Реферат ученицы, посвящённый особенностям исламской архитектуры.
Городские открытые чтения для младших школьников
«Юные ломоносовцы »
Направление: «Гуманитарное»
Секция «Искусствознание»
Реферат
Тема: «Мудрость Востока в архитектуре»
Выполнила:
Ученица 3 класса «М»
Бирюкова Эльдана
МБОУ Школы № 6
г.о. Самара
Руководитель:
учитель начальных классов
Недоспасова Л.М.
Самара 2018
Содержание
Введение……………………………….……………………………..2
Основная часть
Глава 1. История возникновения исламской архитектуры ….... 3
Глава 2. Отличительные особенности исламской архитектуры… 4
Глава 3. Мечеть как яркий пример исламской архитектуры……. 6
Глава 4. Самые знаменитые примеры исламского зодчества…… 8
Глава 5. Кул Шариф - визитная карточка Казани………………..10
Глава 6. Исламская архитектура моего города: Самарская
соборная мечеть. Сохранившиеся памятники истории. 11
Глава 7. Потерянная история… ……………………………..…… 14
Глава 8. Особенности современного исламского зодчества... ….18
Заключение………………………………………………………. 19
Список используемой литературы………………..……………… 20
Приложения…………………………………..……………………. 21
Введение
Прогуливаясь по улицам родного города или выезжая в другие города, я люблю разглядывать необыкновенные здания, особенно старинные, в которых есть особый дух, история.
Около некоторых зданий хочется задержаться надолго, созерцая сложные узоры, резьбу, необычные двери. Хочется узнать об этих зданиях больше, изучить их историю, больше узнать об их бывших владельцах.
Так случилось и в тот раз, когда мы с семьёй отправились в путешествие в прекрасный город Казань, где меня просто заворожила одна из самых красивых и узнаваемых мечетей Кул-Шариф- современное строение в традициях исламского зодчества. Мне захотелось узнать больше не только об этой мечети, но и о других подобных сооружениях, а также выяснить, как представлена исламская архитектура в нашем родном городе Самара.
Актуальность моей работы заключается в том, что Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной с богатой историей, которую ярко иллюстрирует в том числе и архитектура.
Этому и посвящена моя работа. Цель работы: изучение особенностей исламской архитектуры, её истории возникновения, её влияние на градостроительство нашего города. Задачи: изучать не только особенности исламской архитектуры в целом, но и узнать больше о современных строениях этого стиля, о тех памятниках истории, которые сохранились в нашем городе, наблюдать за тем, насколько бережно мы относимся к памятникам старины. Методы исследовательской деятельности: изучение справочников, энциклопедий, интернет – ресурсов, наблюдение.
Глава 1. История возникновения исламской архитектуры.
Историю возникновения исламской архитектуры принято отсчитывать с момента появления в VII веке ислама на Аравийском полуострове. С распространением ислама в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ исламская культура вбирала в себя лучшие традиции культуры населявших эти территории народов, со временем образуя свой неповторимый и узнаваемый облик.
На сегодняшний день творения мусульманских зодчих занимают в истории мировой архитектуры почетное место. Исламская архитектура представляет собой не только мусульманские культовые здания, такие как мечеть, но и различные караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки, цитадели и мавзолеи, основанные еще в средние века, неизменно восхищают высоким уровнем благоустроенности, простотой и удобством планировки, остроумными инженерными решениями.
Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.
Глава 2. Отличительные особенности исламской архитектуры.
Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.
Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания.
Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции – арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором.
Второй тип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. В 14–15 вв. в Магрибе уже практически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором.
Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса», исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты.
Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.
Глава 3. Мечеть как яркий пример исламской архитектуры
Все самые прекрасные особенности исламской архитектуры наиболее ярко представлены в таких культовых сооружениях, как мечеть.
Слово «мечеть» буквально переводится как поклон, место поклонения.
Само архитектурное сооружение имеет ряд особенностей, имеющих важную практическую функцию, Это именно те элементы, которые отличают мечеть от других строений.
1. Минареты. Минарет представляет собой высокую колонну, подобную башне. Он используется для произнесения азана- призыва на молитву. Учитывая то, что муэдзин во время произнесения азана должен находиться на высоком месте, чтобы другие могли его слышать, мусульмане решили построить особое строение, которое было бы выше, чем сама мечеть, и соединялась или находилась бы поблизости с ней.
2. Михраб. У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу. Это направление на Каабу называется кибла (дословно «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.
Михраб- ориентированная на Каабу украшенная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму.
3. Минбар - отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
4. Купол. Одним из красивейших элементов архитектуры мечети является купол. Иранский исследователь Хусейн Эрфани аллегоризирует изогнутость купола со смирением и покорностью раба перед своим Создателем. В своей книге под названием «Михраб тегеранских мечетей» он пишет: «Сводчатая и дугообразная форма в исламской архитектуре наделена глубоким и особым смыслом. Эта форма, прослеживающаяся в некоторых элементах мечети, таких как купол, символизирует ценное для человека состояние души и демонстрирует смирение и покорность.»
5. Место для омовения. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.
6. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают молитву-намаз. Как правило, большая часть территории мечети отводится на шабестан. В этих помещениях используется меньше колонн с той целью, чтобы имам коллективной молитвы и стоящие за ним молящиеся могли без труда видеть друг друга и установить связь между собой.
Глава 4. Самые знаменитые примеры исламского зодчества.
Самыми яркими примерами исламского зодчества являются, несомненно, мечети. На данный момент в мире насчитывается около 3,6 млн. мечетей.
Больше всего мечетей в Индонезии — 800 тыс., где, впрочем, и больше всего мусульман — 220 млн. чел.
В Бангладеше с населением 141 млн. мусульман - 250 тыс. мечетей.
В Индии — 300 тыс., в Пакистане — 120 тыс., в Турции — 86 тыс. в Китае — 39 тыс., в России — 7 тыс, в США — 2 тыс., во Франции — 2 тыс., в Великобритании — 1.5 тыс., в Узбекистане — 2 тыс.
Самым почитаемым местом для мусульман всего мира является мечеть Масджид Аль-Харам, куда каждый год отправляются в паломничество миллионы мусульман. Заповедная мечеть- главная и крупнейшая в мире мечеть, во внутреннем дворе которой находится главная святыня ислама — Кааба. Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.
Вторая по значимости мечеть находится в Медине – мечеть пророка Аль-Масджид ан-Набави , являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке. Место погребения Мухаммада.
Третьей по значимости святыней для мусульман считается мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, с которой связано много противоречивых фактов в истории.
Тадж-Махал- мавзолей-мечеть, находящийся в Индии, на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».
Мечеть Омейядов Дамаск (Сирия) одна из самых древних и больших в мире мечетей. Также она примечательна тем, что при его строительстве, рабочие наткнулись на неизвестную могилу. Предположительно, это могила пророка Яхьи (мир ему), Иоанна Крестителя.
На территории России самыми знаменитыми мечетями считаются Московская соборная мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Мечеть Сердце Чечни, мечеть Кул-Шариф в Казани, Белая мечеть Булгар, Соборная мечеть в Нальчике.
К числу знаменитых мечетей относятся также Свинцовая мечеть – Шкодер (Албания) и Кордовская соборная мечеть (Mezquita de Cordoba) – Кордова (Испания), дворец Альгамбра.
Многочисленные памятники мусульманской архитектуры сохранились также в Севилье и других городах Испании, а также Португалии.
Глава 5. Кул-Шариф - визитная карточка города Казани.
Отдельно хотелось бы рассказать о мечети Кул-Шариф, которая является современной достопримечательностью и знаковым местом города Казани.Это главная Соборная мечеть города Казани, построенная в 2005 году на территории Казанского кремля полностью на пожертвования верующих.
Задумка строительства купольного здания с четырьмя минаретами по углам состояла в том, чтобы воссоздать разрушенную соборную мечеть аль –Кабир, которая находилась в городе Булгар. Именно она являлась символом поволжского ислама. Историческая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссозданная мечеть названа в честь последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета[6]. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».
Гранит и мрамор, использованные для строительства, привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.
Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.
Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана).
Глава 6. Исламская архитектура моего города.
Самарская соборная мечеть.
В 1989 году было принято решение о строительстве в областном центре новой Соборной мечети.
Самарская Соборная мечеть, расположенная в одном из наиболее населенных и красивых районов большого города, недалеко от важнейших транспортных артерий, рядом парком имени Ю. Гагарина – любимым местом отдыха самарцев. Стройку мусульмане по праву называют главной. Мечеть возведена на народные деньги при всемерной поддержке областных и городских властей. 28 ноября 1999 года состоялась торжественная церемония открытия Самарской соборной мечети.
Самарская Соборная мечеть - образец мусульманской архитектуры конца XX века как нельзя лучше вписалась в облик современного города. Долгое время площадка на пересечении ул. XXII Партсъезда и Стара-Загоры напротив парка им. Гагарина представляла собой пустырь, о чем еще помнят коренные жители.
Над проектом соборной мечети работал известный самарский архитектор Расим Вальшин. Согласно проекту, мечеть должна была занимать площадь 3600 квадратных метров, а высота 4-этажного здания мечети вместе с минаретом должна достигать 67 метров.
Работа над внутренним убранством мечети не прекращается и по сей день. Особое, неизгладимое впечатление на туристов и правоверных мусульман производит оригинальное оформление михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам, руководящий коллективной молитвой, около нее ставится минбар – возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читают проповеди в мечетях. В первую очередь посетителей поражает воплощение идеи создания михраба, который сооружен из мрамора. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба в дневное время, то создается впечатление, что михраб освещен рассеянными лучами. Этот эффект достигается за счет витражей - цветных пластинок на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал со стороны прихожей.
Особым архитектурным элементом композиции комплекса мечети является забор. Выложенный из красного кирпича, длиной более 500 метров и высотой 2,5 метра, он вдоль всего периметра сооружения архитектурно закольцовывает композицию всех объектов соборной мечети.
Самарская соборная мечеть является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и в Европе. Ее высота - 60 метров, общая площадь - 4800 квадратных метров, вместимость – около 5000 молящихся одновременно. В архитектурный комплекс самарской мечети входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся.
Стены сложены из 4,5 тысячи кубометров кирпича, 2,5 тысячи кубометров площади выложено плитами из мрамора, 700 кубометров изделий из железобетона, 36 тонн изделий из железа.
Сохранившиеся памятники истории
Особняк купца Белоусова (Куйбышева, 72)
Дата постройки: 1898 год Архитектор: Александр Щербачев
Вот уж правду говорят: «Мал золотник, да дорог». Особняк Белоусова не может похвастаться протяженностью по красной линии или этажностью. Но маленький кусочек Магриба на бывшей Дворянской неизменно привлекает внимание. Контраст с не самой броской застройкой этой стороны улицы делают его еще более заметным.
«На облике этих образцов эклектики отразилось заимствование внешних форм мавританской архитектуры: подковообразные и стрельчатые арки, башенки в виде «минаретов», стены с глубоким рустом, сталактитовые декоративные детали».
Красота дома была по достоинству оценена самарскими купцами. Так с 1907 по 1917 годы на его первом этаже располагался «Торговый дом братьев Клодт». В 1960-х годах в доме Белоусова располагалась прокуратура Самарского района.
Особняк Серебренниковой (Степана Разина, 41) Дата постройки: 1904 год Архитектор: Александр Щербачев.
Что интересно, первоначально дом был одноэтажным и, также, как и особняк Белоусова, имел минареты. Александр Щербачев здесь использует те же архитектурные элементы, например, колонны с капителями композитного ордена. Сейчас особняк занимает (как минимум с 1960-х годов) лечебное учреждение, а до этого там располагался архив партийной истории обкома КПСС.
Дом Масловского (Ульяновская, 51) Дата постройки: 1910-1915 годы Архитектор: неизвестен
Дом-загадка. История его завершается там же, где начинается наименование в списке объектов культурного наследия. Даже инициалы владельца остаются за кадром. Можно лишь предположить, что дом построен или какое-то время принадлежал известному самарскому фтизиатру Виктору Юлиановичу Масловскому.
«Претенциозные памятники в мавританском стиле остаются одними из примечательных построек Самары. Среди них и добротный полутораэтажный симметричный дом с куполом и подковообразными проемами».
Нельзя не отметить и соседний новодел (Ульяновская, 47), пожалуй, один из лучших образцов архитектуры 2000-х годов в историческом центре Самары. Но это уже совсем другая история.
Глава 7. Потерянная история
Улица Мечетная.
Время появления в Самаре мусульман (в частности, татар) неизвестно, но на плане 1804 года для них уже было отведено место под мечеть по ул. Самарской. Сведения о постройке там мечети не имеется, хотя улица одно время называлась Мечетной. Татарам в Самаре были предоставлены дома на ул. Троицкой (ныне ул. Галактионовкая), которая некоторое время называлась Татарской. Первая мечеть в Самаре была построена в 1856 году на средства и на месте дома муллы Мельзитдинова на ул. Саратовской (ныне ул. Комсомольская). Она существовала до 1890 года, была полукаменная, покрытая деревом, сначала без минарета, позднее с небольшим минаретом и принадлежала татарскому обществу.
Дача Егора Аннаева
Год постройки: 1860-1877 годы Архитектор: неизвестен
Коммерческие успехи Аннаева пришлись на 1850-1870-е годы. Находясь на пике своего финансового благополучия, Егор Никитич сделал ставку на стремительно набирающее популярность кумысолечение. Вслед за Нестором Постниковым в 1863 году он открывает свое заведение, названное «Аннаевской дачей».
Она была возведена в урочище Вислый камень. Раскинувшуюся на 57 десятинах земли дачу Аннаева можно было смело назвать санаторием. Помимо главного корпуса (построенного чуть позднее, в конце 1870-х годов), здесь располагались дачные домики, каменное здание водокачки, курзал для концертов и спектаклей с библиотекой и бильярдом. Помимо кумыса здесь использовались и другие передовые для того времени методы лечения (электрические ванны, душ Шарко и т.д.).
Вот как описывал Аннаевскую дачу Петр Алабин:
«Фантастические сооружения во вкусе средневековых замков, летящих по скалам и утесам, заключающие кумысолечебное заведение Е.Н. Аннаева, со сбегающими от них к реке вьющимися дорожками, газонами, клумбами, трельяжами дикого винограда и хмеля из переплетающихся гирлянд».
С 1920 по 1923 года Аннаевская дача не охранялась и, как следствие, стала постепенно ветшать и разрушаться. Добил ее городской комхоз, который удовлетворил просьбу горожан разобрать ее на дрова и стройматериалы. Все зеленые насаждения были уничтожены пасшимися здесь козами. К 1923 году от комплекса Аннаевской дачи остались лишь два цементных бассейна фонтанов и груда камней от фундаментов.
Дача Екатерины Курлиной
Год постройки: 1910-1912 годы Архитектор: Александр Шехтель.
Послереволюционная судьба дачи Курлиной была тесно связана с военными. В 1929 году она и все прилегающие участки были переданы в ведение ПриВО. Здесь был организован дом отдыха и физической культуры, в летнее время функционировало санаторное отделение окружного госпиталя. В 1934 году они были объединены в «Окружной санаторий ПриВО». Примерно в то время была проведена первая реконструкция здания, после которой черты мавританского стиля в нем еще улавливались. В 1957 году санаторий получил свое нынешнее название – «Волга»
В годы Великой Отечественной войны на его территории был построен подземный бункер для размещения в нем штаба армии. В этом году стало известно, что в нем планируется разместить музей. После чего с легкой руки журналистов объект стал именоваться «Бункером Жукова».
16-17 марта 1961 года в нем побывал Юрий Гагарин. Здесь он отдыхал в составе группы из шести первых пилотов-космонавтов.
Самое страшное с дачей Курлиной случилось уже в новейшее время.
Здание было тотально отреставрировано и теперь лишь отдаленно напоминает тот чудесный замок на волжском берегу, который мы можем видеть на дореволюционных фотографиях
Дача Анатолия Ромашева
Год постройки: 1910-1915 годы Архитектор: Сергей Власьев (Александр Шехтель
Фамилия Ромашев не столь известна широкому кругу читателей, поэтому немного расскажем об Анатолии Степановиче. Купец 2-й гильдии, гласный городской думы, член городской управы, успевший в 1911 году побыть председателем трамвайной комиссии. Был женат первым браком на Елизавете Ивановне Курлиной. Этим, видимо, было обусловлено то, что дача Анатолия Ромашева располагалась недалеко от загородной резиденции Екатерины Курлиной.
Константин Головкин называет ее автором московского архитектора Сергея Власьева. Внешне дачи Ромашева и Курлиной выдержаны в одной стилистике, что позволяет предположить, что, возможно, она построена по проекту все того же Федора Шехтеля.
Послереволюционная ее судьба не изучена. Доподлинно известно, что в первой половине 1930-х годов дачу Ромашева занимал Дом отдыха Крайпромстрахкассы. Позднее она, вероятнее всего, была включена в состав санатория «Волга». Обстоятельства ее гибели остаются неизвестны.
Дачи купцов Соколовых
Известное семейство купцов Соколовых решило не мелочится и обустроило на Барбошиной поляне целый дачный комплекс: дача Якова Ивановича Соколова была построена в мавританском стиле.
Год постройки: 1909-1915 Архитектор: Петр Головкин
С июля 1941 года здесь располагался дом отдыха спецназначения № 1 для летного и командного состава Красной Армии. В 1943 году в нем проходил реабилитационный курс легендарный летчик Алексей Маресьев. Естественно, в советское время дачи Соколовых подвергались многочисленным перестройкам, но по счастью не таким глобальным, как в случае с дачей Курлиной. Их современный вид вы можете оценить по фотографиям самарского краеведа Павла Попова.
Глава 8. Особенности современного исламского зодчества.
Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.
Поражает воображение современная Белая мечеть Шейха Заида в Абу-Даби.
Очень необычными, соединившими в себе историю, традиции ислама и современные архитектурные направления, являются мечети Европы и Америки: Мечеть Байтун Нур – Калгари (Альберта), Канада; Мечеть Нусрат Джахан – Копенгаген (Дания); Центральная мечеть- Кёльн (Германия);
Заключение.
В ходе работы над этим докладом и изучения особенностей исламской архитектуры, я стала внимательнее относится к архитектурным стилям, тоньше подмечать их особенности.
Также это исследование помогло мне углубиться в изучение особенностей культуры и религии, лучше понимать традиции своих предков.
Теперь я понимаю, что архитектура - это не просто здания, это внешнее проявление и результат социального развития и культуры, традиций многих народов, его мастерства, научных открытий, уклада жизни и других сторон жизни.
Эта работа помогла мне познакомиться со многими великими строениями исламского зодчества по всему миру.
Что касается моего родного города, то исламская архитектура оказала значительное влияние на градостроительство конца 19-начала 20 вв., но, к сожалению, я лишний раз убедилась, что мы очень бездушно относимся к своей истории. Это касается всех памятников архитектуры. Большинство из них находятся в плачевном состоянии, либо утеряны безвозвратно, и мы можем любоваться ими только на старинных архивных фотографиях.
Хотелось бы, чтобы мы бережнее относились к ускользающей старине, сохраняли память о своих корнях и традициях, чтили память предков и их наследие, ведь в них ВСЯ МУДРОСТЬ ВОСТОКА.
Список используемой литературы.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Любимое яичко
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Карандаши в пакете