Тема творческого проекта: «Национальный коми – зырянский праздничный комплекс».
Руководитель: Вора Екатерина Васильевна
Исполнитель: Угрюмова Тамара ученица 8 б класса.
Цель и задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Национальный коми-зырянский костюм" | 898.66 КБ |
Творческий проект
Национальный коми – зырянский женский праздничный костюм
Автор проекта:
Ученица 8 б класса Угрюмова Тамара
Руководитель: Вора Екатерина Васильевна
Педагог дополнительного образования
Самбург
2018 год
Тема творческого проекта: «Национальный коми – зырянский праздничный комплекс».
Руководитель: Вора Екатерина Васильевна
Исполнитель: Угрюмова Тамара ученица 8 б класса.
Цель и задачи:
Введение.
Если какая ни будь женщина поразила Вас
Красотой, а вы силитесь, но не можете вспомнить
Как она была одета, - значит, одета была идеально.
Одежда прошла длительный и сложный путь развития, прежде чем приобрела современный вид. Постепенно, кроме утилитарной (практичной) функции, защиты человека от неблагоприятных воздействий внешней среды, она начинает выполнять социальную и этническую функции, становится видом художественного творчества, частью личной культуры. По внешнему виду костюма можно определить исторический период его возникновения, положение человека в обществе, потому что каждой эпохе присущи свои формы и покрой, цвет, рисунок ткани. Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданное своими руками, и не только сшить, но и суметь украсить. Одежда несет определенную информацию и очень много может рассказать о своем хозяине. Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде. В зависимости от назначения, одежда делится на бытовую и производственную. Одежда, которую я буду изготавливать относится к бытовой – это национальная одежда – отражение национальной культуры и быта народа коми.
Последовательность выполнения проекта.
Обоснование возникшей проблемы.
У нас в округе более 40 национальностей – маленькая Россия. И проблема возрождения национальных культур – это и есть проблема равновесия всей современной культуры, вопрос ее выживания в условиях открытого общества. Некоторые народы поселились в округе последние десятилетия в связи с промышленным освоением Севера. Другие народы издавна населяют Нижнее Приобъе и полуостров Ямал. Среди этих народов – ненцы, ханты, селькупы, коми – зыряне, русские старожилы (потомки русских переселенцев XVII в), часть татар (так называемые сибирские татары). Все эти народы сейчас являются равноправным населением округа. Всем этим народом необходим мир, взаимопонимание, соблюдение интересов друг друга, сохранение национальной культуры. Им больше надо знать о народе, живущем рядом, жить дружно, в мире.
Сохранить национальную культуру, воплощенную в песнях, сказаниях, традиционной одежде – это значит сохранить основу нашей жизни, точку опоры, на которой держится мир испокон веков.
Костюмы ненцев проживающих на Ямале народов – ненцев, ханты, селькупов, русских, татар и коми-зырян мы хотим создать в своем объединении театра мод «Мелко». Коллекция будет называться «Калейдоскоп» - калейдоскоп национальных костюмов, примет Ямала. По материнской линии я коми-зырянка, поэтому для изготовления я выбрала коми-зырянский комплекс праздничной одежды. У меня остался комплекс одежды прабабушки, у бабушки, мамы и у меня такого комплекса к сожалению, уже нет. Тут такая возможность и я ею воспользуюсь. Легко не будет, но я попробую.
Определение целей и задач.
Выявление основных требований к изделию.
Опорная схема
Техника безопасности обоснование проблемы материалы, ткани, отделка
Экологическое обоснование анализ идей
Коми-зырянский
Костюм
Экономическое обоснование инструменты
Приспособления
Технологии выбор
Изготовления оборудования
Исследования.
Разработка идей и вариантов, выбор лучшего варианта.
Сделала несколько эскизов коми-зырянского женского костюма.
Модель №1. Модель для повседневной носки, сарафанный комплекс одежды из атласной ткани двух цветов. Комплекс состоит из рубахи туникообразной формы, рукава прямые с ластовицами. Рукава собираются в складку у запястья, края обшиваются манжетой. Рубаха розового цвета, ворот стойка. Сарафан из голубого атласа, верхняя часть сарафана собрана в складку, прошита строчкой в несколько рядов, сарафан на узких лямках, украшены лямки узкой атласной лентой. Фартук на поясе из розового атласа украшен пояс атласной лентой голубого цвета. Сарафан и фартук по обшлагу украшены черными полосами кружевов.
Модель № 2. Модель для повседневной носки, сарафанный комплекс одежды из шелка. Комплекс состоит из рубахи туникообразной формы. Из красного шелка, рукава прямые без ластовиц. Рукава собираются в складку у запястья, края обшиты манжетами из розового шелка. Ворот рубахи отлажной. Сарафан так же из красного шелка, верхняя часть сарафана собрана в складку, прошита строчков в несколько рядов. Сарафан на узких лямках красного шелка. Фартук на поясе из розового шелка. Сарафан и фартук по обшлагу украшены традиционно двойным рядом черных кружевов.
Модель № 3. Эта модель праздничная. Комплекс из парчи. Рубаха комплекса из лайкровой парчи – гладкая эластичная ткань из синтетических волокон зеленого цвета. Рубаха туникообразной формы, имеет вставки на плечах полики и под мышками (ластовицы). Рубаха имеет воротник стойку. Полики, ворот и манжеты из вискозной ткани синего цвета, ткань легко блестит, не мнется, поддерживает форму. Рукава прямые, собираются в складку у запястья, края обшиты манжетами. Сарафан прямого кроя из парчи с узором зеленого цвета, верхняя часть собрана в складку, прошита строчкой в несколько рядов. Сарафан на узких лямках, лямках из вискозной ткани синего цвета, которые украшены. Фартук традиционно на поясе из синей вискозной ткани, сарафан и фартук по обшлагу украшены двойным рядом (2 см и 3 см) черных кружевов.
Я выбрала модель № 3, эта модель подойдет для коллекции «Калейдоскоп» выглядит празднично.
РИСУНКИ МОДЕЛЕЙ
Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.
Ткань для комплекса одежды |
Кружева Парча Атлас Шелк Ситец
Фурнитура |
Пуговицы Кнопки пришивные Крючки
Опорная схема
Комплекс коми – зырянской праздничной одежды выбираю парчу с узором, парчу лайкровую оба зеленого цвета, вискозную ткань синего цвета, черные кружева узкие 2 см и широкие 5 см. из фурнитуры – кнопки пришивные.
История парчи.
Парча – это ткань с узором, для создания которой используют шелк и металлические нити: золото, серебро или сплав этих металлов. Благодаря такому составу, парча получает достаточно большой вес и относится к тяжелым тканям. Металлическая нить навивается на тканевый уток.
В XVIII-XIX веках парча была очень популярна среди текстильных модельеров. С ней активно работала даже такой известный дизайнер, как Анна Мария Гартуейт. До прихода парчи в мир моды ткань применяли для шитья церковных облачений и придворных туалетов. В религиозных учреждениях до сих пор используют ее для пошива обрядовой одежды.
В некоторые периоды истории парча ценилась дороже, чем золото. Для ее производства затрачивалось много физического труда и времени, что и было причиной ее высокой стоимости. В России материал считался одним из символов власти и великолепия.
Сценический костюм из парчи
Считается, что первая тяжелая металлизированная ткань появилась впервые в Китае. В состав парчи традиционно входил шелк, который появился на Востоке и нигде не был распространен долгое время.
Все процедуры ткачества проводились вручную и были очень трудоемкими — из парчи шили одежду лишь для привилегированных людей, императорской семьи и приближенных к ним особ. На одно платье из парчи могло уйти более десяти лет производства, но для императоров великолепие внешнего вида было намного выше стоимости такого изделия.
Чтобы придать ткани блеск, в нее добавлялись драгоценные металлические нити. Сначала все делалось вручную, но затем использовались ткацкие станки, которые достигали в длину 6 метров, а в высоту – 4 метра.
Слово «парча» имеет персидское происхождение. Дословно оно переводится как «материя». Восточное название объясняется тем, что из Китая материал начал попадать в страны малой Азии, где местные мастера переняли искусство ее создания. В Дамаске мастерство изготовления парчи достигло расцвета. Именно тогда ткань стала известна на весь мир.
Исламские мотивы наложили свой тематический отпечаток на построение орнаментов: цветные драконы уступили место другим рисункам. Вскоре секрет изготовления парчи достиг Константинополя, а оттуда роскошный материал попал на европейский рынок. Сначала мастера появились в Византии, а затем во Франции, Голландии, Фландрии, Германии и так далее. Уже в то время начали появляться основные положения технологии производства, которые остаются актуальными и в наше время.
Разновидности парчи
Существует несколько вариантов производства этой ткани, которые отличаются по способу изготовления, составу и основным характеристикам. Среди них можно выделить:
Парча на основе шелка, вискозы и лайкры – наиболее популярные варианты ткани. Также существуют материи, которые изготавливают из шерстяных и хлопчатобумажных нитей. Обо всех тонкостях состава сообщается на ярлычках изделий. С добавлением каждого нового элемента ткань получает особые свойств.
Производство и применение
Парча выпускается во многих странах мира. При производстве используют как ручной, так и машинный способ ткачества. Ручная парча очень дорогостоящая и применяется только для эксклюзивных вещей. Ее делают преимущественно в Индии или Китае.
Самым известным сортом парчи является нанкинская, которую делают в Китае. Ее еще могут называть «облачная», так как она отличается воздушными узорами и нежными тактильными свойствами. В свою очередь она подразделяется еще на 4 разновидности:
Из всех этих разновидностей только узорчатую делают вручную, тогда как остальные проходят машинную обработку. Узорчатая нанкинская парча в Китае в 2005 году была признана объектом нематериального наследия культуры страны.
Самой дорогостоящей разновидностью индийской парчи является ямдани. Натуральный шелк сочетается с классическими серебряными и золотыми нитями. В другие варианты ткани добавляют синтетические компоненты, но при изготовлении ямдани используют только натуральные материалы. Ткань производят по индивидуальному заказу и из нее делают церемониальные, свадебные и прочие дорогие костюмы.
В Европе чаще всего делают синтетические разновидности парчи. Она получается более дешевой и менее тяжелой, чем натуральная. Применение такого материала является универсальным. Из парчи шьют:
Наиболее эффектным является создание вечерних туалетов, что придает каждой представительнице прекрасного пола особую элегантность.
Характеристики материала
У всех тканей имеются свои преимущества и недостатки, которые определяют сферу применения материала. Парча не исключение. Среди достоинств ткани можно назвать:
Конечно же, не обошлось здесь и без недостатков, которые проявляются в следующих пунктах:
Правила ухода
Чтобы ткань прослужила как можно дольше (а с учетом высокой стоимости, это весьма актуальное желание), следует знать, как правильно ухаживать за парчой. Ведь это не просто обыкновенная ткань, а переплетение нитей с различными свойствами, фактурой и особенностями производства. Для поддержки достойного вида парчи нужен соответствующий уход.
Для создания повседневных вещей парча практически не используется. В быту из этой ткани изготавливают мебельную обивку и шторы. Парча подходит для парадных гостиных и спален, помогает придать помещению эффектный, даже монументальный вид. Также материал применяют для создания торжественных нарядов, которые подчеркивают красоту и высокий статус владельца.
Фурнитура.
Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве. К одежной фурнитуре относятся: ножницы, кнопки, крючки и петли, застежки и молнии, пряжки, пуговицы кнопки, цепочки – вешалки. Служат они для застегивания, прикрепления, подшивания и отделки швейных изделий. При сборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды подбирают ее по размеру, форме и цвету. Для своей модели я выбрала кнопки пришивные.
Кнопки – застежки пружинного действия (их используют на участках с малым натяжением в застежке). Они бывают двух видов: пробивные и пришивные.
Кнопки делают пластмассовыми или металлическими, разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани. Пришивают их иглами №1-2, а нитки берут тонкие, но прочные, № 50-60, в цвет ткани. Состоят кнопки из двух частей: основания (со стерженьком) и накладки (с пружиной). Пришивают их с внутренней стороны застежки к двойному слою ткани, делая по три – четыре стежка в каждое отверстие (рис. 1). Основание пришивают с изнаночной стороны верхнего края (стежки должны быть незамеченными с лицевой стороны), а накладку – с лицевой стороны нижнего края застежки (рис. 2). Кнопка хорошо застегивается, если нитки, которыми она пришита, не накладывается друг на друга (рис. 3). Иногда, если ткань тонкая, а кнопки располагаются близко одна от другой, под них пришивается планочка (рис. 4).
Шитье - это полоски ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинках. Шитье выпускают в виде края (с зубцами), прошивок и полотен.
Тесьма представляет собой плетенную или вязанную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной.
Инструменты, приспособления, оборудование.
Техника безопасности, машинные и ручные работы
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
Правила техники безопасности при
выполнении влажно – тепловых работ.
Правила безопасной работы на швейной машине.
Сидеть за машинкой надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
Санитарно – гигиенические правила.
Нельзя перекусывать нитку зубами; рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа.
Исследование.
Особый интерес представляет процесс социально-культурной адаптации ижемской группы Коми (зырян), или Ижемцев, переселявшихся из-за Урала в Березовский округ Тобольской губернии с первой трети XIX в. Эта этно-территориальная группа демонстрирует высокие адаптивные возможности, связанные восприимчивостью к элементам инонациональной культуры и со стремлением к расширению территории обитания. Распространение в конце ХХ в. национальных процессов на территории бывшего Советского Союза и рост этнического самосознания затронули и коми, населяющих Северное Зауралье (территорию Севера Тюменской области). Это выразилось в устойчивой этнической само-индефикации группы, углублении процессов этнического сплочения и появлении национальных движений и общественных организаций, которые объединяют коми, проживающих на этой территории. Все это способствует сохранению и развитию традиционной культуры и образа жизни зауральских коми – зырян. Связи с этим повышается общественный интерес к этнической истории этой группы и основным аспектам ее социально – экономического и культурного развития.
В трудах финского ученого А. Алквиста, проводившего экспедиционные исследования среди хантов и манси в том числе в бассейне рек нижней Оби и Северной Сосвы в 1854 – 1858 и 1877 гг. содержатся краткие сведения о расследовании Коми – ижемцев и их хозяйственной деятельности, отмечается их трудолюбие, дается положительная оценка их роли в процессе освоения края. Название коми – происходит от самоназвания народа – Коми вайтыр, что в переводе означает – коми народ. Коми не редко называют зырянами, слово зыряне – от глагола «зырны» - «вытеснять», т.е. зыряне буквально вытесненный откуда – то народ. Коми зыряне в основном проживают на территории республики Коми, часть проживают в ЯНАО и ХМАО. В ЯНАО – около шести тысяч изьватас – так называют себя этот народ. Сейчас изьватас живут в Приуральском, Надымском, Пуровском, Шурышкарском районах. В отличии от ненцев, ханты, селькупов, манси, коми – зыряне православные христиане. Коми-зыряне в тесном общении с другими Северными народами. Их объединяет общее дело – выпас оленей и добыча рыбы.
Одним из основных занятий Коми – ижемцев является оленеводство, которое было заимствовано ими у европейских ненцев и стало развиваться с середины XVII в.
Оленеводческий комплекс Коми – ижемцев имел много сходных черт с ненецким: производственная терминология, годовой хозяйственный цикл, предметы связанные с кочевым бытом (жилище, одежда, транспорт и др.). традиционные ремесла Коми-ижемцев, как и других народов Северо-Запада Сибири, не требовали особых специальных знаний и особой квалификации и были доступны всем особенно хорошо у зауральских коми было развито деревообрабатывающее производство, они славились как плотники, столяры, резчики. Резьба по кости была представлена столовой утварью. Вязание из шерстяной самодельной пряжи имело у Коми-ижевцев давние традиции.
Вышивка не имела широкого распространения. Для ижемской группы коми-зырян характерно шитье золотыми и серебряными нитями, которое встречалось в первую очередь на головных уборах.
У переселенцев сохранилась традиция использовать парчовые ткани для изготовления традиционных праздничных головных уборов. Кружево плетение было развито на территории Приуралья (на Ижме). Из темных (обычно черных) нитей крючком плели полосы с геометрическим и растительным орнаментом для украшения подолов женской одежды – сарафанов, передников. Традиционными для коми были обработка кожи и изготовление различных изделий из кожи и меха (одежды, обуви, постели, покрытий чумов, ремней и пр.). Коми-ижемские женщины славились как мастерицы по выделыванию оленьих шкур.
Изготовление одежды, обуви и других изделий, считалось женским делом. При украшении изделий из шкур обычно использовалась техника меховой мозаики. Мотивы орнаментации в различных техниках (меховая мозаика, ткачество, вышивка) были идентичны, преобладали ленточный и розеточные орнаменты. Традиционная одежда ижевцев изготавливалась в домашних условиях, основными материалами служили покупные ткани и оленьи шкуры. Ткань использовалась для изготовления нательной и верхней летней одежды, и головных уборов, зимнюю одежду, обувь, зимние головные уборы, уборы делали из шкур.
Нательная плечевая одежда мужчин ничем не отличалась от русской, бытовали бумазейные и кумачевые рубахи накосники преимущественно красного цвета и ничем не украшенные, брюки, пиджак, жилет.
Верхней одеждой в летнее время служили суконные гуси. В зимнее время в качестве верхней одежды использовались малицы и гуси. Летом, весной и осенью обычно носили обувь тобоки поршневидного типа, которую шили из ровдуги. Зимой носили пимы, их шили из камусов (оленьей шкуры с ног оленя). Необходимым атрибутом ижевцев оленеводов был пояс тасма, который обычно делали из сыромятной кожи и украшали различными блестяшками из металла. К поясу крепился нож в ножнах, футляр с точильным камнем считается, что пояс из сыромятной кожи были заимствованы у ненцев.
В женской одежде выделялись праздничные и повседневные комплекты, отличавшиеся либо качеством ткани, либо яркостью ее цвета. Для коми – ижевцев было характерно изготовление женской одежды из дорогих шелковых тканей с имитацией тканного узора (обычно цветочного). Использование шелка для шитья одежды у коми широко распространялось с первой половины XIX в. в связи с расширением торговых связей и проникновением в крестьянскую среду промышленных товаров. В Березовском крае в комплекс нательной одежды женщин – коми входили сарафаны и рубахи. Под праздничный сарафан надевали одну или две нижние юбки с лямками, собранные в складку; на подоле юбки пришивали оборку, почти достигающую кая юбки. Для повседневного ношения использовались нижние юбки со схожим кроем, но менее широкие и иногда без оборок. Ижемский сарафан представлял собой широкую юбку на лямках, собранную в складки и застегиваемую спереди при помощи кулиски. Лямки пришивали сзади в центре, а спереди у начала кулиски. Первоначально у коми-ижемцев бытовали нагрудные сарафаны с короткими лямками, но уже в начале ХХ в. их длина увеличилась и сарафаны превратились в нагрудные. В Саранпауле сарафаны иногда делались со спинкой. Праздничные сарафаны шились преимущественно из гаруса, кашемира, шелка ярких цветов.
Подол украшали нашитыми кружевными полосами, вязанными крючком, или фабричными. Для повседневных сарафанов использовалась ткань подешевле – сатин, поплин и др., по подолу пришивались полосы из контрастной ткани. У девушек и молодых женщин были распространены сарафаны красного цвета. В традиционных представлениях коми красный цвет связывался с идеей родов, плодородия и любви, но в тоже время в прошлом он ассоциировался с классом предметов и персонажей, наделенных преимущественно отрицательным значением. Под сарафаны надевали рубахи сос «рукава» с широкими рукавами, верхняя часть которых шилась из шелка или кашемира, с воротником и вставками по плечам из ткани другого цвета, становина же была тиковая или нанковая. эти рубахи делились распашными с двумя пуговицами на воротнике стойке, по плечам вшивались вставки полики «погоны» с большим количеством мелких складок у ворота. Рубаха имеет прямую пройму и очень и очень широкие рукава на манжетах. Изнутри к рубахе подшивалась подкладочная ткань – к воротнику, по вставкам, краям полочек. кроме рубах ляпинские коми носили так называемые кофты яфонка. Их шили длиной до талии с обычной проймой, длинными рукавами на манжетах и длинным отложным воротником, треугольные или закругленные лопости которого соединялись в центре полочек либо лежали параллельно друг другу. Глубокий вырез горловины, закрывался треугольной или квадратной вставкой, в качестве украшения для которой использовали и ткань другого цвета. Такие кофты могли быть праздничными или повседневными в зависимости от качества ткани. Поверх рубахи с сарафаном носили кофты, сшитые из плиса или шелка.
В доме, а часто при выходе на улицу на сарафан надевали передник, цвет которого обычно подбирался в тон рубахи, реже сарафана. Передник имел прямоугольную форму, у пояса собирался в складки, частые в центре и более редкие по краям. Подол передника украшали горизонтальными строчками, складками и кружевными полосками. Сверху притачивали пояс, к которому пришивали ленты из шелка или атласа. Эти ленты несколько раз обматывали вокруг талии и завязывали бантом на левом боку. Передник могли подпоясывать также поясками, сплетенными из шерстяных ниток; концы опоясок украшались кистями. Узор на таких поясах часто имел вид разноцветных узлов, расположенных друг за другом, в центре углы были направленны в разные стороны так, что посередине образовывался крест. Такие плетенные опояски часто покупали коренные жители, их использовали женщины вместо пояса.
Основной будничной верхней одеждой у женщин служили малицы, сшитые из оленьих шкур. Женская малица по крою была аналогична мужской. Отличием ее являлась большая длина, более яркая ткань навершницы, использование белого меха для оторочки капюшона и цветной атласной ленты для кулиски. Нарядной зимней одеждой были длинные (до пола) шубы, «сшитые на подобие шуб монахинь», полы и подол которых, могли обшивать мехом лисы. Н.Л. Скалозубов описывал х как «шубки древнего фасона, длинные до пят, опушенные мехом по подолу и бортам с разноцветной покрышкой», кроме них использовались также «пальто с широкими в плечах рукавами, в талию».
Прическа и головной убор замужних женщин и девушек различались. Незамужние женщины на голове носили полушелковый или гарусный платок скрученный в виде полосы. Эту полоску накладывали на лоб и повязывали сзади, свободно опуская концы; волосы заплетали в одну косу. Головной убор девушки назывался нэ юр «голова девочки». Головной убор замужних женщин - баба юр - состоял из так называемых волосника (подклада), кокошника и платка. Волосник шили из тонкой ткани, он надевался по кокошник. Между волоса и кокошником вовнутрь на верхнюю часть лба вставлялся дугообразный круглый в сечении валик кшика, скатанный из лоскутов и обшитый смоченной плотной хлопчато – бумажной тканью. Кокошник имел каплевидную форму, очелье и тыльная сторона представляли собой прямоугольную полосу, не сшитую сзади. Поверх кокошника женщины повязывали свернутую на угол шаль концами назад; при этом старались покрыть волосы, так как ходить простоволосыми считалось «великим стыдом и грехом». И девушки и женщины большей частью носили платки красного цвета. Замужние женщины заплетали волосы в две косы, для этого использовали сплетенные в виде косички из цветных нитей ленты косоплетки, косы укладывали спереди вокруг головы. В Березовском крае в конце XIX в. у женщин – манси существовала мода на оплетение кос «красными зырянскими полосками саран куалых, к которым добавлялись пестрые тесемки ханзан саран куалых. Молодые женщины – коми в течении года после замужества либо до появления детей обертывали шаль вокруг кокошника, не оставляя концов; верх кокошника при этом оставался открытым и часто был обшит парчой. В качестве праздничных женских головных уборов использовались кокошники, сшитые из бархатной или парчовой ткани с твердым верхом трапециевидной или каплевидной формы и мягким очельем. Их украшали вышивкой золотыми или серебряными нитями. Обрядовым головным убором, использовавшимся на свадьбах, являлась наголовная повязка юрной «головное сукно». Она изготавливалась из полосы красного сукна шириной в 10-12 см., украшенной спереди узором из бисера, часто ее обшивали мехом.
Женскими украшениями были серьги, кольца, преимущественно серебряные, на шее носили бусы, серебряные цепочки с крестом (крест наружу не носили). Женская одежда коми вызвала некоторые изменения в покрое и декоре одежды приуральских хантов, например, особый покрой платья (отрезное по талии с большим отложным воротником), его отделка оборкой и кружевом.
Коми-зыряне берут свою культуру, родной язык, сохраняют традиции шитья национального костюма – это сохранение памяти самой национальности, сохранить национальный костюм во всех деталях и подробностях – значит, сохранить историю нации.
Традиционное восприятие одежды как тени оберега человека во многом определяло строгое соблюдение запретов, связанных порядком каждодневного ее одевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в одевании различных элементов комплекса одежды. Считается нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течении всего дня. Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову, т.к. через ноги снимать грех, «так только у покойника снимают». Хранить сарафан, вывернутый на изнанку можно только в сундуке «Если оставишь такой сарафан не укрытым – его потом черти будут носить». По этой причине, повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку. О человеке, не снимающем на ночь одежду у печорских коми неодобрительно говорят «так спят только покойники». У сысольских коми о человеке лишь притворяющимся уснувшим в одежде скажут «у него одежда только спит». Любое переодевание в течении суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как, «колдовство», «ворожба». Женщины одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течении дня, а при необходимости одевали одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал ее на себя только дойдя до лесной избушки – иначе не будет удачи на промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течении дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, одни под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда. В сказочном фольклоре и поверьях коми магической силой наделяется не только одежда в целом, но и отдельные ее элементы. Бытует мнение, что с помощью варежки можно легко определить найдется украденная вещь или нет, если подброшенная варежка упадет на землю большим пальцем к верху значит пропажа вскоре обнаружится. Традиционно считается, что у человека легко можно спровоцировать головную боль, если подбросить несколько раз его шапку или покрутить ее у себя на руке. В традиционном мировоззрении многих финно-угорских народов одежда осмысливается и как образ конкретного человека. Так, пример, у слымских юганских хантов в случае, когда умершего человека хоронят в дали от дома, его родственники совершают на родовом кладбище вторичные похороны символического двойника усопшего – черемуховой ветви, обряженной в одежду, принадлежавшего умершему.
У мордвы, в ходе поминок на сороковой день в доме усопшего на лавке раскладывается одежда, принадлежавшая покойному, в форме человеческой фигуры – символического двойника умершего. О бытовании аналогических представлений у коми свидетельствует ряд поверий и запретов, связанных с одеждой: рубашку, принадлежавшую живому человеку, нельзя вешать на веревку для сушки, развернув грудью вверх «как у покойного» у человека можно вызвать болезнь того или иного органа, если на его стиранной одежде вырезать круглое отверстие, соответствующее местоположению определенного органа человеческого организма. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно («лист да пласт»), вывернув предварительно на изнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место. Для сказочного фольклора коми типичным является мотив превращения предметов домашней утвари в мнимый образ конкретного человека с помощью его личной одежды (например, обряжение ступы в сарафан девочки, спасающейся от медведя). Согласно поверьям коми колдун, снявший свою одежду и перекувыркнувшийся под стволом изогнувшегося дерева для превращения в зверя, навсегда рискует расстаться с человеческим обликом, если кому нибудь удается при этом похитить его одежду.
В традиционном мировоззрении коми одежда отчетливо связывается с представлениями о душе и тени – оберега человека. При этом одежда осмысляется не только как покров человека от физического воздействия, но и как защита тела, разума и воли ее владельца от возможного злого умысла со стороны постороннего человека, колдуна или нечистой силы. В ритуалах гаданий одежда человека рассматривается одновременно и как граница от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В лечебно – магической практике коми одежда рассматривается как образ и мера конкретного человека. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.
Технология изготовления коми-зырянской женской рубахи с поликами.
Поликовые рубахи получили наибольшее распространение в 19 в. Один из видов рубахи прямого покроя туникообразной формы, наша рубаха поликовая. Характерной чертой поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки – борики, ворот - стойка. Крой рукава «полукошенный», отделаны рукава у запястья манжетой.
Застежка сзади на кнопке манжета, разрез 10-12 см.
- Переднее полотнище – 1 деталь
- Заднее полотнище (стенка) – 1 деталь
- Полики – 2 детали
В процессе изготовления рубахи каждая обработка швов сопровождается влажно-тепловой обработкой.
Расчетная часть
№ | Название мерки | Условное обозначение | Величина мерки (см) |
1 | Переднее полотнище | П.п. | 67 см |
2 | Заднее полотнище | З.п. | 64 см |
3 | Длина рукава | Д.р. | 47 д/см |
4 | Манжеты | М. | 11 см/ш. 26 д/см. |
5 | Полики | Пол. | 18 ш/см. 21 д/см. |
6 | Полу-обхват шеи, груди | П.о. | 36, 109 см. |
Последовательность выполнения коми-зырянского сарафана - разновидность платья на бретелях.
Расчетная часть.
№ | Название мерки | Условное обозначение | Величина мерки (см) |
1 | Обхват талии | 91 см | |
2 | Длина юбки сарафана | 107 см | |
3 | Длина бретели | 68 см | |
4 | Ширина бретели | 3 см |
Для женской одежды коми-зырян характерен сарафанный комплекс. Северо-белорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфическими головными уборами.
Сарафан прямого покроя на бретелях. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева. Сарафан сзади заложен в плотную складку, впереди сарафан сделан на вздержке.
Последовательность изготовления полотнища сарафана прямого покроя.
Последовательность выполнения изделия | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
|
Обработка верхнего среза сарафана.
Коми-женщины передник и сарафан в качестве отделки и для свободы движения использовали складки односторонние и встречную складку.
Последовательность выполнения изделия | Графическое изображение |
1 | 2 |
| Глубина складки |
| Глубина складки |
| Вид сзади |
| Вид сзади |
Последовательность изготовления передника на поясе .
Расчетная часть.
№ | Название лепки | Условное обозначение | Величина мерки (см) |
1 | Обхват талии | 91 см | |
2 | Длина изделия | Д | 91 см. |
3 | Ширина изделия | Ш | 105 см. |
4 | Длина пояса | Д | 37 см |
5 | Ширина пояса | Ш | 2 см |
6 | Длина кружева (шитья) | К | 105 см. |
Подготовка ткани к раскрою:
Раскладка выкроек на ткани и раскрой.
Детали кроя передника.
Технологическая последовательность изготовления передника на поясе.
Соединение кружев с рельефным рисунком с нижней частью передника.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
Выкраиваю деталь передника | |
Притачиваю кружева в два ряда для отделки передника | |
Настрочу кружева |
Обработка нижнего и боковых срезов фартука швом в подгибу с закрытым срезом.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка верхнего среза передника складками.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
|
Обработка пояса сарафана и бретелей.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
| отрезать машинная строчка |
| |
| Первая машинная строчка бретель |
| Вторая машинная строчка |
Обработка пояса.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка верхнего среза передника притачным способом.
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | 2 |
| |
| |
| |
| |
|
Расход материала.
№ | Наименование материала. | Цена за 1 м, 1 шт. ширина. | Расход. | Всего. |
1 | Порча с узорами. | 450 р. 1 м | 3 м. | 1350 р. |
2 | Лайкровая порча зелёная | 250 р. 1 м | 3 м. | 750 р. |
3 | Лайковая порча синяя. | 250 р. 1 м | 1,5 м. | 375 р. |
4 | Кружева чёрные | 50 р. 5 см/ш | 4 м. | 200 р. |
5 | Кружева чёрные | 35 р. 25 см/ш | 3 м. | 105 р. |
6 | Нитки | 45 р. 1 шт. | 2 шт. | 90 р. |
7 | . Кнопки пришивные | 53 р. 13 мм | 5 шт. | 10 р. 6 коп. |
8 | . Тесьма | 30 р. 1 м | 1,5 м. | 45 р. |
9 | ИТОГО: | 2925 р. 6 коп. |
Испытание изделия.
Сарафанный комплекс готов. Отутюжены готовые изделия. Примерила весь комплекс, для целостности формирования образа к модели добавила аксессуары – цепочки бус, на голову повязала синюю ленту, теперь ни у кого не будет сомнения, что перед нами настоящий традиционный, женский, праздничный коми-зырянский комплекс одежды
Области знаний, используемые при выполнении проекта.
Антропометрия – измерение человеческого тела и его частей при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам и формам человека.
Безопасность жизнедеятельности – система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиена и т.д.
Биология – строение тела человека, особенности его телодвижений.
География – климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.
Математика – расчет формул для построения выкройки, расчет расхода материалов, денежных средств, математические зависимости.
Моделирование – изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.
Рисование – разработка эскизов альтернативных моделей (элементы художественного моделирования), законы композиции, рисунка.
Экологическое обоснование.
Глобальной проблемой человечества является проблема по охране окружающей среды. Во второй половине века, обмен веществ между обществом и природой приобрел огромные масштабы. Извлечение и использование природных ресурсов прямо пропорционально по развитию процессов урбанизации, индустриализации, интенсификации сельского хозяйства, которые имеют глобальный характер для всего человечества. Общество в состоянии находить разумные способы регулирования отношений производства и природы. Можно организовать так, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производство. Из больших кусков оставшейся ткани можно изготовить панно, стеганые одеяла, использовать в сувенирном производстве. В моем случае из лоскутов можно изготовить цветы, бабочек и украсить ими картину. Например, ткань, оставшуюся после пошива я использовала для пошива кукольного платья
.
Волокнистый состав ткани (химические волокна) неблагоприятно влияют на здоровье человека, но так как платье будет использоваться по торжественным случаям, оно не нанесет никакого вреда.
Также необходимо следить за экологией атмосферы, так как воздух подвергается не меньшим загрязнениям, чем земная поверхность. Например, для стирки лучше использовать жидкие средства, потому что порошкообразные средства выделяют вредную, химическую пыль, которая вызывает болезни и аллергии. При стирке и мытье посуды лучше использовать резиновые перчатки. Во время носки на одежде кроме загрязнения могут быть пятна от травы, чая, кофе, различных соков. Для выведения пятен рекомендуется использовать жидкие средства или специальные салфетки. Использовать средства в аэрозольной упаковке не рекомендуется. Газ, содержащийся в балонах, разрушает озоновые слой земли.
Самооценка.
Выполненным проектом я осталась довольна. Все этапы работы над проектом были для меня интересны и познавательны.
Я познакомилась с пошивом национального коми-зырянского комплекса.
В процессе работы были и трудности. Это соединение ворота с изделием.
- Коми-зырянский комплекс одежды соответствует традициям шитья.
- Изделия изготовлены с учетом правильности выполнения трудовых операций.
- В процессе изготовления комплекса соблюдалась технологическая последовательность обработки изделий.
- С поставленной задачей я справилась, изготовленные изделия соответствуют эскизу.
- Качество работы считаю хорошим, соответствует умениям и навыкам, приобретенным на занятиях швейного дела.
Выполненный мной комплекс одежды превзошел все мои ожидания. В таком костюме я чувствую себя настоящей коми-зырянкой. Я так мечтала сшить свой комплекс коми-зырянской праздничной одежды, мечтайте, творите и все у вас получится. Главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты – дело наших собственных рук. Впереди у меня новые мечты и новые платья!
Мое исследование.
По официальным данным в Пуровском районе проживает
более 600 коми-зырян.
В селе Самбург зарегистрировано 114 зырян.
Я решила выяснить, носят ли местные коми-зыряне национальную одежду; изготавливают ли ее своими руками. Для этого я провела опрос, в котором участвовало 10 человек. Результат опроса я представляю в виде таблицы.
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1 | Нравится ли Вам национальная одежда? | 100% | 0 | 0 |
2 | Нравятся ли Вам вещи, сшитые своими руками? | 50% | 10% | 40% |
3 | Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок шил одежду своими руками? | 40% | 20% | 40% |
4 | Хотели бы Вы носить повседневную национальную одежду? | 50% | 10% | 40% |
5 | Как Вы думаете, возможно ли возрождение шитья своими руками? | 50% | 10% | 40% |
6 | Среднеарифметическое | 58% | 16% | 26% |
Заключение по теме.
Во время изготовления проекта, в разделе исследование, я решила сначала написать немного о народе коми и затем уже об исследовании костюма. Все дело в том, что я полукровка: по маме я коми, по отцу – русская. До написания проекта, я не особо уделяла внимание теме своей национальности, не уделяла этому вопросу должного внимания. Но тут появился интерес, кто они коми-зыряне, чем жили, чем занимались, какая у них культура, одежда.
Прочитала много литературы в библиотеке, использовала сеть интернет. Узнала, что основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневечегорцы, печеры, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская. Узнала много о традициях коми-народа. Помимо всего прочего, необыкновенно много интересного о традиционном восприятии одежды как тени, оберега оболочки человека.
Итак, я сделала вывод: национальная одежда – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все: условия, в которых жили люди, верования.
Сохранение традиций в национальном костюме – это сохранение памяти самой национальности. сохранить национальный костюм во всех деталях и подробностях – значит сохранить историю нации.
Коми-зыряне нашего округа берегут свою культуру, родной язык, они верны своим традициям. Большой вклад в сохранение культуры внесла М.Е. Ермакова – одна из основателей ансамбля «Обдорянка». Для сохранения культуры проводятся различные конкурсы, фестивали: «Чужан войтыр» - «Родные люди», «Рэдвуж» - «Родные корни», «Мича Изьватас» - «Красавица Изватас».
Список используемой литературы.
Рисуем акварельное мороженое
Всему свой срок
Как нарисовать черёмуху
Браво, Феликс!
Несчастный Андрей