Кружок по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»
Вложение | Размер |
---|---|
gladchenko_v.s._kruzhok.docx | 81.55 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №190
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
Кружок по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»
Средняя 1 группа
Составила Гладченко В.С.
Кемерово, 2019 год
Изучение методической литературы по теме:
Пояснительная записка
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Цель: развитие творческих способностей личности дошкольника посредством использования различных видов ручного труда.
Задачи:
трудом, используя различные виды материалов.
материалами,
поощрять проявление инициативы, самостоятельности,
Подходы и методы их реализации:
Организация работы кружка:
Состав кружка – по 12 человек.
Режим работы кружка – 2 раза в месяц (2-я половина дня по 20 минут)
1 занятие | 2 занятие | |||
тема | цели | тема | цели | |
Январь | Новогодние игрушки для лесных друзей | Знакомить детей со свойствами бумаги, развивать желание мастерить | Дед Мороз | Формировать умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов (ватных дисков). |
Февраль | Зима в лесу | Знакомить детей с приемом рельефной лепки | Зимние забавы | Совершенствовать умение создавать изображение предметов, состоящих из нескольких частей способом аппликации |
Март | Весеннее настроение | Продолжать совершенствовать вырезание по контуру, совершенствовать приемы вырезывания ножницами | Весеннее дерево | Родолжать обучать детей работе с бумагой, выполнению аппликации различными способами |
Апрель | Весенняя зелень | Продолжать учить создавать образ цветов | Весеннее солнышко | Продолжаем освоить технику работы с салфетками; освоить нетрадиционную технику рисования ладошками |
Май | Кораблик | Продолжать учить складывать квадрат по диагонали | Весне дорогу! | Продолжаем осваивать технику гормошка |
Июль | Необычные птицы | Лягушки в пруду | ||
Август | Небесный путешественник | Летняя поляна | ||
Сентябрь | Осенний лист | Учимся составлять коллажи из природного материала | Лесовичок | Учимся изготовлять поделки на основе природного материала |
Октябрь | Осеннее настроение | Учимся составлять коллажи из природного материала | Перелетные птицы | |
Ноябрь | Первый снег | |||
Декабрь | Животные зимой | Наряжаем елку | ||
Январь | Зимний лес | Зима в природе | ||
Февраль | ||||
Март | Первые цветы | |||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июль | ||||
Август | ||||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июль | ||||
Август | ||||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь |
Ожидаемые результаты работы кружка:
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
Новогодние игрушки для лесных друзей
Тема: «Новогодние игрушки для лесных друзей»
Цели :
Предварительная работа:
• Чтение сказки «Зимовье» (обр.И.Соколова-Микитова), стихотворения «Первый снег» Я.Акима, рассматривание иллюстраций диких животных, иллюстраций наряженной елки.
Оборудование и материалы:
• цветная бумага, клей, салфетки, клеёнка, кисточка, шар на новогоднюю елку, образец поделки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Воспитатель: О какой царице идёт речь в этой загадке?
Дети: о Зиме.
Воспитатель: Почему о Зиме так говорят – белоока, белолица?
Дети: Потому что, зимой все вокруг белое от снега.
Воспитатель: А что за скакуны в тройке у зимы.
Дети: Это зимние месяцы. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Сейчас какой месяц зимы?
Дети: Декабрь. Первый месяц зимы.
Снеговик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй снеговик.
Снеговик: Пришёл я к вам из леса, меня слепили лесные звери.
Воспитатель: А ребята знают лесных зверей, давайте назовем лесных жителей.
Дети: Это заяц, волк, медведь, лиса и т.д.
Вдруг снеговик загрустил и сник.
Воспитатель: Снеговик, что с тобой?
Снеговик: Очень жарко у вас, я наверно таю.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами превратимся в снежинки и охладим снеговика. Давайте встанем вокруг снеговика
Физкультминутка «Игра со снеговиком»
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Снеговик: Большое вам спасибо, вы мне очень помогли. А теперь помогите моим лесным друзьям. Лесные жители меня сделали и к вам прислали. У нас скоро праздник.
Воспитатель: А мы знаем какой праздник! Какой праздник всем зверятам и ребятам нравится? Какой праздник мы с нетерпеньем ждем зимой?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Почему Новый год всем нравится? Давайте расскажем всем
Дети: подарки, украшать елку.
Снеговик: В лесу звери тоже хотели елку нарядить, Деда Мороза удивить. Чтобы подарки и гостинцы получить. А чем нарядить не знают. Звери призадумались. Да, спасибо сорока пролетала, подсказала: есть в детском саду талантливые дети, они делают замечательные поделки. Сделайте и нам украшение для ёлки, помогите моим лесным друзьям.
Воспитатель: Поможем, ребята, снеговику и его друзьям. Чем можно ёлку украсить?
Дети: Разными игрушками, шарами, бусами…
Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем шары на елку. Посмотрите какие геометрическую фигуру вы видите?
Дети: круг.
Воспитатель: А каких цветов круги?
Дети: называют цвета.
Воспитатель: Нужно каждый кружок сложить пополам, намазать клеем , соединить половинки, а в серединку вложить петельку из ниточки . У нас получаются шары, которые можно повесить на елку.
Дети выполняют работу. А затем дарят свои работы снеговику.
Ну спасибо, мне пора
Ждут меня в лесу друзья.
Ну а вы тут не скучайте,
Поскорее подрастайте,
Снеговик: Ой забыл, за вашу помощь я дарю вам по снежинке, чтобы вы смотрели на нее и вспоминали меня.
Воспитатель:. До свидания, Снеговик.
Дети: до свидания.
Снеговик уходит.
Дед Мороз
Тема: Дед Мороз
Цели:
1. Формировать умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов (ватных дисков).
2. Закреплять знания о празднике Новый год, о Деде Морозе.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу.
4. Воспитывать аккуратность, желание делать подарки близким.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
картон, ватные диски, ножницы, цветная бумага,салфетка, ящик «Почта Деда Мороза», образец, клей, 3 больших конверта, письмо от Деда Мороза, письма детям от Деда Мороза. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. - Здравствуйте, ребята! Скоро наступит Новый год. Все дети пишут письма,а отгадайте кому? Зимний гость Н. Найдёнова
Мы весной его не встретим, Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям Он приходит каждый год.
У него румянец яркий, Борода, как белый мех,
Интересные подарки Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя, Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя, Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем, Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем Гостя этого нельзя! (Деду Морозу).
Правильно, вот и в нашей группе появилась почта Деда Мороза. Вы тоже сможете написать свои письма. Давайте посмотрим, может в ящике уже что-то есть. Посмотрите, здесь какое-то письмо. Прочитаем его, ребята?
Дети: Да! - Хорошо. (Читаю письмо)
«Здравствуйте, мальчики и девочки!
Новый год уже в пути, В каждый дом хочу прийти.
Только знать сейчас мне надо: Помнят ли меня ребята? Ждут ли от меня чудес?
Иль свезти подарки в лес И раздать лесным зверятам:
Зайцам, белкам и лисятам? Обо мне вы расскажите,
Мой портрет всем покажите. Друг мой, зимний ветерок,
Весть от вас мне принесет! Ваш Дед Мороз!»
2. Беседа о Дедушке Морозе.
- Ребята, покажем Дедушке Морозу, что мы его хорошо помним?
Дети: Да, покажем.
- Скажите, кто такой Дед Мороз?
Дети: Дед Мороз — это дедушка, который делает чудеса и дарит детям подарки.
- А где живет российский Дед Мороз?
Дети: Он живет в городе Великий Устюг.
- Ребята, опишите Деда Мороза, какой он по характеру?
Дети: Он веселый, добрый, щедрый, заботливый, справедливый, любит детей.
- А в какой одежде ходит Дед Мороз?
Дети: Он ходит в красной шубе с белым воротником, в шапке, рукавицах, валенках, с мешком и посохом.
- Молодцы, ребята. Теперь зимний ветерок расскажет Деду Морозу о том, что вы его не забыли.
- Ребята, Дед Мороз просил нас показать всем его портрет. Чтобы выполнить его просьбу нам понадобятся не совсем обычные материалы: картон, ватные диски и конечно ваша фантазия. Приступим к работе. (Включить тихую музыку). Сначала вырезаем из цветной бумаги синего или красного цвета шапочку - колпак, глазки круглой формы, красный нос (овальной формы) и рот. На верхнюю часть картона круглой формы приклеиваем шапочку, теперь приклеим глаза, нос и рот. Теперь на шапку приклеиваем ватных дисков, потом бороду из целых дисков. Для усов Деда Мороза нужно разрезать один диск на 2 части и приклеить, не забудем про помпон. Наш Дед Мороз готов.
- Ребята, вы справились с заданием. Сейчас мы развесим ваши работы на доске, а ветер заглянет в окно, увидит нашу выставку и полетит к Деду Морозу с хорошей новостью. (Развешиваю работы детей на доске.)
- Ребята, как вы думаете, Дедушке Морозу понравились его портреты?
Дети: Да, конечно понравились.
3. Итог занятия
- О ком мы сегодня говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Ребята, давайте заглянем в наш почтовый ящик, может нам кто-нибудь прислал письмо. Смотрите, здесь большой конверт. Откроем его? (Открыть конверт с письмами детям) Эти письма написал Дед Мороз для каждого из вас в знак благодарности. (Раздать письма детям)
«Зима в лесу»
Тема: Зима в лесу
Цели:
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель обращает внимание на картину с изображением зимнего леса.
-Дети, посмотрите на картину. Скажите, что на ней изображено? Дети: Это зимней лес.
- А как вы узнали, что это зимний лес?
Дети: Это зимний лес, потому что везде лежит снег.
-Действительно, это зимний лес. Постаралась волшебница - зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников. Заснул зимний лес. Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
-А почему этих животных называют дикими?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами заботятся о своих детенышах.
- Ребята, а почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц.
Дети: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало и они перебираются ближе к человеческому жилью, потому что там есть еда.
- Что случилось с насекомыми?
Дети: Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.
- Что случилось с животными?
Дети: Звери спрятались от мороза и холода в своих норах, белки – в дуплах или закрылись в глубокий снег.
- Не слышно пения птиц, только осыпается снег с деревьев. Посмотрите белка достает свои зимние запасы и лакомиться ими. А вот зайчик выскочил из-за куста и оставил свои запутанные следы на снегу.
2. - Садитесь за столы. Давайте вместе с вами, создадим картину зимнего леса.
Посмотрите у меня есть фон для нашей картины. Верх голубой - это синее небо, внизу - белый снег.
- Дети нам надо вылепить деревья из пластилина. Какие цвета пластилина нам нужны?
Дети: коричневый - деревья, зеленый - ели, белый - снег.
- Для того, что бы получилось дерево, надо раскатать колбаску коричного цвета. Это ствол дерева, его нужно плотно прижать к листу бумаги и размазать создавая ствол дерева. А теперь мы будем лепить веточки нашего дерева. Что бы слепить елку, возьмём зеленый цвет. Отщипываем кусочек, раздавливаем его пальчиками. Это у нас получилась лапа ели, чем выше лапка, тем она меньше в размерах.
3. - О ком мы сегодня говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Получилось у нас? Молодцы!
«Весенний букет»
Тема: Весенний букет
Цели:
Задачи:
Материалы: магнитофон, клей, клеенки, салфетки, альбомные листы,цветная бумага, ножницы, шаблоны цветов разного размера,венок из цветов.
Предварительная работа: разучивание хоровода, вырезывание цветов,складывание листа бумаги "гармошкой", беседы о времени года, рассматривание иллюстраций
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. -Ребята,кто знает,какое сейчас время года?
-Назовите весенние месяцы?
-А какие изменения происходят в природе весной?
-Весна передала нам подарок-весенний венок, если надеть этот венок на голову, то можно попасть на весеннюю поляну и полюбоваться красотой первых цветов. Вы хотите оказаться на весенней,цветочной поляне?
Надеваем венок и рассматриваем весенние цветы (подснежники, медуница,нарцисс,тюльпаны- иллюстрации цветов развешаны по группе). Отмечаем,есть цветы луговые,садовые.
Играем в хоровод "Вот попался к нам в кружок".
2.- А сейчас я предлагаю пройти за столы и сделать прекрасный букет своими руками.
Во время работы напоминаю последовательность выполнения поделки. Дети под музыку выполняют работы.
3.-Ребята, какие вы молодцы. Все работы получились красочными и весенними.
Весеннее дерево
Тема: Весеннее дерево
Задачи:
Предварительная работа
Подготовка фонового рисунка (наклеивание на голубой картон зелёной бумаги – полянка, наклеивание вырезанного ствола дерева, вырезывание круга из жёлтой бумаги – «солнце»)
Оборудование:
Наборное полотно, клей, кисточки для клея, подставки для кисточек, клеёнки, салфетки, подготовленный фон для поделки, бумажная посыпка разных цветов в баночках, вырезанные детали аппликации на тарелочках, белые салфетки бумажные для аппликации.
Как делать посыпку: цветная бумага (желательно офисная определенного цвета) режется сначала на полоски, чем уже, тем лучше, затем полоски нарезаются поперёк как можно мельче, а затем нарезанная крошка собирается в кучку, накрывается ладонью левой руки, а ножницами в правой руке надо продолжать мельчить её как можно дольше, пока она не превратится почти в порошок. Посыпку надо приготовить заранее, это довольно трудоёмкий процесс. Можно привлечь к подготовке родителей.
ХОД РАБОТЫ:
- Ребята, сегодня нас ждут увлекательные приключения и удивительные открытия! А чтобы мы были готовы к ним, давайте настроимся! Ведь с хорошим настроением всё делается лучше и легче, правда?
Ну-ка, стали, дети, в круг, Я твой друг и ты мой друг!
Ловкие, умелые, Весёлые и смелые!
Справимся с любой задачей, Не страшны нам неудачи!
Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся!
Лучшие ребята – Непоседы – дошколята!
- Все готовы? Тогда давайте присядем на ковёр… (воспитатель садится на маленький стул). К нам в группу, в форточку залетел красивый цветок! Посмотрите, какой большой! А на нём что-то написано! Давайте прочитаем скорее!
«Отгадайте загадку и узнаете, от кого этот цветок! Тает снежок, ожил лужок. День прибывает… когда это бывает? (весной)». Правильно этот цветок нам прислала сама весна! Слушайте, что она пишет:
«Дорогие ребята из группы «Капитошка»! Я обращаюсь к вам за помощью. Я пришла на Землю, прогнав зиму. Это было очень трудно, зима не хотела уходить, мне пришлось с ней бороться. У меня осталось мало сил, и я не успеваю разбудить всю природу, вырастить цветы и листья на всех деревьях. Если я не успею, многие деревья останутся без листьев и будут стоять голые всё лето. Многие полянки будут без цветов и бабочкам негде будет присесть. Помогите мне! Я знаю, что если вы постараетесь, у вас всё получится! Надеюсь на вас. Весна».
- Ребята, ну что, поможем Весне? Давайте сядем за столы. Вот у нас есть заготовки, на этих картинках весна ещё не пришла. Что вы видите на картинках, которые у вас на столах? (ответы детей). Но мы можем всё изменить! Я предлагаю вам разгадать загадки и узнать, что должно появиться на наших картинках, чтобы на них пришла весна.
Не спеша огонь тут ходит, Землю- матушку обходит.
Светит весело в оконце, Ну, конечно, это - …. (солнце)
Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата? (облака)
Зелёненькие клювики весною появились,
В зелёные ладошки к лету превратились.
Подует ветерок немножко,
И захлопают зелёные ладошки. (листья)
На просторе зеленеем, Под тёплым дождиком растём,
Солнце светит – мы цветём! (цветы)
Вместе с обсуждением воспитатель показывает, как делаются все элементы поделки: наклеивает солнце, сминает салфетку и наклеивает облако, делает из зелёной присыпки литься на дереве и из цветной пятна цветов на полянке.
- Ну что ж, прежде чем нам начать работу, давайте немного пройдёмся по весеннему лесу. (дети встают около стульчиков)
Мы пришли в весенний лес (дети шагают на месте, хлопают в ладоши)
Много здесь вокруг чудес!
Справа берёзки стройные стоят, (правую руку отводят в сторону)
Слева ёлочки на нас глядят. (левую руку в сторону)
На деревьях зеленеют листочки, (поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево)
А в траве расцветают цветочки! (поднимают руки, сложенные ладонями, до уровня лица)
Погуляли, пора возвращаться к работе. Итак, давайте вспомним, в каком порядке мы будем делать наши весенние картинки. (во время перечисления воспитатель выставляет на наборном полотне технологические карты – последовательность выполнения работы)
- Сначала наклеиваем солнышко (ставится карта – солнце, затем сминаем салфетку и приклеиваем её на небо – это облако (карта – облако). После этого мажем клеем ветви дерева и посыпаем посыпкой – на дереве вырастают листочки (карта – листья на дереве). Прижимаем посыпку салфеткой, затем остатки стряхиваем на подносы. Мажем полянку клеем и посыпаем цветной посыпкой, прижимаем салфеткой и стряхиваем лишнее на подносы. Получается трава и цветы (карта с травой и цветами). Выполнение детьми поделки под музыку (музыка весеннего леса).
- Какие у нас получились полянки? А какая полянка, кроме своей, вам нравится больше всего и почему? Что больше всего вам понравилось сегодня?
- Вы все постарались, и у вас получились замечательные полянки. Я уверена, что наши работы очень понравятся Весне!
Три орешка для Золушки
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Для чего нужна астрономия?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?