На свете есть много разных кукол. Существующие сегодня куклы на прилавках магазинов имеют яркий внешний облик, чем привлекают внимание девочек, завораживают их. Но следует заметить, что в последнее время повысился интерес к традиционным народным тряпичным куклам. Это не случайно, так как кукла дает много возможностей для творческого развития и как средство для достижения педагогических задач.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnye_narodnye_kukly.docx | 39.94 КБ |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Русские семейные традиции в воспитании девочек………………………..3
1.1. Цель и задачи исследования………………………………………………………3
1.2. История традиционной народной куклы как основа семейного воспитания….3
1.3. Виды традиционной народной куклы в воспитании девочек до 12 летнего возраста………………………………………………………………………………….4
Глава 2. Традиционная народная кукла……………………………………………….6
2.1. Значение (влияние) современной куклы для девочек …………………………..6
2.2. Особенности изготовления традиционной народной куклы……………………7
Заключение…………………...…………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………10
Приложения……………………………………………………………………………11
Приложение 1. Исследовательская работа по выявлению значения современной и традиционной куклы на воспитание современных девочек. Анкетирование девочек 2 классов……………………………………………………………………...11
Приложение 2. Исследовательская работа по выявлению значения современной и традиционной куклы на воспитание современных девочек. Анкетирование учителей…………………………………………………………………………….….12
Введение
На свете есть много разных кукол. Существующие сегодня куклы на прилавках магазинов имеют яркий внешний облик, чем привлекают внимание девочек, завораживают их. Но следует заметить, что в последнее время повысился интерес к традиционным народным тряпичным куклам. Это не случайно, так как кукла дает много возможностей для творческого развития и как средство для достижения педагогических задач.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.
Кукла была и останется величайшим памятником культурного наследия человечества. Она сохранилась в памяти народа общими чертами и в соответствии с местностью, обычаями, течением времени приобрела новые характерные черты.
Существенное значение имеет то, в какие игрушки играют дети, так как это их первые жизненные и культурные ориентиры. В ходе игры девочка отождествляет себя с куклой, значит с образом, который несет в себе кукла. По мнению психологов, кукла – одно из воплощений второго «Я» ребенка. Играя в куклу, ребенок наделяет её теми качествами, которые хотел бы иметь сам.
Современные дети, воспитанные в рамках культурных традиций и обычаев Руси через изготовление кукол, будут знать историю семьи, свои корни и воспитываться не улицей и её законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей. Именно они необходимы девочкам, чтобы они выросли хорошими людьми, рачительными хозяйками, добрыми матерями.
Я решила разобраться, чем может быть полезна примитивная тряпичная народная кукла для воспитания современной девочки?
Глава 1. Русские семейные традиции в воспитании девочек
Цель исследования - пробудить интерес девочек к русской культуре и понять основное предназначение народной традиционной куклы в воспитании девочек до 12 лет.
Задачи исследования:
- познакомиться с историей появления народной традиционной куклы;
- изучить особенности влияния традиционной куклы на воспитание;
- изучить виды традиционных кукол в воспитании девочек до 12 летнего возраста;
-провести анкетирование девочек и учителей по отношению к куклам (Приложение 1 и Приложение 2).
[1]Народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы, сопровождали человека с рождения до смерти и были непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья и она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.
[2]В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями и, конечно, в единственном экземпляре. В процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть. Игры в куклы поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Также люди замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда.
Первая кукла, которая встречает младенца в жизни – «оберег» - это кукла-скрутка, сделанная матерью перед родами. Такая кукла называлась «младенчик», «пеленашка». Одна из куколок вкладывалась в люльку, другая –в ручку новорожденного младенца. Размером куколку делали не больше ладони матери. Еще одна из куколок вкладывалась в складочку головного платка младенца у личика, чтобы сберечь его от «сглаза». Куколки периодично менялись и в конечном итоге их сжигали. Эти куколки изготавливались не из «новья», а из ткани одежды матери, отца, близких родственников, с молитвой, неся теплоту, запах, качества характера членов семьи матери и отца.
Второй по назначению куклой в жизни ребенка была кукла «кувадка», ее подвешивали в люльку младенца. В древние времена они участвовали в обряде «кувада» - отвлекали внимание «нечистой силы» от новорожденного. И в наше время, как отголосок этих куколок в кроватку ребенка прикрепляются подвески, погремушки.
Третья кукла - «бессонница». Делалась она из носовых платков, и когда плакал ребенок без каких-либо видимых причин, ее клали в люльку с приговором: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой» («Зайчик на пальчик»).
Четвертая куколка - «убоженька». Когда ребенок становится на ножки, у куколок тоже появляются «ножки», ручек пока нет. Делалась она бабушкой совместно с внуком или внучкой и была очень любима, хотя была некрасива, проста и неказиста.
Пятая кукла «отдарок –на -подарок». На подарок взрослых, ребенок вместе с бабушкой делал эту куклу, в знак благодарности. В дальнейшем, когда ребенок вырастал, покидая отчий дом, вместе с крестильным крестиком, ему отдавали эту куколку, чтобы помнил о том, когда родители станут стары и немощны, то о них надо заботиться так же, как когда то заботились о нем «маленьком».
Когда ребенок подрастал, бабушка, мать или сестры делали кукол из платков, покрывал, всего, что было в доме «под рукой». Это были куклы-младенцы, куклы-близнецы, зайцы - «игровые» куклы. Они были уже большего размера, примерно с локоть ребенка, больших размеров куклы не удобны в игре. Куклы из платков учат ребенка играть «в дом», петь песенки, колыбельные, любить своего ребенка, как мамочка и бабушка любит их. Так дети всех времен играют в «Дочки-матери». Игра помогает отработать жизненные ситуации, сцены, связанные с общением между членами семьи, родственниками, умение выходить из «трудных» ситуаций.
Куклы шитые, как правило, делали только девочки, продолжая играть в них до 12 лет. К 12 годам девочка уже обретала все необходимые практические навыки, связанные с женскими ремеслами, изготовление одежды для себя, своего «приданного», с которым она войдет в дом мужа из своего родительского дома.
Каждая кукла сохранялась хозяйкой и она очень хорошо помнила какая кукла за что дана. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.
Глава 2. Традиционная народная кукла
2.1. Значение (влияние) современной куклы на девочек
Игрушка – это отражение жизни современной и «старинной». Старинные игрушки, сделанные мамой, бабушкой из их одежды были теплыми, родными, неповторимыми, неся теплоту родных рук, любовь близких, заботу, молитву о своих детях и внуках, являлись «оберегом» для маленького человека. Современные куклы, которые сейчас стоят на полках в магазинах, значительно отличаются. Отношение ребёнка к кукле видоизменяется.
Девочки в возрасте от 1 года до 2 лет к куклам относятся также, как к другим игрушкам, они срывают кукольную одежду и бросают её в сторону. Если ребёнок этого возраста берёт куклу в руки, ему безразлично, как он её держит: за волосы, за ногу или за подол платья. Любимое занятие детей от 3 до 4 лет - купание и пеленание пластмассовых пупсов ("пеленашки" ХIХ в.). В возрасте от 4 до 5 лет приходит осознание того, что кукла - особая игрушка, требующая к себе соответствующего отношения. Это время, когда у девочки появляются любимые куклы - большие резиновые пупсы, они «совсем как настоящий ребёнок». Любимое занятие с такими куклами - одевание их в собственные ползунки и распашонки, из которых девочка давно выросла.
Сегодня среди девочек от 6 до 12 лет очень популярны куклы: "девочки - красавицы". В сознании ребёнка к этому времени уже формируется представление об эталоне женской красоты. На этот процесс оказывают влияние разные факторы: мультфильмы, книжные иллюстрации, реклама, куклы в руках сверстников, в витринах магазинов. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном. Но кукла Барби существует только в окружении собственных вещей, для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. «Барби» – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение , что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.
Мысленно сравнивая два мира игрушек: традиционный народный и современный, можно сделать определенный вывод. Народная традиционная кукла, которая сделана своими руками, воспитывает и развивает ребенка, учит общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренировать память. Современные куклы не являются индивидуальными, а внедрены в массовое производство. Через безобидную куклу девочкам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. Играя с длинноногими красотками с ярким макияжем девочка превращается в бездушную куклу, играя по законам общества потребления.
2.2. Особенности изготовления традиционной народной куклы
[3]На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья, по ритуалу кровной близости, ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков, которые соприкасаясь с землей и вбирали таким образом ее силу. При изготовлении кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и ниточки для кукол нужно было рвать, а не отрезать. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безликими и безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки.
[4]В одежде и облике кукол отражались образ её жизни, семейно-бытовая роль и возраст: у молодой незамужней девушки – коса, у женщин - убирали волосы под головной убор, кукла без фартука – старуха, короткая рубаха – у парня. Каждая одежда обязательно украшалась, так как это тоже оберег. Для будущей куклы тщательно подбирали ткани и нитки, учитывался символический смысл каждого цвета одежды: красный – символ солнца и огня; желтый – символ тепла, младенчества, божественный цвет; зеленый – символ здоровья и молодости.
Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек и закреплялись традициями. Они несут в себе определенные образы, которые ориентированы на традиционное представление о семье, семейном укладе, о материнстве.
Заключение
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня есть люди, которые желают знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Интерес к народной кукле растет, она нужна! А еще необходима, полезна и красива. Это дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий и нам здоровье и настроение.
Список литературы
1. Блинов Г.М. Сказки без слов: о народной игрушке – Тула: Приокское книжное издательство, 1974.
2. Горичева В.С. Куклы – Ярославль: Академия развития, 1999.
3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла – СПб: Паритет, 2003.
4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология – М.: культура и традиции, 2007.
5. Интернет-ресурс: http://www.rukukla.ru
Приложение 1
Исследовательская работа по выявлению значения современной и традиционной куклы на воспитание современных девочек
Анкетирование девочек 2 класса
Цель – показать (убедить) взрослым целесообразность введения традиционной народной куклы в жизнь современных девочек как средство достижения педагогических задач в воспитании не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода и семьи.
Результаты анкетирования (%): | |
Любишь ли играть в куклы | |
- да | 95 |
- нет | 5 |
Есть ли у тебя кукла | |
- да | 95 |
- нет | 5 |
Что значит для тебя кукла | |
- подружка, с которой можно поиграть, поделиться своими проблемами и радостью | 60 |
- подружка, с которой можно развлекаться | 14 |
- талисман, оберег | 3 |
- приспособление для чего-либо | 2 |
- помощница | 3 |
- дочка, с которой играют в «дочки-матери» | 14 |
- другое | 4 |
Какую бы куклу тебе хотелось иметь | |
- красивую | 43 |
- дорогую | 9 |
- подружку | 18 |
- помощницу | 9 |
-защитницу | 21 |
Результаты исследования показали, что девочки считают куклу прежде всего подружкой, с которой можно поиграть, поделиться своими проблемами и радостью – 60%. По 14% девочки видят в своей кукле подружку, с которой можно развлекаться и дочку, с которой играют в «дочки-матери». Поэтому, наверное, девочки хотят иметь красивую куклу – 43% и защитницу – 21%.
Приложение 2
Исследовательская работа по выявлению значения современной и традиционной куклы на воспитание современных девочек
Анкетирование учителей
Цель – показать (убедить) взрослым целесообразность введения традиционной народной куклы в жизнь современных девочек как средство достижения педагогических задач в воспитании не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода и семьи.
Результаты анкетирования (%): | |
Ваш возраст | |
- 20-30 | 1 |
- 30-40 | 55 |
- 40-50 | 36 |
- 50 и старше | 8 |
Имеются ли куклы в вашем доме | |
- да | 99 |
- нет | 1 |
Вы считаете, что девочка играя в куклы | |
- приобщается к будущей взрослой семейной жизни | 14 |
- получает первые трудовые навыки | 22 |
- учится заботиться о близких, любить их | 36 |
- восполняет дефицит общения | 14 |
- другое - творчество | 14 |
Хотелось бы Вам, чтобы кукла для вашего ребенка была | |
- подружка, с которой можно поиграть, поделиться своими проблемами и радостью | 10 |
- подружка, с которой можно развлекаться | 7 |
- талисман, оберег | 14 |
- приспособление для чего-либо | 6 |
- помощница | 10 |
- дочка, с которой играют в «дочки-матери» | 20 |
- воспитывающая в ребенке добрые чувства | 33 |
- другое | 0 |
Взрослые же считают, что девочка играя в куклы: учится заботиться о близких, любить их – 36%, получает трудовые навыки и приобщаются к будущей взрослой семейной жизни – 22%. Взрослые хотят, чтобы кукла была бы для дочери «дочкой», с которой играла бы она в «дочки-матери» и воспитывала бы в ней добрые чувства - 33%, а ещё хотят, чтобы была оберегом (талисманом) – 14%.
[1] Блинов Г.М. Сказки без слов: о народной игрушке – Тула: Приокское книжное издательство, 1974.
[2] Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла – СПб: Паритет, 2003.
[3] Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология – М.: культура и традиции, 2007.
[4] Горичева В.С. Куклы – Ярославль: Академия развития, 1999.
Ах эта снежная зима
Сочини стихи, Машина
Два петушка
Как нарисовать китайскую розу
"Не жалею, не зову, не плачу…"