Данная работа позволяет познакомиться с историей происхождения кокошника и методами его изготовления.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект по ИЗО | 854.76 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Тема проекта:
«Русский кокошник»
Выполнил:
ученица 5 класса
МОУ «Ерышовская СОШ
Ртищевского района
Саратовской области»
Мирошкина Дарина
Руководитель проекта:
Луценко Светлана Ивановна,
учитель технологии
МОУ «Ерышовская СОШ
Ртищевского района
Саратовской области»
2020 год
с.Ерышевка
Содержание
1.Введение…...……………………………………………….1
2.Теоретическая часть……………………………………….5
3.Практическая часть……………….………………………12
4.Вывод…….………………………………………………..16
5.Используемая литература….…………………………….17
Введение
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне ещё сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть, на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.
Мне очень нравятся национальные костюмы разных народов, особенно головные уборы и мне всегда хотелось иметь такой же. Так родилась у меня идея проекта. Она показалась очень интересной, как и предстоящая работа. Ведь позитивное созидательное творчество обязательно принесёт пользу всем, кто будет видеть его результат. Проект получил название «Русский кокошник».
Данная работа позволяет познакомиться с историей происхождения кокошника,
методами его изготовления.
В процессе работы было установлено, что кокошник появился на Руси ранее XII в и не был забыт и в наше время. Современные кутюрье и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника - подкупающее сочетание роскоши
Исследовав женские головные уборы (кокошники) можно увидеть наряду с новыми технологиями изготовление кокошников используется традиционные технологии.
Цель проекта - развитие позитивного творческого опыта в процессе изготовления русского женского головного убора- кокошника.
Задачи:
Методы:
-словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников интернета;
-поисковый: в интернете информации о кокошниках-
созданных в традициях русского народа
-практический: изготовления кокошника- женского головного убора.
Данная работа содержит в себе основанные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда и где появились кокошники, какие формы и украшенные были актуальны.
Ожидаемые результаты
Продукт проекта: «Русский кокошник».
Теоретическая часть.
«История» кокошника
Коко́шник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке . Он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение).
Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники».
Кокошник известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова.). Хотя точное время его
возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X— XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.
Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом — «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок — «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали
круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой. Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна — на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.
Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова.
Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы или опахала. Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Существует несколько версий того, как кокошник пришёл в русский народный костюм.
Одна из популярных версий появления кокошника – византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.
Подражать высшему сословию начали и другие слои населения, и уже через некоторое время костюм русской красавицы не обходился без кокошника, расшитого бисером, золотом или жемчугом. Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями.
Правда, есть и монгольская версия происхождения кокошника, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор. Так или иначе, но кокошник стал органичной частью русского костюма замужних богатых женщин.
Изготавливали кокошники в больших сёлах, в городах или при монастырях мастерицы-кокошницы. Сначала они расшивали золотом и серебром дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную основу. Довольно часто кокошники расшивали жемчугом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто они использовались несколькими поколениями.
Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.
Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.
Виды кокошников:
По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.
Кокошники, слева направо: A — однорогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C
— кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник,
Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.
Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.
Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани.
Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями
над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой
вышивкой платком.
Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник».
Чем украшали кокошник:
Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.
Практическая часть.
Банк идей
Передо мной встал выбор, какой кокошник мне изготовить?
У меня возникло несколько вариантов:
1.Кокошник вышитый бисером;
2.Кокошник с обручем-поддержкой;
3.Кокошник с наклеенным декором.
Первый вариант мне не подходит, так как я еще не умею вышивать бисером.
Второй вариант мне не подходит, так как данная конструкция сложна для меня.
В итоге я решила остановиться на кокошнике с наклеенным декором, так как процесс изготовления этого кокошника не сложен и требует минимум затрат.
Разработка идей вариантов.
Мой кокошник будет традиционного красного цвета.
Кокошник должен быть ярким и блестящим, поэтому украшать я его буду тесьмой, а также пайетками и бусинами.
Анализ идей и выбор оптимальных вариантов.
Прежде чем приступить к изготовлению кокошника, необходимо продумать его форму. Кокошник будет резной формы.
Выявление особых параметров и ограничений.
Мое изделие должно быть выполнено по заранее придуманному плану для конкретной цели, в определенном цвете.
Требования к будущему изделию:
1.Кокошник должен быть красивым, прочным, ярким;
2.Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе изготовления.
3.Кокошник должен иметь низкую себестоимость, быть качественным, но стоять по возможности меньше, чем продаваемый в магазине.
Выбор материала, инструментов, приспособлений
Для работы я подобрала:
- картон;
- красный атлас;
- золотую и серебряную тесьму;
- пайетки;
- атласную ленту;
- бусины белого цвета;
- клеевой пистолет;
- ножницы.
Техника безопасности при работе с термо-пистолетом.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Изготовление кокошника.
Изучила литературу и информационные ресурсы (интернет). Выбрала понравившийся кокошник. Перенесла форму кокошника на картон. Вырезала кокошник. Затем перевела форму кокошника на ткань с запасом на 1 см, так же перенесла вторую часть кокошника. Вырезала две части из ткани. Затем с помощью клеевого пистолета приклеила ткань к картону, с одной и с другой стороны. Далее я приступила к декору кокошника. По контуру наклеила золотую тесьму. В каждом маленьком ромбике наклеила еще ромбик из золотой тесьмы. Из серебряной тесьмы наклеила кружочки, а в кружочки приклеила бусины. Вот что у меня получилось. Далее, пришила подвески из бусин. Чтобы кокошник держался на голове, пришиваем резинку обшитую атласной лентой. Мой кокошник готов. Вот какая красота получилась!
Экономическая оценка проекта
№ п/п | Название | Цена за 1 м/1 шт. | Расход | Всего руб. |
1 | Картон | был | 1 шт. | - |
2 | Ткань | была | 1 м. | - |
3 | Тесьма | 30 руб. | 2 м. | 60 руб. |
5 | Стразы | 50 руб. | 1п. | 50 руб. |
Итого | 110 руб. |
Контроль качества
Основные критерии проверки и оценки качества:
-умение правильно, аккуратно, вырезать основу;
-соответствовать верным параметрам;
-правильно приклеить тесьму;
-аккуратно и красиво украсить кокошник.
Вывод: Анализ изделия показал, что оно выполнено в соответствии с предъявленными требованиями.
Самооценка
Выполненное мною изделие соответствует моему замыслу. Я довольна своей работой. Кокошник получился аккуратным, эстетичным. Выбранные мною цвета приятно сочетаются между собой, нет ничего лишнего, оформление соответствует общим требованиям эстетики.
Вывод
В процессе работы над проектом я узнала много нового. Изучила материал о головных уборах русского народного костюма, выполнила свое изделие, которое будет использоваться мною для моих выступлений.
В будущем я буду изготавливать кокошники для любого костюма, с большим удовольствием поделюсь своим опытом со всеми, кто пожелает.
Интернет ресурсы и литература:
Защита
Здравствуйте меня зовут Мирошкина Дарина. Тема моего творческого проекта «Русский кокошник»
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне ещё сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть, на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.
Мне очень нравятся национальные костюмы разных народов, особенно головные уборы и мне всегда хотелось иметь такой же. Так родилась у меня идея проекта. Она показалась очень интересной, как и предстоящая работа. Ведь позитивное созидательное творчество обязательно принесёт пользу всем, кто будет видеть его результат. Так мой проект получил название «Русский кокошник».
Цель моего проекта - развитие позитивного творческого опыта в процессе изготовления русского женского головного убора- кокошника.
Задачи:
Используемые мною методы:
-словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников интернета;
-поисковый: в интернете информации о кокошниках-
созданных в традициях русского народа
-практический: изготовления кокошника- женского головного убора.
Данная работа содержит в себе основанные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда и где появились кокошники, какие формы и украшенные были актуальны. Вот что я узнала про историю кокошнка. (Слайд5)
(Коко́шник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.)
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке . Он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Существовало много видов кокошников (слайд6)-однорогие кокошники, (слайд7)- Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном.(слайд8)- Седлообразный кокошник, (слайд 9)- Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами.
Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.
Венец (кокошник) – народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. Без головного убора комплект одежды был не полным даже и не мыслим. С непокрытой головой «простоволосой», женщина не показывалась на людях. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д. Вторую сторону работы представляет практическая часть данного исследования. Изучив литературу и информационные ресурсы (интернет). Я выбрала понравившийся кокошник. Для выполнения работы мне потребовалось: ножницы, картон, ткань, карандаш, термо-пистолет, тесьма, стразы. При работе не забывала соблюдать ТБ. Перенесла форму кокошника на картон. Вырезала кокошник.(с-12) Затем перевела форму кокошника на ткань с запасом на 1 см, так же перенесла вторую часть кокошника. Вырезала две части из ткани. Затем с помощью клеевого пистолета приклеила ткань к картону, с одной и с другой стороны. Далее я приступила к декору кокошника. По контуру наклеила сине-золотую тесьму. Затем приклеила стазы голубого и розового цвета. Далее, пришила подвески из бусин. Чтобы кокошник держался на голове, пришиваем резинку обшитую атласной лентой. Мой кокошник готов. Вот какая красота получилась!
В процессе работы над проектом я узнала много нового. Изучила материал о головных уборах русского народного костюма, выполнила свое изделие, которое будет использоваться мною для моих выступлений.
В будущем я буду изготавливать кокошники для любого костюма, с большим удовольствием поделюсь своим опытом со всеми, кто пожелает.
Спасибо за внимание!
Как напиться обезьяне?
Госпожа Метелица
Иван Васильевич меняет профессию
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Снежный всадник