Творческий проект "Кукла-берегиня"
Вложение | Размер |
---|---|
pushkaryova_9a_proekt.docx | 804.01 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
Индивидуальный творческий проект
по технологии
“Кукла-берегиня”
АВТОР: обучающаяся 9 «А» класса
Пушкарева Александра Артемовна
Руководитель: учитель технологии
Шпилевая Наталья Владимировна
Начало работы: сентябрь 2019 г.
Завершение работы: апрель 2020 г.
2019-2020 учебный год
Содержание
1.Введение………………………………………………………………3-4 стр.
2.Основная часть……………………………………………………..5-11 стр.
2/1.История возникновения оригами…………………………………..5-7 стр.
2/2.Банк идей и выбор лучшего варианта………………………………..8 стр.
2/3.Требования к изделию………………………………………………...8 стр.
2/4.Примерный эскиз куклы……………………………………………...8 стр.
2/5.Описание внешнего вида……………………………………………..8 стр.
2/6.Инструменты и принадлежности…………………………………….8 стр.
2/7.Организация рабочего места…………………………………………9 стр.
2/8. Правила безопасного труда………………………………………….9 стр.
2/9.Технологическая последовательность……………………………...10 стр.
2/10.Экономическая часть……………………………………………….10 стр.
2/11.Экологическая часть………………………………………………..11 стр.
2/12. Контроль качества продукта………………………………………11 стр.
3.Заключение…………………………………………………………....12 стр.
4.Список использованной литературы………………………………13 стр.
5.Приложение………………………………………………………..14-16 стр.
1. Введение
Актуальность темы. Для выполнения индивидуального итогового проекта в 9 классе я выбрала творческий проект по технологии. Ещё в детстве у меня было хобби – оригами и различные приёмы этого. Думаю, я смогу воплотить свои знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, выполняя этот проект. Я бы хотела создать куклу своими руками. Я считаю, что работы сделанные своими руками по сей день актуальны. Моя работа может служить подарком.
Проблема: возникло желание сделать куклу, и использовать это ручное изделие в качестве декора.
1.1. Цели, задачи и гипотеза.
Гипотеза: предположим, что возможность изготовить куклу с помощью оригами своими руками является экономически не слишком затратной.
Цель: создание куклы своими руками.
Задачи:
1.2. Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся 9 «А» класса.
1.3. Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы
Первый этап (подготовительный) – выбор и обоснование темы работы, изучение информационных источников с целью постановки проблемы.
Второй этап (технологический) – определение цели и задач, методы работы над проектом, технологическая последовательность выполнения работы, изготовление проектного изделия.
Третий этап (аналитический) – анализ творческого изделия, оформление проектной папки, защита и презентация проектного продукта.
В процессе работы были использованы следующие методы:
1.4. Используемые ресурсы
Временные – 8 месяцев (сентябрь –апрель);
Информационные – книги, Интернет-ресурс;
Материальные:
Интеллектуальные – учитель технологии, Шпилевая Наталья Владимировна;
Технические – компьютер, камера телефона, принтер.
2. Основная часть
2/1. История возникновения оригами.
Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.
В периоды Камакура (1185 -- 1333 гг.) и Муромати (1333 -- 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были знаком дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в., упоминает в своей книге "Гандзи моно гатари" ("Повесть о блистательном принце Гандзи") о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.
В периоды Адзути-Момояна (1573 -- 1603 гг.) и Эдо (1603 -- 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) - традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передаётся из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретённых им несложных условных знаков (Приложение, схема 1) ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрёл сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. Этому способствовало то, что после Второй мировой войны, в которой Япония, как известно, воевала на стороне фашистской Германии, европейцы относились к Японии весьма прохладно. В попытках растопить горы европейского ледяного презрения и недоверия японское министерство иностранных дел использовало испытанный способ – стало посылать в стан бывших врагов деятелей своей народной культуры, в том числе, в течение нескольких лет, и Акиру Йошизаву в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство было доступным и понятным без слов международным средством мира и дружбы.
В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.
Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всём мире).
Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (букв. - птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки – "различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".
И всё же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.
Любителем оригами был Льюис Керрол - автор "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".
Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьёзный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов". Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.
В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.
В настоящее же время оригами является хобби для многих людей по всему миру. Ведь это совсем не трудно и затратно, но получается очень красиво.
2/2. Банк идей и выбор лучшего варианта (Приложение, рис.1,2,3).
Я выбрала несколько вариантов и решила остановиться на №3 – кукла-берегиня, потому что она мне подходит больше всего.
2/3.Требования к изделию.
1. Доступная технология изготовления.
2. Небольшой расход материалов.
3. Простая конструкция.
4. Быстрота изготовления.
5. Экологическая безопасность.
6. Изделие должно иметь низкую себестоимость, но выполнено качественно.
7. Кукла должна быть красивой.
8. Произведено в единственном экземпляре.
2/4. Примерный эскиз куклы (Приложение, рис.4).
2/5. Описание внешнего вида.
В основе изделия лежит кукла-берегиня.
2/6. Инструменты и принадлежности.
Наименование | Инструменты и приспособления |
1.Бумага 2.Шарик 3.Ленточка 4.Шпажка 5.Клей 6.Ножницы |
|
2/7. Организация рабочего места.
При выполнении ручных работ:
1. Свет должен падать с левой стороны. Очень важно, чтобы место, где выполняется работа, было хорошо освещено.
2. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
3. Сидеть нужно прямо, касаясь корпусом спинки стула.
4. Головку слегка наклонить вперёд.
5. Нельзя опираться грудой клеткой на стол.
6. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
7. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Организация рабочего места:
1. На рабочем столе должны находиться те материалы и приспособления, которые необходимы для выполнения работы.
2. Корпус следует держать прямо или слегка наклонить вперёд.
3. При выполнении работы не ставить локти на стол.
4. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
2/8. Правила безопасного труда.
1. Требования безопасности перед началом занятий.
1.1. Быть аккуратнее при работе с ножницами.
1.2. Хранить модули и бумагу предназначенном месте.
1.3. Плотно закрывать клей.
2. Требования безопасности во время занятий.
2.1. Бережно относиться к своей работе и материалам.
2.2. При выполнении руки должны быть чистыми.
2.3. Во время перерыва в работе убирать материалы.
2.4. При работе с ножницами не размахивать ими.
3. Требования безопасности во время аварийных ситуаций.
3.1. На уроке технологии при возникновении аварийных ситуаций (пожар), покинуть кабинет по указаниям учителя, организованно и без паники.
3.2. В случае травматизма обратиться к учителю за помощью.
3.3. При плохом самочувствии сообщить учителю.
4. Требования безопасности по окончании занятия.
4.1. Собрать все модули.
4.2. Привести рабочее место в порядок.
2/9. Технологическая последовательность.
№ п/п | Наименование операции | Графическое изображение |
1 | Подбор инструментов и материалов | |
2 | Выполнение работы | |
3 | Оформление рамкой | |
4 | Оформление готовой проектной работы |
2/10. Экономическая часть.
Материал | Количество | Цена за ед., р. | Стоимость, р. |
Бумага | 40 | 2 | 80 |
Ленточка | 1м | 20 | 20 |
Итого: | 100 |
Все остальные материалы, необходимые при изготовке изделия, я брала в кабинете технологии. Итак, затраты на изготовление куклы составили 100 рублей, не считая ручной труд, который в наше время оценивается очень высоко.
2/11. Экологическая часть.
В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен пользоваться экологически чистыми продуктами и материалами для безопасности своей жизни. Это относится и к материалам для создания различных изделий.
Материалы, используемые при изготовлении куклы, не наносят вред здоровью человека, так как бумага является экологически чистым материалом.
2/12. Контроль качества продукта.
1. Кукла соответствует примерному эскизу.
2. Изделие изготовлено аккуратно, качественно.
3. Изделие соответствует всем требованиям и ориентировано на покупателя любого возраста.
4. Эстетическое и декоративное оформление имеет композиционное решение.
3. Заключение
Моя кукла готова (Приложение, фото 1). Цель, которую я поставила в начале индивидуального итогового проекта, успешно выполнена.
Я изучила историю возникновения оригами, использовала экологически чистые материалы, самостоятельно изготовила авторский проектный продукт.
Работая над проектом, все этапы я выполнила, соблюдая правила техники безопасности. Моим одноклассникам и мне работа понравилась.
Умения и навыки, приобретённые при выполнении проектной работы, пригодятся мне в будущем при изготовлении декоративных изделий.
4.Список используемой литературы
1. «Модульное оригами» Автор: Стефан Мартин
2. http://jorigami.ru/NewDoc/History_of_origami.htm
3.https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=3nwx37&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=8143
4. https://www.livemaster.ru/topic/1597156-tehnika-vypolneniya
5. Приложение
Схема 1. |
Идея №1(Рис.1) Идея №2(Рис.2)
Идея №3(Рис.3)
Рис.4
Фото 1.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Невидимое письмо
Как нарисовать небо акварелью
Без сердца что поймём?
Соленая снежинка