Исследовательская работа по ИЗО на тему: «Изготовление красок в домашних условиях из природных материалов»
Вложение | Размер |
---|---|
man_ayliny.doc | 61.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия
с. Малояз муниципального района Салаватский район РБ
Исследовательская работа
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Направление: Изобразительное искусство
«Изготовление красок в домашних условиях
из природных материалов»
Подготовила: Сафаргалина Айлина
ученица 4 «а» класса МБОУ БГ с. Малояз
Руководитель: Нугаманова Г.Д.
учитель начальных классов
МБОУ БГ с. Малояз
Малояз-2018
Содержание
Введение
Глава 1. Сведения о красках
1.1. История появления красок
1.2. Виды красок
1.3 Состав красок
Глава 2. Практическая часть
2.1. Изготовление красок в домашних условиях из природных материалов
2.2. Результаты эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я очень люблю рисовать разными красками. Эти краски можно купить в любом магазине. Но ведь раньше магазинов не было, а художники рисовали удивительные картины. В те далёкие времена, не было заводов по производству красок, и, наверное, их делали вручную. Даже сейчас многие красят яйца натуральными продуктами, луковичной шелухой. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Возможно ли их сделать в домашних условиях.
Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях? Можно ли их использовать в живописи?
Объектом исследования являются краски.
Цель исследования - определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
Гипотеза: Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут
Методы исследования:
Глава 1. Сведения о красках
1.1. История появления красок
Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах, на собственной коже!
Самой первой краской была глина. А глины бывают разные – желтые, красные, зеленоватые, белые.
Древние художники с помощью рисунков еще и колдовали, вернее, им казалось, что они колдуют. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деваться? – думали древние охотники-художники. – Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?» А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубления втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.
Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Ну прежде всего они использовали охру – краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают желтые, коричневые, красноватые.
Черный цвет давала сажа, копоть. Находили наши предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Шли тысячелетия. Понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица – желтую краску, отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны – коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
1.2. Виды красок
Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно – клеевым связующим и примесью белил. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере гуашь наносится ровным плотным непрозрачным слоем.
С эпохи Возрождения гуашью подсвечивали рисунки, исполняли эскизы для живописных произведений, выполняя портретные миниатюры. В России техника гуаши достигла высокого развития в начале 19 века, ею виртуозно владел Ф.П. Толстой, создавший в ней близкие «обманки» иллюзорные изображения цветов и фруктов. Гуашью выполняют оригиналы плакатов, эскизы декораций, оформительские работы.
Акварель - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварели – прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу(бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость), плавность цветовых и тональных переходов. Живопись акварелью бывает многослойная и в один приём; она может выполнятся по - сухому и по - мокрому, когда бумага увлажняется. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и др.вещества.
Живопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 в. До н.э. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 в. И до 17 в. Имела вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства.
Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2- ю пол. 19 в, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости.
Темпера – краски на натуральной основе, которые были известны уже в Древнем Египте. Темперные краски легко смешиваются, быстро высыхают. Прекрасно подходят для рисования на бумаге, картоне, дереве и даже холсте. Рисование такими красками даёт ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Темперой называют краски, связующим которых служат эмульсии разных составов. В XV-XVI веках в Италии под словом «темпера» подразумевалось связующее вещество красок вообще и также клей животного и растительного происхождения.
Масляные краски - это густые пасты, сделанные путем растирания пигмента и связывающего вещества, в состав которого входит масло. От качества используемого вещества значительно зависит прочность и сохранность произведений изобразительного искусства.
1.3. Состав красок.
Изучив виды красок, мы нашли их в магазинах и начали изучать состав. Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Изготовление красок в домашних условиях из природных материалов
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама. Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как растительное масло, мед и вода. Один и тот же цвет могут давать разные виды сырья. Но мы использовали муку, морковь, свёклу, мел, чернику, голубая глина, желток, уголь, голубику. Я составила общий план для всех экспериментов. Приложение 1
План эксперимента
1. Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.
2. Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.
3. Просеять порошок, или выжать сок.
Смешать сырьё со связующим веществом.
2.2.Результаты экспериментов
Прежде чем приступить к смешиванию мы измельчили сырьё – это мел, уголь, остальное сырьё мы тёрли на тёрке и выжимали сок – свёкла, морковь и другие
Каждый вид сырья я смешивала с водой, мёдом, и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.
Полученные краски отличались по тягучести и качествам:
- смешивая жидкое сырьё мы увидели, что яркие цвета получаются при соединении с мёдом, и в редких случаях с водой( свёкла, черника).
Мы подтвердили предположение о том, что от связующих зависит какой вид краски получается, на основе воды мы получили краску, похожую на акварель, из меда и клея – на гуашь, из яйца – на темперу.
Тяжелее всего набиралась на кисточку краска из яйца, так была очень вязкая, и плохо соединялась с сырьём.
После высыхания через день краска из клея плохо смачивалась, а на основе воды и сыпучего сырья засохла, и пришлось разбавлять заново.
После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. Кроме того, мы выполнили рисунок на ткани на основе мёда, эта картина сохла дольше всего. После высыхания некоторые краски меняли цвет.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Заключение
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях из природных материалов. Каждый вид сырья я смешивала с водой и маслом, в результате получились разные цвета.
В соответствии с поставленной целью и задачами мною была изучена литература по истории появления красок, процесс изготовления красок.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это краситель, в качестве которого я использовала уголь, глину, свёклу, морковь, желток, мел. В качестве связующего вещества –воду и масло. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с водой и маслом, краска хорошо держится на бумаге.
Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки: они экологически чистые, безвредные и имеют естественные цвета, но они неяркие, трудоемкие в приготовлении и их неудобно хранить, а магазинные краски яркие и красочнее.
Моя работа может пригодится на уроках окружающего мира и изобразительного искусства.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
- обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов;
- более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею.
Список использованной литературы
1. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
2. Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975 г.
3. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
Рисуем подснежники гуашью
Пчёлки на разведках
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Как зима кончилась
Снежная книга