Презентация к проектной работе
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.mini-muzey.russkaya_narodnaya_obryadovaya_kukla.shevchenko_odissey_4_a_klass_23_ssh.docx | 639.35 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Мини-музей обрядовых кукол»
Автор: Шевченко Одиссей Витальевич
4 «А» Класс
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №23 с УИИЯ
Руководитель: Горбачёва Олеся Андреевна
учитель начальных классов
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №23 с УИИЯ
2017
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Основная часть
2.1. История игрушек.
2.2. Обрядовые куклы
2.2.1. История деревянной игрушки
2.2.2. Роль деревянной игрушки в быту
2.2.3. Разновидности деревянной игрушки
2.2.4. Тряпичная русская народная обрядовая кукла
2.2.5. Изготовление собственноручно тряпичной куклы -зерновушки
3. Заключение
4. Список используемой литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Условия возникновения Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.
Цели и задачи:
Познакомить слушателей с историей и культурой нашей страны на примере народной игрушки. Провести ниточку к прошлому и показать насколько мудрыми и душевными были наши предки. Показать, как через игрушки они заботились о своем родном мире, о семье, семейных ценностях и традициях. Заинтересовать и вызвать интерес к народному творчеству, пробудить желание попробовать сделать подобные игрушки самостоятельно.
Создать мини-музей «Русской народной обрядовой куклы».
Необходимо изучать и возрождать традиционные ремесла русского народа. Обучаться, исследовать и попытаться понять тот мир, в котором эти ремесла жили.
Мы создали небольшой мини-музей, в котором собрали уникальные предметы народного быта, это обрядовые куклы и игрушки рубленые топором. Мы представим вам игрушки, которые в старые времена русские мастера резчики рубили топором, и называлась такая работа «топорная».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История игрушек
«Деревянная игрушка - яркая самобытная область народного искусства. "Болвашка", "Тарарушка", "щепной товар", как называли ее раньше, создавалась для забавы детям. Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.
Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов».
2.2. Обрядовые куклы
Такие игрушки делались не на продажу и не ради самореализации мастера. Они делались по нужде: чтобы дети не плакали и имели, чем себя занять. Чтобы помочь в беде, защитить и дать надежду. Это главное содержание русской народной игрушки.
Главным в этих игрушках были те чувства и эмоции, которые резчик вкладывал в свое детище: именно этим она притягивала к себе толпы на ярмарках, когда в руках у мастера на виду у всех из сучковатой веточки или незатейливого полена выходила птичка, коник, чудесная рыбица или какая-то другая фигурка.
2.2.2. Роль деревянной игрушки в быту
Такие игрушки делались не на продажу и не ради самореализации мастера. Они делались по нужде: чтобы дети не плакали и имели, чем себя занять. Чтобы помочь в беде, защитить и дать надежду. Это главное содержание русской народной игрушки.
Главным в этих игрушках были те чувства и эмоции, которые резчик вкладывал в свое детище: именно этим она притягивала к себе толпы на ярмарках, когда в руках у мастера на виду у всех из сучковатой веточки или незатейливого полена выходила птичка, коник, чудесная рыбица или какая-то другая фигурка.
Мастер обычно рубил игрушки на пенёчках, сидя на табурете или на таком же пеньке. Наблюдая за процессом рождения игрушки, дети перенимали не только навыки работы с деревом, топором, но и умение вкладывать душу, заботу, те чувства, которые делали каждое изделие уникальным.
2.2.3. Разновидности деревянной игрушки
Коник, барашек, птичка, трущ с сабелькой, папа с дочкой, мама с сыночком, мышка
2.2.4 Тряпичная русская народная обрядовая кукла
Еще в нашем мини-музее представлена тряпичная русская народная обрядовая кукла. Это простая в изготовлении игрушка, но такая душевная.
Тряпичная кукла, с незапамятных времен, была самой известной и любимой игрушкой русского народа. Она с самого рождения сопровождает человека по жизни.
Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось и несколько десятков.
Первая тряпичная кукла встречала родившегося человека уже в колыбели. Делала её мама, ожидая появления своего ребенка. При рождении их клали в люльку. Подрастая, ребенок начинал играть с этой куколкой, хранящей тепло маминых рук. Такая кукла называлась «младенчик» или «пеленашка».
Куклы были обережные и при изготовлении таких игрушек никогда не пользовались иголками и кожницами, ткань рвали руками, ниточки для поясков перекусывались или прижигались на свече. Куклам не рисовались глаза, нос и рот, так как считалось, что эти куклы как обереги должны быть чистыми и безликими, чтобы оберегать.
Еще для малыша делалась куколка, которая называлась «зайчик на пальчик». В головку этой игрушки заворачивался сухарик. Такую игрушку давали ребенку, когда у него резались зубки, одевая маленькому ее на пальчик.
Такую же куколку и делали маленькому ребенку от 3-х лет, которому нужен был друг, с которым можно было бы поделиться секретами, пожаловаться, поговорить, пошептаться на ушко или просто поиграть. Такая игрушка, когда одевается на пальчик, очень быстро может спрятаться в кулачок к ребенку, так что такую игрушку посторонний взгляд не заметит, а значит и не увидит друга-помощника.
Крутить (с древнего – «делать, мастерить») своих кукол дети начинали с четырех-пяти лет. Сначала самые простые из двух-трех лоскутков. Первые куклы делали с мамой или старшими сестрами, потом и самостоятельно. Делали из самых доступных материалов, прямо во время игры. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился общаться, вести хозяйство, познавал мир.
Так к примеру кукла «Помощница на первую кашу». Девочек учили готовить уже с 7 лет. Мама шила своей дочке к этому возрасту куклу «Помошницу». Она помогала самой варить кашу. А как? Спросите вы. Да очень просто. Это кукла не простая, кукла-мерка. Посади ее рядом с горшочком, она все и покажет. Ведь горшочек будет высотой с куколку. А дальше смотрим: По поясок насыпаем в него крупу, а по шейку наливаем воды и получится у нас хорошая каша! А когда девочка становилась постарше, то могла сшить и одежку для своей подружки-помошницы. Тогда с ней и поиграть можно было.
Для взрослых куклы имели еще и особый смысл. Вплоть до ХХ века кукла сохраняла не только свой исходный вид, но и свое исходное предназначение: должна была способствовать получению богатого урожая, приплода, удачному замужеству, рождению детей, здоровью.
Так к примеру излюбленная кукла русских крестьян была «Крупеничка» или «Зерновушка». Это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Она была главной куклой в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Крестьяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
Делали кукол на здоровье. Такой была кукла «Кубышка-травница». Эта кукла была широко известна в России как целительская.
Чтобы воздух в избе был чистый, или чтобы помочь исцелиться от болезни, изготовляли куклу из душистых и лечебных трав. Подвешивали её там, где воздух застаивался. Могли подвешивать и над колыбелью ребёнка.
Куклу часто брали в руки, мяли, шевелили, и по избе разносился травяной дух, а он отгонял болезни. Траву в куколке меняли примерно раз в год. Кубышка травница – она как заботливая хозяйка в доме, держит в руках мешочки с добром, и всей душой стремится защитить дом и семью от болезней.
О куклах можно много рассказывать, ведь их великое множество. Куклы делятся по временам года - зимние, весенние, летние и осенние. Таких кукол называли «Обрядовые календарные куклы».
Также были «Обрядовые домашние куклы», «Свадебные куклы», «Детские возрастные куклы», «Куклы в целительстве», «Игровые куклы».
2.2.5. Изготовление собственноручно тряпичной куклы – зерновушки
Чтобы сделать куклу - зерновушку своими руками, сначала шьем мешочек для крупы. Берется прямоугольник белой хлопковой или льняной ткани, складывается пополам и прошивается по длинной стороне.
Для этого берется длинная нить (чтобы хватило на прошивку и на завязывание мешочка), один длинный конец (сантиметров 20-30) оставляем с одного края, фиксируем двойным стежком и прошиваем швом «назад иголку», отступив от края 1-1,5см.
Прошив до края, оборачиваем и плотно завязываем нитью один конец получившейся «трубочки».
Выворачиваем получившийся мешочек, наполняем его зерном, оставив сверху место для завязывания, и тщательно уплотняем зерна, постукивая мешочком по столу.
Завязываем мешочек свободным концом нитки, расправляем торчащие края. Теперь приступаем к одежде куклы.
Для нее нужны цветные прямоугольники: тонкой ткани — на нижнюю юбку, плотной — на верхнюю и нарядный фартучек. Также нужен длинный узкий прямоугольник плотной теплой ткани, например шерстяной, для пальто — ведь куколке в нем зимовать придется. Также нужна красивая тесьма, красный треугольник на повойник и цветной треугольник с длинными концами для платка (чтобы можно было обернуть концы и завязать сзади).
Сначала надеваем нижнюю юбку, запахивая сзади, и перевязываем нитью.
Затем надеваем юбку — понёву, краями вперед, оставив между ними небольшое расстояние.
Сверху выворотным способом повязываем фартук и прихватываем его красивым пояском
Дальше берем длинную полоску теплой ткани, туго скручиваем оба конца в рулончики — это будут рукава, и привязываем, как показано на фото:
Теперь повязываем кукле красный платочек – повойник и нарядную тесьму, завязывая их сзади.
И сверху повязываем платок. Наша кукла - зерновушка готова к зимовке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.
Моя работа предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, праздников и обрядов, связанных с куклами, изготовление текстильных кукол и я считаю, что с поставленными задачами я справился. Мною создана кукла - зерновушка, которая впоследствии будет применяться как экспонат переносного школьного мини- музея.
Таким образом, результат моей работы будет применяться в воспитании моих сверстников. Потому что я считаю, без знания традиций и народной культуры нельзя по- настоящему любить Родину.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно- методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 г.
3. Н Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
4. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь 5. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009 г.
6. Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010 г.
7. Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, 2010 г.
8. Яковлева Лариса «Куклы на все времена». Детская литература
9. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
10. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
11. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
12. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
13. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.// И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
14. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
15. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» Электронные (интернет) ресурсы
16.Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
17. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
18.Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
19.Славянская кукла: www.slavakukla.ru
20.Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru
21.Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru
22. Ручная Работа: www.handmade.idvz.ru
23. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
24. Славянские куклы: www.liveinternet.ru
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Три загадки Солнца
Четыре художника. Осень
Стеклянный Человечек
Распускающиеся бумажные цветы на воде