работу выполнила ученица 4 а класса Ишкуватова Арина.
Выступила в форуме в г.Учалы и завоевала 3 место.
А.Лутфуллин наш дедеушка.
Рассказали онем, о тех картинах, которые не публиковались.
Вложение | Размер |
---|---|
ishkuvatova_arina.mobu_sosh_s.abzakovo.evropa-aziya.docx | 84.2 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Абзаково муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЕВРОПА – АЗИЯ. ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ»
Направление исследования: «История и культура Башкортостана»
Тема: « Моя родословная. Потомки Ахмата Лутфуллина»
Автор работы: Ишкуватова Арина Фанисовна, обучающийся 4 А класса МОБУ СОШ с. Абзаково МР Белорецкий район РБ
Руководитель: Файзуллина Альфия Вильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Абзаково МР Белорецкий район РБ
2019
Оглавление
Введение……………………………………………………….…... 3
1.Генеалогия.Что такое шежере?………………………….………. 8
2.Шежере семьи Лутфуллиных (Ишкуватовых) ( составленное ученым, историком, профессором А.З.Асфандияровым по материалам архива г. Уфы)……………………………………………………………..9
3.Практическая работа исследования………………………………10
4.Мой прапрадед Лутфуллин Ахмат Фаткуллович………………...11
4.1.Картины Лутфуллина, хранившиеся у родственников……….14
5. Школа имени Ахмата Лутфуллина…………………………….15
Заключение…………………………………………………………..16
Литература………………………………………………………..….17
Приложение…………………………………………………………18
2
Введение
Я - ветка в кроне рода моего.
Веками наше связано родство.
И кто меня безродным назовёт,
Когда вокруг мой край и мой народ?
Когда из всех слоёв земли
Семь родников мне в душу потекли,
Когда в семь глаз взирает Етеген
На мой народ, на семь его колен?
«Да, это так», - кивают не спеша
Аслай, Ялмурза, Лотфулла, Гатаулла.
И вторят им из памяти моей
Мужагит ,Гатаулла, Лотфуллаи Фатхулла
«Да будет так!» - я приобщаюсь к ним
Как равный, с поколением девятым.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с большой буквы. Спроси: «Что такое Родина?» и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – это место, где родился, другие скажут, что это родной дом, где ты сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало именно с отчего дома. Отчий дом - значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.
Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Есть мудрое выражение у башкирского народа: "Где одному не справиться, там род поддержит». В самые тяжелые минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Действительно, человек — лишь звено в цепочке поколений... Ведь передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт, накопленный прожитыми годами.
Меня зовут Арина. Я внучка великого художника Ахмата Лутфуллина. Это человек, которым мы гордимся бесконечно.
Меня всегда интересовала история нашей страны, республики, семьи и нашего рода. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю родины в отрыве от истории родного края. История нашего рода, сохранившаяся в воспоминаниях моих предков, - это часть истории нашей республики.
В данной работе я хочу рассказать о родословной нашей семьи. Я выбрали эту тему, так как считаю ее актуальной во все времена, так как незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.
Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает проявляться. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия. Главным консультантом в моей работе была моя учительница и сестра, племянница Ахмата Лутфуллина - Файзуллина Альфия Вильевна.
Цель: 1.Изучение и дополнение шежере нашего рода;
2.Глубокое изучение жизни и творчества А.Лутфуллина;
3.Встреча с родственниками, беседы о родственных связях, о предках, знакомство и ознакомление с картинами художника, не публиковавшихся в печатных изданиях. (подарки близким)
4.Рассказ о родной школе. Дни памяти Ахмата Лутфуллина.
Задачи:
Гипотеза исследования: если каждый обучающийся изучит шежере, то будет знать не только историю своей семьи, но и историю своего народа, и страны.
Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать свои родственные связи до 7-го колена. Именно поэтому я и занялись изучением нашей родословной.
Методы исследования:
Шежере в переводе с арабского языка означает дерево. И на самом деле, родословная людей похожа на дерево с корнями, от одного человека рождается много потомков.
Башкирский народ с древних времен должен был знать своих предков до седьмого колена. В советские годы этот обычай был утерян. Сейчас он вновь возрождается, люди хотят узнать о своих предках. Через ревизские сказки (поимённые списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи) люди могут узнать о своих родственниках на 3-4 поколения (100 лет). В книге «История башкирских родов» можно узнать историческую информацию о мужчинах, служивших в армии, участвовавших в войне. Список 1917 года о семьях XVII-XIX веков, о различных бумагах, жалобах тоже является источником информации.
В советское время до 1926 года у башкир, татар фамилией становилось имя отца, после 1926 года добавилось отчество. Некоторые семьи выбирали как фамилию имя отца, а другие – имена предков за 3-4 поколения. После принятия мусульманства и вслед за ним арабского письма генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом "шежере", что в дословном переводе на русский язык означает "дерево", в смысловом же переводе - "родословное" или "родословие". Р.Г. Кузеев по этому поводу пишет: "Перевод слова "шежере" "родословным" или "родословием" не исчерпывает того значения, которое имеется в действительности. Не случайно в историко - краеведческой литературе XIX века, где были опубликованы переводы на русский язык нескольких башкирских шежере, эти письменные памятники назывались по разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невозможен, так как сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям".
В виде синонимов слова "шежере" башкиры в своей письменной практике довольно часто употребляли также слова "насабнаме", "насапхат", "силсиля" и "тайра". И все же с давних времен в большинстве случаев башкиры относительно родословных употребляли слово "шежере". Это слово прочно утвердилось как в языке народа, так и в научной литературе.
По формальным, внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные и нарративные. Первый вид представляет из себя список мужских имен, расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Отсюда и название "шежере", в переводе с арабского обозначающее "дерево". Второй вид, обычно, также имеет разветвленную цепь имен, но в нем, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты.
Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право).
В настоящее время в области архивного дела генеалогия открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.
В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось».
Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.
2.Шежере семьи Лутфуллиных (Ишкуватовых) ( составленное ученым, историком, профессором А.З.Асфандияровым по материалам архива г. Уфы
Наше шежере, где отражено семь колен, составил ученый, историк, профессор А.З.Асфандияров. Наш род начинается с Ишкувата Аслаева. У него было 7 детей. Сын Ялмурза и его жена Акхылыу воспитали четверо детей: Лотфулла, Гатаулла, Мужагит, Гатаулла. Лотфулла это наш прапрадедушка. Он был муллой. Он с женой Базернисой воспитали шестерых детей. Самым старшим был отец моего дедушки Фатхулла. С бабушкой Нафисой они дали жизнь семерырым детям. Самый старший сын Ахмат. Я внучка его братишки Виль. Продедеушка Ахмат Лутфуллин и дедушка Виль имеют разные фамилии, так как раньше дедушка Ахмат взял себе другую фамилию. Он из имени своего деде сделал фамилию (Лотфулла-Лотфуллин).Все остальные шестеро детей носят фамилию Ишкуватовых. На данный момент из семерых детей живы трое. Дедушка Рафкат Ишкуватов, живет в городе Уфа. Он заслуженный учитель РФ, Отличник Образования. Много лет отработал директором Уфимского педагогического колледжа.Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Дяда Батыр Ишкуватов, также посвятил свою жизнь обучению детей.
Он преподавал историю детям, очень любил путешествовать по знаменитым местам нашей Республики. Любовь к Родине и путешествиям не покидает его и ныне, находясь на отдыхе. Он заслуженный учитель РБ.
Дедушка Виль Ишкуватов, заслуженный тренер и заслуженный учитель РБ. Он более 40 лет посвятил хоккею, основал хоккей в селе Абзаково. Сейчас дедушка также находится на заслуженном отдыхе.
Среди моих дедов и бабушек очень много людей, занимавшихся преподаванием и образованием.
3.Практическая часть исследования
В последнее время генеалогия - модное хобби, однако это и удивительная возможность осознать свою причастность к группе интересных, уникальных и особенных людей - своих предков.
Я решила провести анкетирование своих одноклассников - учеников 4 класса МОБУ СОШ с. Абзаково на тему «Родословная моей семьи». Они ответили на следующие вопросы.
1. Знаком ли ты с родословной своей семьи?
2. Кто тебе о ней рассказал?
3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
4.Хочется ли тебе узнать что-то новое о своих родных (прабабушках, прадедушках и т.д.)
Результаты данного опроса следующие. (Приложение 2)
Вывод
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в большинстве случаев одноклассники знакомы с родословной своей семьи, в первую очередь, от своих родителей. Но большинство хотели бы узнать еще что-то новое о своих прабабушках и прадедушках. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится одновременно и с историей России.
.
4. Мой прапрадед Ахмат Фаткуллович Лутфуллин
В нашей родословной есть люди, вершивших судьбу республики, страны.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин- великий художник, живописец
Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.
После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945—1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949—1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951—1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).
Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.
На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.
В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была — что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.
4.1.Картины Лутфуллина, хранившиеся у родственников
Много картин Ахмата Лутфуллина, в которых он изображал своих близких родственников. Этим счастьем удостоилась и наша учительница Альфия Вильевна.
Данный портрет дядя Ахмат нарисовал в 1996 году. По словам героини картины это происходило летом. На предложение дяди нарисовать картину Альфия согласилась с большим удовольствием. Он попросил ее принести цветные карандаши. Затем усадил племянницу на диван и начал с большим интересом изображать маленькую девочку. Альфие нетерпелось увидеть свой портрет. Ровно 4 часа просидела племянница художника, позировала дяде. Портрет стал огромным подарком как для Альфии, так и для ее родителей. Старшие братья и сёстра завидовали ей, но не смели попросить дядю нарисовать и их портрет, так как сильно уважали его.
Данная картина не имеет названия. Но это природа нашего села. Ахмат Лутфуллин здесь изобразил две липы, которые росли около реки Кульсугады. Именно росли, так как этих могучих деревьев, к сожалению, теперь нет. Из- за рук человека они погибли. Да картина прекрасная, удивительная, богата красками. Автор показал всю красоту данного места, показал мощь этих деревьев.
Следующие картины хранится у дяди Мазгар, который живет в селе Абзаково. Следующий пейзаж также акварельный рисунок.
Этот портрет также нигде не публиковался, мы недавно ездили в гости к родному брату Лутфуллина Батыру в город Учалы и увидели на стенах дома вот эти две работы его брата. Портреты дяди Батыра и дедушки Фатхуллы.
Эти работы Лутфуллина очень дороги хозяевам дома. Картины очень сдержанные, аккуратные. Дядя Батыр рассказал нам, что его портрет он делал неделю. Всё волнение и трепет, которое он переживал в молодые годы, брат смог передать с помощью своих кистей.
Эти пейзажные рисунки хранятся в доме брата Лутфуллина Виля, он также живет в Абзаково. Данные полотна украшаю интерьер дома нашего дедушки. В этих картинах, по словам дедушки, Лутфуллин изобразил окраины нашего села, гору Улектубэ.
Да, эти картины не должны остаться без внимания. Наша задача больше рассказать о них, а также опубликовать их в прессе.
5.Школа, имени А.Лутфуллина.
В 2008 году постановлением Президента РБ нашей школе было присвоено имя Ахмата Лутфуллина. Эту кропотливую работу по завоеванию имени нашего земляка проделала директор школы Г.Р.Юмагужина, а также весь педагогический коллектив школы.
С этого года ежегодно в школе проходят мероприятия памяти А.Лутфуллину.
Эти мероприятия начинаются со дня рождения художника, с 4 февраля по дддконец марта. По заранее подготовленному и утвержденному плану дети и учителя участвуют в различных конкурсах, посещают музеи и картинные галереи. Самыми интересными конкурсами для нас являются конкурс рисунков. Мы с огромным старанием рисуем рисунки на разные тематики, сдаем их учителю рисования. А также «Брейн-ринг» по творчеству Лутфуллина, конкурс стихов, конкурс сочинений по картинам Лутфуллина, викторины по жизни и творчеству Лутфуллина, самый активный класс в пополнении музея Ахмата Лутфуллина и многое другое.
На итоговом мероприятии после весенних каникул, у нас проводится праздник, с приглашением наших земляков, таких как Айгиз Баймухаметов, Роза Аккучукова. На итоговом мероприятии дети представляют научные работы, рассказывают стихи, показывают сценки, поют и танцуют. Самые активные дети, победившие в конкурсах, награждаются грамотами и памятными подарками. Старшие классы ежегодно ходят на могилу художника, приводят ее в порядок. Все это заложено в добрую традицию. Наша любовь и великая гордость заставляет нас трудиться и учиться во имя имени нашего дяди Ахмата Лутфуллина.
Заключение
Исследуя нашу родословную, мы выполнил все поставленные нами задачи. Изучая историю нашей семьи, многое узнали о наших предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы дедушки Виля и дяди Батыра о наших родственниках. Мы узнали много интересного из жизни дяди Ахмата. Познакомили всех с нашей родословной.
Данная работа обязательно будет иметь продолжение. Мы хотим установить происхождение фамилий нашей родословной и подключить к этой работе родных. А еще неплохо было бы собраться всем дальним родственникам и пообщаться между собой, ведь мы же родные
Литература
1.Кузеев Р.Г. Родословная башкир/ Р. Г. Кузеев. – М. Наука, 1974.
2.Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа/ Р. Г. Кузеев. – М. Наука,1974
3.Некрасов Ю.М. Художественная культура русского и тувинского народов.
4.Воспоминания родных и близких.
5.Фото и документы из семейного архива.
6. http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии.
7. http://www.genealogia24.blogspot.ru/ Сайт по генеалогии.
8. http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».
9.http://www.gershzon.ru/ Сайт по генеалогии «Ваше Родословие».
Приложение 1
Диаграмма 1
Знаком ли ты с родословной своей семьи?
Диаграмма 2
Кто тебе о ней рассказал
Диаграмма 3
Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»
Диаграмма 4
4.Хочется ли тебе узнать что-то новое о своих родных (прабабушках, прадедушках и т.д.)
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Привередница
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Сказка на ночь про Снеговика
Компас своими руками