» Г. НижневартовскСлайд 2
Дети всего мира любят играть в различные игрушки. Ещё в древние времена людьми были придуманы куклы, которые являлись не только игрушками, но и оберегами, талисманами и т.д.. Со временем они были усовершенствованны , и поэтому куклы современного времени очень отличаются от кукол, которыми играли дети в древние времена. Мне стало интересно, как первоначально выглядели куклы различных стран, какой смысл в них вкладывали создатели и как они изменились со временем. Именно поэтому темой моего проекта стали традиционные куклы нородов мира.
Слайд 3
Цель моего исследования заключается в том, чтобы узнать и рассказать о том, какие куклы существовали в древние времена в различных странах, с какой целью они изготавливались и как изменились со временем. Задачи, которые я перед собой поставила: Из источников средств массовой информации, сети Интернета изучить историю возникновения кукол. Изготовить некоторые виды кукол, донести информацию до своих одноклассников и друзей. Провести анкетирование и социологический опрос среди учеников моего класса. Гипотеза , которую я выдвинула : допустим, что через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.
Слайд 4
История первых кукол и материалы из которых они были сделаны: 1. Самые первые куклы были изготовлены из подручных материалов, таких как глина, камень, дерево, слоновая кость, кожа, воск, и т.д. 2. Самая древняя кукла-марионетка была найдена в захоронении «Брно-2», Чехословакия. Это небольшая фигурка из мамонтовой кости, к туловищу которой прикреплены подвижные конечности. Возраст куклы составляет примерно 30-35 тысяч лет. Некоторые исследователи Франции считают Марионетку началом истории куклы.
Слайд 5
История первых кукол и материалы из которых они были сделаны: В древних цивилизациях Греции, Рима и Египта были найдены наиболее ранние документальные записи о существовании кукол. В качестве традиционной игрушки для детей куклы стали выступать со времён существования Древней Греции. Греческие куклы были сделаны из глины, с выраженными бедрами и плечами. Перед свадьбой девушки приносили кукол в храм. В Риме кукол изготавливали из слоновой кости, глины и дерева. Тряпичные куклы делались из остатков ткани в доме (3 в. до н.э.). Когда девушки выходили замуж, они посвящали своих кукол в Богини. Найденные в Древнем Египте куклы были плоскими, без ног и с округлённой нижней частью туловища. Египетские дети играли в кукол с подвижными конечностяии и с париками. Таких кукол делали из дерева, камня или же керамики
Слайд 6
В 40-е годы XVII века во Франции появились восковые куклы, которые были названы пандорами . Их часто делали в человеческий рост и использовали для показа Парижской моды. К пандорам прилагались сундучки с одеждой, аксессуары и духи.
Слайд 7
Первые фарфоровые куклы появились во Франции в Х VIII веке. Из форфора делали только головы и конечности кукол, а тело было сделано из кожи или ткани .
Слайд 8
Африканские и японские куклы : Африканские куклы использовались в качестве талисмана, а так же для развлечения. Наиболее известными являются куклы Акуаба , с большими головами в виде дисков. В качестве ирушки японские куклы стали использоваться с Х I века, первоначально они использовались в качестве талисманоа и оберегов. Существует множество различных японских кукол, каждая из которых что-либо олицетворяет.
Слайд 9
Американские куклы Традиционными куклами Америки были куклы с головой из сушёных яблок (североамериканские). Но сейчас огромной популярностью по всему миру пользуется американская кукла барби . Прототипом стала немецкая кукла, которая была изменена и доработана американкой Рут Хэндлер .
Слайд 10
Хантыйские куклы В прошлые века хантыйские дети играли в куклу которая носит название акань . Таких кукол шили из ткани, сукна или меха . Акань считают членом семьи, поэтому она находится всегда рядом со своим хозяином.
Слайд 11
Русские куклы На Руси делали куклу- мотанку . Она использовалась как оберег. Её особенности в том, что при её изготовлении не использовали иглу, а закрепляли всё узелками . Так же эта кукла была безликой. Существуют несколько видов куклы- мотанки , и каждая такая кукла носит свою цель. Каких-то мотанок клали в кроватку ребёнку, других дарили молодожёнам, третьих брали с собой в дорогу.
Слайд 12
Матрёшка Но традиционной русской куклой является матрёшка. Матрёшки появились в 90-х годах XIX века и представляли праздничные костюмы жителей различных губерний и уездов . Эскизы матрёшки были созданы художником Сергеем Малютиным . Само слово "матрёшка" образовано от имени Матрёна. Сейчас в нескольких городах России работают музеи матрёшки.
Слайд 13
Участие в городской выставке В этом году мы с моей мамой изготовили куклу из всем хорошо известного стихотворения А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» - дедушку Мазая , и приняли участие в городской выставке кукол «Солнце для всех», где награждены были дипломом участника выставки.
Слайд 14
Социологический опрос Я решили проверить, а что знают мои одноклассники о куклах. Для этого разработала несколько вопросов, наиболее интересовавших меня, на которые попросила ответить учеников моего 2б класса. В опросе приняли участие 25 детей.
Слайд 15
Социологический опрос
Слайд 16
Анкетирование Мне было интересно, играют ли девочки моего класса в куклы. Я провела анкетирование среди них и, получила вот такие ответы: - у 100% девочек есть куклы, 90% из них играют в эти куклы. - 75% одежду для кукол покупают в магазинах готовую, и лишь 25% шьют сами. - из числа опрошенных 16 % знают, какими были куклы в древней Руси. - 16% девочек ответили, что мама передала свою куклу по наследству дочке. Из анкеты я выяснила, что кукла является любимой игрушкой. Некоторые мамы стараются привить своим детям умение шить. Дети любознательны, а значит взрослым необходимо как можно больше посвящать их в историю нашей страны.
Слайд 17
Выводы Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Таким образом, куклы очень изменились со временем. Сейчас куклы воплощают человеческую жизнь и их используют в качестве игрушек. Древних кукол можно найти в музеях, увидеть на выставках и так далее.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Именинный пирог
Воздух - музыкант
Рисуем "Ночь в лесу"
Упрямый зяблик
Филимоновская игрушка