Исследовательская работа по сохранению и передаче национальных традиций с самого раннего возраста, бережному отношению к работам своих бабушек.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 726.5 КБ |
Отдел образования Администрации Косинского муниципального района филиал МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» «Солымская начальная школа – детский сад»
Исследовательская работа
«Волшебный бабушкин сундук»
Работу выполнила ученица 2 класса
Солымской начальной школы
Колегова Валерия
Руководитель: Гордеева С.П.
2016
Содержание работы.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основная часть исследования……………………………………………..4
1.1.Из истории вышивки ……………………………………………….. 4
1.2.Технология вышивки крестиком……………………………………...6
1.3. Использование нитей для вышивания ……………………………..6
2. Практическая часть исследования ……………………………………….7
2.1. Описание практической работы……………………………………….7
2.2. Выводы по работе ……………………………………………………..7
3. Заключение…………………………………………………………………..8
4. Список литературы…………………………………………………………..9
5. Приложения………………………………………………………………….10
Введение
Мою бабушку зовут Колегова Тамара Васильевна. (Приложение 1) Она живёт в посёлке Солым. Я её часто навещаю. У ней дома есть сундук. Когда я перешла во 2 класс бабушка показала мне, что хранит в сундуке. Там лежали: тканая одежда, полотенца, салфетки, скатерти, различная вышивка. Правда со временем они пожелтели. Оказывается, это были работы моей прабабушки Комоловой Анны Сергеевны. (Приложение 2 ) Она приехала в посёлок Солым на заработки в 1960 г. из Горьковской области Арзамасского района деревни Лепели. Она была хорошей мастерицей – рукодельницей. Все работы моей прабабушки хранятся и берегутся. Это наша семейная ценность. На день рождения Коми – Пермяцкого округа несколько работ моей прабабушки были на школьной выставке. Выставка получилась нарядной и красивой. (Приложение 3) Учеников нашей школы заинтересовали работы по вышивке крестиком. На мастер - классе все ребята попробовали вышивать крестиком на картоне. (Приложение 4). После мероприятия в школе я подумала, что мастерство моей прабабушки не должно уходить в прошлое, надо его изучать. Для начала я решила освоить мастерство по вышиванию крестиком.
Проблема: мне захотелось узнать, почему люди стали вышивать крестиком, откуда появилась вышивка крестом.
Я предположила: если изучить искусство вышивания крестом, то можно самой создать красивые изделия.
Цель моего исследования – узнать историю вышивки крестом и освоить вышивку крестом.
Задачи: 1) прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестом; спросить бабушку.
2) изучить технологию вышивания крестом;
3) узнать, какие нитки можно использовать для вышивания
4) сделать самой несколько работ вышитых крестиком.
Я добьюсь цели, если буду использовать:
1) дополнительную литературу по теме;
2) практическую работу по вышиванию.
1. Основная часть исследования.
1.1. Из истории вышивки.
История возникновения вышивки уходит далеко в прошлое. На Руси вышивка появилась еще в 9 – 10 веке. Вышивкой крестиком украшали: 1) национальные костюмы, одежду, обувь, головные уборы, жилище; 2) предметы бытовые (подушки, покрывала, скатерти, полотенца и т.д.); 3) конскую сбрую.
Основным узором вышивки крестиком является растительный орнамент, а также изображения птиц и животных. Каждый узор вышивался определенным цветом.
Материалом для вышивки в разные далекие времена служили: жилы животных, нити льна, нити шерсти, нити шелка, натуральный волос.
У древних славян вышивка служила оберегом от несчастий. Оберег – от слова «оберегать», «защищать». Обережное вышивание крестом возникло в то время, когда у славян не было письменности и христианских молитв. Вышитые крестиком одежда, полотенца, занавески славян – были обращением к богам защитить их семьи от горя и напасти. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Есть поверье, что вышивка, сделанная в один день от рассвета до заката, оберегает от злых сил, болезней. Каждый узор вышивался определенным цветом. Самым сильным оберегом считается православный крест. От него и появилась вышивка крестом. Крест всегда рассматривался нашими предками как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.
Так, например, для отведения чёрных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и очистит души и тело оберегаемого.
Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напастей часто вышивали оберег Оделей трава. Также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти, поэтому эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось, что огонь Духобора уничтожит в человеке все хвори.
У славян были обереги на все случаи жизни. Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) для новой родни и гостей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества.
1.2. Технология вышивки крестом
Существует несколько видов вышивки крестиком, самым популярным считается простой полный крест. При такой технике по лицевой стороне изделия получаются аккуратные крестики, а по изнаночной — горизонтальные и вертикальные стежки. Технологию вышивки крестом очень просто изучить даже новичку. В первую очередь нужно научиться правильно выполнять стежки.
Вышивание горизонтальными рядами снизу вверх. Вышить крестик можно разными способами: снизу вверх и наоборот, ряды могут идти горизонтально, вертикально или по диагонали. В любом случае, вышивать всегда нужно строго в одном направлении.
1.3. Использование нитей для рукоделия.
В наше время много рукодельниц с удовольствием занимаются этим ремеслом. Научиться вышивать крестом не так уж сложно, тем более, сейчас выпускают очень много наборов для вышивания.
Для вышивания используют нити: «ирис», «льняные», «шёлковые», «шерстяные», «мулине». Хлопковые нити лучше всего подходят для защиты от сглаза и порчи. Шёлк помогает в сложных ситуациях.
Шерсть защищает тех людей, которых зло уже коснулось. Лен действует успокаивающе, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров — при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.
Для вышивания крестиком используют чаще всего нитки «мулине» и «ирис».
2. Практическая часть исследования.
2.1. Описание практической работы.
Я выполнила несколько работ, вышивая крестиком. Мне понадобились в работе следующие материалы: картон, вафельное полотенце, канва, нитки «мулине» разных цветов.
Инструменты: игла, ножницы, пяльцы.
Мама мне купила нитки «мулине». Чтобы удобно было вышивать, мы заплели нитки в косу. Посетив мастер – класс в школе, я научилась вышивать простейшие узоры на картоне. Только на картон надо вначале начертить клеточки, а потом вышивать. Сначала у меня получился на картоне «Грибок», потом коми-пермяцкий узор «Сорочья лапка». Затем я вышивала на вафельном полотенце уже дома. На полотенце было вышивать легче, т.к. на нём уже есть клеточки. Только мне в работе понадобились пяльцы для вышивания. У меня получилась забавная «Лисичка». (Приложение 5) Лисичка выглядела как будто живая. Она мне очень понравилась. Затем я вышивала на канве. На канве вышивать было труднее из – за мелких крестиков. У меня получился красивый «Котик». (Приложение 6) Теперь я планирую вышивать на канве с готовым рисунком уже небольшие картинки.
2.2.Выводы по работе.
Все мои работы выполнены нитками «мулине». Лицевая сторона моих работ выглядит ярко и красиво. Изнаночная сторона пока ещё не такая аккуратная. Это значит, что мне надо запомнить советы, которые я узнала во время моего исследования, и следующие работы - выполнять более аккуратно.
В занятии вышиванием я выделила положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны вышивания: прививает аккуратность; успокаивает;
можно подарить подарок, сделанный своими руками; можно заработать.
Отрицательные стороны: усталость; надо много времени для выполнения больших работ; требует терпения для завершения работы;
3. Заключение.
Вышиванием я буду заниматься и дальше. Я планирую в 3 классе
научиться вязать крючком красивые салфетки, а потом небольшие скатерти, в следующих классах освою вязание на спицах и шитьё. Я могу поделиться своими знаниями с другими ребятами. Бабушкин сундук оказался «волшебным». Работы моей прабабушки помогут мне раскрыть секреты её мастерства, разгадать многие тайны рукоделия.
Список литературы:
Приложение 1.
Колегова Тамара Васильевна – моя бабушка.
Приложение 2
Комолова Анна Сергеевна – моя прабабушка.
В 1960 г. приехала в п. Солым
из Горьковской области, Арзамасского района, деревни Лепели.
Приложение 3
Приложение 4
Мастер – класс по вышиванию крестиком на день рождения Коми – Пермяцкого округа. Вышивание на картоне.
Приложение 5
Забавная «Лисичка», вышитая на вафельном полотенце.
Приложение 6
Красивый «Котик», вышитый на канве.
Мастер-класс "Корзиночка"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Три коробки с орехами
Рисуем пшеничное поле гуашью