Данная работа посвящена исследованию художественого направления и стиля в искусстве. Это стиль называется Бидермаер.
Исследование данного стиля способствовало лучшему пониманию языка эпохи А,С, Пушкина.Целью данной работы было не только исследование стилевых особенностей данной эпохи , но и изучение костюма пушкинской поры, с целью реконструкции женского исторического костюма в стиле Бидермаер.Цель работы была достигнута., Костюм Вы можете увидеть на фотографии..
Автор статьи - Шелковская Елизавета 9 «В» класс.
МБОУ «Школа №11 им.Г.С.Бересневой» г.Нижний Новгород
Руководитель - учитель технологии Быкова О.В.
Тема :Исследование костюма пушкинской эпохи в стиле Бидермайер.
А вы знаете что такое Бидермайер?
Я исследовала данное художественное направление и узнала, что Бидермайер – это стиль и художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре, дизайне интерьера в Германии и Австрии в 1815—1848 годах. За образец для подражаниябыл взят аристократический стиль ампир и адаптирован для повседневной светской жизни. Бидермейер—стиль преуспевающего буржуа.
Изучая данную тему, я поставила перед собой цель:
Задачи исследовательской работы:
Актуальность моей работы заключается в том, что я- девушка, живущая в 21 веке уверена, что одежда является частью национальной культуры. Мы должны хорошо знать и изучать родную культуру , сохранять национальные традиции и бережно передавать последующим поколениям.
Источником вдохновения для создания женскогоисторического костюма явились героипроизведений Александра Сергеевича Пушкина, который вдохновенно писал в «Евгении Онегине»:
«Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд».
Основным примером-образом была для меня Татьяна Ларина – мой любимый образ в произведениях Александра Сергеевича.
Свое исследование я начала с исторической справкии узнала, что конец XVIII – начало XIX века – период «великих революционных потрясений». Изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности: на смену романтизму приходит стиль, получивший название «Бидермайер».Российский «Бидермайер» - это мир Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Островского- « учебник русской жизни 19 века».
Понятие «Бидермайер» рассматривается в искусствекак «художественный стиль», «стиль жизни», «стиль эпохи». В европейской культуре стиль «Бидермаер» отражал настроения, в первую очередь, немецкого бюргерства, которое ценило спокойствие, стабильность, безмятежное семейное счастье.
Стиль « Бидермайер» стал неотъемлемой частью как зарубежного, так и русского
искусства.Россия, развивавшаяся в общем русле европейского искусства, органично и с отставание воспринимала все стилевые ихудожественные направления европейской культуры. В России,так же как и в Европе , устали от войн и стремление к спокойной упорядоченной жизни было не чуждо и русскому обществу. Искусство в России оставалось дворянским, как до войны 1812, так и после Отечественной войны. Но богатые и бедныероссийские дворянские усадьбы и интерьеры были решены именно в том стиле, который в отечественном искусствознании долго называли «поздним русским ампиром».Наибольшее представление о стиле «Бидермайер» в интерьередает живописный жанр «в комнатах», который становится популярным и востребованным, охватив архитектуру и интерьер.Интерьер и мебель этого периода характеризуются скромностью, удобством и упрощенными формами. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. В особняках, созданных в стиле «Бидермайер»,комнаты, где происходили встречи семьи и гостей, оформлялись с особой заботливостью. Главный принцип стиля – практичность.
Наибольший интерес вызывает исторический костюм начала XIX века в стиле «Бидермайер». Данный стиль в одежде в большей степени коснулся женского платья. Мужчины продолжали носить цилиндр, фрак в талию, который, расширяясь на бедрах, имел подбитую ватой грудь и «окорокообразный», пышный у плеча рукав. Допускалась нарочитая романтическая небрежность в облике — рубашка с расстегнутым воротом и слегка развивающиеся волосы.
Женщинам тяжело было угнаться загосподствовавшей в светском обществе модой. Характерной чертой силуэта женского платья направления Бидермайер, отличающей его от платьев всех эпох, является значительно расширеннаягротескная линия плеч. Пышная юбка была менее тяжелой, без каркаса и более короткой. Акорсет у платьев был жестким и узким. Талия у платьев в стиле Бидермаер была очень узкой, модницы даже падали в обморок от кислородного голодания , так туго затягивался корсет в костюме. Силуэт строился на контрасте: тонкая талия, объемный верх и не менее объемный низ. Талия безжалостно утягивалась, рукава подчеркивали линию плеч, а несколько юбок придавали пышность бедрам. Женщинам больше не приходилось носить сложные конструкции из фижм и каркаса, что облегчало движение и позволяло полностью отдаться любимой забаве того времени — бальным танцам.
В качестве верхней одежды носили пальто, повторяющее силуэт платья, а также пелерины, накидки, ротонды, бурнусы, накидки с капюшоном, амазонки.
В 40-х годах XIX в моду вошла ротонда – верхняя женская одежда шотландского происхождения, в виде большой пелерины, без рукавов. Название «ротонда»происходит от латинского слова «rotundus» – круглый.Основанием для заимствования модой такого названия послужило увлечение садовыми павильонами-ротондами, появившимися в русской архитектуре в XVIII веке, круглая форма которых возникала в памяти, когда дама облачалась в такую накидку.
В начале XIX века женщины носят платья с низкой узкой талией, треугольным силуэтом и длинной широкой юбкой. Нижние юбки усилены конским волосом. В 1856 году появляется «подъюбник-кардинал» из гибких металлических обручей. Юбка становится еще шире, украшена полосками и оборками.
В XIX веке в европейской женской одежде лиф становится самостоятельной частью. Окончательное разделение одежды на юбку и блузу происходит уже в середине 1840-х годов, но только в конце века эта мода распространяется повсеместно по всей Европе и в России. Изначально блуза называется «жилетиком» со шнуровкой, а само название «блуза» закрепляется в мире моды позднее.
Говоря о костюме XIX век, нельзя не сказать и о прическах.В начале ХIХ столетия волосы носили довольно короткими. Каждая женщина по-своему решала проблему красивой прически. Так, для создания объемов в ход шли букли, петли, косы, локоны, кудри, жгуты.В мужской моде господствовали короткие стрижки. Во Франции, по примеру Наполеона III, все стали носить усы и бороду. В России, благодаря Александру II, привилась борода с гладко выбритым подбородком. Впоследствии в России Александр III снова ввел в моду длинную бороду.
Завершающим этапом моего исследования стала реконструкция женского исторического костюмапушкинской эпохи в стиле Бидермайер.
Мой исторический костюм представлен в виде ротонды, юбки, блузки и перчаток.
Я реконструировала ротонду в современном стиле в форме короткой накидки с капюшоном на завязках, с драпировками по линии горловины.
Юбка в моем историческом костюме выполнена в виде реконструкции исторической юбки на широком поясе в форме юбки «полусолнце».
Блузка для костюма свободного покроя и силуэта на поясе-завязке с круглой горловиной, контрастного цвета по отношению к костюму. Костюм дополнен текстильными перчатками, которые завершают цельность созданного мной образа.
В завершение моего исследования, я хочу сказать, что я сделала удивительные открытия и узнала много нового и полезного о европейской культуре и о культуре родной страны. Цель, которую я поставила перед собой , я осуществила. Я исследовала костюм в стиле Бидермайер как произведение искусства. Узнала, что стиль Бидермайер— это первый демократический самодостаточный стиль среднего класса,который возник в Австрии.В Бидермайере отразились представления «бюргерской» среды в духе комфорта и домашнего уюта. Стиль получил свое название по псевдониму «ГотлибБидермайер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. В нем отразился демократизм мещанской среды и ее вкусы и предпочтения.
Мне стало известно, что в буржуазном обществе Европы с начала 19 века не было больше сословных костюмов. Самый простой человек мог носить то, что он хотел. Однако по своему материальному положению европейский бюргер не мог позволить себе модных дорогих тканей и заказать костюм у лучшего портного.
Теперь я знаю, что процесс создания исторического костюма - это эстетическое преобразование жизненного опыта человека в художественные образы, осуществляемое талантом мастера с помощью воображения и эстетических идеалов на крепкой основе национальных традиций.
Исследование костюма помогло мне лучше понять пушкинскую эпоху, вдохновило меня на дальнейшее изучение не только истории костюма, но и литературных произведений данного периода. Созданный мной костюм дал мне возможность принимать участие в городских конкурсах и выставках и победить в открытом городском конкурсе творческих дизайн-проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний 2020».Мне нравятся слова Михаила Ивановича Калинина:
«Народ это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя только самое ценное, самое гениальное».
Авторстатьи :Шелковская Елизавета Алексеевна 9 «В» класс , победитель ВОШ, 1 место,
Муниципальный этап НОУ «Эврика» призер 2 место,победить в открытом городском конкурсе творческих дизайн-проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний 2020».
Свинья под дубом
Композитор Алексей Рыбников
О чем поет Шотландская волынка?
Золотая хохлома
Девятая загадочная планета Солнечной системы